Сегодня мы отправимся в Батуми, но я совсем забыл рассказать об еще одной, наверное самой главной достопримечательности Кутаиси. Это храм Баграти, или храм Успения Богородицы — место, обладающее особым значением как для современных жителей Грузии, так и для их предков, живших тысячу лет назад. Это монументальное сооружение после недавней реставрации — один из крупнейших действующих храмов страны.

Собор был построен на рубеже 10-11 веков первым царем объединенной Грузии Багратом III и стал символом нового государства. В большом дворцово-храмовом комплексе проводились все главные события того времени, например, коронование Давида IV Строителя, который тоже принимал участие в строительстве. Но в конце 17 века, то есть во времена господства Османской империи, когда храм уже имел почти 700-летнюю историю, его взорвали турецкие войска — разрушились купол и кровля. Храм сильно пострадал и во время взятия Кутаиси руссими войсками в 1770 году. Баграти стоял в наполовину разрушенном состоянии вплоть до конца 20 века. В начале 90-х гг. в Кутаиси начали собирать средства для восстановления храма.

Одновременно с этим руины собора включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. После большой реставрации там начали снова проводить церковную службу. Восстановление храма шло в 2010-2012 гг. По мнению президента Грузии Михаила Саакашвили, таким образом исполнилась мечта грузинского народа. Но проект его реставрации изначально не получил одобрения ЮНЕСКО, т.к. к бочной стене храма пристроили странное металлическое сооружение -лифт. Но как сказал нам Коте, сторонам удалось как то договориться. — храм восстал из руин и это главное. Но фигурирует ли он теперь в списках ЮНЕСКО — не известно.

Нам очень понравилась замечательная резьба по камню с характерными мотивами, просто трудно поверить что этим стенам более 1000 лет!

Итак, попрощавшись с древним храмом Баграта, а так же моим старым другом- однокашником, который , как оказалось, все это время сильно болел и сбегал из больницы чтобы нам показать город (дай Бог ему здоровье и большое спасибо за все!), мы опять же на маршрутке поехали в сторону моря — в Батуми.

Батуми, город сравнительно молодой и не грешит какими то историческими достопримечательностями. Расположился на восточном побережье Черного моря, неподалеку границы с Турцией (60км) и является столицей автономной Аджарии. В отличие от большинства других грузинских курортов, которые привлекают туристов своей древностью, Батуми очень современный и о-очень оригинальный, он притягивает путешественников необычными зданиями, суперсовременной архитектурой и своеобразным смешением всевозможных стилей, форм, цветов и звуков. Когда я планировал ехать сюда и смотрел фотографии я не мог поверить — что это, какой то черноморский Лас Вегас? Диснейленд? Оказалось, что всего понемногу. С Батуми у меня тоже связана своя история. Дело в том, что один из моих польских коллег купил «по случаю» в Батуми аппартамент- квартиру, как оказалось в самом центре города-курорта и так как сам наведывается туда не часто, предложил пожить у него. Второе — и в этом грузинском городке нас уже тоже ждали — но это не был наш хороший знакомый а знакомый знакомых, которые узнав что мы едем в Батуми, посоветовали нам обратиться к нему как хорошему гиду и владельцу авто, которым он возит туристов по интересующим их маршрутам. Звали его Нодари. Предварительно мы списались на Фейсбуке и все время поддерживали с ним переписку. Он то и встретил нас на остановке на набережной Батуми, довез до нашего места ночлега, помог внести вещи на этаж. Потом он взял сразу быка за рога, предложил поездку за город, и настоящий грузинский ужин у него дома. Договорившись о скорой встрече уже завтра, мы решили пока сами прогуляться по набережной. На первой фотографии - дом где мы жили в Батуми.

Набережная Батуми не застроена магазинами и отелями, как в большинстве городов, а представляет собой большой тенистый парк, по которому действительно приятно прогуливаться как в разгар летнего зноя, так и вечером в начале мае. Одной из главных достопримечательностей здесь является скульптурная движущаяся композиция Алии Нино. Она стала символом силы любви, способной преодолеть границы и религиозные предрассудки.

Подвижная инсталляция воплощает идею магнетического притяжения мужчины и женщины и их единство вопреки жизненным трудностям. Посвящена трагической судьбе азербайджанца-мусульманина Али хана Ширваншира и христианки, грузинской княжны Нино Кипиани. Трогательная и красивая история повествует о столкновении разных культур и бессмертии любви. Влюбленные прошли немало испытаний, чтобы оказаться вместе, но в финале им пришлось расстаться по воле судьбы. Надо сказать что эта скульптура оставляет большое впечатление и я советую вам найти в инете видеоролики с этими движущимися фигурами. Тут же мы прокатились на чертовом колесе, солнце все время то выходило из за туч, то пряталось. Но мы сделали несколько фоток с высоты и пошли дальше.

Людей было не много и некоторые заведения не работали, но мы нашли ресторанчик на берегу моря, где вкусно поужинали и увидели прекрасный черноморский закат! Вино на сегодня - белое полусухое Твиши и снова пхали с сулугуни и салатом!

День закончился у замечательного цветомузыкального фонтана. А завтра нас ждала импровизированная поездка за город!  На утро Нодари лихо подкатил к нам на своем черном мерседесе и пообещал показать загородные горные красоты Батуми. Не знаю почему, но я тут же вспомнил "12 Стульев" и Кавказский Разлом Остапа Бендера, но виду не подал. Заправившись по полной на заправке (за что заплатил конечно я) мы двинулись в путь. Первая остановка - Водопад Махунцети. Это  был действительно красивый, полноводный и шумный водопад, не то что наши анемичные крымские водопады. Находится 30 км от Батуми, в горах Аджарии.

А с правой стороны от дороги, если ехать из Батуми, тут же рядом с водопадом находится арочный мост царицы Тамары. Своё название он получил благодаря тогдашней правительнице - именно по её воле и указу начали возводить подобные арочные мосты. Размеры моста Махунцети, позволяют называть его самым большим среди подобных, но не самым высоким и широким: длина 29м, ширина 2м ,высота 6м, а примерный возраст - 900 лет!

После таких интересных достопримечательностей подозрения о разломе как то отпали сами собой. Но это было еще не все. Нодари имел для нас еще кое что - Крепость Гонио - настоящая жемчужина окресностей Батуми! Находится в 15 километрах от Батуми. Это самая старая крепость в Грузии. Первое упоминание о ней относится к I веку. Сначала здесь находился римский город-гарнизон. Долгое время крепость выполняла оборонительную функцию. Именно здесь проходила северо-восточная граница Римской империи, что сделало крепость Гонио важным стратегическим пунктом., затем пришли византийцы и назвали его Ансаре.

С крепостью Гонио связано много легенд. На территории крепости находится неизвестная могила. Историки считают, что это могила апостола Матфея — одного из апостолов Христа. Одна из легенд гласит, что после смерти апостол Матфей пришел в крепость Гонио и остался здесь. В крепости он стал проповедником. Здесь же и умер, так как упоминаний о его нахождении где то еще нет.

Здесь до сих пор ведутся археологические раскопки, чтобы подтвердить те или иные легенды о крепости. Историки регулярно открывают что-то новое. Здесь же есть маленький музей.

С 1994 года крепость Гонио считается памятником истории римского периода Аджарии. За многие века планировка крепости практически не изменилась — прямоугольник, огороженный стенами высотой около 5 метров. Общая длина стен составляет 900 метров. Мы с удовольсвием облазили эту немалую территорию и хотим сказать - если кого-то из вас занесет судьба в Батуми - обязательно приезжайте и сюда, не пожалеете!

На следующий день нам был обещан грузинский ужин в родном доме Нодари. С утра мы отправились на батумский рынок и сделали вместе с ним необходимые закупки - мясо на шашлыки и зелень. Батумский рынок это всяческое немыслимое разнообразие даров природы, которые родит эта благодатная земля.

Но у нас в запасе был еще целый день и мы опять, поплутав по улицам и насмотревшись копий итальянских палаццо и башен как с Площади св.Марка, вышли к морю, погрется на солнышке и прокатиться на катере.

А вечером Нодари завез нас к себе домой, познакомил с женой и детьми, показал свой роскошный сад где растут мандарины и киви. На мангале дымился щашлык, а в доме стоял стол полный различных вкусностей, сделаных его руками и руками его жены, а так же и моей дорогой половины.

Вобщем, супра удалась, домашнее вино лилось рекой, поздним вечером мы вернулись на такси в наши аппартаменты сытые и пьяные. На завтра нас ждал перелет домой. Без сомнения мы увезли с собой не только домашнее грузинское вино, но и частичку той сердечности и гостеприимства, которые не смотря на политические разногласия живут в наших народах и никогда не умрут! Не смотря ни на что!