Продолжаем осмотр фресок-муралей Диего Риверы.

   Перед нами известная мураль «Рынок в Тлателолько». На заднем плане можно увидеть силуэты города Теночтитлана. Город располагался на острове, посреди мелководного озера Тескоко, и был весь расчерчен каналами, по которым сновали лодки, перевозя необходимые грузы. Теночтитлан был тщательно спланирован. С берегов озера к центру города, где находился уже известный Вам Храмовый комплекс с самой большой в городе пирамидой Темпло Майор, вели четыре широкие дамбы, по которым, по утверждению конкистадоров, могли пройти в ряд от 8 до 10 лошадей, не касаясь друг друга. Рынок же, как шумное и беспокойное место, был вынесен за пределы города на берег озера. 

    Сюда ежедневно с целью что-нибудь купить или продать приходило 60 тысяч человек. Нужно сказать, что город Теночтитлан к 1519 году, т.е. к моменту начала конкисты, насчитывал 200 тысяч жителей. Это приблизительно в три раза больше, чем население крупнейшего города Испании Севилья. Другими словами, вся Севилья приходила ежедневно на ацтекский рынок. Представитель Монтесумы, восседающий в центре картины под соломенным шатром, обязан был наблюдать за порядком на рынке. Похоже, рынки испокон веков всегда были местом беспокойным и вызывали головную боль у исполнительной власти... Неподалеку располагалось здание суда, где решались споры, возникающие по ходу торговли. Какие товары продавались на этом рынке? Обратимся к письму самого Кортеса, который периодически радовал испанского короля, рассказывая ему о жизни на завоеванных территориях Новой Испании.

   "Там есть большая площадь, в два раза больше подобной в Саламанке, — пишет он, — она окружена аркадами и туда ежедневно приходит 60000 человек, чтобы купить что-нибудь или продать, где можно найти все виды товаров, производимых в той земле: как продукты питания, так и украшения из золота и серебра, свинца, латуни, меди, олова, камня, раковин, костей и перьев. Они также продают известь, необожженные кирпичи, черепицу, обработанное и необработанное дерево разных видов".

   "Там есть улица, где они продают дичь и птиц, каких только можно встретить в этой стране, — сообщал Кортес в письме, — индеек, куропаток и перепелов, диких уток, мухоловок, горлиц, голубей, попугаев, орлов и филинов, соколов, ястребов-перепелятников и пустельг; они продают и шкуры хищных птиц вместе с когтями, перьями и головами. Они продают кроликов и зайцев, оленину и маленьких собачек, которых они разводят для еды".

   Среди продуктов, ежедневно доставляемых на рынок, были кукуруза (маис), бобы, соль, мед, (Мексика занимает третье место в мире по сбору меда), перец чили, помидоры, различные фрукты, съедобные корни, орехи, рыба, лягушки и яйца муравьев, считавшиеся деликатесом. Мексика подарила миру много продуктов, которые полюбились жителям всей планеты. (Об этом нужен отдельный пост). К тому же мексиканскаянациональнаякухня, многие рецепты которой пришли из глубокой древности, была включена в список всемирного культурного наследияЮНЕСКОна международной конференции ООН в Кении в ноябре 2010 года.

   Продавались плетеные циновки, корзины, изделия из керамики, ткани и одежда, и многое-многое другое.

   На рынке можно было помыться, подстричься. А можно получить услуги врача. На представленном фрагменте «дантист» осматривает зубы ребенка. Нередко за помощью к дантисту обращались молодые щеголи и щеголихи. Считалось красивым и модным украшать зубы инкрустациями из бирюзы и нефрита. Археологами были найдены в достаточном количестве черепа с инкрустированными зубами. Кстати, зеленый камень нефрит (джейд) ценился дороже золота и серебра. Из нефрита делали царские украшения.

   Весь товар продавался по количеству или по длине. Вес значения не имел. Ни бумажных денег, ни монет не существовало. Роль средства обмена выполняли какао-бобы. Видно поэтому, напиток какао был недоступен для бедняков. Крупный товар или большие партии товара могли быть обменены на тканевые накидки, медные лезвия топоров, кусочки серебра. Например, выдолбленная лодка стоила 100 какао-бобов, раб – 30 накидок.

   Рассмотрим отдельные любопытные моменты из жизни ацтеков.

   Колеса не знали. Тягловой силы не было. Поэтому переносили грузы на спине, закрепив широкую ленту на лбу. (Фигурки отца и сына, слева).

   Рядом с ними стоит девочка, держа куклу в шали на спине. Этот способ ношения детей до сих пор широко распространен в Мексике. Колясками пользуются очень немногие люди. Индианки их вообще не признают. И вот что интересно. Закутанный в шаль ребенок, крепко прижатый к спине матери, не плачет, хотя поза его достаточно неудобна. Ученые нашли объяснение этому факту: сердцебиение малыша и матери совпадают. Малыш чувствует себя комфортно и защищенно.

   В руках у девочки букет белых калл. Каллы – национальный цветок Мексики. И назывался он у ацтеков: алькатрас. Возле города Сан-Франциско, США, есть очень известная тюрьма, где сидел бандит Аль Капоне. Так вот, тюрьма эта носит весьма неожиданное название «Алькатрас». Но не все американцы понимают значение этого слова, пришедшего из языка науа...

   Рядом с девочкой нарисована детская игрушка: собачка на колесиках. Таких глиняных собачек можно увидеть в Музее антропологии. Но что интересно, игрушку на колесиках сделали, а иного применения колесу так и не нашли...

   На рынке можно было встретить девушек с низкой социальной ответственностью...Татуированная красотка демонстрирует свои прелести. Но посмотрите, справа от нее мужчина предлагает к продаже... отрубленную человеческую руку.

   Ацтеки и другие народности практиковали каннибализм в своей повседневной жизни. Но, пожалуй, лишь у ацтеков человеческие жертвоприношения приняли такой грандиозный масштаб. В жертву приносились чаще всего военнопленные, захваченные при проведении бесконечных войн с соседними племенами. А иногда в качестве жертв выбирались и представители своего собственного народа, в том числе и дети. Лучшая часть добычи – правое бедро, отдавалось на кухню во Дворец Монтесумы, левое бедро – воину, захватившему в плен несчастного, прочие части делились соответственно доблести подручных умельцев. Сохранились «сетования» простого народа, который роптал, что «нам ничего не досталось»... Человеческое мясо варилось в керамических горшках с зернами кукурузы и перца и с благоговением поедалось. Тьфу... Все, идем дальше. Желающие могут попробовать этот супчик Pozole в ресторанах Мексики. К счастью, сегодня человечина заменена на свинину и курятину.

   (Кулинарные фото позаимствованы из интернета)

   Удивились конкистадоры налаженному производству разнообразных красителей для окрашивания тканей в такие цвета и оттенки, которых не видели в Европе. Краски добывались из минералов, цветов, животных и насекомых кошениль, в изобилии плодившихся на кактусе опунция. Красная краска, приготовленная из кошенили - кармин, до их пор находит свое применение в пищевой промышленности: безвредная, нетоксичная, не вызывающая аллергии.

   На этой фреске можно увидеть шамана со своими учениками, пытающихся записать какие-то сведения при помощи пиктографического письма в кодексе – книжке-раскладушке. Бумага делалась из коры деревьев. Нужно добавить, что многие сведения о жизни ацтекского общества были почерпнуты именно из таких рисованных кодексов. Пользовался этими изображениями и художник Диего Ривьера, создавая свои произведения.

   (2 фото с кошенилью из интернета)

   Преуспели ацтеки в изготовлении плюмажей, роскошных головных уборов из разноцветных перьев тропических птиц, которые водились в изобилии в здешних лесах.

   Ацтеки не знали железа, но прекрасно работали с золотом и серебром. Были знакомы даже с техникой филигрань.

   На следующей фреске художник изобразил сцену прибытия дани. Это был большой праздник для Теночтитлана. Тысячи носильщиков со всех уголков огромной ацтекской империи несли в корзинах дары для победителей: кукурузу, мясо и шкуры, фрукты и овощи, керамические изделия, плетеные корзины и циновки, ткани, одежду и многие другие товары. Ацтекские воины не убивали местных жителей, не уничтожали их жилища, даже богов побежденного народа не предавали забвению: они брали их в свой пантеон Богов, который за два века разросся до весьма приличных размеров. Как и любой праздник, этот также сопровождался песнопениями, танцами у подножия пирамид и священными играми на стадионе в мяч, и, конечно, очередными человеческими жертвоприношениями.

   Откуда прикатился мяч в Европу? Из Америки! На территории Америки росли гевеи – каучуконосные деревья, достигающие в высоту 30-40 метров. Индейцы делали надрезы коры на стволе дерева и собирали в емкости вытекающий сок гевеи, который затвердевая превращался в эластичную массу, из которой «лепились» разные изделия: непромокаемая обувь, жевательная резинка и ... каучуковые мячи. В мяч играли мужчины всех цивилизаций Мезоамерики, и также сходили с ума болельщики от восторга при виде забитых мячей, как сходят с ума и сегодня заполненные до отказа многотысячные стадионы всех стран планеты. Нужно сказать, что из индейской игры в мяч родились такие виды игр как баскетбол, волейбол, футбол, соккер, крикет, тенис и др. Однако правила игры в мяч у индейцев весьма отличались от сегодняшних. Практически во всех раскопанных археологами заброшенных городах майя, ольмеков, тольтеков, ацтеков, миштеков, сапотеков были найдены стадионы для игры в мяч. Но об этом будет отдельный рассказ в следующих темах.

   Переходим к следующей фреске. Земледелие. 

   Индейцы возделывали на своих полях в основном маис -кукурузу, которая была и по сей день остаётся основным источником питания. Кукуруза известна человечеству уже 8000 лет и родиной ее считается Мексика. Ее обожествляли. Согласно легенде ацтеков, именно из кукурузы и был сотворен первый человек. Любопытно то, что происхождение маиса является загадкой для ученых. Дело в том, что у всякого современного культурного растения имеется свой дикий предок. А у маиса его нет. Но самая большая загадка состоит в том, что маис не может размножаться самосевом. Ему нужны человеческие руки, чтобы очистить початок, отделить зерна и посадить их в землю. Упавший на землю початок, туго спленутый листьями, просто сгниет, не дав потомства.

   На переднем плане мурали видны женщины, занимающиеся приготовлением маисовых лепешек. Женщина раскатывает тесто на лавовом камне, имеющим специальную форму для раскатки –метате, так называется этот древний лайфхак. Скалка тоже сделана из камня. Именно на таких метате до сих пор раскатываются вкуснейшие лепешки в штате Чиапас, Оахака и многих других.

   Мексиканская лепешка называется тортилья. Если в нее завернуть начинку, то это, столь популярное блюдо, будет называться такос.

   Город Теночтитлан располагался на мелководном озере. И его местоположение оказалось очень важным для ацтеков. Мало того, что озеро снабжало город водой, рыбой, моллюсками и другими водными дарами, так и еще смекалистые индейцы начали возводить плавучие огороды - чинампы на мелководном озере, на которых крестьяне выращивали маис, кабачки, амарант — высокоурожайную, богатую белком зерновую культуру, бобы, перец чили и цветы, которые были незаменимой деталью всех ацтекских церемоний. На фреске на заднем плане хорошо видны плавучие огороды-чинампы.

   Прямоугольный участок размером 90 х 9 метров огораживался кольями и прутьями, сверху накладывался плодородный ил, и вот перед вами одна из самых высокопродуктивных сельскохозяйственных систем мира. С такой чинампы, к примеру, можно было получать 7- 9 урожаев картофеля в год! Ученые подсчитали, что для прокорма одной семьи достаточно было поработать на таком плавучем огороде всего 7 недель. И именно это обстоятельство способствовало появлению излишков. А вместе с ними появились иерархическая социальная структура, различные классы общества. Вот так, негаданно-нежданно, именно необычайное плодородие долины Мехико сыграло огромную роль в быстром и успешном становлении ацтекского классового государства.

   Интерес еще вызван и тем, что ацтекам удалось пройти путь от безвестного племени бродяг до мощного государства, хорошо развитого экономически, подчинившему себе огромные территории с многочисленными племенами, всего навсего за 200 лет, когда на достижение подобных успехов другим цивилизациям требовались тысячелетия...

   Осталось добавить, что и сегодня сохранилась часть этих плавучих огородов в районе Сочимилько. Выращивают теперь на чинампах только цветы. По каналам плавают трахинеры – расписные лодки, которые арендуют мексиканцы, чтобы провести выходные в кругу родных и друзей. Каждая трахинера носит женское имя. На таких лодках установлены столы и скамьи, можно заказать обеды или взять еду и напитки с собой. На соседних лодках ищут счастья певцы марьячис. Им заказывают песни, они их исполняют. Как могут исполняют... Все недостатки пения сглаживает текила...

(3 фото каналов Сочимилько взяты из интернета)

   На следующей угловой фреске мы видим сбор плодов какао. Мексика подарила миру этот необыкновенно полезный продукт, завоевавший весь мир. Редкий человек не любит шоколад.

   Еще одна мураль, посвященная повседневной жизни ацтеков. Вверху слева изображен процесс изготовления пульке – слабоалкогольного напитка, сопровождавшего религиозные церемонии ацтеков. (Об алкогольных напитках Мексики постараюсь рассказать позднее). Справа и слева внизу – процесс изготовления бумаги (амате) из коры дерева. Мужчины сдирали длинные полосы коры фикусовых деревьев, затем очищали лубяное волокно от внешней коры. Далее к изготовлению бумаги приступали женщины. Они вымачивали лубяное волокно в холодной воде. Свернувшийся клейкий млечный сок соскребали и затем волокно подсушивали. После чего его варили в кипящей воде с золой и соком лайма. Затем месиво вновь промывали, и начинался трудоемкий процесс отбивания специальными камнями на гладкой доске, пока не получалась однородная масса. Бумага высушивалась на солнце и была готова к употреблению. Признанными мастерами этого дела считались индейцы племени отоми.

   И сейчас сувенирные лавки предлагают туристам картины на бумаге амате (аматль).

   В нижней части фрески Диего Ривера изобразил двух собачек. Это была особая порода собак: шолоицкуи́нтли. Они были бесшерстные и не умели лаять. Грустно, но их выращивали на мясо... 

Керамическая собачка ацтеков из музея. (Фото из инета).

   Переходим к последней мурали Диего Риверы: «Прибытие испанцев». Художник показывает, какие европейские ценности принесли с собой испанцы в завоеванную страну, и чем обернулись для Мексики посулы прогрессивного развития и всеобщего благоденствия. Испания получила новую огромную колонию. Коренное население страны было порабощено.

   Труд полностью бесправных индейцев использовался на самых тяжелых изнурительных работах. Малейшее сопротивление наказывалось смертной казнью. Шло насильственное распространение христианства. Святая Инквизиция жестоко наказывала индейцев, не желающих забывать о своей прежней жизни и о своих богах. В результате конкисты погибло от 14 до 25 млн индейцев. (Цифры называются разные). Те индейцы, которые не погибли от пуль и стрел конкистадоров, умерли в страшных мучениях от болезней, которые были привезены из Европы: корь, оспа, ветрянка, краснуха, холера и др. У аборигенов, проживающих на американском континенте не было никакого защитного иммунитета против этих болезней. Вымирали целые села, деревни, города. Но «зеркальный ответ», как принято сейчас говорить, все-таки был. И Европе «прилетело»... Сифилис. Нет необходимости говорить о об этой страшной болезни. И еще. Благодаря Америке задымила табаком вся Европа, а курение также вело к ряду смертельных заболеваний. Диего Ривера изображает Эрнана Кортеса в двух ипостасях: молодой цветущий Кортес и больной сифилитик с лицом землисто-серого цвета, как заслуженное возмездие за неслыханные злодеяния по отношению к народам Мексики.

  

   Справедливости ради, следует остановиться и на положительных моментах. Из Европы были завезены лошади, ослы, коровы, козы, свиньи, даже собаки и коты. На территории Америки эти домашние животные не водились. Впервые на американском континенте аборигены попробовали коровье молоко, сыры, кисломолочные продукты и пшеничный хлеб.

   За спиной Эрнана Кортеса стоит индеанка Малинче (или Малинели) – осведомительница, переводчица и наложница Кортеса. При крещении она принимает имя Марина. Достается она Кортесу в качестве военной добычи при первых стычках с местным населением. Он собирался подарить ее капитану, своему ближайшему помощнику Портокареру. Но узнав, что она владеет несколькими местными языками, оставляет ее при себе. Марина сыграла большую роль в завоевании Мексики. На картине мы видим у нее на спине в шали симпатичного малыша с большими зелеными глазами – это сын Кортеса. 

   Испанские власти и религиозные служители категорически запрещали браки испанцев с местными жительницами. Более того, в Испании вполне серьезно решался вопрос, а следует ли аборигенов, проживающих на территории Америки, считать людьми?! Решили, что это все-таки люди, несмотря на их кровожадность и каннибализм.

   Кстати, по прибытии кораблей к берегам Америки, Кортес отдал приказ затопить все корабли, чтобы у солдат не было ни малейшей возможности вернуться на родину. Предписывалось идти только вперед, не оглядываясь назад. Прошлая жизнь зачеркнута. Чужая страна, чужие обычаи, полная оторванность от родины, бесконечные бои и страх смерти заставляли молодых солдат искать утешения у местных женщин. Сама жизнь заставила Испанию пересмотреть свои взгляды на смешанные браки. И нужно отдать должное Кортесу, который все-таки провел в жизнь идею смешения рас в Новой Испании. Сегодня в паспортах жителей Мексики в графе национальность написано: мексиканец. И никак не иначе.

   Полностью осуществить задуманное Диего Ривере не удалось. Это была последняя его фреска в Национальном Дворце.

   На площади Сокало перед дворцом танцующие для туристов мексиканцы в национальных костюмах ацтеков пытаются заработать немного денег.

   Напоследок, предлагаю небольшую прогулку на современный рынок Тепито, который располагается сразу же за пределами Национального Дворца. Рынок существует много-много лет. Этот рынок – огромная головная боль президента и правительства Мексики. Там производится куча контрабандных подделок под самые известнейшие бренды мира. Есть качественные подделки, есть не очень, цены соответствующие, но в несколько раз, а то и десятков раз ниже брендовых... Одежда, обувь, сумки, парфюмерия... Большое число подпольных фабрик продолжают работать, несмотря на штрафы и на периодические «проверки» полицией... Урон наносится весьма ощутимый. Много лет назад был случай, когда одна из потерпевших фирм согласилась заплатить миллион долларов, чтобы подпольная фабричонка сменила торговую марку на другую... Интересно отношение самих мексиканцев к своему рынку. Они требуют, чтобы их рынок не трогали, так как у богатых людей есть свои магазины... Поэтому, как мне показалось, борьба с рынком, который не платит налогов и находится под крепкой защитой бедняков, проиграна бесповоротно. Однако признаться в этом стыдно, и потому полиция периодически устраивает на этом рынке «показательные выступления». Надеюсь на благоразумие туристов. На рынке в глубине кварталов, а рынок уходит вглубь на несколько километров, случаются перестрелки.

   Мимо Кафедрального собора и Национального дворца товар доставляется на рынок.

   Пандемия не мешает покупать товары на любимом рынке. 

   Конфискованные товары. (3 фотографии рынка из интернета).

   А ниже мои снимки. Я зашла в лавку, где продают косметические товары. И немного онемела... В бочках продают различные кремы для лица и тела. Тут была и "Nivea", и  "Ponds", и французские кремы от морщин, шоколадный крем, и даже крем, сделанный на основе молока ослицы... То есть, ассортимент достаточно широкий и по весьма сходной цене. Вежливый продавец с целлофановыми пакетиками и ложкой предложил самой набрать нужные кремы и затем подойти к нему, чтобы взвесить товар. Я пообещала зайти к нему на обратном пути...

   До новых встреч!

   P.S. Для лучшего рассмотрения фресок рекомендую воспользоваться поисковиком: «Фрески Диего Риверы в Национальном Дворце. Мексика». Спасибо!