Ченстохова расположена на юге Польши, в Силезском воеводстве – примерно в 220 км от Варшавы и примерно в 150 км от Кракова. Мы заезжали в нее по пути в Италию. Нашему гиду очень хотелось туда еще раз попасть, не желающих ехать смогли сагитировать.

Монастырь находится на холме высотой около 300 м и занимает площадь 5 гектаров, включающую красивый парк, на площадке которого проводятся проповеди. Впрочем, когда Вы подъезжаете к нему на машине, эта высота практически незаметна. Найти его очень легко – над городом возвышается 106-метровая колокольня, которая видна практически отовсюду. 

Массовые паломничества к иконе берут начало с XV века. С XVII века монастырь окружают мощными крепостными стенами, способными выдержать самые тяжелые, продолжительные осады. Те, кто читал знаменитый роман Генрика Сенкевича «Потоп», помнят, как он описывал нашествие шведов на Польшу и в том числе героическую оборону Ясной Горы. Защитники Ясной Горы не сдали монастырь-крепость врагу, и святыня была спасена. В XVII веке Ченстоховской иконе Божией Матери был присвоен статус покровительницы Польши. Монастырь выстоял и в тяжелые годы Второй Мировой войны. Оккупировавшие его фашисты запретили паломничества к иконе, но разгромить монастырь не успели: им помешала танковая атака Советской Армии, в результате которой немцы оставили эту святую обитель. После войны монастырь возобновил свою деятельность, и паломничества к иконе продолжаются по сей день…

Главная святыня Польши – монастырь Ясная гора. Здесь хранится почитаемая католиками и православными чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери, покровительницы Польши. Духовная обитель – популярный объект паломничества, по традиции, верующие приходят сюда босиком.

Ченстоховская икона написана на деревянной доске размерами 1222x822x35 мм. Такой иконописный тип изображения называют Одигитрия. Богородица написана по пояс, на руках у нее Отрок-Христос. Левая рука Марии указывает на Иисуса, символизм в значении – он единственный путь спасения. Правая рука Спасителя поднята жестом благословления. Левая же – держит закрытую книгу, что говорит: все знания в руках Божьих. На иконе есть несколько разрезов (практически на щеке Богоматери), полученных от удара саблей.

Раннее письменное описание иконы принадлежит Яну Длугошу. Он поэтично называет Деву Марию «Королевой Света» с прекрасным ликом, изображенным на зелено-голубом фоне с бирюзовым оттенком. Одежда Младенца Иисуса преимущественно цвета кармина. Над челом Приснодевы виднеется небольшая шестиконечная звезда. Облачения Матери – темно-синие, украшены золотыми лилиями. Широкие нимбы вокруг глав Богоматери, а также Ее Сына, золотисто-желтого цвета контрастируют с потемневшими красками иконы.

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла её в Константинополь. По мнению искусствоведов, икона создана в Византии в IX—XI веках.

Апрель, но видны остатки снега.

Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель, включая Галицко-Волынское княжество, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с этого времени получает своё нынешнее название. В начале XV века монастырь подвергся нападению гуситов и был разграблен, однако чудотворный образ чудом был спасён. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов.

Мифы и факты

Согласно преданию, знаменитую икону написал сам Евангелист Лука в Иерусалиме. Исследователи же утверждают, что реликвия была создана в IX-XI веках в Византии. В 1382 году свое «святое путешествие» икона окончила в Ченстохове, в монастыре, основанном орденом монахов-паулинов в конце XIV века. Их пригласил из Венгрии польский князь Владислав Опольский.

В XV веке обитель разграбили гуситы, но чудотворный образ был спасен. Предполагают, что именно от ударов сабель гуситов на лице Мадонны остались шрамы.

В XVII веке монашескую обитель окружили мощными крепостными стенами. Благодаря укреплению святыня выдержала продолжительную осаду шведов, описанную в романе Г. Сенкевича «Потоп»

Дважды монастырь занимала русская армия (1722, 1813 годы). В годы Второй мировой войны фашисты хотели взорвать весь комплекс, но не успели. Ныне духовная обитель – действующая, здесь проводятся воскресные мессы, устраиваются выставки, конференции и встречи высшего духовенства. Открыта для посещения.

Что посмотреть

Территория монастырского комплекса занимает 5 га. Сам он расположен на холме высотой 300 м. Святыня имеет четырехугольную форму, по углам возвышаются мощные бастионы: Морштынов, святой Барбары, Королевский, святой Троицы.

Перед входом развеваются флаги тех стран, где есть христианские конфессии.

Главный храм – трехнефный собор Святого Креста и Рождества Богородицы (XV-XVIII века), один из ярких образцов польского барокко. Главный алтарь собора работы итальянского мастера Джакомо Буццини (1728 год).

В капелле собора (реконструкция 1644 года) хранится чудотворная икона Ченстоховской Божьей матери. Ее называют также «Черной Мадонной» из-за темного оттенка лика. Реликвия располагается на алтаре из черного дерева и серебра и защищена серебряной панелью (XVII в). Стены капеллы увешаны дарами в знак благодарности за исцеление от недугов, интересно, что на одной из стен висит много костылей.

Одна из достопримечательностей монастыря – Рыцарский зал (XVII в), раньше здесь устраивали приемы почетных гостей, переписывали книги. Зал обустроен в ренессансном стиле, украшен росписями на темы жизни монахов.

Самая высокая постройка святыни – пятиярусная колокольня (XVIII в), возведенная в стиле барокко. Ее высота – 106 м. Наверх ведут 516 ступеней. Каждые 15 минут с колокольни доносится мелодия гимна Деве Марии.

Комплекс зданий состоит также из ризницы, библиотеки, где хранятся старинные печатные издания и манускрипты, арсенала, жилых помещений монахов и др.