Darkness falls across the land ( Майкл Джексон)

Я его закопал у подножия пальмы,

Крест поставил над грудой тяжелых камней

И простые слова написал на дощечке:

"Христианин зарыт здесь, молитесь о нем".

(Гумилев Н.С. Цикл стихов про Абиссинию)

По степени умопомрачительности Эфиопия, несомненно, находится в верхней части списка из 60 посещенных мною стран. Регионы ее сильно отличаются климатом, историей и культурой многочисленных народов. "Колдовская страна", по словам Н.Гумилева. На страницах этого сайта я описал 4 ее области, которые посчастливилось посетить. Последнюю не стал, ибо надоело.

Для удешевления и безопасности поездки в эту страну пришлось искать попутчиков. C попутчиками в тот раз сильно повезло.

Поскольку окружающий нас мир , это только то , что мы видим, а мозг  все перерабатывает по-своему, то любая встреча в интересном месте с интересными людьми( да какими угодно людьми и не только с ними) накладывает на нашу жизнь неизгладимый отпечаток и имеет последствия. То есть теперь в моем сознании , как бы не пытался от этого избавиться, Эфиопия ассоциируется с этими попутчиками. …. И вот недавно узнал, что один из моих эфиопских товарищей, Александр, ушел из жизни ужасным образом на фоне постковидных осложнений. Это и стало толчком к написанию сей заключительной главы, ведь жизнь мертвых продолжается в памяти живых.

Абсолютно адекватный , он через месяц-два летал то в Мадагаскар посерфить, то в Альпы на лыжах покататься, то к родителям в Украину…. И хотя Саня приезжал ко мне в Пруссию ( родился  в Советске, настоящий украинский прусс), у нас были общие проекты, но он для меня остался навсегда в Моей Эфиопии.

Итак, в г. Мекеле наша группа распалась, я поехал на север, Александр -в Харар кормить гиен, Евгений в Израиль, а Ольга двигалась впереди меня на два дневных перехода(перелета).

Черный фломастер- мой путь самолетом, красный- автобусом или блаблакар, синий- экскурсии на джипах или пешком.

В Гондер, одну из бывших столиц, я прилетел из Лалибелы.

Город предположительно построен негусом Фасилидесом в 1636 году.

С помощью то ли индийцев, то ли португальцев тут была возведена первая каменная эфиопская крепость Фасил-Геби.

Также пишут, что все мосты в стране того периода были построены португальцами. Португальских монахов из Эфиопии Фасилидес после постройки крепости и мостов изгнал, передав собственность католиков местной церкви. В те века Португалия пыталась насадить католичество в Эфиопии, так ,например, лет на 100 раньше постройки Фасил-Геби тут погиб экспедиционный корпус с сыном Васко да Гамы во главе. Погиб  в битве с мусульманами.

Недалеко  от крепости находятся бани Фасилидеса –каменный бассейн , который заполняется водой раз в год на Тимкат (Крещение Господне) для окунания креста с последующим купанием присутствующих.

Кроме каменных бань и крепости в Гондэре чудом сохранилась после нашествия суданцев в 19 веке церковь Дебре Берхан Селассие( Гора света Троицы) 17 века. Селассие(Троица) - распространенное слово в Эфиопии (Гебреселассие , Хайле Селассие и т. д.)

Внутри церкви Дебре Берхан.

Вечером сходил в местное заведение. Пил пиво Сан-Джордж,

а артисты пытались угадать, из какой я страны, но так и не угадали. Это азмари - носители традиционной музыкальной культуры, эфиопские менестрели.

Можно проехать по стране, наделать кучу фоток, а можно никуда не ездить- в интернете уже все фотки есть, поэтому для меня в самобытной стране самое интересное – люди.

Фото людей тоже, конечно, ничего не отражают, с ними надо общаться и видеть их своими глазами.

Лучше всего на базаре, хоть это и опасно в этой стране.

Из Гондера можно совершить поход на несколько дней в Симиенские (Сымен-север) горы с наивысшей горой  Эфиопии Рас-Дашеном. Это одно из немногих в Африке мест, где регулярно ложится снег. Не особо люблю многодневные походы, поэтому ограничился однодневным- меня должны были вернуть в исходную точку вечером первого дня. Где-то на исходе второго дня, как гласила реклама, мы должны были встретить эндемичного эфиопского волка, каракала и еще богвестького, но Ольга, которая была в трехдневном походе, волка так и не увидела. Видать плохо прикормили лесники.

В точку отправления всех групп туристов деревню Дебарк наш микроавтобус прибыл рано утром и я не сразу заметил, что все рейнджеры, в обязательном порядке сопровождающие туристов в походе вместе с гидом, вооружены.

Область Амхара – в центре страны и самая, если так можно сказать, цивилизованная, потому тут не должно быть спорных территорий и лихих людей. От кого они нас охранять собрались?

Вот теперь понятно. Гелады обитают только в Эфиопии. Эфиопы почему- то  называют их бабуинами,  которые относятся к павианам, но на самом деле гелады выделяются в отдельный род, который близок  к роду павианов. Агрессивны и опасны.. Наверное.. Отбились.

Симиены

В микроавтобусе по пути домой в Гондэр со мной на плохом русском( подсмотрела русские слова в телефоне) заговорила молодая израильтянка. Она из семьи репатриантов, родилась на земле обетованной. Ее подруга, очень похожая на эфиопку цветом кожи и формой черепа болтала то с водителем по-амхарски, то с моей бывшей соотечественницей на иврите. Языки эти хоть и семитские, но существенно различаются -всего несколько слов общих. Как выяснилось, эта девушка из фалаша или бета-исраэль- эфиопских евреев, крупная община которых ранее проживала как раз в районе Гондэра. До объединения Эфиопии существовали даже фалашские княжества. Но по израильским программам переселения лет 30 назад они покинули сии благословенные места и переселились в Израиль. Сейчас в Эфиопии всего около 2000 фалаша . Они живут на окраине страны – не успели выехать или так и не узнали об алии. Уже и не уедут- программа перестала действовать. Сейчас бывшие граждане Эфиопии приезжают в родные места поностальгировать. По некоторым данным, скорее всего изобретенным этим изобретательным народом, предок Пушкина был  вождем одного из княжеств бета-исраэль.

На следующее утро  на такси поехал в еврейскую деревушку.

Цирк уехал, клоуны остались. Теперь еврейское наследие показывают туристам или ностальгирующим фалаша за небольшую мзду.

В тот же день на автобусе перебрался в столицу области Амхара – Бахр Дар. Бахр Дар живописно(шучу) раскинулся на берегу озера Тана. Город показался мне самым благоустроенным из эфиопских городов. Из озера Тана вытекает Голубой Нил, который в Хартуме соединяется с Белым Нилом.

Недалеко от истока Голубого Нила, Аббая по-амхарски, находится водопад Тис Ысат.

Можно туда добраться маршрутками, но я уже устал от эфиопского транспорта и купил в отеле экскурсию. В микрике оказалось несколько немцев, ирландцев, тайка, впервые видел туристку из этой страны, и профессорского вида американец, который показывал мне фотки его экскурсии по озеру Тана. На этом озере масса островов и столько же островных монастырей. Туристы выплывают утром и до одури посещают монастыри, один другого святее. В свое время эфиопы прятали на островах Ковчег Завета, который сейчас находится в Аксуме, но это неточно, поскольку его никто не видел. Спасибо американцу, я сделал для себя вывод, что посещу только один остров. Затем я перепутал Бостон, где он жил, с Чикаго, хотя приходилось бывать там. Он  же был прекрасно осведомлён о нашем  полуэксклаве. Ну профессор ..или шпион.

По приезду в туристический центр близ водопада нас окружила толпа гидов и заставила заплатить турвзнос,

потом самый здоровый из них повел нас к берегу Нила, где за переправу мы вынуждены были заплатить еще один взнос.

После осмотра водопада наш гид сообщил, что мы должны вернуться к переправе и за взнос переплыть Нил обратно к нашему транспорту. Я взглянул на карту в навигаторе и заявил аудитории, что могу  довести  их  до автобуса пешком через подвесной мост. Противный гид всем уже надоел и, к удивлению моему,  группа повернула за мной. Уже в России Ольга, которая ходила в поход по Симиенским горам с одной из сопровождавших меня в этой экскурсии ирландок  и подружилась с ней, рассказывала, что ирландка по Вайберу в тот момент( Ольга была уже в Аддис Абебе и готовилась к вылету в Россию) спросила, что тут какой-то русский хочет нас куда-то вывести, знает ли она его и можно ли ему доверять. Ольга ответила, что о да, он наш, ему можно верить!

Мы перешли мост, поднялись на горку, с которой был наилучший вид на водопад. На горке наш гид со злости от упущенной выгоды пропнул каких то местных пацанов.

Далее мы увидели старинный португальский мост. Он был обозначен на моей карте.

При расставании с нами гид потребовал оплаты за свои услуги. Один из немцев возмутился и не хотел давать деньги, мол, я лучше этому русскому "гиду" заплачу. Деньги были небольшие, но они чуть не подрались.

Не помню точно, сколько стоила экскурсия по озеру Тана , что-то около 10 -15 долларов,

но у меня была своя лодка с кап…, не , капитаном был я, а он - рулевым.

У причала купались детишки и это меня уже не удивляло. В озерах Эфиопии , расположенных в основном в Великой рифтовой долине на стыке Африканской и Аравийской тектонических плит, купаться нельзя. В одном каком-то вроде бы можно, но не помню в каком.

В озерах водятся вот такие твари , вызывающие шистосоматоз. Неприятное, говорят, заболевание. Фото сделано в Берлинском музее естествознания , который я посетил немного позднее. Я их сразу узнал. Правда мы купались в каком-то из озер в Данакильской впадине( самом жарком месте на Земле) после осмотра огненного вулкана Эрта Але, но  то озеро было соленым.

Бегемоты, хиппо- самые опасные животные в Африке.

От рук бегемотов  гибнет в несколько раз больше людей, чем от зубов крокодилов. Плюнуть на шистосоматоз, поплавать б с ними, но рулевой отговорил и даже ближе не подъехал.

Монастырь Дебре Мариам построен, говорят, в 14 веке. Но явно перестраивался недавно.

А это домик Адама, не туалет, подходить строжайше запрещено.

Ну вот и все. Берегите себя.