Для многих знакомство с городами начинается с вокзалов. Наша группа не стала исключением и ранним утром одного из чудесных летних дней ступила на перрон железнодорожного вокзала в столице Буковины и административном центре Черновицкой области. Город, расположенный на реке Прут, имеет население (по данным на 1 июля 2017 года) 261 306 жителей.

   После расселения в отеле «Корал» отправились на обзорную экскурсию этого невероятного города. История Черновцов насчитывает более 600 лет, это одно из немногих городов, который считается жемчужиной архитектуры.

   Черновцы – это город, который сформировался под влиянием нескольких культур, и в котором выразился свой, индивидуальный архитектурный стиль - симбиоз разных стилей. Как пример, очень красивое здание Главпочтамта, над входом в который стоят статуи Гермеса и Ириды.

   С Черновцами связана жизнь многих деятелей украинской, еврейской, русской, румынской (молдавской), австро-немецкой и армянской культур. Город, который сравнивают с Парижем, но он имеет свой неповторимый флер и шлейф. Город, который называют «Малой Веной» - городом людей и книг. Достопримечательностей здесь немало и очень трудно определиться с местами, которые стоит посетить. А посетив его, нельзя не влюбиться в этот прекрасный город, который буквально дышит историей.

   С вокзала удобно сразу отправиться на площадь Турецкого колодца. Правда, от недавнего времени эта площадь носит новое имя - площадь Пресвятой Марии.

   Это место существует уже несколько веков и ещё помнит те легендарные времена, когда Османская империя наводила ужас на всю Европу. На площади находится древнейший на территории Буковины колодец, который был сооружён турками. С колодцем связывается легенда о безответной любви турецкого паши к украинской девушке. Паша предложил девушке стать одной из его жён, а она ему отказала. Турок, встретив ещё раз украинку, подошёл к ней, а та бросилась в колодец и утонул. Вот такая легенда уже несколько веков передаётся из уст в уста.

   На площади работают цветочные часы. Их диаметр составляет восемь метров, а стрелки весят 10 килограммов.

   Также на площади Турецкой находится кафедральний собор Успения Пресвятой Богородицы,

у входа в который так красиво цветут цветы.

   Украинская Греко-Католическая Церковь на буковинской территории имеет давнюю историю, которая насчитывает уже более двух столетий. Ещё в 80-х гг. XVIII века были сделаны первые шаги к созданию общины. К сожалению, в то время это дело довести до конца так и не удалось. Важные перемены произошли в начале XIX века: на Буковине, в частности в Черновцах, начались регулярные богослужения. Сначала украинцы молились в костёле, при алтаре Успения Пресвятой Богородицы. А в 1820 году житель Черновцов Тадей Туркул подарил земельный участок и пожертвовал небольшую сумму денег для построения греко-католического храма. Чуть больше чем через год, 10 июня 1821 года, черновицкие греко-католики торжественно вошли в свой новый храм. В 40-е гг. XIX века церковь достроили, из Италии привезли иконостас и два алтаря, в росписи икон которых принимал участие известный польский иконописец Адам Отеховський (сегодня можно увидеть его автограф на иконе Иисуса Христа). Вскоре после того храм обогатился иконой Матери Божьей, для которой жертвователь и основатель церкви Тадей Туркул в 1879 году в Кракове изготовил золотые одежды. Простояв более века, церковь была существенно перестроена в стиле ампир по проекту известного учёного и политика Владимира Залозецкого. В 1937 году храм получил название Успения Пресвятой Богородицы. В 1946 году, когда УГКЦ была официально ликвидирована, собор Успения Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви. А в 1961 году он был закрыт. Во время закрытия храма верующие УГКЦ сумели перенести иконостас и алтарь Пресвятой Девы и Иисуса Христа в церковь Святого Николая, находящегося неподалеку. 8 января 1990 года перед закрытыми дверями храма о. Николай Симкайло, сейчас епарх Коломыйско-Черновицкой, отправил первую Божественную Литургию.

   25 января 1995 году в собор Успения Пресвятой Богородицы УГКЦ были возвращены иконостас и чудотворная икона Матери Божьей. К сожалению, ещё до сих пор в Николаевской церкви остались алтарь Святого Иосафата, сделанный о. Петром Кулишем, и мощи святых с печатью Римского Ариерея и Митрополита Андрея (Шептицкого). Черновицкая чудотворная икона многократно осчастливила потомством бездетных родителей. Есть доказательства многочисленных исцелений и обращений зависимых от вредных пристрастий молодых людей. Лозунг иконы «Берегись безнадёжности - обратись к «Надежде Безнадёжных» имеет притягательную силу.

   На территории собора установлен памятный крест, установленный в честь 400-летия Берестейской унии,

а напротив – памятник Героям Буковинского куреня (1918, 1941, 1944 гг.).

   Недалеко от этого собора находится бывшая армянская католическая Петропавловская церковь (сейчас Органный зал). Армяно-католики Черновцов приняли решение построить в городе церковь своего обряда из твёрдых материалов. Строительство продолжалось с 1869 по 1875 год. 9 октября 1875 церковь святых апостолов Петра и Павла была освящена. Церковь строилась по проекту Йозефа Главки (1831-1908), известного чешского архитектора, учёного и мецената. Стиль церкви византийской с элементами готики, но из-за нехватки средств пришлось вносить некоторые изменения в проект. К 1940 году церковь была действующей, а после 1944 года уже не открывалась, в ней был склад.

   В 1986 году здание церкви передано Черновицкой филармонии для использования как зал органной музыки. В 1988 году здание церкви реконструировали, а одна из чешских фирм изготовила и установила новый орган. В то же время были возобновлены постоянные богослужения. 18 августа 1992 года состоялось торжественное открытие зала органной и камерной музыки, посвящённое 1-й годовщине Дня Независимости Украины.

   Чуть ниже и правее от Армянской церкви расположен собор Святого Николая Чудотворца или по-другому, Пьяная церковь - православный храм УПЦ МП, памятник архитектуры местного значения. Собор Святого Николая был построен в Черновцах в румынский период Буковины (1919-1940) в румынском стиле неороминеск. На связь с румынской культовой архитектурой указывают оригинальные «крученые» купола церкви. Эффект создают наклонные окна в четырёх башенках собора, которые расположены по периметру этого сооружения. Храм построен по образцу одного из шедевров румынского средневекового зодчества: православного Успенского архиерейского собора в румынском городе Куртя-де-Арджеш - места последнего упокоения румынских королей. Собор Святого Николая - единственная православная церковь Черновцов, в которой не прерывались богослужения в советское время. Купола действительно, как описывают их, несколько необычные.

   В городе имеются и другие храмы разных религиозных конфессий. Самый большой храм - кафедральный собор Святого Духа, построенный по проекту австрийского архитектора А. Ролля в стиле итальянского ренессанса. Уже более 150 лет он выступает одной из главных украшений города. Над возведением церкви работали лучшие тогдашние специалисты. Во время Советского Союза храм переживал тяжёлые времена, здесь размещался склад. Но всё же собор Святого Духа выстоял, пережив нелёгкий период, и сегодня приветствует жителей и гостей города. Перед собором установлен памятник первому митрополиту Буковины и Далмации Евгению Гакману.

   Кадры с ним уже история - где-то между 2010 и 2012 годами его покрасили в ядовито-розовый цвет.

   Римско-католический костёл Воздвижения Святого Креста является первым каменным храмом Черновцов. Он был возведен по заказу австрийского императора Иосифа II в конце XVIII века. Удивительная архитектура храма, сочетающая мотивы барокко и древний иезуитский стиль, притягивает в это место множество туристов. История костёла началась в далёком 1787 году, когда был заложен его фундамент. Однако за долгие годы строительства его постоянно преследовали неудачи. Так у храма два раза обваливалась башня, был сильный пожар, во время которого пострадала значительная часть сооружения, и только лишь через 27 лет костёл распахнул двери для прихожан. Гости, посетившее этот красивейший храм, смогут полюбоваться его стенами и потолками, которые покрыты фресковыми росписями, стилизованными под цветочные мотивы. Также незабываемое впечатление производит расположенный внутри сооружения старинный орган. Этот музыкальный инструмент, благодаря своему великолепному тембру, был признан лучшим в Европе. Не оставьте без внимания и семь алтарей, исполненных в неоготическом стиле. Прототипом этого храма является костёл в Риме. Всё внутреннее убранство костёла Воздвижения Святого Креста в Черновцах стилизовано под европейские соборы. Этому направлению подчинена не только живопись, но и скульптура и храмовое прикладное искусство. В 1818 году на башне костёла были установлены часы, которые несколько раз менялись на более новые. Сегодня на левой стороне фасада здания находятся солнечные часы, показывающие венское время. В годы советской власти двери Воздвиженского костёла были открыты для прихожан, а его оригинальное внутренне убранство, практически в первозданном виде, сохранилось и до наших дней. Последняя реконструкция здания проводилась в 1910 году, с тех пор храм не менял свой облик. В честь костёла и была названа площадь, находящаяся рядом.

   На площади Святого Креста находится знаменитый дом-корабль. По преданию, дом построил богатый торговец в подарок брату, который был моряком и очень ностальгировал по кораблям. Дом был сооружен в далёком XIX веке, когда вода в Черновцах была кристально-чистой, поэтому в «носу корабля» установлен небольшой фонтанчик, по своей форме напоминающий льва. Из фонтана могли утолить жажду все желающие.


   Хотя и проезжая мимо, но всё же увидели иезуитский костёл Пречистого Сердца Исуса. Выполняя долгое время не предназначенную для него функцию архива, костёл утратил всё внутри и довольно уныло выглядит снаружи. Начиная с 1 марта 2010 года, храм принадлежит религиозной общине Римско-Католической церкви. Теперь идёт его реставрация.

   Имеются в городе и синагоги. Синагога «Корншил», построенная в конце XIX века в честь семьи Мордко и Тауби Корн в самом центре старого города, на ул. Садовского, 11. Синагога функционировала до Второй мировой войны. В 1946 году она не вошла в число действующих синагог и была закрыта, а помещение с тех пор использовалось для посторонних нужд. Его перестраивали, меняя внешний облик и внутреннюю планировку. В 2004 году по инициативе Исаака Безноса была создана иудейская религиозная община Буковины. В результате работы председателя общины Исаака Безноса в 2007 году еврейской общине было возвращено здание синагоги «Корншил». Так как синагога более 50 лет использовалась не по назначению, а в процессе реконструкции из-за плохой сохранности здание практически рассыпалось, оно почти полностью было выстроено заново. От исторической постройки сохранилась только часть фасада. 25 сентября 2011 года состоялось открытие синагоги. В Черновцах впервые за много лет прошла красивая и торжественная церемония внесения свитка Торы в синагогу. Этот свиток был подарен синагоге Ароном Майбергом. Новая отреставрированная синагога называется – Главная синагога Буковины имени Исроэла и Зельды Майберг.

   Духовно подковавшись, выходим на пешеходную улицу Ольги Кобылянской, которая в Черновцах является поистине визитной карточкой города. Именно сюда спешат все туристы, которые приезжают в город.

   В 1786 году было заложено первое здание на углу центральной улицы, именно эту дату принято считать началом её истории. Первоначально улица Кобылянской называлась Молодиевской, позднее – Панской. Считается, что такое название она получила благодаря австрийцам, которые тосковали по своим корням и постарались на одной из улиц Черновцов воссоздать частичку своих родных мест. Тут располагались множество самых необычных салонов города, рестораны, кофейни, магазины, банки и многое другое.

   Улица Ольги Кобылянской была полностью отреставрирована к городскому юбилею. Напомним, именно в 2008 году Черновцам исполнилось 600 лет. Брусчатку тщательно переложили, а на тротуарах теперь красуется мраморная плитка. Бордюры между брусчаткой и плиточкой – чёрного цвета, и на мраморных полосах написано на разных языках называние города. Здания на этой улице – особенные, они выглядят свежо, необычно, а на окнах в тёплое время года всегда красуются яркие цветы. Дома на улице Кобылянской выглядят изысканно, фасады уместно украшены скульптурами, маскаронами, лепниной, а также различными узорами.

   Крупнейшим музеем Буковины по праву считается Черновицкий областной краеведческий музей, расположенный на этой улице. Здесь собраны полные коллекции экспонатов, которые лучше освещают историю, быт и обычаи буковинцев от древнейших времён до современности. Здесь можно проследить тяжёлую судьбу Буковины, которая постоянно переходила из рук в руки. Экспозиции разделены за хронологическими рамками: от древнейших времён до современности. Особенно интересны периоды времён Молдавского княжества и Австрийской империи.

   Гуляя по улице Кобылянской, следует зайти в ещё один маленький музей- аптеку. Подобные музеи в Украине есть только в Киеве и Львове, а третий в Черновцах. История аптеки началась ещё в начале XX века – в 1903 году. Интересным является то, что это единственная аптека в городе, где сегодня изготавливают лекарственные формы на заказ.

   Чрезвычайно интересен и Немецкий народный дом. Его фасад вместе с обрамлением парадных залов для разных собраний и большого концертного зала - довольно оригинальная интерпретация мотивов, которые ведут своё начало от немецкого средневековья. Эти мотивы будто пропущенные через призму художественных тенденций, которые присущие поздней фазе модерна, когда усилилась тенденция к упрощению и геометризации форм. Здесь можно увидеть и буковинское крыльцо, и окна, форма которых напоминает, кстати, украинский национальный модерн, в частности. В нижнем ярусе используются элементы готической культуры и расположено кафе «Каринтия».

   В конце улицы Кобылянской расположено также здание бывшего Польского народного дома, построенное в XIX веке. В 1902 (или 1904) году его купили для организации Польского общества в Черновцах. В 1904-1905 гг. сооружение было перестроено по проекту архитектора Франца Сковрона. После завершения строительства в стенах здания расположился Польский народный дом и другие общественные и политические польские общества – «Сокол», «Огниско», польская бурса, общество польских учителей и другие. В советское время в здании сделали кинотеатр, а позднее музыкальную школу. В годы независимости здание вернули польским общественным организациям. Сегодня в нём находится Общество польской культуры имени Адама Мицкевича.

   Улица Кобылянской знаменита тем, что её подметали букетами роз и не пускали посетителей в грязной обуви. Каждое утро дворники мыли мостовую и тротуар улицы мылом. Георг Гайцен – австрийский публицист писал о Черновцах: “Черновцы – это город, где воскресный день начинался с Шуберта, а заканчивался дуэлью. Это город – на полдороги между Киевом и Бухарестом, между Краковом и Одессой – было негласной столицей Европы, где пели лучшие сопрано, а кучера фиакров спорили про Карла Крауса, где тротуары подметали букетами роз, и где книжных магазинов было больше, чем пекарень”.

   Не только пригожей выглядит сама пешеходная улица – её дворики столь же милы и уютны.

   Тем временем подходим к Центральной площади - главной площади города. Несмотря на свою давнюю историю, ансамбль Центральной площади Черновцов приобрёл своё завершение совсем недавно. В мае 1999 года здесь был торжественно открыт монумент Тарасу Шевченко. Кстати, решение соорудить в городе памятник украинскому национальному пророку Черновицкий городской совет принял ещё в 1914 году, по случаю столетнего юбилея рождения Кобзаря. В честь 600-летия за памятником расклеили огромные плакаты, на которых изображены первая топографическая карта Черновцов, документ с первым упоминанием о городе и его вид из космоса.

   Вся политическая жизнь в основном происходила здесь, потому что именно на этой площади разместилась Ратуша (1843-1847), представляющая собой уменьшенную копию львовской. Для каждого города в древности ратуша имела особое значение, её появление знаменовало права на самоуправление. Само слово "ратуша" пришло к нам с немецкого языка, где оно звучит так: Ратгаус, дом совета, сокращено - ратуша. И поныне в здании ратуши заседает городской совет и другие главные городские учреждения. 12 ноября 2004 года в городе родилась новая традиция: ровно в 12 часов пополудни на балкончик под часами на ратушной башне выходит трубач в народном костюме и на все четыре стороны света исполняет музыкальную композицию “Там, на том боку, там живе Марічка…”.

   Также на площади бросается в глаза здание бывшего Буковинского сберегательного банка (1910), а ныне - Художественного музея, возведенное в стиле венского модерна по проекту венского архитектора Губерта Гесснера. Интересные экспозиции музея и красота интерьеров, витражи, лепнина, скульптура нисколько не уступают самому зданию. В середине музея представлена экспозиция произведений буковинских художников, некоторым полотнам по двести лет.

   Направляемся к Театральной площади и проходим мимо красивого дома на улице Грушевского, 1, в котором ныне размещена Черновицкая областная государственная администрация.

   Соседняя Театральная площадь смотрится побольше и поцентральнее Центральной. Главной изюминкой площади является Черновицкий музыкально-драматический театр имени Ольги Кобылянской. Немецкий писатель Георг Гайнцен отмечал: «Черновицкий театр - это памятник осведомленным с культурой черновчанам, которые больше всего боялись прослыть провинциалами и страстно стремились ни в чём не уступать уважаемой Метрополии Вене».

   В 2000 году на Театральной площади основали Аллею звёзд – мастеров искусств Буковины. Здесь собраны десятки славных имён певцов и музыкантов, которые начинали свое восхождение на большую сцену в Черновцах. Среди них есть фигуры, которые хорошо известны как в Украине, так и во всей Европе.

   Здесь расположен Еврейский народный дом (1908). Особенность многонациональных Черновцов - "этнические" дома культуры. Еврейский, украинский, румынский и немецкий (австрийский). Причём и архитектура их соответствующая.

   С площади Театральной сразу видны две интересные здания, похожи как две капли воды. В народе они получили неординарное название дома-близнецы.

   Рядом находится ещё одна "культурная" площадь - площадь Филармонии, на которой находится Дом "Музыкального общества" и концертный зал филармонии.

   На углу площади Филармонии, 1 и улицы М. Заньковецкой, 11 расположено здание бывшего отеля «Бристоль», построенного в стиле венской сецессии в 1906 году.

   От Центральной площади простираются старинные узкие улочки, которые сохраняют свою не менее интересную историю и по которым так и хочется пройтись.

   Впрочем, выбираю не их, а самую большую артерию города, которая называется Главная улица. Здесь расположен большой магазин «Пассаж».

   Резиденция митрополитов Буковины и Далмации, к которой мы направляемся в завершение нашей экскурсии по городу, занимает особое место среди памятников архитектуры и с 2011 года входит в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На территории архитектурного ансамбля Резиденции митрополитов Буковины и Далмации у нас запланирована экскурсия, где у нас будет возможность осмотреть Храм Трёх Святителей, Мраморную, Голубую и Красную залы, а также прогуляться дендропарком.

   Резиденция была построена на месте старого епископского дома в 1864-1882 гг. Сейчас здесь разместились центральные корпуса Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича. Этот уникальный архитектурный ансамбль появился на свет благодаря усилиям епископа Евгения Гакмана. В 1863 году он добился от австрийского императора разрешения на строительство новой просторной резиденции, достойной столицы Буковины. В следующем году, сразу после освящения Кафедрального собора Святого Духа, владыка Гакман уже заложил краеугольный камень в фундамент будущей резиденции. Над её строительством трудились лучшие венские, чешские, буковинские мастера. Проект архитектурного ансамбля исполнил известный чешский учёный, архитектор, академик Йосеф Главка. Он спроектировал нетрадиционный комплекс сооружений в духе эклектики с преобладанием элементов византийского и романского стилей. Облик резиденции очень специфичен - сочетание готики с буковинскими национальными мотивами. Этот проект неоднократно занимал призовые места на известных конкурсах архитекторов и был, в частности, отмечен на Всемирной выставке в Париже. Композиция ансамбля довольно сложная, но при этом отмечается чёткостью планирования. Она состоит из трёх монументальных сооружений-корпусов: главного, духовной семинарии вместе с церковью Трёх Святителей, пресвитерия. Так как весьма сложно сфотографировать весь комплекс, привожу своё фото из киевского парка миниатюр.

   С 1875 года резиденция была реорганизована в Черновицкий университет по указу императора Австро-Венгрии Франца Иосифа, именем которого и был назван. Первоначально имелось всего 3 факультета: теологический, юридический и философский, а преподавание велось на немецком языке (но была кафедра украинского языка на философском факультете). После падения Австро-Венгерской империи с 1918 года это был румынский вуз, а с 1940 года университет стал государственным высшим учебным заведением с обучением на украинском языке, но только в 2000 году университет получил статус - национального. На сегодняшний день Черновицкий национальный университет функционирует по 16 факультетам, в нём обучается около 20 тысяч студентов по 54 направлениям, по 69 специальностям, на базе университета работает 87 кафедр.

   В главном корпусе (ныне центральный V корпус, в котором размещены ректорат и факультет иностранных языков) находилась обитель митрополита с просторными апартаментами, где он работал и отдыхал, и роскошными залами, в которых он устраивал аудиенцию для высоких гостей и где происходили епархиальные заседания.

   В углу левого крыла корпуса разместилась домашняя церковь владыки - часовня Ивана Сучавского, с которой, собственно, и началось строительство всей Резиденции.

   Среди помещений главного корпуса своей красотой и величием поражает Синодальный зал, один из самых красивых в Европе. Он был украшен мрамором (отсюда его сегодняшнее название - Мраморный) и обставлен боковыми галереями колонн, на которые опирался декорированный орнаментикой деревянный потолок. Впечатления неземного величия усиливали и коридоры с мраморной мозаикой на полу и расписными потолками в форме куполов.

   К сожалению, в 1944 году Синодальный зал был повреждён пожаром. В огне пострадали не только интерьеры, но и погибла синодная библиотека, которая содержала уникальные старопечатные и архивы. Нынешний вид Мраморного зала - лишь копия, созданная реставраторами.

   Одни из дверей ведут в соседнее помещение – Голубой зал.

   Однако пожар смилостивился над Залом заседаний Священного синода (сегодняшний Красный зал). Его интерьер сохранился в первоначальном виде. Стены Красного зала украшены китайским шёлком, деревянный потолок декорирован орнаментом, а пол устлан паркетом из красного бука, дуба и зелёной липы. На одной из стен висят огромные венецианские зеркала, изготовленные по старинной технологии, они насчитывают аж 5 слоёв серебра (проверить это можно поднеся к зеркалу зажжённую спичку/свечу/зажигалку – под определённым углом можно увидеть ровно столько отражений пламени). А ещё с этими зеркалами связано множество поверий: если человек, мечтающий учиться в этом университете, взглянет на себя в одно из зеркал, то обязательно поступит; влюблённой паре, посмотревшейся в него, гарантирована вечная любовь; женщина помолодеет ровно на столько, на сколько захочет, а мужчине простятся все грехи. Услышав такое, все дружно ринулись к зеркалам.

   Но не только зеркала здесь способны творить чудеса. В просторном холле первого этажа находится скульптура пышногрудой женщины без головы и правой руки – это одна из копий статуи, которая в конце XIX века украшала Соборную площадь Черновцов и символизировала Австрию (тогда, разумеется, все части тела были на месте). Так вот, ещё одно университетское поверье гласит, что если подержать «Австрию» за грудь, то сессия будет сдана без проблем.

   По левую сторону от входа в Резиденцию в теперешнем VI корпусе университета находились два духовных учебных заведения. Одним из них была духовная семинария, созданная в Черновцах ещё в 1828 году. Она занимала второй этаж здания, а первый этаж по инициативе митрополита в 1875 году было передано под нужды греко-православного теологического факультета только что открытого Черновицкого университета.

   Подковообразный семинарский корпус с трёх сторон окружает церковь Трёх Святителей. Первый камень в фундамент храма заложил владыка Евгений Гакман в апреле 1867 года. Над его интерьером работало несколько специалистов высокого уровня. Церковь расписывал художник-профессор из Вены Карл Йобст. Его кисти принадлежат темперные росписи с библейскими сюжетами. Благодаря замечательной акустике в храм охотно приходили послушать службу черновицкие почитатели церковного пения, которые нынче снова получили такую возможность.

   В корпусе, расположенном справа от центрального входа (ныне IV корпус университета, где теперь разместился географический факультет), находились дьяковская школа, архидиоцезальный музей и фабрика свечек. Крыша исторического здания пресвитерия, как и всей Резиденции, покрыта орнаментированной черепицей наподобие буковинских народных узоров. Посередине корпуса над главным входом возвышается башня с часами и куполом, который по кругу украшен звёздами Давида. Таким образом увековечили память о денежной помощи, предоставленной буковинской православной митрополии еврейской общиной города. Ведь необходимую для строительства Резиденции астрономическую сумму - 1,8 млн. гульденов сами православные собрать бы не смогли.

   Дворы всех корпусов очень ухожены, в них много красивых цветочных клумб. Думаю, что студентам и преподавателям здесь хорошо учиться и работать.

   Сзади главного корпуса Черновицкого национального университета расположен парк имени Юрия Федьковича. Он является прекрасным образцом садово-паркового искусства. Дендропарк площадью около 5 гектаров был засажен ещё при императора Франца Иосифа. На сегодня он занимает большую территорию и служит прекрасным местом для отдыха. Большая его часть выполнена в ландшафтном стиле. Здесь рядом с экзотическими видами деревьев растут местные: клёны, дубы, липы, граб. При входе в парк стоит памятник Йосефу Главка, возведенный в 1937 году скульптором А. Северином. Рядом растёт старая ель - ровесница парка, у которой находятся два бассейна с фонтанами.

   История Черновцов и Буковины богата на исторические события. Край входил в состав Галицкой Руси, Молдавского государства, Османской империи, Австро-Венгерской империи, Румынии, Советского Союза, Украины. Особенно своего расцвета Черновцы достигли во времена правления императора Франца Иосифа (1848-1916 гг.), когда Буковина была частью Австро-Венгерской империи. Именно в то время в городе наблюдался значительный экономический подъём, что привело к строительному буму и созданию выдающихся памятников архитектуры, которые до сих пор поражают своим великолепием. В то же время Черновцы стали культурным и просветительским национальным центром - здесь был открыт университет, создана огромная общественная библиотека, открылись школы, где велось преподавание на украинском языке. Благодаря активной деятельности украинских обществ начали издаваться первые газеты. В память об этом периоде в Черновцах в 2009 году установили памятник императору Францу Иосифу I. Идея создания такого монумента принадлежит Арсению Яценюку. Автором проекта выступил заслуженный художник Украины С. Иванов, а создателем - скульптор В. Цисарик. Монумент в Черновцах изображает императора в полный рост и был создан на основе доставленной из Вены модели памятника императору, существовавшего в Черновцах ранее.

   Город не был разрушен во время Первой и Второй мировых войн. По счастливому стечению обстоятельств большинство архитектурных памятников остались в целости и сохранности. Прекрасно, что всё то культурное наследие, все те достопримечательности Черновцов, накопленные веками нашими предшественниками, удалось сохранить и передать потомкам!