Дело было в конце июля.

День моего приезда в Санкт-Петербург выдался пасмурным. Дождь шел весь день с небольшими перерывами. Я остановилась в небольшом отеле на Васильевском острове, на 6 линии. Что делать в дождь? Одеться теплее, взять зонт и гулять. Так я и сделала.

Станция метро Василеостровская, приподнятая над землей на 11 ступеней, находится в двух шагах от моего отеля, на углу 7-й линии и Среднего проспекта. Она была введена в эксплуатацию в 1967 году.

Сразу около станции метро невозможно не заметить скульптурную композицию, посвященную конке. Место выбрали не случайно: именно на Васильевском острове имелось самое большое в городе количество разнообразных маршрутов конки. Памятник выглядит достаточно реалистично. Двухэтажный вагон соответствует образцу семидесятых годов 19 века. Чертежи были взяты в Центральном архиве. Одежда кучера, включая фуражку, бляху, тоже воссоздана в деталях. Мелочей при создании композиции не было. Так, пуговицы на сюртуке вагоновожатого были сделаны с оригинальных форменных, которые сохранились на киностудии "Мосфильм".

А я иду по пешеходной зоне между 6-й и 7-й линиями.

В ресторане "Бескозырка" уже шум и веселье. Наверное, отмечают приближающийся день ВМФ.

Один из дворов 7 линии украшает памятник человеку, в честь которого, как гласит легенда, и назван остров. Это памятник лихому бомбардиру Василию Корчмину, сподвижнику императора Петра I. Это он руководил обороной молодого города во время шведских вторжений. Царь Петр всецело доверял ему, а депеши подписывал просто "Василию на остров". Многие считают, что так и закрепилось название места - Васильевский остров. Есть, конечно, и другие версии происхождения названия острова, но говорят, что местным жителям по нраву именно эта. В поддержку этой легенды в преддверии празднования 300-летия основания Санкт-Петербурга был запущен конкурс, в котором участвовали преподаватели, а также студенты художественных университетов. Было представлено 30 проектов памятника, из которых 11 стали финалистами. Победила работа студентов Академии Художеств Григория Лукьянова и Сергея Сергеева. Бомбардир Василий восседает на пушечном стволе, молодой, красивый, уверенный в своей победе. Говорят, что он еще был и прекрасным мастером пиротехники. В честь российских военных побед он организовывал масштабные пиротехнические праздники. Самым впечатляющим был салют по случаю победы в Северной войне. Салют продолжался два часа! Многие считают Василия духом и покровителем острова, поэтому у памятника всегда есть горожане или гости города.

На другой стороне стоит одна из первых каменных церквей города - церковь Трех Святителей Вселенских, заложенная по высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны в 1740 году. Архитектор Джузеппе Трезини. До революции в церкви была одно из самых значимых собраний древнерусских икон. Церковь не действовала в советское время. Там разместили трикотажную фабрику, затем гидротехническую лабораторию, еще позже химическое производство и фактически изуродовали исторический памятник.

Церковь Трех Святителей Вселенских была передана Андреевскому собору в девяностые годы прошлого века. После серьезного ремонта в храме снова на богослужениях прихожане. Ценность заключается в том, что внешний вид этой уникальной однокупольной церкви не менялся с момента строительства.

Тут же рядом расположен Андреевский собор. Деревянный храм на этом месте был заложен в 1727 году по указу императрицы Екатерины I. Архитектурный проект был выполнен Джузеппе Трезини. Освящение во имя святого апостола Андрея Первозванного произошло уже при Анне Иоановне в 1732 году. Она же пожертвовала средства на приобретения облачения для священников и церковной увари. В церкви установили царское место. После попадания молнии собор сгорел в 1761 году. Каменную церковь заложили спустя три года. В этот раз проект подготовил архитектор Александр Францевич Вист. С 1938 года собор был закрыт. К счастью, иконостас не был разобран, но он был значительно поврежден во время обстрелов в Великую Отечественную войну, как и другое внутреннее убранство.

В послевоенном 1947 году проведены восстановительные работы, по окончании которых здание собора передали институту Ленморниипроект. В 1968-1970 гг. начался реставрационный ремонт фасадов, интерьера, настенной живописи и иконостаса, при этом была закрашена известковой краской живопись в куполе. После 1980 года в храме поместили часть антропологических коллекций Института Этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР (Кунсткамеры). В 1978 году на главном куполе установили антенну для радиосвязи (снята в 1987 году).

Возрождению Андреевского собора положил начало в 1988 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Сегодня это действующий храм.

В 2001 году была воссоздана часовня во имя крестителя Руси - князя Владимира, прозванного в народе Красное Солнышко.

В том же году напротив часовни установили памятный обелиск в честь 300-летнего юбилея основания ордена Святого апостола Андрея Первозванного. В 1988 году награда была восстановлена по указу первого президента России Бориса Ельцина.

На другой стороне, на углу Большого проспекта и 6-й линии находится бывший Андреевский рынок. Сейчас это торгово-офисный центр. Здание является архитектурным памятником федерального значения.

Не могу пройти мимо здания, окутанного загадками, мифами и легендами. Это аптека доктора Пеля, одна из старейших в Санкт-Петербурге. Свое название аптека приобрела в 1850 году, когда здание купил немец, сын придворного сапожника Василий Васильевич Пель. Сами понимаете, имя уже переделали на русский манер. Да и фамилию, собственно, тоже. Правильней она должна была бы звучать Пёль. В мой последний день пребывания в Санкт-Петербурге я пришла сюда на экскурсию.

Экскурсии здесь проводятся в 11, 13, 15 часов. Стоимость 300 рублей. Нас было всего трое, так что мероприятие полностью соответствовало всем современным санитарным нормам. Мы узнали, что наследником был один из шести сыновей - Александр, талантливый, трудолюбивый, он и получил аптеку вместе с химической лабораторией через 25 лет.

Александр Васильевич Пель - провизор, магистр фармации, издатель, доктор философии и химии, педагог, автор множества научных работ на русском, немецком и французском языках, опубликованных в российских и зарубежных изданиях. Он значительно расширил лабораторию, стал применять таблетки и гранулы с дозированным содержанием лекарственных веществ. Просто выдающаяся личность: боролся с подделкой медикаментов и продуктов, ввел систему контроля качества медицинских препаратов, питьевой воды и продуктов питания. Занимался вопросами асептики и антисептики. Одно из важнейших его изобретений - ампула для дозировки и хранения стерильных жидкостей, применяемых для инъекций. Нам показали аппарат и объяснили, как он действовал. Ампулы получались очень дорогими, и Александр Пель продолжил работу над удешевлением своего изобретения. Разработал препарат для увеличения мужской силы, своеобразный аналог современной виагры. Кстати, это был единственный препарат, который в то время поставлялся из России за границу. Мы осмотрели помещение аптеки. Между прочим, Пель был поставщиком лекарств для императорского двора. Царскому семейству он предлагал пилюли с золотым напылением. В гостях у семейства Пелей часто бывал Дмитрий Иванович Менделеев. Мы спустились в подвалы, где, как рассказал гид, фармацевт проводил свои опыты.

Но не только наука интересовала выдающегося фармацевта. Ему не давали покоя вопросы, которые терзали средневековых алхимиков. Как превратить металл, например, ртуть в золото? Как создать универсальное лекарство от всех болезней? Философский камень, пятый элемент, цифровой код Вселенной, формула счастья, вход в параллельные миры - все это необычайным образом волновало неординарную личность и рождало множество слухов на Васильевском острове.

Во время экскурсии нам показали башню грифонов, которая обросла различными легендами. Говорят, что когда-то секреты Пеля охраняли грифоны, поселившиеся в башне. Привлекает башня всеобщее внимание и сегодня. Многие посетители верят, что она может исполнить их желания. Местным жителям, однако, не очень нравится такая популярность объекта, поэтому они установили ограждение с кодовым замком. Они не прочь, чтобы башню и вовсе разобрали. Что-то их желание не исполняется!

Я иду на набережную Лейтенанта Шмидта, к памятнику Ивану Фёдоровичу Крузенштерну, руководившему первой русской кругосветной экспедицией. В день 100-летнего юбилея мореплавателя в ноябре 1870 года состоялась торжественная церемония закладки памятника. Через три года памятник был открыт. Часть средств была выделена Морским министерством, остальную часть собрали моряки.

Знаменитый мореплаватель смотрит на Морской Кадетский корпус, который он успешно закончил в 1788 году. А потом 16 лет возглавлял его в должности директора. Воспитанников старшего класса называли гардемаринами. Интересно, что для поступления в корпус нужно было сдать вступительные экзамены по 9! предметам: Закону Божьему; русскому, французскому и английскому языкам; истории; географии; арифметике; началам алгебры и геометрии. Все стены здания увешаны мемориальными досками. Многие выдающиеся моряки закончили это учебное заведение.

Успенский храм на Васильевском острове, построенный в 1885 году в псевдорусском стиле с применением кирпича и бетона, красив даже в пасмурную погоду. Он уже был открыт после снятия ограничений, связанных с коронавирусом, и может вместить до 2000 человек.

Вопрос о восстановлении храма был поднят в 1991 году. Полностью церковь была восстановлена к середине 2013 года. Её освятил великим чином патриарх Кирилл. В храме в 30-е годы 20 века служили певчими его родители. В советское время службы в храме продолжались до января 1935 года. А дальше, как инопланетная хроника. Церковь была передана Ленинградскому военному порту, который оборудовал там спортивный зал. В блокаду под куполом, выкрашенным в зеленый цвет, был устроен пункт противовоздушной обороны. В самом храме был флотский склад, в подвале было организовано бомбоубежище. После войны в храме оборудовали закрытый каток площадью около 300 квадратных метров. Там, к примеру, тренировались чемпионы Европы и мира в парном катании, олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Когда был построен Дворец спорта "Юбилейный", в храме стали тренировать детей и проводить новогодние елки. Потом здесь были открыты бани, а в завершении устроили цветочную плантацию для продаж.

Одна набережная плавно переходит в другую. Вот я уже на Университетской набережной, где установлен памятник зодчему Доменико Трезини. Первый главный архитектор города предстает перед нами в богатой медвежьей шубе. В одной руке у него чертежи, в другой огромный циркуль - символ гармонии. Памятник отлили на одном из заводов Московской области. За памятником дом архитектора, вероятно, построенный по его же проекту. Лично Пётр I выделил Трезини участок под строительство особняка. В двух комнатах мастер работал со своими учениками.

На Университетской набережной в здании, построенном в стиле раннего классицизма, находится "Академия трех знатнейших художеств", основанная в 1757 году. Одним из инициаторов ее открытия был М.В. Ломоносов. Изучались живопись, скульптура, архитектура. Наиболее одаренных направляли на обучение в Италию или Францию. Среди известных выпускников О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, В.И. Суриков, В.А .Серов, И.Е. Репин, В.И. Баженов и многие другие. Сегодня зто Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Заглянуть во внутренний двор не получилось. Вход только для сотрудников, абитуриентов и студентов по предварительной записи.

На набережной привлекают внимание древние египетские сфинксы, которым около 3,5 тысяч лет. Здесь практически всегда много народа. Когда в начале 19 века всё египетское стало модным в Европе, Россия тоже не осталась в стороне от этой тенденции. Двух сфинксов по 23 тонны каждый, найденных при раскопках в Фивах, перекупили у французского правительства. Со временем люди стали верить, что грифоны, расположенные здесь же, исполняют заветные желания. Только загадывать нужно правильно: поглаживая грифона по голове, следует другой рукой придерживать правый зуб грифона и при этом смотреть в глаза сфинксу, что находится рядом. Не перепутайте! Говорят, если все так и сделать, то желание непременно сбудется.

Здесь каждое здание - исторический памятник. Дворец Меншикова в июле был еще закрыт для посетителей. Это парадное здание построено в стиле раннего петровского барокко. Сам царь Петр I не требовал особого комфорта в повседневной жизни и был равнодушен к роскоши. Но его соратник, первый губернатор города Александр Данилович Меншиков, получил от царя участок и организовал строительство дворца, который со временем стал настоящим центром культурной жизни Петербурга. Во дворце с великолепной отделкой проводились праздники, светские приемы. Когда губернатор был снят с должности, во дворце случился пожар. Красивый сад с фонтанами был полностью заброшен. Позже в здании находился Первый кадетский корпус. В наши дни дворец Меншикова находится в ведении Эрмитажа и доступен для посещения. Здесь можно почувствовать атмосферу петровской эпохи. Экскурсии возобновились с 1 августа 2020 года. Билеты надо приобретать на сайте.

Здание манежа также расположено на территории, принадлежавшей Александру Даниловичу Меншикову. В советское время здание было в ведомстве у военных. А сегодня здесь размещен ресторан вместимостью до 500 человек, а также выставочный зал, который, впрочем, в мой приезд был закрыт.

Я подхожу к памятнику Михаилу Васильевичу Ломоносову, торжественно открытому в ноябре 1986 года. Открытие памятника было приурочено к 275-й годовщине со дня рождения величайшего русского ученого и поэта. Установили монумент, выполненный в классическом стиле, рядом с Санкт-Петербургским государственным университетом (современное название), ректором которого, по официально признанной версии, он был с 1758 по 1765 год. Одухотворенный новыми научными идеями ученый смотрит на Неву. Многие считают, что памятник очень удачно вписался в ландшафт Университетской набережной. А в университете установилась традиция: поздравления первокурсников с поступлением проводят у памятника универсального ученого М. В. Ломоносова.

Санкт-Петербургский государственный университет - это один из ведущих университетов страны и уникальный научный комплекс, входит в различные международные рейтинги. Университет гордится своими выпускниками, в том числе Дмитрием Менделеевым, Александром Поповым, Иваном Тургеневым, Петром Столыпиным, Иваном Павловым, Василием Докучаевым, Александром Блоком, Михаилом Глинкой, Николаем Рерихом, Львом Ландау, Владимиром Путиным, Дмитрием Медведевым и многими другими.

Университетскую набережную считают одной из самых красивых в Европе.

Во многим местах по всему городу можно встретить метки с указанием уровня, до которого доходила вода при наводнении.

А вот и знаменитая Кунсткамера, основанная Петром I в 1714 году. Царь поручил построить здание для музея в самом центре зарождающегося города. Это было первое каменное общественное сооружение в столице и второе в Европе, построенное специально для музея. В единый комплекс по задумке царя входили библиотека, научные коллекции, астрономическая обсерватория, анатомический театр. Петр приказал собирать повсюду необыкновенные вещи и родившихся с аномалиями младенцев и животных. Это стало началом сбора коллекции будущего музея.

Сегодня желающих посетить музей антропологии и этнографии им. Петра Великого большое множество. Лучше приобретать билеты на сайте. Посещение организовано по сеансам (лето 2020). Часть билетов направляются в свободную продажу. В субботу была очень длинная очередь. Не думаю, что она могла бы пройти за час. Я бы рекомендовала взвешивать все риски долгого стояния в очереди, чтобы потом не писать отрицательные отзывы о музее. Так как я уже пару раз была в Кунсткамере, то даже не стала пристраиваться в очередь.

На стрелке Васильевского острова расположены две ростральные колонны - один из символов северной столицы. Не увидеть их невозможно. Колонны были возведены в 1810 году, а торжественно открыты в 1815. Они, как и повелось еще со времен Древнего Рима, прославляют морские успехи государства и украшены рострами - носами трофейных кораблей. Довольно долго колонны выполняли роль маяков. Наверху каждой была установлена чаша, в которую заливали масло. Смотритель мог подняться по винтовой лестнице и в вечернее время зажечь масло в чаше. В середине 20 века был подведен газ. В наши дни огонь на ростральных колоннах зажигают по большим праздникам. Например, во время моей поездки в Санкт-Петербург это было сделано днем и вечером в честь празднования дня Военно-морского флота.

Еще много интересных мест есть на Васильевском острове. За одну поездку осмотреть их все вряд ли получится.

Среди многочисленных памятников мне встретился памятник Универсанту. Его еще называют "Крылатый гений". По замыслу скульптора Михаила Белова памятник, установленный в 2007 году, призван подчеркнуть молодость, стремление к знаниям, желание познавать новое, смелость и дерзость в науке. Не случайно, что памятник стоит напротив главного входа в Санкт-Петербургский государственный университет.

Совсем рядом находится памятник Андрею Сахарову, лауреату Нобелевской премии мира, физику, общественному деятелю. Памятник сделан скульптором Левоном Лазаревым в 2003 году.

Я еще немного погуляла по острову.

Дошла до лютеранской церкви Святого Михаила, что на Среднем проспекте. Каменная церковь в стиле псевдоготики рассчитана на 800 прихожан. Остроконечный шатер, венчающий здание, декорируют готические стрельчатые окна и башенки. Реставрация фасада церкви завершилась в 2010 году. По моей фотографии не скажешь, что это июль 2020 - коронавирус.

Со стороны Среднего проспекта я зашла на укромную улицу Репина. Она считается самой узкой в городе. Первоначально это была даже не улица, а переулок, который местные жители прозвали Песчаным. Название все же дали - в 1871 году. По имени промышленника Степана Соловьева переулок назвали Соловьевским. Печальный факт связан с блокадой. Тогда переулок был приспособлен под морг под открытым небом. Со всех окрестных мест сюда свозили тела умерших ленинградцев. Вечная память погибшим! И слава тем, кто выжил в то тяжелейшее время!

В 1952 году статус переулка был изменен. Он стал улицей и получил современное название.

Ширина улицы меньше 6 метров. Ее любят посещать не только российские туристы, но и иностранцы. Даже сейчас я увидела несколько иностранцев, хотя границы практически закрыты. Наверное, студенты, которые обучаются в нашей стране. Почти на всем протяжении улицы осталось каменное покрытие. Это большая редкость для исторического центра. Любят это место за особую атмосферу спокойствия среди шума и суеты большого города. Здесь дома характерного питерского жёлтого цвета, невысокие особняки, многочисленные арки, небольшие дворики. Здесь можно почувствовать истинный дух Санкт-Петербурга. Именно в доме на такой улице происходит действие волшебной сказки "Черная курица, или Подземные жители" Антония Погорельского.

Местные жители, видимо, устали от многочисленных туристов, гуляющих по улице и заглядывающих в их дворы, и установили ворота, преграждающие путь. Но некоторые дворики все же доступны для осмотра.

Улица пересекает Большой проспект, возникший еще в 18 веке на месте лесной просеки. Сегодня это одна из важнейших магистралей Васильевского острова. Мне понравились цветочные композиции на проспекте.

С улицы Репина я вышла к Румянцевскому саду. Здесь тоже царило полное умиротворение. Общественный сад был разбит в конце 19 века на средства все того же золотопромышленника Степана Соловьева. Чугунную ограду разработал архитектор Николай Ковригин. В центре установлены два фонтана и Румянцевский обелиск. Он прославляет победы генерал-фельдмаршала Румянцева-Задунайского в сражениях с Турцией.

Оставляю неоткрытые секреты Васильевского острова для следующего путешествия. В городе есть еще много мест, которые мне надо посетить.