После дестиллерии розового масла в Тарничени наш автобус идет до Шипки — перевала, вершины и одноименного городка. В могучем силуэте Балканских гор перед нами золотыми крупинками сияют золоченые купола храма-памятника недалеко от города. 

В этот раз не будем останавливаться на нем — мы посетили его всего год назад,но все таки хочу показать его великолепие несколькими фотографиями. 

Дорога петляет по крутым склонам и все больше открывает долину между Старой планиной и Средней горой. 

Останавливаемся у подножия величественного монумента и начинаем восхождение к нему по 894 ступеням.

Идея монумента в память о подвиге болгарских добровольцев и русских воинов в величественной Шипкинской эпопее летом 1877 года родилась сразу после Освобождения. Однако решение о строительстве памятника было принято спустя 40 лет - в 1920 году Обществом добровольцев.

После двух анонимных конкурсов был одобрен проект скульптора Александра Андреева и архитектора Атанаса Донкова.

По предварительному плану памятник должен был быть установлен на Орлином Гнезде, месте самых тяжелых и ожесточенных боев за Шипкинский перевал. Для того, чтобы сохранить скалы Орлиного Гнезда как историческую святыню, была выбрана соседняя высота - пик Шипка, затем Никольская, которая возвышается над перевалом и видна издалека со всех сторон.

Первый камень памятника был заложен 24 августа 1922 года — во время празднования 45-летия героической обороны Шипки.

Через четыре года началось строительство. Лес, стальные балки, цемент и железо доставлялись на станцию Казанлык поездом. Оттуда до поселка Шипка - на грузовиках, а наверх - на волах или лошадях по старой крутой и разрушенной дороге.

Песок со русла реки Тунджи перевозили на машинах в деревню Шипка и оттуда, набитые в мешки или газовые ящики, на лошадях и мулах поднимались на вершину. Строительство выполнено из местного голубоватого камня - доломита.

Всего для возведения памятника, по примерным подсчетам, было выполнено более 5000 кубометров каменной кладки и бетонного и железобетонного заполнения.

По первоначальному замыслу бронзовый лев имеет длину 8 м и высоту 4 м, вес около 12 тонн. и собранный из 53 отдельных частей, должен был быть установлен на вершине памятника. По одной из версий, лев был сбит на уступе над главным входом в памятник из-за протестов соседей из Румынии, Турции, Греции и Сербии. Соседи не хотели, чтобы грозный лев оказался лицом к их границам, и в конце концов он оказался лицом на восток, откуда, собственно, и пришли освободители.

Величественный памятник выполнил мастер Пеньо Атанасов-Бомбето из села Дральфа Тырговиштского района. Легендарный плотник сумел собрать мастеров, создал невероятную организацию работы, и летом 1929 года каменная башня была завершена основно.

Официальное открытие Монумента Свободы состоялось 26 августа 1934 года. Тысячи людей стекались со всей Болгарии. Здесь были живы ветераны-добровольцы, царь Борис III, почти все правительство. А мастера Пеньо Бомбето - человека, воздвигнувшего памятник, нет даже в длинном списке награжденных...

31,5 м — высота 7-этажного памятника Шипке. На первом этаже находится мраморный саркофаг, в котором покоятся останки героев, павших в бою. Скульптурные фигуры русского солдата и болгарского добровольца стоят на вечном карауле в центральной нише в почетном молчании перед памятью погибших. На втором этаже находится скульптурная фигура «Победа», на остальных этажах — музейная экспозиция, в которой собрано все, что связано с героическими защитниками Шипки — оружие, вещи, фотографии, картины, ордена, медали, увековечивающие подвиг участников во время битвы при Шипке, в которой летом 1877 года произошли решающие сражения для русско-турецкой войны и освобождения Болгарии.

Шипкинский отряд численностью 7500 человек под командованием генерал-майора Николая Столетова — Болгарское ополчение, XXXVI Орловский пехотный полк и XXXV Брянский пехотный полк — дал отпор 27-тысячной регулярной турецкой османской армии под командованием Сулеймана-паши...

Шипка является памятником-символом Болгарии и самым посещаемом болгарским местом 3 марта каждого года.