Наравне с пирамидами в Гизе и архитектурными памятниками в Луксоре, храмы Абу-Симбела относятся к числу наиболее выдающихся произведений древнеегипетского зодчества. С годами храмы пришли в запустение и были занесены песком. В 1812 года швейцарский путешественник И. Буркхарт совершено случайно наткнулся на них. Но ещё столетие храмы простояли в песчаном плену, пока не были полностью очищены уже при англичанах. Что же заставляет сотни туристов, видевших десятки других храмов, совершать далёкое путешествие вглубь Африки. Только одно – на пару часов оказаться рядом с одним из самых удивительных памятников мировой архитектуры, окунуться в Историю.

Колоссы Рамсеса Второго (или Рамзеса). Колосс второй слева лишился головы во время землетрясения в 27 году до н. э.

Невиданные дела творились в 60-е годы прошлого века в долине Нила. Каменные громады бережно подымались с земли и переносились на новое место; сооружения высеченные в скале, столь же бережно расчленялись и восстанавливались затем в прежнем виде; гигантские изваяния, воздвигнутые несколько тысяч лет назад, куда-то двигались по пескам… “...воды Нила грозят поглотить замечательные памятники – одни из самых чудесных на земле…”, с таким призывом обратилась в 1960 г. ЮНЕСКО. И призыв этот не остался гласом вопиющего в пустыне.

На фото - божественная Нефертари, царевич-наследник Аменхерхепешеф. Фигура первой, из пяти, фараоновой супруги выполнена несколько крупнее детей. Она скромно стоит у правой ноги мужа, не доходя ему даже до колена. Скульптура неизменно очаровывает всех, кто её видит, и в полной мере соответствует имени Нефертари ("Прекрасная спутница"), красота которой на долгие века запечатлена в статуе. Фигура фараоновой супруги выполнена несколько крупнее детей. Её великолепно сложенное тело облачено в облегающее платье, обрисовывающее безупречные женственные формы. Шесть её детей изображены, но могла иметь и ещё после завершения строительства храма.

Уже на раннем этапе строительства в 1960-х г. г. перед египетским правительством встал вопрос о спасении нубийских древностей, оказывавшихся в зоне затопления. С просьбой о помощи Египет обратился к мировому сообществу. В страну пирамид были направлены научные экспедиции. Советскую экспедицию возглавил выдающийся египтолог, тогдашний директор Эрмитажа, Пиотровский Б. Б. Международный коллектив учёных провёл детальные исследования старинных памятников археологии и быта нубийцев. В результате спасательной операции под эгидой ЮНЕСКО незначительные памятники затопили, а наиболее выдающиеся, храмы в Абу-Симбеле в том числе, были перенесены на новое, более высокое место. Поскольку первоначально храмы были высечены в склоне огромного утёса, нужно было соорудить искусственный курган и вписать храмы в его ландшафт. Почти пять лет (с 1962 по 1968 год) понадобилось, чтобы распилить храмы на куски и собрать их затем в двухстах метрах от старого места, на 60-метровой скале. Храмы накрыли железобетонным колпаком, сверху насыпали земляной холм, имитируя первозданный вид горы, в которой они были вырублены.

На фотографии Бент-Анат - любимая дочь Рамсеса Второго и его второй жены Исетнофрет. Четверо детей у них было. По канонам того времени их фигуры выполнены в меньшем масштабе. 

Бог Гор в образе сокола.

Два храма прилепились к склону утёса в Абу-Симбеле. Слева находится храм Ра-Горати с колоннами времён Рамсеса Второго, а справа – менее величественный храм Хатор, богини, ассоциировавшейся с Нефертари, супругой Рамсеса. До создания этого рукотворного озера храмы были обращены к излучине Нила и господствовали над окружающим ландшафтом. Как памятники египетской мощи, они служили предупреждением для мятежных нубийцев и оказывали тёплый приём мирным торговцам, приплывавшим из глубин Африки. Ра-Горати – вырублен в скале во славу и по приказу фараона Рамсеса II в ознаменование его побед над хеттами (XIII в. до н. э.). А так как воинам фараона покровительствовали три бога: Амон (главный в городе Фивы), Ра (патрон города Гелиополь) и Птах (покровитель Мемфиса), Рамсес велел изобразить их, а заодно и себя – богочеловека, в четырёх гигантских фасадных статуях. Всем лицам сидящих по обе стороны от входа на тронах великанов придали сходство с самим Рамсесом. Все они увенчаны двойными коронами Верхнего и Нижнего Египта (цветки лотоса и папируса). Так что по внешнему виду определить, где земной владыка, а где боги – невозможно. Они намного выше колоссов Мемнона в Фивах; высота каждой статуи – двадцать метров. Фигуры статичны: сидящие на тронах гиганты с руками, положенными на колени; то ли они приготовились слушать, то ли собрались встать. Взгляд скользит по лицам богов-фараонов: ни единого признака движения, но ожидание действия завораживает. Кто из великанов первым нарушит молчание, кто встанет и шагнёт навстречу вечности?

Павианы приветствуют восход солнца, великого Ра. Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра

Фигуры Рамсеса в образе Осириса стоят во внутреннем гипостильном зале. Голова фараона украшена двойной короной объёдинённого Верхнего и Нижнего Египта. Рамсес в храме последовательно предстаёт в образе завоевателя, героя и божества. Внутри храм представляет собою четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала. В первый зал впускали всех, во второй – “благородных”, в третий – жрецов, а в четвёртый входил сам фараон. Дважды в году – в день рождения фараона, 22 февраля, и в день его коронации, 22 октября, первые лучи солнца, преодолев пятьдесят пять метров от входа до четвёртого зала, освещают лицо стоящей там фигуры фараона. Этот уникальный эффект при переносе храма удалось сохранить. В эти два дня несколько тысяч местных жителей – коренных нубийцев, устраивают настоящий праздник для многочисленных туристов, приезжающих посмотреть на чудесное явление “озарения солнцем лика фараона”. Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II. Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут! Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек! 

Хатор - рядом с большим храмом, Ра-Горати в скале вырублен храм поменьше. Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. От его вида захватывает дух. Посвящён этот храм богине Хатор, которой приданы черты лица царицы Нефертари, супруги фараона Рамсеса Второго. Фасад храма имеет форму пилона с шестью глубокими нишами, в которых установлены статуи богов, и шесть колоссальных статуй Рамсеса и Нефертари. Храм Хатор намного проще и скромнее, чем Большой, Ра-Горати, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: “Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари”. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Нефертари дарит цветы папируса богине Хатор, которая предстаёт перед царицей в виде божественной коровы. В храме богиня Хатор, в облике коровы, возникает как бы из далёкого потустороннего мира, а её молоко дарует жизнь душам усопших. Нефертари появляется вместе с Рамсесом в сиянии утреннего солнца.

Рамсес Второй и Нефертари дарят цветы папируса богине Хатор. Хатор в Древней Греции отождествляли с Афродитой. На голове Рамсеса двойная корона (атев) Верхнего и Нижнего Египта. Корона украшена коброй (хорошо видна на барельефе) - уреем.

Рамсес приносит цветы папируса в подарок Гору.

Озеро Насер, образовавшееся за четырёхкилометровой стеной плотины, длиной 500 км, шириной 8-10 км при максимальной глубине 100 м, изменило климат Египта в этой части. Путь в Абу-Симбел неблизкий - 280 км к югу от Асуана у самой границы с Суданом. Есть также авиарейсы из Асуана, Луксора и Каира. Теплоходы “Принц Аббас”и “Принцесса Евгения” совершают круизы дважды в неделю между озером Насер и Асуаном. Исследователи, изучая Абу-Симбел во время переноса храмов, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.