Так получилось, что супер фотодень 27-го сменился на два дня с минимальным количеством фотографий и максимальным количества экстрима

28.07. Утро было еще более туманным, чем вечер. Облака сели на перевал довольно плотно. Всю ночь шел снег. Дима принял решение спускаться. Хотя куда спускаться видно относительно, т.е. не видно вообще. Но, уповая на его опыт стали собирать палатки. Разошлись на связки. Мне досталась третья, замыкающая – Алексей, Юля и Петр.

Дима более чем уверено нашел проход между трещинами, и мы довольно быстро спустились на плато ледника Менсу к местам нашей ночевки на подходах к перевалу ББС. Правда, в отличии от того дня солнцем и не пахло. Зато «пахло» сильным ветром, таким сильным, что периодически он путал ноги, пытаясь отправить вышерасположенное тело в снег. Но мы как-то обошлись без этого.

Вид на долину ледника Менсу

С плато начался трехсот метровый подъем к перевалу. Тут меня снова стали тормозить ноги. Однако мы держали поднимающиеся связки на перевал Делоне на виду.

Сзади виден открывшийся перевал ББС

Нас догнала тройка ребят, которые пытались подняться на Белуху, но не попали в окно.  Один из них третий год пытался подняться и каждый раз погода не позволяла это сделать.

На перевале была очередь на спуск.

Не смотря на то, что Дима провесил вторую веревку, скорость спуска была низкой. Тем более, что вторая веревка не доставала до низа, т.е. до места на котором можно было, отстегнувшись от веревки, топать ножками без страховки. У ребят (обогнавших нас) была одна веревка. Один из них, пытаясь передать веревку, зацепился кошками и начал скользить вниз. Честно промелькнула мысль, что все…, но стоявший ниже каким-то чудом успел схватить его за руку. В общем, парень родился в рубашке и 28-е июля может смело праздновать как второй день рождения. По рации Дима дал команду, спускаться и вешать веревку мне. Тем более, что Володя был занят пристегиванием моих коллег к основной веревке. Глядя на то, как это делали некоторые из них, было немного не по себе. Ведь на перестежках а их было четыре (по моему) помощи не было никакой. А неправильное пристегивание к веревке могло быть фатальным. Трезво понимая, что помочь всем не возможно, я взял веревку и поехал вниз. К этому времени погода разгулялась по полной, пошел мокрый снег. Я с удовольствием проехался по веревкам до низу и, завязав на ледобуре еще одну веревку,  быстро спустился ниже бергшрунда (подгорной трещины).

Правда, совсем не подумав при этом, что конец предпоследней веревки был закреплен Димой з далековато от основной и снимающему веревки придется достаточно поморочится, что бы до них добраться. Что потом и испытал на себе Володя. Но как всегда - «хорошая мысля приходит опосля». Тем более, что сверху меня уже подгонял следующий спускающийся.

Почти селфи  (Женя)

Внизу собрал ряд дубеющих на ветру под снегом коллег и увел вниз в хижину. Женя сопротивлялась, ожидая Володю. Но мой аргумент, что лучше она его встретит в виде живой девушки в хижине КСС, чем замерзшим столбиком на леднике, действие возымел и она ушла с нами.  Снег не прекращался, да и ветер тоже. Спустя полтора  часа подошла и остальная группа. Володя справедливо высказал мне все, что думал по поводу точки закрепления последней веревки, хотя сие заслужил не только я. Я закрепил ее там, где Дима крепил конец предпоследней. В хижине было не большое столпотворение. «Теремком» она не была, но близка к тому была. Сверху с крыши капало. До нас в спустилась группа из 9-ти человек, которые вполне обосновано претендовали на хижину. Часть группы предложила спускаться до озера. Честно, идея мне понравилась слабо. По такому снегу, по море  и ветру идти совсем не хотелось. Да и времени уже было около трех часов дня. Дима мягко говоря отморозился от решения. Предложив действовать на свое усмотрение. В итоге пять человек (в основном молодежь) ушли вниз. Хотя с моей точки зрения вниз должны были идти либо все, либо никто – т.к. путь по мокрым моренам совсем не асфальт (но как говорили в одной миниатюре – НО ОБ ЭТОМ ПОТОМ). Но мой глас остался вопиющим в пустыне. Дима, Эдик, Таня и  Петр попытались поставить палатку, но ветер сносил все. В хижине начался не совсем здоровый спор, который закончил я, одной  фразой – "Неужели мы не найдем нормального решения?" Решение естественно нашлось. Все разместились. Кто на полу, кто на полатях.   Сначала с крыши капало, если не сказать, что текло. Пришлось прикрываться   от воды накидками от дождя. Потом все подмерзло и капать перестало. На том мы и погрузились в сон.

29.07. Утро было не лучше вечера. Тот же снег и тот же ветер.

Ледник Арбуз 25 июля и

29-го - Почувствуйте разницу

Быстро собравшись. Я увел с собой Юлю и Петра. К нам присоединились Володя с Женей. Глядя на погоду, я убрал фотоаппарат в рюкзак, оставив в кармане куртки видеокамеру (http://my.mail.ru/mail/b_m_y/video/51/426.html ) . Так что фотографий в это день получилось еще меньше, чем в предыдущий: две – первая и последняя. Спускаться начали по морене, т.к. нужно было обойти зону трещин в районе ледопада. Володя шел впереди, я замыкал. Мы практически обошли ледопад, кода внизу на леднике увидели догоняющую нас остальную пятерку. Диме было виднее – ледник он знал намного лучше меня. И поэтому несся в метрах пятидесяти семидесяти впереди остальных. Мы вышли на их «тропу» практически сразу. И тут … И тут на относительно гладком снежно-ледовом склоне оступилась Таня и осталась лежать, хотя проехала по снегу она чуть чуть-чуть. Подскочив к ней, я увидел неестественно повернутую ногу. В общем, все было более чем очевидно – перелом. Вернулся Дима и занялся своей основной специальностью – он длительное время работал врачом в сборной СССР по горным лыжам (кстати, заканчивал он Симферопольский медин). Ребята стали ставить палатку. Дима предложил Володе спускаться вниз за спасателями. Задал вопрос о втором сопровождающем. Честно оценив свои возможности по оказанию помощи и транспортировке я вызвался быть вторым. С нами ушли Юля и Женя, которые тоже мало чем могли помочь. Поскольку я в этом районе был третий раз, а Володя первый, то повел группу я. Правильно ли мы сделали, забрав Юлю и Женю или нет – большой вопрос. Без них мы бы спустились быстрее, но с ними были бы проблемы у оставшихся. Я старался идти без остановок, но когда вышли на морену  - тут пришлось давать девочкам отдыхать. Володя предложил спуститься вниз к леднику – мол, там тропа. Но к счастью на больших камнях через сто-двести метров стояли маленькие камни -  метки, выводившие на тропу ниже морены. Я предложил Володе идти одному по меткам, а я доведу девушек. Но он сказал, что он по морене быстро идти не сможет. Тогда я предложил идти ему с девушками за мной по турикам, а я пойду как умею, не дожидаясь их. Благо через 200 метров я вышел на нормальную тропу. Показав им куда идти, я побежал вниз. Погода не баловала. Периодически срывался снег.  Возле тропы под снегом стояли цветы. Не удержался и снял видеокамерой эдельвейсы в летнем снегу. Более фотосъемками не занимался. Хотя короткие видеосюжеты "хватал" по ходу передышек

Ветер был слабее, чем наверху, но его хватало.  Где-то через час я добрался до озера. В начале озера встретилась девушка совершавшая пробежку. Попросил ее забежать в спасслужбу и сообщить о ЧП. Минут через двадцать я добрался до места нашей стоянки, где  встретил всю убежавшую за день до этого вниз пятерку –  к счастью они спустились без особых приключений. Оставив рюкзак я пошел к спасателям, где  дополнил информацию о ЧП – есть ли у пострадавшей страховка, характер травмы, место нахождение группы и т.д. В общем, только получив полную информацию они стали собирать спасотряд. Я вымотался под нуль и наверх уже не пошел. Через час с хвостиком пришел Володя с девушками. Спасатели ушли наверх. Я остался ждать в лагере. Все остальное узнал уже по рассказам участников - (видео Эдика о путешествии снятое камерой Go Pro  в том числе и ЧП с транспортировкой Тани http://ok.ru/video/23804840542 ) Тройка, спускавшаяся с нами с Делоне,  встретилась с ребятами. Смотались в хижину, взяли там акью и начали спуск самостоятельно. Как сказала потом Таня – "меня в жизни столько мужиков на руках не носили". Ребятам пришлось очень не сладко. Особенно спуск по морене. Честно, я с трудом представляю Как ее там несли, в этом нагромождении камней, где и одному пройти бывают проблемы. Но все хорошо, что хорошо кончается и к вечеру она была уже в лагере у озера. От моста ее уже транспортировали наши ребята.

Ну, а фотоаппарат "ожил только в конце дня

Так и закончился этот день.