(1780-1793)

Особенно интересен примыкающий к Екатерининскому дворцу комплекс Холодных бань с Агатовыми комнатами, Висячего сада и Камероновой галереей, сооружённой Чарльзом Камероном в стиле классицизма (1780-1793). Агатовые комнаты – редкий в истории архитектуры образец здания, где мотивы античного зодчества находят применение как во внешнем, так и во внутреннем убранстве. Весною 1783 года мистер Камерон получил от матушки государыни пожелание разработать замысел отделки двух кабинетов на втором этаже Холодной бани и подготовить проект их яшмового убранства.

Нижний, тяжёлый рустованный, ярус этих построек (Холодные бани) представляет собою своего рода постамент для второго яруса (Агатовые комнаты), отличающегося особою лёгкостью, изысканностью форм и отделки. Холодные бани – предназначались для помывки, Агатовые комнаты – для отдыха после бани.

Зубовский флигель (на фото - слева, перпендикулярно корпусу Екатерининского дворца). Фоном Агатовым комнатам служит Екатерининский дворец, на уровне второго этажа которого и расположены павильон и сад.

В соответствии с высочайшим пожеланием стены кабинетов были обрублены на десять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой в технике “русской мозаики”. Особую трудность представляли заключительные работы – шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Полировщикам требовалось довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа была выполнена вручную русскими мастерами. Поскольку использованная яшма называлась “мясным агатом”, эти два кабинета стали называть Агатовыми комнатами. Хотя первый этаж и продолжали называть Холодной баней.

Центр павильона Агатовые комнаты решён в виде овальной полуротонды из колонн ионического ордена, увенчанной небольшим плоским куполом. Ниши по сторонам дверей украшены скульптурой. В интерьере Агатовых комнат доминирует Большая зала – сферистерий. Как и залы римских терм, он украшен коринфскими колоннами и перекрыт крестовым сводом с кессонами и росписью. По сторонам находятся две меньшие залы – прямоугольный Яшмовый и овальный Агатовый кабинеты. В их отделке использованы полудрагоценные камни Урала и Алтая. Первый этаж, как помнит уважаемый читатель, продолжали называть Холодной баней. Здесь находились несколько купальных бассейнов для водных процедур, а на верхнем этаже (Агатовые комнаты) народ отдыхал после купания. Здесь же их величество проводила ранние утренние часы, занимаясь бумагами: госделами и приватной перепиской. Среди её корреспондентов были Вольтер, смолянка Сашенька Лёвшина, д'Аламбер, Гримм, Циммерман, Старый Фриц, Дени Дидро, княгиня Дашкова. 

Висячий сад. Понятно, что под словом "висячий" подразумевается террасообразная или ступенчатая форма сада. Греки, видевшие висячие сады Семирамиды, рассказали, что это были искусственные холмы, со ступенями из кирпича и к каждой ступеньке приложены каменные плиты. Слева - Камеронова галерея, справа - Агатовые комнаты, прямо - пандус.

Символом “екатерининского классицизма” стала галерея, названная позднее по имени архитектора, Камероновой, и не уступающая по чистоте пропорции и изяществу лучшим античным образцам. Мастер почти точно воспроизвёл облик Эрехтейона афинского Акрополя, но вдвое увеличил расстояние между колоннами, чем создал эффект устремлённости здания вверх. На прогулочной площадке Камероновой галереи установлены бронзовые бюсты древнегреческих философов, политиков, военных. Это всё копии с античных оригиналов. Подлинники же, купленных Екатериною Алексеевною в конце "века осьмнадцатого", хранятся в Государственном Эрмитаже. С этой галереи открываются прекрасные виды регулярного и пейзажного парков Царскосельского дворца. Галерея была любимым местом прогулок хозяев и гостей дворца. Укрытием от дождя служила остеклённая зала, расположенная в её глубине.

Не менее монументально выглядит “пандус Камерона”, соединяющий Камеронову галерею и Агатовые комнаты с парком. Сложенный из пудостского камня, он украшен бронзовыми вазами и чугунными жертвенниками, на месте которых в XVIII веке стояли бронзовые статуи муз. При Екатерине Алексеевне Пандус называли "Лестницей богов", настолько оное сооружение было богато декорировано вазами и скульптурами: сам Аполлон и его музы. По Пандусу можно было подняться к галерее Камерона, поэтому скульптура Пандуса предваряла встречу с бюстами античных героев Галереи. С Висячего сада Пандус смотрится как аллея парка.

По пандусу (его назвали "спуском с верхнего садика") императрицу поднимали (спускали) в специальном кресле-каталке.

Пандус - последняя работа Чарльза Камерона в Царском Селе при их величестве Екатерине Второй.

Реставрация Агатовых комнат завершилась к сентябрю 2013 года.