В субботу (12-го мая) попал на однодневный поход-экскурсию  на перевал Шайтан Мердвен или Чертова лестница находящийся вблизи Фороса. В это район я давненько не хаживал в силу транспортных неудобств. Собственно был последний раз в 1976-м году, когда мы вообразив себя опытными туристами отправились на единственный крымский маршрут  2-й категории сложности имея с собой в качестве карты "пачку Беломора" и примерно такое же описание. Где мы ходили и как мы ходили - для меня до сих пор большая загадка. Но самое смешное состояло в том, что мы практически прошли по маршруту и ночевали в намеченных точках. Правда, мимо Чертовой лестницы мы промазали и вылезли по какому-то кулуару, на удивление закончившемуся проходимыми с рюкзаками скалами.

До сих пор не могу проложить точно наш маршрут, от которого остались только слайды, а ряд участников потерялись  в летах. Собственно слайд отыскался всего один. Вид на Форосскую церковь с Байдарских ворот.

И вот спустя 42  года появилась реальная возможность попасть снова в этот район. Для начала две фотографии от Александра Ены (неоднократно упоминаемого в моих репортажах. Первая общий вид Южных клонов Крымских гор в районе Фороса,

А это вид перевала снятый видимо коптером

"По мнению ученых, одним из первых перевалов, которые освоил человек на Крымском полуострове, можно считать Чертову лестницу. Первые обитатели Крыма — тавры, ища возможность перехода через Крымские горы, нашли относительно несложный маршрут от будущего поселка Олива, по извилистым тропкам в горы и по вполне удобной дороге в Байдарскую долину. Этот маршрут, скорее всего, можно было преодолеть вместе с ослами или лошадьми."  https://www.krym4you.com/dostoprimechatelnosti/eks...

Народу на экскурсию собралось много. Около 60 человек. Четыре минивена. Самым удивительным в этом путешествии было то, что ни один человек не потерялся. Сам перевал относительно невысок. От старой дороги подъем до плато метров  150 - 170. Около получаса пути. Сразу скажу из-за обилия народа и планов посещения пещеры (с собаками в них не пускают и правильно делают) - Найк остался в этот раз дома.

Первую остановку мы сделали у села Танковое с видом на гору Чабан-Кая, именуемую еще Крокодилом

Во всю цвели маки

И не только маки, но и чертополох

Взгляд на горы Топшан и Траппа

И снова в путь до начала подъема на перевал

У дороги памятник партизанам и могила партизан погибших во время Великой Отечественной войны

По стене на скалу Тумулюк-боер поднималась группа скалолазов

Заснять подъем на перевал можно было только вот так. По рассказам экскурсовода, здесь некогда ходил Пушкин с лошадью. У меня сложилось стойкое впечатление, что если подобное событие и было, то лошадь ехала на Пушкине

Или вот так

Но меня больше привлекали скалолазы, тем более, что сам был "грешен"

Дрок понтийский

Исар-Кая

Купена широколистная

Исар-Кая и Мердвен Каясы

Крымская орхидея ятрышник пурпуровый

Борщевик

На вершине Исар-Кая в древние времена находилась крепость, охранявшая перевал. И наверняка не только охранявшая, но и собирающая мзду с проходящих. Сейчас крепости уже нет. А есть следы от фундамента. Местная собака, блюдущая традиции собирания мзды с туристов

Вершина Мердвен Каясы

На этом мы покинули южные склоны и по хорошо натоптанной лесной тропе отправились по ущелью реки Боса в село Родниковое (ранее Скеля), а оттуда в Скельскую пещеру

На тропе встретилась еще ре расцвевшая неопалимая купина - ясенец голостолбиковый (редкая гадость, оставляющая ожоги и язвы на теле)

Лук увелченный

Достопримечательностью ущелья является водопад, не очень высокий, но думаю, что в период таяния снега более чем красивый

Напросившаяся  в компанию собака решила изобразить Акелу

Но надолго терпения у нее не хватило и она вышла "из роли"

Ясенец решил продемонстрировать себя и в цветущем варианте

Прямо на тропе цвела еще одна достаточно редкая орхидея - лимодорум недоразвитый (это не я - это ботаники его так обозвали)

В этих ромашках я потерялся, ибо то что мы называем ромашкой ботаники именуют тремя или четырьмя наименованиями - ромашка, нивяник, пупавка...

Село Родниковое (до  войны Скеля) знаменито Скельскими Менгирами ритуальными камнями древних людей

Обильно цвела акация

Из Родникового мы проехали пару километров выше к Скельской пещере. Честно говоря - по воспоминаниям 76-го года, в пещеру лезть не хотелось. Ибо ничего интересного мы тогда не увидели. После некоторых колебания я все-таки решил в не сходить. И не пожалел. Ибо в 76-м мы не попали в верхние этажи пещеры, а все прелести ее находились там. Она конечно поменьше, чем чатырдагская Эмине-Баир-Хосар, но по натекам сравнима. В общем далее фото без комментариев. Почти без оных

Сталагмит "Феникс"

Давным давно некая девочка Вика уВИКАвечила свое имя, не самым лучшим методом

На этом кадре батарея в фотоаппарате "закончилась", закончилась и фотосъемка. Кое что интересное в пещере еще было, но основное в кадр попало

Честно скажу - сегодня не писалось, но главное, что до этого снималось