Мы отправляемся в путь в знаменитую Тулу-Толлан, бывшую столицу тольтеков, ныне археологический комплекс, что находится приблизительно в 70 км от Мехико в штате Идальго.

   (Временные рамки существования тольтеков: с IX -X века по XII н.э. )

   О древнем народе, тольтеках, когда-то населявших Мезоамерику, слышали все. Немалую долю загадочности внес дон Хуан – герой известной книги Карлоса Кастанеды. Он представил тольтеков как сильных духом и телом, непобедимых и безупречных воинов – носителей эзотерических знаний, да еще и овеянных ореолом высокого романтизма.

   Нужно сказать, что все сведения о тольтеках были получены только из данных археологии и из устных преданий ацтеков - последователей тольтеков. Предания и легенды успели записать просвещенные испанские монахи, пришедшие на землю Мексики вместе с завоевателями–конкистадорами лишь в XIV веке.

   Поиск знаменитой столицы тольтеков Тулы –Толлана длился очень долго. Дело в том, что в Центральной Мексике было несколько других городов, известных как Толлан. К примеру, «под подозрение» попал Толлан-Чололлан, маленький городок, известный сегодня под названием Чолула в штате Пуэбла, и где, кстати, находится самая древняя пирамида Мексики в три раза превышающая объем египетской пирамиды Хеопса... Рассматривались также версии с тольтекским городом Шочикалько в штате Морелос, город Чичен-Ица в Юкатане и др.

   Первым, кому пришло в голову сопоставить название небольшого пыльного городка Тула-де-Альенде в штате Идальго с легендарной столицей тольтеков, был французский археолог Дезире Шарне. (Кстати, он же обнаружил и Пирамиду Солнца в Теотиуакане). Помог ему в этом случай. Мексиканский мальчишка, копаясь в земле, нашел старый керамический горшок с 15 кг золота. Ушлые люди быстро выменяли его за несколько медяков. Но эпизод попал в газету, и Шарне принял его к сведению. Раскапывая один из холмов, он наткнулся на базальтовые ступни огромных статуй и фрагменты изображения каменной змеи.

 

( фото из интернета)

   Им были также обнаружены несколько помещений, стены которых были украшены фресками, с колоннами, скамьями. Шарне поспешил сообщить, что легендарный Толлан найден! Но... К французам у мексиканцев сложилось вполне понятное неприязненное отношение. Правительство Мексики в 1861 году попросило отсрочить выплату долговых платежей сроком на два года. Однако у Франции были другие виды на Мексику. Сея смерть и разрушения, Франция с боями оккупировала на несколько лет Мексику. А такое не забывается... Находки француза Шарне были дружно проигнорированы мексиканским научным обществом.

   Тема оказалась закрытой почти на сто лет. К ней вернулись лишь в 1930-х годах. Благодаря поискам мексиканского ученого Хименеса Морено, который тщательно изучил уцелевшие архивные материалы, географическое местоположение столицы было определено. И оказалось, что Дезире Шарне был прав. Тольтекская столица оказалась там, где он ее и предсказал. Приблизительно так выглядело то местечко, о котором идет речь.

   Позднее, в 1940 году археолог Хорхе Акоста возле деревни Тула-де-Альенде обнаружил руины бывшего города Толлан, ныне называемого Тулой, подтвердив результат поиска Х. Морено и Д. Шарне.

   С 1970 года стали проводиться систематические раскопки погибшего города. И померкли легенды, когда обнажилась истина, которая, как известно, всего дороже. Однако, появились новые интересные артефакты, новые открытия, некоторые из которых поставили в тупик исследователей. 

   Следует признаться, что современные археологи оказались последними, кого интересовали культурные достижения тольтеков. А первыми приступили к «раскопкам» Тулы ацтеки. После их «работы» на долю современных исследователей практически ничего не осталось.

   Немного об исторической обстановке, которая сложилась в Мезоамерике после заката великого города Теотиуакана с его великими пирамидами Солнца и Луны.

https://mirvokrugnas.com/2217751749534156900/meksika-drevnij-gorod-teotiuakan-piramidy-solntsa-luny-i-pernatogo-zmeya-ketsalkoatlya

   Никогда больше подобная форма социальной организации в этом регионе не возрождалась. Наступили смутные времена. "Павший Теотиуакан, — писал британский историк Найджел Дэвис, — как и Рим за 300 лет до того, оставил после себя дезорганизованное пространство, где уцелевшие города походили на планеты, вращающиеся вокруг потухшего солнца". Наступила эпоха разрозненных мелких племенных государств, которые вступили в отчаянную борьбу друг с другом за выживание.

   Кочевые варварские племена в IX веке волна за волной надвигались из северных холодных пустынь на теплые и плодородные долины юга в поисках лучшей доли. Их называли «чичимеками», обидным прозвищем, которое в свободном переводе звучит как «люди-собаки», очевидно, за те нравы, что господствовали в данных племенах. Среди них были тольтеки. Они были последними из великих предшественников ацтеков.

   А последними среди чичимеков оказались ацтеки – полуцивилизованное племя, «народ, чьего лица никто не знает», пришедшими в те края лишь в XIV веке. Ацтеки чрезвычайно болезненно отнеслись к причислению их к категории безродных и «понаехавших тут»... И принялись горячо и быстро переписывать историю своего племени. В качестве их выдающихся предков решено привлечь тольтеков.

   Ацтеки, стремившиеся облагородить свою историю и придать значимость и блеск своему народу, не только объявили себя преемниками тольтеков, но и решили использовать их памятники при постройке Теночтитлана. И начались раскопки Тулы и других тольтекских городов. Добытыми артефактами ацтеки принялись украшать свою столицу Теночтитлан, внеся тем самым неразбериху в принадлежности артефактов к тем или иным народам. Срочно создавались и легенды, и восторженные мифы.

   Так описывает великолепие Тулы испанский хронист Бернардино де Саагун со слов уцелевших в Конкисте ацтеков: «И были столь любознательными эти тольтеки, что знали все механические приспособления, и не было им равных во всем — живописи, скульптуре, работе с деревом, каменной кладке, ткачестве, вышивке, изготовлении перьевых уборов. Благодаря собственному уму они научились находить, добывать драгоценные камни, распознавать их качества. Они находили золото, серебро, медь и свинец, и олово и изготовляли украшения из этих металлов. Тольтеки были большими знатоками астрологии.Они знали счет и из дней и ночей складывали периоды и года. У них был месяц из двадцати дней, которые обозначались знаками. И они знали, какие дни были плохими, а какие — хорошими.Они изобрели искусство объяснения сновидений и были столь мудры, что разбирались в звездах на небесах, обозначали их своими названиями, знали об их влияниях и ведали движения звездного неба...»

   Устные предания описывают тольтеков как людей высокого роста — «выше, чем теперь» — и очень выносливых: «те, которые могли бежать без устали целый день».

   Жизнь в Туле описывалась как некий земной рай: «А еще говорят, что он был очень богатым и имел все необходимое из еды и питья, что кукурузы было в изобилии, тыквы были такими огромными, что с трудом можно было обхватить их руками. Кукурузные початки были такими большими, что их носили только охапками. Стебли петушьего гребешка были такими длинными и толстыми, что на них взбирались, как на деревья, а хлопок сеяли и убирали всех цветов — красный, желтый, пунцовый и фиолетовый, белесый, зеленый, синий и черноватый, бурый, оранжевый и рыжий, и все эти цвета были натуральными, они так и росли. A еще говорят, что в этом городе Туле разводили много разнообразных птиц с великолепными перьями различных цветов, и других птиц, которые пели сладко и нежно. A еще у этого Keцалькоатля были все богатства мира — золото, серебро, изумруды и другие драгоценности. У него в изобилии произрастало какао различных цветов. Подданные этого Кецалькоатля были очень богатыми и ни в чем не знали недостатка, не было голода, а кукурузы было так много, что маленькие початки не ели, а использовали вместо дров, когда топили бани». ( В отрывке речь идет не о божестве Кецалькоатле – Пернатом Змее, а о последнем правителе тольтеков, взявшим себе имя бога.)

   Ацтеки считали себя полноправными наследниками былой славы Тулы, поэтому не заморачивались с вывозом в Теночтитлан ее скульптур, фризов и других архитектурных элементов для украшения своей столицы.

  В довершении всего, ацтеки обосновались и в Туле, воздвигнув собственные дома поверх руин древних сооружений. Сегодня так выглядят окрестности возле археологического комплекса Тула.





   При раскопках стало понятно, что руины Тулы никак не соответствуют тому величию, которое приписывали им легенды ацтеков. Например, несмотря на то, что Тула был самым важным центральномексиканским городом раннего постклассического периода, он выглядит карликом в сравнении со своим предшественником, гигантским городом Теотиуаканом, а также его наследником, Теночтитланом, столицы ацтекской империи – оба этих города населяло не менее 200 тысяч человек. К тому же ученые доказали, что изобретателями календарей, развитой системы знаний по астрономии, математических знаний, иероглифического письма были самые ранние цивилизации древней Америки, но никак не тольтеки, с которыми их разделяли тысячелетия...

   Тула не достигла ни по размерам, ни по численности Теотиуакана и будущего Теночтитлана. Но для своего времени она была самым великим городом Центральной Мексики, ранним постклассическим городом, расцвет которого приходится на 900-1150 гг. На пике своего могущества городская часть Тулы занимала площадь равную 16 км(где проживало, вероятно, 50 - 60 тыс. человек). Ближайшие, контролируемые городом на севере и западе районы, занимали 13000 км2, а сфера его влияния простиралась далеко за пределы данного региона.

   Название города Толлан (Тула) на языке науатль означает «среди тростников» или «место тростников». Правда, некоторые исследователи настаивают на другом переводе: «место населенное».

   То, что осталось от древнего города, находится в штате Идальго, в 70 км к северу от Мехико, в долине реки Тула. Этот район находится на высоте от 2000 до 2200 метров над уровнем моря, с полузасушливым климатом.

   В то время Тула была плодородной областью вблизи обсидиановых рудников и на важном торговом пути. Его экономической основой было сельское хозяйство, добыча и производство обсидиана. Судя по всему, этим ремеслом занималась примерно половина жителей, наряду с обработкой известняковых отложений для производства штукатурки и керамики. Известковые отложения в этом районе, вероятно, были важным источником штукатурки, используемой в строительстве. Были найдены предметы, подтверждающие торговые связи Тулы с восточной Мезоамерикой, Гватемалой и Коста-Рикой. Предметом бартерного обмена был, по-видимому, обсидиан.

   Общество состояло из правящего элитного класса, класса ремесленников, купеческого класса и большого числа сельскохозяйственных рабочих, которые культивировали посадки перца чили, амаранта, тыквы, кукурузы и бобов, плодов кактуса и хлопка. Одомашнены были индейки и собаки. Орошаемая кукуруза была самой важной культурой.

   У тольтеков существовала разветвленная сеть оросительных каналов и чинамп-плавучих огородов, что позволяло им получать довольно высокие урожаи.

   Они строили свои дома и дворцы из камней, скреплявшихся известковым раствором, возводили храмы. Высокого уровня достигли керамическое производство и ткачество. Из хлопка тольтекские мастера изготовляли пряжу и выделывали ткани.

   Археологическая зона состоит из церемониального центра Большой Тулы, района, называемого Малой Тулой, музея имени первооткрывателя Тулы Хорхе Акоста с найденными экспонатами и второго музея, занимающегося просветительской деятельностью.

   Жилые кварталы в Туле состояли из маленьких домов с плоской крышей, комнатки в которых группировались вокруг закрытого внутреннего двора, в центре которого располагался алтарь или святилище. В ходе раскопок археологи обнаружили, что мертвых в Туле хоронили под полами собственных домов, веруя в скорую реинкарнацию.

   Церемониальный центр города был расположен на известняковом выступе с крутыми склонами с трех сторон, что делало его пригодным для обороны.

   Война и жертвоприношения – главные темы этого места с многочисленными изображениями воинов. В ее архитектуре, "великолепной по замыслу и посредственной по исполнению", как выразился Хорхе Акоста, мексиканский археолог, доминировали символы смерти и военной силы. Искусство было мрачным, безрадостным, грубым.

   Тула был главным городом тольтеков и, согласно легенде, был основан мифологической фигурой Кецалькоатль (Пернатый змей), древним божеством, которое тольтеки переняли из более ранних культур и поклонялись как богу Венеры.

   Как уже упоминалось, сохранилась лишь центральная часть Большой Тулы, которая представляет собой комплекс из нескольких построек вокруг центральной площади, ориентированных на 17°к востоку от севера (как и постройки Теотиуакана). 

   Наиболее интересные постройки расположены на большой платформе в северной части комплекса. Это Пирамида «B», Сожженный Дворец  (Palacio Quemado), Стена Змей, два стадиона для священной игры в мяч.

   Пирамида «В» - одно из самых важных религиозных строений Тулы, на верхней площадке которого располагался храм Тлауицкальпантекутли — храм Утренней Звезды (Венеры), посвященный Кетцалькоатлю. (Полагаю, что невозможность произнести название этого храма на науатле, и определило его название, как Пирамида В. Просто и без затей!)

   Доступ в этот храм имели только правитель и высшие жрецы. Представляет собой типичный пример тольтекской архитектуры. Пирамида, высотой 22 м имеет пятиуровневую структуру, похожую на Храм Воинов в Чичен-Ице.

   На вершине пирамиды B находятся четыре массивные каменные колонны, каждая из которых вытесана в виде воинов-тольтеков, прозванных Атлантами, которые когда-то поддерживали крышу храма на вершине пирамиды. Пятый воин находится в Музее археологии в Мехико. И вход в храм украшали каменные колонны в виде Пернатого Змея. Фрагменты этих колонн до сих пор можно увидеть на главной лестнице пирамиды.

   Группа исследователей из ЛАИ.

   По легендам ацтеков, храм Кецалькоатля – «Утренней звезды» в Туле состоял из четырех помещений, расположенных по сторонам света, и был богато украшен. Они так описывали его: «Первый Дом Восточный был сделан из золота; второй Западный – из изумрудов и бирюзы; третий Южный – из морских раковин и цветных камней; четвертый Северный – из серебра и жемчуга». Не поскупились на описание...

   Каждый атлант состоит из четырех секций, которые входят одна в одну, достигая высоты 4.6 м. У каждого воина богатый головной убор, верхняя часть которого представляет из себя венец из ярких перьев, в основании которого находится плотная лента, украшенная золотом , драгоценными и полудрагоценными камнями. Лента на затылке связывается в крепкий тугой узел. Лицо воина было раскрашено красками. Возможно области глазниц и полуоткрытого рта были инкрустированы различными материалами: обсидианом и полудрагоценными камнями. Волосы представлены прямыми вертикальными линиями.

   Уши прикрыты прямоугольными элементами, эти украшения завершают головной убор воина. Нагрудная пектораль, украшающая грудь воина, выполнена в форме стилизованной бабочки. Ожерелье на шее, широкий пояс с огромной пряжкой сзади, возможно представляет закат солнца. В центре диска находится человеческое лицо (лицо Солнечного бога Тонатиу, покровителя эпохи Пятого Солнца) и различаются четыре змеи, отделенные радиальными поясами друг от друга. Возможно это знаки завершения Эпох Четырех Солнц – память о которых передавалась от поколения к поколению, от племени к племени, от цивилизации к цивилизации.

   Атланты идентичны, как братья-близнецы. Лица грубые, жестокие, невыразительные и бесстрастные, без проблеска мысли. Воины, готовые выполнить любой приказ, и которые чем-то напоминают роботов.

   Мы видим «фартук», с вышивкой и орнаментом, браслеты на руках , подвязки на голенях, сандалии. Все эти предметы украшены перьями – знакомым символом главного божества Пернатого Змея Кецалькоатля.

   Каждый их них сжимает в правой руке по атлатлю – метательное оружие тольтеков, а в левой держит дротики, имеющие слегка изогнутую конфигурацию, и мешочек с душистой смолой – копалем, непременным атрибутом проведения религиозных церемоний. А верно ли это?  Идут споры о том, а что же держат в руках воины-атланты.



   Историки остановились лишь на культово-религиозной трактовке этих предметов, считая их церемониальными атрибутами или символами жрецов-тольтеков. У представителей же альтернативных взглядов, не согласных с историками, фантазия привела к любопытным предположениям. Пектораль на груди – защитная броня или даже пульт связи с удаленной базой, в правой руке – лазер, отбойный молоток, средство связи (вроде нынешнего мобильного телефона), а может быть и незнакомое нам оружие...

   Что касается мешочка-сумочки, то ясно одно: носовых платков там не было! И все тут не так просто. Дело в том, что подобные «сумочки» можно увидеть на древних изображениях богов многих стран мира: Месопотамии и Египте, Турции и в Северной и Южной Америке и др. Назначение «сумочек» непонятно... Приведу несколько фотографий из интернета: 

   Огромные фигуры воинов у подножия пирамиды были ритуально закопаны и благодаря этому сохранились до сегодняшнего дня.

   На северной стороне пирамиды, рядом с Коатепантли – Стена Змей, сохранилась небольшая часть барельефа, когда-то украшавшего всю пирамиду. Коатепантли - стена с изображением змей. Подобными изображениями змей окружали все свои площади и внутренние помещения дворцов тольтеки и ацтеки. Согласно космологии мешиков, стены с изображением змей, ограничивали священное пространство, огораживали церемониальные места. Фигуры, вырезанные на каменных плитах , представляют собой человеческие скелеты, пожираемые огромными гремучими змеями. Эти рельефы связаны с идеей человеческих жертвоприношений. Зубцы на разрезанной поперек раковине улитки символизируют принадлежность Кецалькоатля планете Венера.






(2 фото заимствованы из интернета)

   С западной стороны пирамиды «B» находится Дворец Кемадо («Сожженный дворец»), названный так потому что его руины имеют следы пожара:

   Археологи полагают, что этот дворец не был жилым, а использовался в качестве «рабочего» помещения правителей Тулы. Здесь они принимали докладчиков, проводили встречи с советниками и жрецами, участвовали в официальных и религиозных церемониях.

   Дворец Кемадо состоит из трех больших помещений с многочисленными колоннами, которые поддерживали крышу здания. Каждое помещение имело отдельный вход и небольшое патио (открытую внутреннюю площадку без крыши) в середине зала.Открытые патио служили: для сбора дождевой воды, для проникновения света и для вентиляции помещений.

   Стены были из необожженного кирпича. На них были бордюры с рисунками красного, желтого, синего, белого и черного цветов. Пожар был такой силы, что необожженные кирпичи превратились в обожженные.

   Что интересно, в центральном зале и на внешней платформе колонны квадратные, а в остальных помещениях — круглые. Реставраторы даже оставили доступными взору конструкцию столбов, ранее поддерживавших перекрытия храмов, — это были всего лишь деревянные бревна, снаружи обложенные каменной кладкой. Примитив — он и есть примитив… Дома, храмы, пирамиды — все целиком и полностью сделано из мелкого камня и щебенки на растворе.

В разных местах «сожженного дворца» были обнаружены офренды – ритуальные захоронения-подношения. Это были морские раковины, бирюза, склад керамики и другие находки. Также здесь сохранились остатки барельефов, украшающих скамьи, стоящие вдоль стен.


   На этом барельефе изображена процесия воинов. Возглавляет процессию правитель или верховный жрец в образе бога дождя — Тлалока.

   В Туле два стадиона для игры в мяч. Стадион 1 - (позади Пирамиды Кецалькоатля).




   Стадион имеет форму латинской буквы “I”. Длина его 67 м и ширина – 12,5 м. Уровень пола стадиона находится много ниже, чем окружающие его платформы Каменные кольца для игры в мяч были обнаружены в маленьких проемах внутри двух передних платформ. Стадион ориентирован по оси «север-юг», имеет центральные, «парадные» лестницы и небольшие лестничные марши для облегчения прохода зрителей на высокую платформу, с которой они могли следить за ходом игры.

В одной из стен стадиона находятся ниши, в которых возможно стояли фигуры богов, покровителей тольтекских игр в мяч. Неподалеку находилась фигура воина в одеждах Тлалока –Бога Дождя, который явно относился к правящей династии.

В юго-западной части игрового поля стадиона была найдена часть декоративной плиты с изображением игрока. К сожалению, сегодня мы можем увидеть только его ноги.

   Стадион 2  был обнаружен в очень плохой сохранности. Но с уверенностью можно сказать, что в первоначальном варианте внутренние стены стадиона были покрыты резными каменными панелями. Также были украшены рельефами и боковые стены. Каменные кольца для забрасывания мячей были на каждой стороне игрового поля. Сохранились только один фрагмент кольца и остатки маленького дворца или алтаря. Алтарь был найден в северо-восточном углу внешнего фасада, и использовался возможно для игровых церемоний или для жертвоприношений игроков в мяч. Ритуальные встречи игроков на стадионе символизировали движение звезд по небосклону, благоприятствовали ходу ведения войн. Очень заметна схожесть в конструкции этого стадиона и стадиона для игры в мяч в Чичен Ице на Юкатане.



   Пирамида С, возможно, была самым большим и очень важным для Тулы сооружением религиозного характера. Раскопки показали, что эта пирамида подверглась умышленному разрушению еще в доиспанский период. Пирамида С сильно повреждена . Ее архитектура схожа с архитектурой пирамид Солнца и Луны в Теотиуакане, что указывает на значительную культурную связь Тулы и Теотиуакана.

   Очень может быть, что на вершине и этой пирамиды также стояли атланты, и поверхности этой пирамиды также были покрыты резными каменными орнаментами. Потому, что на площади перед этой пирамидой были найдены фрагменты атлантов, не принадлежащих к скульптурам пирамиды В. Хотя, некоторые исследователи считают, что на вершине этой пирамиды стоял храм.

   В ходе раскопок археологи нашли каменную плиту с изображением планеты Венеры, подтверждающую связь с культом Кецалькоатля или Тлауискальпатекутли - Утренней Звезды. Но какому божеству была посвящена Пирамида С, остается неизвестным и по сей день.

   На южной стороне Дворца В был обнаружен великолепный Большой вестибюль со множеством колонн, который располагались с востока на запад, разделяясь на две секции поперечной стеной. Вестибюль был длиной приблизительно 160 м., 15 м была его ширина и до известного дня в нем было 98 опор, которые выходили на свет. Колонны, которые мы видим сегодня, были восстановлены. Большой вестибюль выходит на пирамиду и соединяет ее с близлежащими зданиями.

(фото из интернета)

   На центральной площади расположен Малый храм (Adoratorio). Находится он напротив лестницы Пирамиды «С». Судя по всему, адораторио играл важную роль в религиозных церемониях и ритуалах. Изначально он был украшен барельфами с изображениями воинов и жрецов. На его вершине находился Чак Мооль – божество, требующее жертвоприношений.

   Базальтовая статуя Чак Мооля находится в местном музее. Божество находится в какой-то странно неустойчивой лежачей позе, словно он собирается встать. Невыразительное лицо, пристально смотрящее на вас... Он жаждет человеческой крови. На животе божество держит блюдо, куда бросались сердца людей, принесенных ему в жертву. Идея впоследствии очень понравилась народу майя, которые стали дублировать у себя изображение кровавого Чак Мооля. 

   В музее можно также увидеть фигуру знаменосца.

(оба снимка из интернета)

   Тзомпантли – длинная и низкая платформа, где выставлялись черепа обезглавленных людей, принесенных в жертву, находилась впереди стадиона для игр в мяч. На этой платформе было найдено огромное количество зубов и фрагментов человеческих черепов. Жаль ребят спортсменов... Интересно, знают ли о тзомпантли сегодняшние игроки нашей сборной? :))

   Появление Чак-Моолей и тзомпантли возвестили новый тип более милитаризованного общества.

   Город Тула плохо изучен, современные руины тольтеков мало впечатляют, и их практически невозможно реконструировать. Хуже то, что археологические трофеи ацтеков вместе с их склонностью приукрашивать прошлое замутили объективные данные об их предшественниках. Публикаций эту тему мало.

   До сих пор идут споры о причинах гибели города. Возможно, что город опустел из-за ставшего засушливым климата, высыхания рек, выщелачивания почв. Но большую достоверность вызывает версия о противоборстве кровавого Тескатлипоки - Дымящегося Зеркала, и Кецалькоатля, когда военный правящий класс захватил власть у жрецов. Кетцалькоатль с большим количеством тольтеков был вынужден покинуть Тулу. И направился он в регион майя, где им был основан город Чичен-Ица. В архитектуре далёких друг от друга городов и в самом деле прослеживаются многие параллели.

   А в конце XII в. Тула была разрушена страшным пожаром...

   Ацтеки буквально романтизировали «своих предков» тольтеков, воспевая их всевозможные таланты и достоинства. Само слово «тольтек» на науа означало «художник», «мастер». Причем такой мастер отличался от простого ремесленника тем, что создавал не просто предметы, а фактически произведения искусства.

   Тем не менее не совсем ясно, почему их восторженные описания роскоши и утонченности Тулы не подтверждаются результатами археологических раскопок.

    Однако некоторые дошедшие до нас предметы - кадильницы, мангалы, нагрудная пектораль из кусочков раковин и особенно знаменитая голова койота из керамики, украшенная кусочками перламутра, находящаяся в Музее Антропологии в Мехико, подтверждают высокий технический и художественный уровень мастеров Толлана.

   Однако Тула абсолютно не производит впечатления какого-то центра высоких искусств и знаний ни по своей архитектуре, ни по использованным строительным приемам, ни по качеству найденных тут предметов обихода. И все было так, если бы не некоторые уцелевшие предметы, которые все-таки были найдены в раскопах Тулы.

   В местном музее среди довольно примитивных керамических сосудов находится любопытный предмет: «манжета» и «шпулька» из обсидиана. Диаметр «манжеты» около 11 см. Выточены оба предмета идеально и также идеально отполированы. Вручную проделать такую работу невозможно. Токарный и фрезерный станок с алмазными резцами? А зачем тольтекам понадобились эти предметы? А может быть они достались им лишь по наследству от далеких предшественников? 

   Есть еще пара экспонатов, которые находится в Музее Антропологии в Мехико в Зале тольтеков. Алебастровая ваза. Она не была закончена. При ее создании явно использовались трубчатые сверла. Но откуда они были в IX веке у тольтеков, не знавших железа? Чтобы лучше прочувствовать глубину временного интервала, скажу, что Москва должна была появиться лишь через три столетия...

   "Штучки" непонятного назначения. Ранний доклассический период. Выполнены из очень прочного нефрита. Обратите внимание на очень точный шаг спирали. Будто бы работали с мягким пластилином... По центру трубочки идет идеально выточенное отверстие. Напомню, что из металлов все цивилизации Древней Америки знали лишь медь, золото и серебро...

А может быть тот настоящий великолепный сказочный Толлан еще не открыт исследователями? :))

Напоследок, немного кадров для знакомства с флорой штата Идальго.

Кактус нопаль с плодами туна (название местное). Съедобен. Продаются в сезон в супермаркетах.

  Юкка. Корни съедобны.  Продаются в супермаркетах.

   Один из видов кактусов – миртиллокактус.

   Агава (магей) и кактус эхинопсис, который мексиканцы называют «сиденье для тещи». :))

   Известный всем алоэ (столетник), который цветет в природе такими вот красными цветами.

  Спасибо! До новых встреч!