После Кошачьих историй хочу показать вам как я видел эту страну. Наверно,она самая замкнутая страна мира и попасть туда удается немногим. Посещения туристов разрешили только в 1998 г. а мне посчастливилось познакомиться с ней 10 лет раньше - в 1989-ом году по линии обмена между Союзами архитекторов Болгарии и Северной Кореи. Этот репортаж будет вступительным. Увидим основные места, с которыми познакомились, а потом, наверно, будет интересно взглянуть глубже на отдельние темы.

И так, мы троем уже в самолете Аэрофлота рейсом София- Москва. Пересадка на Шереметьево и мы тоже в таком самолете – Ту 154, но уже под корейским флагом. Курс Пхеньян с промежутычными посадками в Омске и Улан –Уде. Полет как полет. Вежливые симпатичные стюардесы, приятная тихая музыка типа Исаака Дунаевского, но на корейском языке.

Около 18 часов вечера 22.09 наконец прибыли в Пхеньян. Прямо у трапа самолета комфортабельный автобус, на котором едем только мы, трое болгар, корейцы пешком отправляються к терминалу. В автобусе опять такая же приятная музыка. Автобус делает пол круг и останавливаеться перед воротами терминала. Двери открываются и симпатичный кореец среднего возраста, в очках

на чистом болгарском языке спрашивает протокольно: „Вы из Болгарии?“ – „ Да“, отвечаем мы. „Добро пожаловать в нашей стране. Меня зовут Баг Чан Йон и буду вашим гидом. Пожалуйста, следуйте за мной“. „А багаж?“- спросили мы. „Он уже в машинах“, сказал Баг и вывел нас из терминала даже без всякого паспортного контроля. „Мы с Вами будем в этой машине“ и посмотрел на черный мерседес, „а товарищи, вместе с моим другом- в той“. Это было вольво.

"Ужин с зам-председателя Союза корейских архитекторов будет в ресторане гостиницы Потонганг, где вас поселим“.

И поселили. Товарищи - в двухместный номер, меня - в просторном двухкомнатном номере, где только ванная была больше 15 кв. м. Баг был из корейских детей - сироты, которые после войны с американцами были направлены в соцстраны, где жили и учились. Он, собственно, закончил высшее образование в моем родном Пловдиве. Таким образом я считал его близким и попросил передать своим начальникам, что меня полностью устроит и обычный номер. Баг посмотрел на меня и сказал „Передам, но врядь ли получиться“. И не получилось. Баг передал мне ответ: „Руководителю делегации положено двухкомнатный номер. Мы хотим, чтобы наши гости чувствовали себя в Кореи как у себя дома“.

Здесь закончу с диалогом. Действительно, они заботились для нас непрерывно, показывали, помогали и только ночи мы проводили без их присуствия. А, и не кушали вместе. Когда я спросил Баг почему мы с ними не садимся за один стол, под секрету он сказал, что их рацион три раза ниже нашего...

Ужин был вежливо - изысканный, рассказали нашу программу на следущие11 дней / не знаю почему ее нам не дали в бумажном виде/. Была предусмотрена только одна встреча с корейскими архитекторами, в день до нашего отправления из Кореи. Мы попросили если можно побольше встреч с коллегами, сказали, что поищут возможность. Потом оказалось, что такую возможность не нашли...

На следующий день после завтрака началась наша программа. Как и можно предполагать, начали знакомство с местечком и родным домом великого вождя товарища Ким Ир Сена. Мы заметили, что никогда потом они не называли его только „товарищ Ким Ир Сен“, а всегда с определением „великий вождь“. О култе к личности вождя стоит поговорить отдельно. Здесь только скажу что его образ, скульптуры, картины, его великие мысли сопровождали нас всегда и везде - и в городах, и на строениях, и в дорогах, и в горах...буквально везде.

И так, крестьянский дом с соломенной крышей в Мангенде, район Пхеньяна, где родилось солнце Кореи. Както что-то не вяжеться - дому почти 100 лет и больше, а выглядит как вчера построенный.

Услышали беседу о жизни и подвигах великого вождя и продолжили к увеселительному парку в этом районе. В чудесно устроенном парке на 60 га расставлены больше 50 атракционов, которые принимают около 100 000 человек в день.

Попробовали некоторые из них. Стоящие в очереди корейцы чинно уступали очередь - все таки иностранцы... 20 милионная Северная Корея принимала тогда всего около 19 тыс. иностранцев в год- меньше 1 иностранца на 1000 жителей от населения. И так было везде...

Горька инерционный железной дороги дала нам порядочную дозу адреналина.

И здесь, в парке , и везде потом впечатляли исключительный порядок, ухоженность, чистота, качество сделанного.

Тоже самое увидели на величественном комплексе идеи чучхе, открыт к 70 летию великого вождя на площади 130 гана берегу реки Тедонганг в Пхеньяне.

Но о нем когда будем говорить о культе к фамилию КИМ.

На горе Тесон находиться Братская могила павшим в борьбе против японцев, чья окупация длилась с 1910 по 1945 г. Почти вся гора покрыта гранитом.

Под бронзовыми бюстами павших руководителей этой борьбы стоят 3 даты- рождения, смерти и вступления в партию.

Здесь всегда много народа и много цветов.

На широких бульварах Пхеньяна почти нет машин. Нет и светофоров. Их заменяют строгие регулировщицы движения, все женщины.

Вечер закончился посещением красочного спектакля в театре Мансуде, вокруг которого расставлен прекрасный скверь с водными эфектами.

Сам интерьер театра отличается пыщностью, самой современной сценической техникой, водными и светлинными каскадами, светящимся потолоком.Размер сцены 200 м2, а высота 40 м.Театр обявлен шедевром чучхейской архитектуры.

Персональ театра, как и все другие, тоже несет над сердцем образ великого вождя. Приподнятые талии у женщин придают стройность фигуре- так считают в Корее.

Всего за два месяца до нашего приезда, в Пхеняне состоялся XIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Впервые фестиваль прошёл в азиатской стране. Фестиваль прошёл под лозунгом «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу». Количество участников — 22 000 человек из 177 стран. Для проведения фестивального шествия был построен крупнейший и на сегодняшний день в мире стадион Первого мая – 150 000 крытых сидячих мест.

Он является место проведения изумительного многотысячного шоу Ариран.

Кроме него были построены еще десяток спортивных залов и несколько сотин зданий жилого и культурного назначения. На их рассмотение был отведен воскресный день.

Более подробно я расскажу вам в отдельном материале. Действительно уникальные сооружения. Большинство из них находятся в микрорайоне Кванбок. Впечатлили не только спортивные сооружения. Жилые здзания на 25 000 семей / квартиры 3 – 4 – 4 комнатные/ сделаны тоже очень добротно, с хорошей архитектурой.

Их разбитые гармоничные объемы оформляют главный проспект микрорайона Чхончхун.

Интересно смотрится новый цырк. Пять объемов образуют интересную композицию. Вместимость зала 3 500 человек.

Ошаломляет и Дворец учеников.

В главном зале на 2000 мест посмотрели удивительно красочный спектакль.

А вечерь завершился в старом цирке, где мастерство выступающих как бы превзошло все физические законы. Отсуствовала дресировка, но, как известно, на востоке считают ее насилием над животными, зато нет этого жанра в восточном цырке.

В понедельник посетили этнографический музей и художественную галлерею /кстати, в ней было и масштабное полотно, на котором изображено как 9 –ти летний великий вождь с пистолетом в руке ведет народ на борьбу с японскими захватчиками/ .

Потом отправились к Заподноморскому шлюзу в г. Нампо в 80 км от Пхеньяна. Снова впечатляющее сооружение, благодаря которому река Тедонган стала судоходной. И о нем будет отдельный репортаж. Здесь скaжу только, что длина сооружения 8 км, имеет 3 шлюза, пропускает и 100 000 т плавательные судна, на строителстве ушло 4 года и стоит 4 миллиарда доллара США.

Вечером спальным поездом отправились на восток, к городу Вонсан – крупный портовый и индустриальный город, недалеко от которого находиться и масив Алмазных гор- Кънгамсан.

По пути к нему видели чудесные песчанные берега японсого моря которые ограждены колючей проволокой электмическим током- „чтобы не пропустить японские диверсанты“, было нам сказано.

Сама гора Кънгамсан имеет площадь 400 км2 и изумляет своими 12 000 вершинами. Находится под защитой ЮНЕСКО.

В ресторане на озере Самиль вновь увидели немецкую девчонку Анико, с которой познакомились в Дворце учеников в Пхеньяне. Не удивительно. Для иностранцев в Кореи есть разработанный единный маршрут и такие встречи вполне возможны

В четверг были снова в Пхеньяне. Рассмотрели корейскую Думу – очень представительное здание на строительстве которого ушло всего 1,5 года.

Изумительные интерьеры, самая современная техника, уникальные произведения художественного и прикладного искусства.

Наверно, стоит и ему посвятить отдельный пост.

В пятницу были гости Дворца учебы- библиотека, где хранятся больше 2 млн книг,

рассмотрели 2 станции пекинского метро

а потом были на стройке самой высокой в свое время гостиницы Рюген - 105 этажей, 330 м высота

Подробности узнаете в отдельном репортаже.

В субботу отправились в горы Мьохян или Запах чудесной красоты. Устроили нас в гостиницей с восточной архитектурой,

рассмотрели сумасшедше красивые подарки великого вождя от стран всего мира, находившиеся в в красивых зданиях выставки Дружбы между народами,

посетили будистский центр,

сделали поход в горе и любовались раскошными осенними красками.

Так приятно прошли два дня.

И наконец – то , 2 октьября, за день до нашего отъезда, в Дворце культуры состоялась наша встреча с коллегами. В раскошном зале мы говорили о традиционной и современной болгарской архитектуре, о сроительных системах и технологиях в жилищном строительстве, показали почти тысячи слайдов и надеялись на дискусии. К сожалению, приглашенные организаторами всего 9 /девять??!!/ человек не задали ни одного вопроса...

Торжественный прощальный ужин устроил нам председатель Союза корейских архитекторов и одновременно председатель Комитета по строительству Кореи. Хозяин выразил свои самые хорошие впечатления от архитектуры Болгарии, спросил как мы оцениваем то, что видели. Разговор был приятным, но чувство протокола было и здесь, как почти везде, где мы были.

Вот такой быстрый экскурс предложил вам в этом посте.

Увидели красивую страну, доброжелательных людей, величайшие постижения в стоительстве, в науке, пыщные представительные здания и одновременно полная замкнутость, почти нищенский уровень жизни простых людей, обожествление „великого вождя“ и его сына - „любимого руководителя“ звали его до смерти отца, а потом „великого руководителя“. Как зовут сейчас его внука надо посмотреть... Приходили мысли о дворцах и храмах египетских фараонов и рабской жизни тех, кто их строил...

Но об этом еще предстоит говорить и смотреть.