Ярославль - это не только  красивый город с привлекательными набережными Волги и Которосли, с великолепными Храмами и церквями, это еще город с прекрасными богатыми музеями. И в каждый свой приезд я стараюсь побывать в каком-нибудь музее, ведь интересно узнать и увидеть что-то новое. Сегодня хочу поделиться с вами таким увиденным, познакомить вас с Ярославским Художественным музеем и одним из его филиалов - Музеем зарубежного искусства.

Здание Ярославского Художественного музея является памятником архитектуры XIX века. Музей расположен на красивейшей Волжской набережной, любимейшем променаде и месте культурного отдыха ярославцев и гостей города.

В первой своей публикации о Ярославле я вам показывала парк со скульптурами у  этого Художественного музея, а теперь заглянем внутрь. Двери этого музея я впервые открыла 26 июня, в воскресный день, как в стихотворении Сергея Михалкова "Я поведу тебя в музей..."  - там тоже был воскресный день. Ну что ж, открываем массивную дверь с ручками-грифонами и  получим ни с чем не сравнимое удовольствие от соприкосновения с подлинным искусством. Надеюсь, вы не против.

В те дни ( а именно, с 16 апреля по 18 сентября 2022) в музее экспонировалась выставка "Передвижники. Избранное".

Экспозиция выставки занимала весь третий этаж Ярославского художественного музея, где было представлено 64 произведения живописного искусства из собрания трёх музеев Ярославской области (Ростовского, Рыбинского и Ярославского) и частной московской коллекции А. Н. Жилина.

В конце XIX - начале XX веков эти картины экспонировались на выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). ТПХВ создавалось не только в пику Академии художеств, но и как коммерческий проект, а также с просветительскими целями провинций Империи. Новому времени требовалось новое искусство!
Среди них - работы как признанных мастеров И. Н. Крамского, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Владимира Маковского, Василия Поленова , Аполлинария Васнецова (младшего Васнецова), так и менее известных художников.

Заглавная работа, вынесенная на афишу выставки - это "Девочка с курицей" Кирилла Лемоха. Лемох стоял у истоков организации, плюс распространение жанровых сценок, особенно из простой крестьянской жизни, жизни городского люда - как раз то, что двинули передвижники в противовес тяжёлому жанру академии, будь то исторические или религиозные сюжеты.

Киселёв Александр Александрович "Деревушка" 1887

Маковский Владимир Егорович "Мастерская художника" 1895

"Увлеклись" Владимир Маковский

Крамской Иван Николаевич "Портрет Императрицы Марии Фёдоровны 1881
Крамского можно назвать отцом-основателем ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок).

"Гитарист" Владимира Маковского

"Лесничий (охотник)" Владимир Маковский

"Приятели" Владимир Маковский

"Девичник" Владимир Маковский

Маковский Владимир Егорович "Канцелярия 40-х годов" 1908

Василий Максимов "У своей полосы"

Василий Максимов "Кто там?" 1879

Ярошенко Николай Александрович "Портрет девушки в красном шарфе"

Касаткин Николай Алексеевич "Женился" 1894

"За лошадьми"  Иван Творожников

Николай Пимоненко "Последний луч"

Поленов Василий Дмитриевич "Близ Рима" 1896

Архипов Абрам Ефимович "Отдых. Девочка арфистка"1894

Лебедев Клавдий Васильевич "Приятели" (Шут и гусляр) 1908

Клавдий Лебедев "Юродивый и плачущая женщина" или "Юродивый с поднятой рукой"

Архип Куинджи "Степь. Нива" 1875

Дубовской Николай Никанорович "Церковь Василия Блаженного" 1916-1917

Корин Алексей Михайлович "Под солнцем" 1912

Виктор Зарубин "Малороссия. После грозы"

"Утро в Крыму" Зайцев Матвей Маркович 1908

Бронников Фёдор Андреевич "Девочка итальянка" (Девочка с корзинкой цветов) 1887

Гун Карл Фёдорович "Счастливая мать" 1875

Антипов Пётр Антипович "Детвора" 1902

Боголюбов Алексей Петрович "Трепор. Нагорный вид"

Пожалуй, пора остановиться. Все картины показать невозможно, да и ни к чему . Пройдемся немного, ведь на улице лето.  На улице растут пионы - тоже просятся на холст. 

А это Набережная Которосли. В черте города такие природные пейзажи открываются, что хочется тоже их на холсте изобразить, жаль, я не художник. 

Но долго гулять не будем. В самом начале я вам обещала показать еще Музей зарубежного искусства (филиал Ярославского Художественного музея). Это уже его дворик.

Музей зарубежного искусства расположен в двухэтажном особняке на Советской площади, построенном в 1816 году. Здание является ярким образцом городской жилой постройки, характерной для Ярославля XIX века, в стиле зрелого классицизма. Особняк был передан Ярославскому художественному музею в декабре 2010 года, с 2011 по 2013 год находился на реставрации. В мае 2014 года состоялась церемония официального открытия Музея зарубежного искусства.
Экспозиция музея включает живопись, графику, скульптуру, мебель, декоративно-прикладное искусство, охватывает период с XVI по начало XX века и представляет искусство Нидерландов, Италии, Франции, Германии, стран Востока.

Впервые экспонируются работы известных европейских мастеров XVI–XX веков, среди которых Ренье Меган, Давид Тенирс Младший, Джованни Франческо Барбьери, Жозеф-Сиффед Дюплесси. Зал Востока представляет комплекс японской гравюры «укие-э» эпохи Эдо (1603–1864) и бытовые предметы Японии XVIII–ХIХ веков. (Восточную выставку покажу в следующий раз.) А пока предлагаю посмотреть следующие произведения искусства.
Начинаем экскурсию с портретного зала.

Шандор Козина. Венгрия. Портрет Сусанны Александровны Соймоновой. Около 1838

Шандор Козина. Портрет подполковника Александра Николаевича Соймонова (1787-1856) Москва. Начало 1840-х годов

Шандор Козина. Венгрия. Портрет Марии Александровны Соймоновой. Начало 1840-х годов

Козина Шандор. Портрет князя Михаила Федоровича Голицына. Начало 1840-х

Шандор Козина. Портрет княгини Луизы Трофимовны Голицыной. Начало 1840-х годов

Балтазар Иоганн Франкарт. Портрет баронессы Елены (Алионы) Васильевны Строгановой. Конец 1730-х годов

Балтазар Иоганн Франкарт. Портрет Александра Григорьевича Строганова

Балтазар Иоганн Франкарт. Портрет графини Марфы Ивановны Остерман. 1738

Балтазар Иоганн Франкарт. Портрет графа Ивана Андреевича Остермана. 1738

Балтазар Иоганн Франкарт. Портрет графа Фёдора Андреевича Остермана. 1738

Фридрих (Фёдор Фёдорович) Кюнель. Портрет Генерала-аншефа князя Юрия Владимировича Долгорукова 1800-е

Фридрих (Фёдор Фёдорович) Кюнель. Портрет неизвестной из рода Глебовых-Стрешневых. 1810

Карл Иоганн Лаш. Портрет княгини Екатерины Львовны Вяземской. 1851

Шарль Луи Люсьен Мюллер Париж. Портрет графини Марии Ивановны Чернышевой-Кругликовой. 1861

Луи Станислав Февр-Дюффе. Портрет княгини Софьи Александровны Шаховской. 1858

Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет князя Григория Григорьевича Гагарина. 1858

Франц Ксавер. Винтерхальтер Портрет Светлейшего князя Льва Александровича Чернышева. 1868

Анивантер. Голгофа. 1880-1890-е

Йорис Ван Сон. Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами 1658-1659

Александр ван Бредаль. Уличный шарлатан на римской площади. Конец XVII – начало XVIII века

Кабинет – варгуэньо. Приблизительно 17 век

Двери двустворчатые. Вторая половина 19 века

Адольфо Баччи. Капуцин, кормящий кошку. 1880 – 1890-е годы

Анна-Розали Фийёль. Портрет Бенжамина Франклина (который изображен на 100-долларовой купюре). 1778-1779

Януарий Суходольский. Портрет Адама Пересвит-Солтана. 1835

Пьер-Александь Вилль (Вилле). Дама с письмом. Огорчительные новости. 1776

Неизвестный художник. Портрет императрицы Марии Фёдоровны в траурном платье. Первая треть 19 века

Неизвестный художник. Франция. Похищение Европы. Вторая половина 18 века

Фридрих Вильгельм Фрейданк. Цветы в граненой хрустальной вазе. Конец 1820-х годов

Голуби Плиния. Вторая половина XIX века

Фердинандо Вичи. Мать и дитя. Конец 19 века

Адольфо Киприани. Женский бюст с лилией. 1890-е

Луиджи Пампалони. Самуил в молитве. 19 век

Шкаф-бюро 17-18 века

Неизвестный автор. Часы каминные в готическом стиле. Конец 19 века

Неизвестный автор. Ваза с изображением купальщиц, роз, с рельефными цветами и листьями вьюна 1880-1890

Шкаф эпохи Генриха Второго. Вторая половина 16 века

В Музее зарубежного искусства я  посмотрела еще несколько выставок. Но не буду утомлять вас количеством фото. Необъятного не объять.  

А заканчиваю фотографией одного  из главнейших Храмов Ярославля - Храм Илии Пророка. Внутреннее убранство его показывала в прошлый раз. Все основные музеи города находятся в пешей доступности от этого Храма. 

На этом прощаюсь. До новых встреч и новых путешествий.