Очередное путешествие снова прошло по анекдотическому вопросу - Чем наука отличается от пьянки? (наука планируется большой, а... ).  Планы были не очень большие, но и не очень маленькие. Планировался старт от пещерного города Качи-Кальон с финишем в Староселье (Бахчисарай). Студенческие массы оживились и в поход собрался еще представители первого курса, что в общем-то радовало. Организующей и вдохновляющей силой был как всегда Юра. У Юры есть одна, характерная для молодых ученых, особенность он пропускает мимо ушей половину информации. И размер этой "половины" иногда равен 90%. В общем, ему я сообщил, что у нас автобус отправляется в 7-40, с учетом того, что автобус до Качи-Кальона отправляется из Бахчисарая в 8-50.  Юра информацию вроде принял, а я расслабившись не стал углубляться в детали. В воскресенье утром в 7-20 мы с Найком стояли а автостанции "Западная" в гордом одиночестве. В 7-40 автобус уехал, одновременно появились четыре представительницы первого курса, от которых я узнал, что им поступила команда сбор на АС в 7-40. Тут же подтянулось аналогичное количество второкурсников. Юра появился в 7-50. Оксана в через пять минут. В этот момент билетов на 8-00 тоже не было. В итоге мы уехали в 8-40. Что несколько поменяло наименование пещерного города в наших планах, сменив название Качи-Кальон  на Тепе-Кермен и старт был перенесен в Староселье (Бахчисарай) к Свято-Успенскому монастырю.  Заодно у меня было время по бурчать на Юру и на Оксану. Выбурчавшись, я подумал, что сей вариант не намного хуже и не менее интересен. Меня слегка "утешало" то, что мучился я в ожиданиях не один. В Бахчисарае так же "страдала", ожидая нас, представительница первого курса магистратуры Сафие. В итоге  около 9-40 мы стояли на остановке Староселье у начала дороги к Свято-Успенскому монастырю. И... И дальше в основном с вами будет разговаривать в основном фотоаппарат

Главными героями дня были безусловно кусты скумпии, украшающие ежегодно крымские осенние леса. Должен сказать, что в этом году осень конкретно опаздывает. Множество деревьев сохранили зеленую листву.

Повеселила табличка у лестницы к храму.  Я понимаю чувства верующих и в принципе понимаю, что у каждой религии есть свои табу. Но все хорошо в меру.  Глядя на табличку, у меня возникли предложения по изменению текста - "Фотографии предаются анафеме. Фотографы сжигаются на костре". Тем более, что за колокольней (до входа в храм) есть прекрасные площадки с шикарными видами на ущелье. И народ ведь все равно фотографирует. Ограничьте съемки в храме и все. А на ФИГА это? Впрочем, дело хозяйское.

Кстати, по противоположной стороне ущелья Марьям-Дере была тропа, сейчас  перекрытая монастырем заборами. С нее открывался шикарный вид на монастырь. С этой тропы я когда-то снял панораму, представленную на фотовыставке "Архитектура храмов России", прошедшая в Москве и в монастыре на острове Валаам. Выставка была даже освящена патриархом православной церкви Кириллом.

Но вернемся в день сегодняшний, т.е в "прошловоскресенный" :) .

Покинув территорию монастыря Найк, обрел долгожданную свободу.

По ходу дела на дороге показалась хаски. С хаски у Найка есть "идеологические" разногласия - причина мне совсем не понятна, но... Хаски оказалась юной дамой.  И Найк вполне адекватно отнесся к девушке. Адекватно, пока она не начала нахально приставать к нему. Пришлось  его взять на поводок. Кроме того, хаски оказалась с поводком, т.е. потеряшкой (или убегашкой). Девочки взяли её тоже на поводок и пошли искать хозяина.  История закончилась вполне благополучно. Хозяин нашелся на краю плато Чуфут-Кале. Девица просто оторвала часть поводка и убежала искать приключения.

В этом путешествии собралась, пожалуй, самая большая команда за последние N-лет.

На горизонте просматривался поселок Научный и верхнее плато Чатыр-Дага.

С края плато Чуфут-Кале открывался прекрасный вид на гору Тепе-Кермен, на вершине которой находится одноименный пещерный город. На заднем плане плато Кыз-Куле с пещерным городом Кыз-Кермен, явно нужно будет прогуляться туда. Ибо прошлый раз мы прошли мимо него.

К Тепе-Кермену есть две тропы с плато Чуфут-Кале. Одна цивилизованная (по которой мы обычно возвращаемся) и одна очень не цивилизованная (по которой обычно спускаемся). Естественно я выбрал для спуска первую, чем доставил своим спутникам отдельное удовольствие. Но, в принципе, они за ним и пошли.

"Квартирки" на Тепе-Кермене оказались не заселенными. Поэтому я срочно отправил их фото своей коллеге, занимающейся расселением студентов в общежития. Предложив ей резервный фонд.

На само плато ведет две тропы. Одна (по проще) поднимается от "квартирок" прямо. Вторая проходит вокруг скалы и с некоторыми элементами скалолазания приводит к тому же результату. А поскольку легких путей мы не искали, то... Возле нижней тропы на скале закреплена мемориальная табличка.

Барбарис

Честно говоря, что это за ягоды я не знаю. Нужно будет обращаться к нашим ботаникам.

Найк присмотрел квартирку и себе.

Ящерицы грелись на солнце.

Самым "забавным" местом тропы была небольшая ступенька с элементами скалолазания, с которой все справились на отлично. Даже Найк. Хотя, с его то опытом...

Храм пещерного города.

Обогнув плато и облазив местные квартиры, мы направили свои стопы вперед и вниз, а потом вверх.

Край плато Чуфут-Кале, практически близнец скалы Тепе-Кермена.

Восточная стена крепости Чуфут-Кале. В сам город мы заходить не стали. Цель он не был. За спиной в итог оказалось чуть более 15-ти км. Все уже "наелись" и поэтому спустились по нижней тропе под "стенами" города.

Иосафатова долина в которой находится родовое караимское кладбище Каледе́ кеваро́т (с караимского «Кладбище в Калэ») или Балта́-Тийме́з (с тюрского «Топор не коснётся»). Но о нем я писал не однократно. Хотя место очень интересное. Кстати, ущелье Марьям-Дее (Мариаполь) https://mirvokrugnas.com/751309417028520644/usche... называют еще долина трех религий. Так как внизу находится Мечеть, выше монастырь, еще выше мусульманское кладбище, а в самом верху караимское кладбище.

Тут надпись одна, древняя как мир - УСТАЛЫЕ, НО ДОВОЛЬНЫЕ

Восточная башня крепости Чуфут-Кале.

В этом месте нам на встречу поднимался индивидуум средних лет совсем не хилого телосложения, разговаривавший по телефону. Убила фраза - "Тут такой крутой подъем. Я с трудом иду." Когда я её передал нашему коллективу - раздался дружный хохот.

По ходу дела вспомнилось, что эта скала была когда-то для нас местом тренировок и проведения соревнований

А на первенстве Украины по технике горного туризма этими двумя скалами проходили соревнования по натягиванию и преодолению переправы.

большое удовольствие доставлял процесс переползания этой конструкции в случае плохого натяжения веревки. Она под тяжестью индивидуума провисала. А вытянуть себя наверх руками было весьма занятным развлечением - лично пробовал.