Готический квартал (исп. Barrio Gotico) – центральная и самая старинная часть Старого города Барселоны, ее чрево, именно здесь зародился этот удивительный город. Квартал начинается от площади Каталонии и простирается от Ла-Рамблы до проспекта Виа Лаетана.

Все началось более 2000 лет назад со скромного римского поселения Барсино, окруженного со всех сторон неприступной стеной шириной в 2 метра. Улицы сегодняшнего Готического квартала в то время образовывали овал, по которому проходила оборонительная позиция. От стен, за которыми когда-то жили вышедшие на пенсию римские воины, сегодня мало что осталось. Возраст самого старого дома Готического квартала, ставшего свидетелем многих исторических событий и пережившего землетресение в XIV столетии, датируется XII веком.

Готическим квартал стал называться в начале XX века – самый крупный в Европе архитектурный ансамбль зданий XIV–XV столетий предстает здесь в идеальной гармонии и заслуживает большого внимания. Район является образцом планировки средневековых городов и состоит из множества извилистых улочек, перетекающих друг в друга и образующих сочетание архитектуры эпохи Римской империи, Средневековья и модерна XX века, завораживая посетителей своим величием и красотой.

Второе название Готического квартала Барселоны – «Соборный», здесь находится Кафедральный собор (Собор Святого Креста и Святой Евлалии, исп. La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia), главный шедевр средневековой архитектуры города, с роскошным готическим фасадом. Рассмотреть архитектуру собора со стороны весьма непросто, каменный исполин буквально втиснут в узкие улочки Старого города. Строительство собора началось в XIII веке и продолжалось несколько столетий. Главный фасад был завершен сравнительно недавно, к концу XIX столетия. Кафедральный собор посвящен святой Евлалии, юной девушке, которая была подвергнута пыткам и приняла от рук язычников мученическую смерть за христианскую веру в IV веке. Евлалии было 13 лет, и в память об этом в одной из часовен внутри Собора живут ровно 13 белых гусей, символизирующих чистоту и невинность покровительницы Барселоны.

Готический квартал берет свое начало с Пласа Нова (Placa Nova), или Новой площади, которая, несмотря на название, была основана в 1355 году. В то время здесь находились городские ворота. До наших дней на площади сохранились остатки древнеримских стен и две большие четырехэтажные римские башни, защищавшие северо-восточные ворота городской стены вплоть до XVIII века. На этой же площади располагается Епископский дворец эпохи барокко с великолепным фасадом. Величественное здание построено на фундаменте римской эпохи и составляет контраст с более современным домом Коллегии архитекторов, белым сооружением с огромными фризами, придуманными Пикассо. Здание построено в 1961 году. «Детский фриз», «Фриз гигантов» и «Фриз флага» по проекту Пикассо выполнил норвежец Карл Несьяр.

Готический город таит в себе много тайн, подчас спрятанных от глаз туристов глубоко под землей, как, например, в средневековом еврейском квартале El Call. До XV века здесь проживали только иудеи, однако постоянные поборы и погромы со стороны правителей Каталонии привели к исходу еврейского населения из El Call. В те времена в каждом доме, где проживали еврейские семьи, существовала дверь, ведущая в подземный ход. В случае опасности иудеи пользовались подземным ходом, чтобы укрыться за пределами крепостной стены и переждать опасность. Такие двери существуют по сей день во многих старых домах квартала, и по некоторым домам даже проводятся экскурсии. Сейчас в окрестностях Carrer del Call располагаются многочисленные антикварные, букинистические и сувенирные лавки. Познакомиться с историей квартала, увидеть предметы быта иудеев можно в Информационном центре Каль (Centre d`Interpretacio del Call).

В готическом квартале Барселоны расположено знаменитое арт-кабаре «Четыре кота» (Els Quatre Gats), прототипом которого послужил его парижский родственник кабаре «Черный кот» и которое раньше пользовалось большой популярностью среди творческой элиты Барселоны. В арт-кафе любили бывать известные художники, скульпторы и музыканты конца XIX – начала XX века. Среди знаменитых посетителей заведения были такие личности, как Хулио Гонсалес, Пабло Пикассо, Рамон Касас, Сантьяго Русиньоль.

Готический квартал в Барселоне – часть города, обязательная к посещению, независимо от того, любите вы готику или нет. Это уникальная возможность побывать в прошлом, ощутить атмосферу Средневековья, познакомиться с культурой и историей города, полюбоваться архитектурой чудом уцелевших построек и сооружений, как будто переживших само время...

Добраться до Готического квартала можно на метро, до станций Liceu или Jaume I. Также можно воспользоваться туристическим автобусом, остановка Barri Gotic. И помните, сумерки в Готическом квартале наступают гораздо раньше, чем во всем городе, ведь здесь, как в горах: на вершинах церквей и соборов еще сверкает солнце, а внизу по лабиринту узких улочек уже струится мрак.

Королевская площадь, или Пласа-дель-Рей (кат. Plaça del Rei) – самая известная и популярная среди туристов площадь Готического квартала, чудо готики и место действия бесчисленных исторических событий Барселоны. Известно, что именно на этой площади 3 апреля 1493 года католические правители Фернандо и Изабелла приняли Христофора Колумба, вернувшегося из своего первого плавания в Америку. Все сооружения на этой площади выполнены в готическом стиле. Здесь находится Королевский дворец, служивший резиденцией для графов Каталонии с XIII по XV века. Первый дворец правителя на этой площади построили вестготы. В период, когда земли были под их владычеством, вестготы сделали столицей Толедо, а в Барселону присылали наместника, который должен был управлять городом. Для наместника и построили здесь первый дворец, на месте которого ранее находились римские постройки. На руинах римских зданий вестготы ставили свои дворцы и храмы, которых впоследствии постигла та же участь – они были разрушены в Средние века, чтобы уступить место готическим зданиям.

Рынок Бокерия на бульваре Рамбла

Когда строительство Храма Святого Семейства в Барселоне завершится, он станет самой высокой церковью в мире. Но станет ли он также наиболее противоречивым религиозным сооружением?

"Мой клиент не торопится", - часто говорил Антонио Гауди, намекая на то, что у Бога много времени. Нет необходимости торопиться с завершением главного творения амбициозного каталонского архитектора.

Саграду Фамилию иногда ошибочно называют Барселонским Собором, хотя это имя носит другая известная церковь города - готический кафедральный Собор Святого Креста и Святой Евлалии, построенный в XIV веке.

Искупительный храм Святого Семейства (именно так звучит полное название церкви) строится полностью за счет частных пожертвований и продажи билетов. Саграду ежегодно посещают более 2,5 миллионов туристов, хотя строительство храма до сих пор не завершено. Открытие самого долгожданного сооружения мира вряд ли произойдет до 2026 года.

Учитывая, что строительство храма началось 1882 года, он определенно станет творением не только великого Гауди, но и нескольких поколений преданных своему делу профессионалов и энтузиастов.

Когда последний камень будет установлен, Храм Святого Семейства станет самой высокой церковью мира, которая будет возвышаться над каталонской столицей на 170 м. Он также станет самым необычным и, возможно, наиболее противоречивым местом поклонения Богу такого эпического масштаба.

Глядя сверху на весь мир, этот гигантский термитник, окаменевший лес, замок на песке или огромный пряничный домик, испеченный самой злой колдуньей мира, этот самый амбициозный в истории строительства проект начал смущать архитекторов, критиков и историков с тех пор, как беспрецедентная форма сооружения стала известна - вскоре после Первой мировой войны.

Джордж Оруэлл называл Саграду "самым отвратительным зданием мира" и даже немного надеялся, что ее разрушат во время гражданской войны в Испании. Сальвадор Дали говорил о ее "страшной красоте и съедобном виде" и настаивал, что храм надо держать под стеклянным куполом.

Вальтер Гропиус, создатель прямоугольной архитектуры и основатель баухауса (авангардное направление в архитектуре) увлекался техническим совершенством храма. Выдающийся американский архитектор и "отец небоскребов" Луи Салливан говорил, что Саграда Фамилия - это "дух, застывший в камне".

Когда свод нефа высотой 46 метров, который затмевает разум своей сложной структурой, был завершен в 2010 году, а базилику освятил Папа Римский Бенедикт XVI, споры вокруг храма начались с новой силой.

Как отметил обозреватель мадридской ежедневной газеты El Pais Мануэль Висент, "единственным преимуществом Храма Святого Семейства является тот факт, что он пока не завершен. Это произведение гения, охваченного мистическими мечтами. Впрочем, когда его строительство наконец закончится, никто не зайдет в него, кроме японских туристов".

Архитектор Энрик Массип, член Консультативного комитета Барселоны, раскритиковал базилику, объявив, что ее размеры "искусственно раздули" и ей "не хватает духовности".

Интересно, что в 1990 году Массип основал свою собственную архитектурную мастерскую "с целью развития ведущего и инновационного архитектурного мышления". Хотя не очень понятно, какое именно значение он вкладывал в это выражение - Энрик Массип не оставил много записей или рисунков - его фраза очень точно описывает то, что делал сам Антонио Гауди, когда проектировал радикальные архитектурные формы, далеко опередившие свое время.

Те, кому не нравится Храм Святого Семейства, на самом деле не способны разглядеть, что скрывается за его пышными и, пожалуй, несколько хаотичными внешними формами. Впрочем, стоит только заглянуть за фасад, и вы увидите, что это здание является вершиной сложных математических расчетов и ведущих строительных технологий.

В основе дизайна Саграды - сложные формы, которые сегодня известны нам (или должны быть известны) под названиями геликоид, гиперболоид и гиперболический параболоид. Гауди заимствует эти формы у природы и кладет в основу конструкции колонн, сводов и рядовых геометрических элементов структуры храма.

Рассмотрите свод, венчающий неф базилики. Не напоминает ли он густую крону деревьев, сквозь которую пробивается солнечный свет? Гауди надеялся, что мы увидим это именно так. Он говорил, что все элементы его дизайна "происходят из Большой книги природы". Его "учебниками" были горы и пещеры, которые он так любил исследовать.

Когда 23-летний новозеландец Марк Берри приехал в Барселону в 1980 году и вместе с другими архитекторами пытался соединить фрагменты, которые остались от макета храма, созданного Гауди, сначала он никак не мог понять их капризную геометрическую форму. Вдруг Берри понял, что в основе причудливого инженерного воображения Гауди, среди других природных явлений, лежала структура горной породы.

Впоследствии Берри получил должность главного исполнительного архитектора Саграды Фамилии. Он также стал ведущим специалистом пространственного дизайна и компьютерного программирования в Мельбурнском королевском технологическом университете.

С помощью параметрических методов компьютерного моделирования, заимствованных из аэрокосмической отрасли, Берри смог завершить проекты Гауди. Работая под руководством Жорди Фаули и Ольера, он даже смог ускорить процесс строительства, поскольку для резки камня начал использовать автоматизированные машины.

Берри и его коллег архитекторов не прекращает поражать тот факт, с какой точностью Гауди разрабатывал эти сложные трехмерные математические модели с помощью лишь своего воображения и интуиции.

Немногочисленные чертежи и эскизы, сделанные рукой самого Гауди, преимущественно уничтожили каталонские анархисты, напавшие на Саграду Фамилию во время гражданской войны в Испании.

Гробницу архитектора они, тем не менее, оставили нетронутой. Ведь какой бы ни была их обида на генерала Франко и католическую церковь, они хорошо знали, что Гауди считали святым все, независимо от социального статуса и политических убеждений.

7 июня 1926 года Антонио Гауди сбил трамвай на перекрестке улиц Каррер де Байлен и Гран Виа в Барселоне. Водители такси отказались подвезти мужчину в больницу, поскольку ошибочно приняли его за нищего.

Дом Мила в Барселоне является одним из шедевров зодчества в столице Каталонии, созданным каталонским архитектором Антонио Гауди в 1906–1910 годах. Это последнее завершенное творение Гауди. После окончания работы он погрузился в строительство Храма Святого Семейства, отказавшись от каких-либо других проектов.

Официальное название дома – «Каса Мила» («Casa Milà»), по имени заказчика. Однако люди прозвали его «Ла Педрера» («La Pedrera»), что означает «Каменоломня».

Это строение входит в десятку самых популярных достопримечательностей Барселоны: Ла Педрера принимает около 1 млн посетителей в год.

В 1969 году он был признан памятником Испании национального значения, а в 1984 году Дом Мила, первое из сооружений XX века, был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Дом Мила называется так не случайно: он был построен Антонио Гауди по заказу текстильного магната и политика Пере Мила-и-Кампс. По проекту бельэтаж отводился под жилые помещения для семьи заказчика, а остальные этажи предназначались для сдачи в аренду, что было традиционно для того времени.

Финансовое положение Пере Мила заметно пошатнулось в ходе строительства дома. Причина в том, что в итоге здание превысило действующие нормативы по высоте и ширине, и власти Барселоны неоднократно штрафовали заказчика. Строительство дома было закончено уже без Гауди: из-за финансовых разногласий с заказчиком архитектор отказался от руководства проектом в 1909 году, а для получения гонорара был вынужден обратиться в суд.

Дом Батльо, Дом Бальо  (исп. и кат. Casa Batlló; иногда передается на русский как «Бальо», также известен как «Дом Костей»)– все это названия архитектурного шедевра на улице Passeig de Gràcia под номером 43. Возле этой достопримечательности Барселоны можно всегда встретить огромные и шумные толпы туристов, пытающихся запечатлеть дом со всех ракурсов, принимая для этого зачастую нелепые и смешные позы. Люди не оставляют без внимания Дом Бальо даже когда на столицу Каталонии опускаются сумерки. К слову, в вечернее время, благодаря оригинальной подсветке, необычный дом превращается в еще более фантастическое и сказочное строение. Ни для кого не секрет, что к чему бы ни прикоснулась рука Гауди, за кратчайшие сроки превращалось в удивительные и неповторимые здания, предметы мебели и т.д. Талант Антонио Гауди, как утверждают авторитетные архитекторы, довольно трудно переоценить, но в Доме Бальо, кажется, гений превзошел сам себя. Естественно, что это только первоначальное мнение тех туристов, которые еще не видели каменоломню или же великолепный Парк Гуэля и его усадьбу.

Рассказывать о строительстве самого дома, принадлежащего Жозепу Бальо-и-Касановасу практически и нечего. За два года (с 1875 по 1877 годы) рабочими, в рекордно короткие сроки, был возведен самый обычный и ничем непримечательный доходный дом. Предприниматель, обогатившийся на производстве текстиля, решил вложить свои деньги в недвижимость и получать с нее постоянный доход от сдачи квартир в наем. В 1904 году Жозеп Бальо-и-Касановас решил, что дом по проспекту Passeig de Gràcia, 43, не вызывает у него никаких положительных эмоций и просто-таки блекнет рядом с домом Амалье, построенным в модернистском стиле.

Чтобы оставить о себе память, промышленник делает в 1904 году заказ на перестройку дома архитектору Антонио Гауди, уже успевшему прославиться своими работами. К слову, во время получения заказа, Гауди еще трудился над парком Гуэля. Касановас настолько был неудовлетворен внешним видом своего доходного дома и настолько вдохновлен работами Антонио Гауди, что решил полностью снести строение. Однако архитектор, просчитав и продумав все до мелочей, останавливает текстильщика от столь опрометчивого шага и начинает работы по реконструкции готового здания.

Для того чтобы создать свой очередной шедевр, Антонио Гауди полностью меняет фасады дома, однако оставляет исходную структуру строения. Как утверждают специалисты, Дом Бальо - это новый виток в творчестве архитектора и очередное доказательство того, что в его работах кроме дизайна огромное внимание уделяется и рационализму, и расчетам. Всего за два года Антонио Гауди полностью перестраивает два фасада доходного дома Жозепа Бальо-и-Касановаса. Один из них могут увидеть все, кто проезжает или прогуливается по Passeig de Gràcia, а второй фасад виден с внутреннего двора дома, который также был полностью реконструирован для полного соответствия с дизайном Дома Батльо или Дома Костей – кому как нравится.… Для создания удивительного внутреннего двора здания, Гауди смог соединить две, так называемые, световые шахты. И в этой работе просматривается рационализм гениального архитектора: объединение двух световых шахт позволило не только создать удивительный, красивейший внутренний двор, который, к огромному сожалению, так трудно описать словами, но и значительно улучшить вентиляцию в здании, а также добиться хорошего освещения помещений за счет естественного света. Более того, свет во внутреннем дворе распределяется равномерно, Гауди смог добиться такого эффекта благодаря уменьшению размеров окон снизу вверх, и фантастического цвета облицовки: внизу практически белоснежной и, переходящей в нежно голубой, а затем, в ярко лазурный. Здесь вновь необходимо повториться, все это не результат безудержной фантазии, а сочетание стильности и четкого расчета.

«Внутренний двор дома Бальо, построенный Гауди, как нельзя лучше раскрывает современным архитекторам секреты успеха. Многие пытаются в наше время возвести удивительные и причудливые здания, забывая при этом об их практичности. Свой взгляд на окружающий мир, отсутствие шаблонов, а главное при всем этом, рационализм, вот чем отличается от любого другого, пусть и талантливого архитектора, Антонио Гауди!», - сказал в одном из своих интервью один из очень уважаемых и признанных во всем мире архитекторов 21-го века.

Кроме работ над фасадами, Антонио Гауди решил практически полностью перестроить первый этаж и бельэтаж. Как известно, архитектор, являвшийся лучшим другом Уэсеби Гуэля, был талантлив во всем: он не только перестраивает помещения, он создает для них уникальную и стильную мебель, которую в настоящий момент не встретишь в доме. Она, в целях безопасности, хранится в Доме-музее Антонио Гауди, находящимся в Парке Гуэля, войти в который ранее мог абсолютно бесплатно любой гость Барселоны. Кроме этого, архитектор, которому был выделен приличный по тем временам бюджет, достраивает в доме мансарду, подвал и прекрасную ступенчатую террасу крыши, на которую поднимается каждый путешественник, приехавший в каталонский город, чтобы воочию увидеть шедевры Гауди.

Триумфальная арка в Барселоне (Arc de Triomf Barcelona) - один из самых известных памятников Барселоны.

Арк де Триумф в Барселоне была возведена как парадный вход (главные ворота) Всемирной выставки 1888 года, проходящей в парке Цитадели или Сьютаделья. С тех самых пор арка стала прочно связана с архитектурой города и вошла в списки достопримечательности Барселоны.

Памятник классической формы и пропорций, но со скульптурно-декоративной отделкой, раздираемой и наполненной символикой, являющийся одной из икон города, совместно с бульваром и монументальным зданием Верховного суда Каталонии, создают великолепный ансамбль сочетания стилей архитектуры и природы, производя тем самым неизгладимые впечатления.

История парка началась в XVIII столетии, когда здесь была возведена мощная крепость по приказу Филиппа V с целью подавления свободолюбивых жителей. Только через столетие каталонцы смогли избавиться от грозного сооружения оккупационного режима. На его месте обустроили парк с террасами, цветниками, водопадами и памятниками.

В создании парка участвовали известные архитекторы — Луиса Доменек-и-Монтанера и Антонио Гауди. Результатами их труда являются громадный фонтан «Каскад» в стиле барокко и удивительный «Замок трех драконов». Искусные мастера создали неповторимый мир фауны и флоры, который гармонично вписался в городские рамки.