Есть на черниговской земле усадьбы, попав в которые ощущаешь, как останавливается время. Эти старые парки не мрачны, они наполнены светлыми воспоминаниями о десятках выдающихся людей, ходивших по их аллеям. К числу таких шедевров, сохранившихся почти в полной сохранности, относятся жемчужины Черниговщины - дворцово-парковые ансамбли в Качановке и Сокиринцах, на знакомство с которыми (а также с дендрологическим парком “Тростянец) в один из солнечных июньских дней мы отправились с туром «Дворцы и парки Черниговщины».

   По пути к достопримечательностям у нас была короткая остановка возле придорожного кафе «Мисливець». Вроде ничего удивительного, но это место вдоль трассы всем очень понравилось и никто не спешил его покинуть.

   Качановка - небольшой посёлок в Ичнянском районе. Название заповедника происходит от фамилии придворного певца Федора Ивановича Качановского, владевшего этими землями ещё в 40-е годы XVIII века. Качановку современники называли раем или «Эдемом». Ещё её называют «Украинскими пенатами». Это самый большой из сохранившихся в целости дворцово-парковых ансамблей Украины с огромной территорией в 732 га (из которых 125,5 гектар - водное плесо), на двух уровнях. Верхнее плато занимает дворцовый комплекс и парк с аллеей. 

   Знакомство с комплексом начинаем с дома управляющего (конец XIX века), который дошёл до наших дней с небольшими перестройками. Стилистически близок сооружениям дворцового комплекса в стиле неоклассицизма. Здание построено из кирпича, снаружи побелено, прямоугольной формы с ризалитом по центру восточного фасада, одноэтажное. Корпус значительной протяжённости, северный фасад членится пилястрами. Пидфризовий поясок, переходит в обрамление круглых окон, выделяет на фасаде горку. Центральная часть главного фасада акцентирована четырёхколонным портиком, над удвоенными колоннами которого находится антаблемент и треугольный фронтон. Сооружение с плоским сводом, четырёхскатной крышей на деревянных стропилах, кровля металлическая. На фасадах под карнизом - кругообразные верхние окна.

   Качановский дворец построен в стиле русского классицизма с элементами неоклассицизма и представляет собой прямоугольное двухэтажное здание с тремя ризалитами со стороны паркового фасада. Первый этаж дворца кирпичный, второй - деревянный, облицованный кирпичом. Размеры дворца - 73х21 м.

   Начинаем внешнее знакомство с дворцом и окружающими его постройками. Обращаем внимание на южный флигель с пристроенной к нему водонапорной башней. Композиция усадьбы имеет чёткое осевое построение с ориентацией запад - восток.

   История этого чудесного комплекса довольно сложна. В 1771 году по поручению императрицы Екатерины II хуторы Парафиевка и Качановка были куплены в казну и в декабре того же года подарены русскому полководцу - генералу-фельдмаршалу - графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому, который решил в своей новой усадьбе создать одну из резиденций президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии. По его заказу по проекту московского архитектора Карла Бланка украинский зодчий Максим Мосцепанов возвёл большой дворец в псевдоготическом стиле. Фасады одноэтажного здания были декорированы многочисленными башенками, увенчанными шатрами, переходившими в шпили, различными уступами и нишами. А вскоре вокруг дворца Мосцепановым был разбит парк, причём, в марте 1777 года Пётр Румянцев лично отдавал распоряжения об его устройстве: «Хотелось бы мне, чтобы не теряя времени и в Качановском хуторе, перспективы что Вы начали от рощи к роще, были продлены справа вплоть до берёзовой рощи, а с левого до самой дороги, которую садовник направил на полуостров». Согласно описанию, к западному фасаду примыкала главная парковая поляна с могучими дубами, с восточной стороны был плодовый сад, состоящий, в основном, из более чем двухсот фруктовых деревьев и полутора сотен виноградных кустов, для поддержания которого фельдмаршал специально выписал садовника из Батурина. В это же время в усадьбе рядом с дворцом были построены несколько служебных помещений и флигелей,

а в парке возведены несколько декоративных зданий, из которых до наших дней сохранились лишь грот под «беседкой Глинки» на холме над прудом

и архитектурная композиция «Романтические руины».

   После Петра Румянцева в 1796 году усадьба в Качановке перешла по наследству к его сыну Сергею Петровичу Румянцеву, который в 19 мая 1808 года продал её и всё жалованное его отцу имущество в Черниговской губернии управляющему своего имения Григорию Яковлевичу Почеке и его жене Прасковье Андреевне. Во время их владения Качановкой имение было существенно перестроено - на месте снесённого румянцевского дворца было выстроено одноэтажное здание в стиле русского классицизма, перепланирован парк. Прасковья Андреевна, которая после смерти мужа в 1816 году стала единоличной хозяйкой усадьбы, начала строительство Георгиевской церкви, законченное уже в 1828 году, после её смерти.

   После смерти Прасковьи Андреевны в 1824 году усадьба, по их совместному с мужем завещанию, ввиду их бездетности, перешла к её сыну от первого брака, камер-юнкеру Григорию Степановичу Тарновскому. Григорий Тарновский, максимально сделавший для развития Качановки, был крупным меценатом и человеком блестящего образования. В усадьбе Тарновский собрал большую библиотеку и коллекцию картин, среди которых были произведения известнейших русских и европейских мастеров, завёл домашний оркестр, перекупив у соседа Григория Галагана известного крепостного скрипача, а заодно и скрипку Страдивари.

   Тарновские были приверженцами украинской культуры и фактически превратили свою усадьбу в музей. Большую часть коллекции составляли казацкие реликвии, среди которых были личные вещи гетманов Б. Хмельницкого, И. Мазепы, П. Полуботка и многих других. Это место любили посещать все, кто интересовался культурой Украины. Среди гостей Тарновских были Николай Гоголь и Михаил Глинка. В Качановке Глинка работал над оперой «Руслан и Людмила». Живописная природа местности привлекала художников, таких как Михаил Врубель, Илья Репин, Лев Жемчужников, Василий Штернберг. Чтобы понять, что это за исключительное место, уместно привести оду сложенную Глинкой, Маркевичем и Штернбергом в честь хозяина дома: «Прекрасен, о хозяин милый, очарователен твой дом, какой живительною силой для нас исполнен твой приём! Тебе, с Гармонией от чувства даёт поэзия привет! Благодарит тебя искусство и яркий живописи свет...».

   В мае 1843 года Качановку впервые посетил Тарас Шевченко. У Кобзаря сложилось неоднозначное отношение к владельцу усадьбы. С одной стороны, он подарил или продал ему одну из лучших своих картин «Катерина», с другой - нелицеприятно отозвался о нём в своих повестях «Художник» и «Музыкант». А вот к племяннице хозяина Надежде Васильевне поэт был неравнодушен, называя ласково её «кумася» и посвятив ей стихотворение «Великомученице, кумо». Тарас Шевченко, влюбленный в Надежду Васильевну Тарновскую, устраивал здесь чтения своих стихотворений и подарил одну из лучших своих картин «Катерину». Василий Тарновский-младший впервые издал альбом с офортами Кобзаря. В честь Шевченко здесь был посажен молодой дуб. Последний раз Тарас Шевченко был в Качановке уже после своего возвращения из ссылки и смерти Григория Тарновского, в августе 1859 года. Когда решался вопрос о том, где перезахоронить тело Шевченко на Украине, Василий Тарновский-младший предложил сделать это в Качановке.

   Сам Григорий Тарновский умер в один день со своей женой Анной Дмитриевной в 1853 году. Они были погребены в склепе под Георгиевской церковью на территории усадьбы. Так как детей они не имели, то усадьба по наследству перешла к их племяннику Василию Васильевичу Тарновскому-старшему. Сразу после вступления во владение усадьбой он пригласил на должность управляющего этнографа Афанасия Марковича. Жившая вместе с ним в Качановке его супруга Марко Вовчок вспоминала об остатках «девичьего гарема» Григория Тарновского из крепостных девушек. Среди гостей Василия Тарновского-старшего были Пантелеймон Кулиш с Анной Барвинок, художники Виктор Резанов и Андрей Горонович.

   После смерти Василия Тарновского-старшего в 1866 году усадьба по наследству перешла к его сыну Василию Тарновскому-младшему. По воспоминаниям бывавшего в Качановке историка Дмитрия Яворницкого у Василия Тарновского-младшего в жизни были три главные страсти: «парк, коллекция и женщины». Василий Тарновский-младший сформировал исключительную коллекцию старого украинского искусства. Он продолжил меценатскую деятельность своего отца и деда - Григория Тарновского. Большие средства Василий Васильевич Тарновский-младший пожертвовал на сооружение памятников Богдану Хмельницкому в Киеве, Ивану Котляревскому в Полтаве, на создание Киевской публичной библиотеки и выпуск первого украинского историко-литературного журнала «Киевская старина», участвовал в подготовке украинского издания Библии. Василий Васильевич Тарновский-младший свою уникальную коллекцию передал Черниговскому губернскому земству для создания публичного музея, который открылся летом 1902 года.

   В конце XIX века Тарновские, владевшие усадьбой с 1824 по 1898 гг., были вынуждены продать имущество по финансовым причинам. Усадьба досталась миллионеру Павлу Харитоненко за 1 млн. золотых рублей. Он завершил застройку поместья, причём, новые постройки были выполнены в том же стиле, что и оригинальные строения. К зданиям подвели водопровод и канализацию, телефон и электричество.

   После Октябрьской революции, в 1918 году, Харитоненко эмигрировали, а имение было национализировано и начало разрушаться. С 1925 по 1933 годы в усадьбе размещалась детская коммуна им. Воровского. Несмотря на то, что в 1928 году Нежинский окрисполком объявил Качановку заповедником местного значения, но решение это осталось на бумаге и состояние усадьбы продолжало ухудшаться - был уничтожен фонтан, а в «романтических руинах» устроена хлебопекарня. В 70-е годы XX века в усадьбе располагался туберкулёзный санаторий, сотрудники которого и обратились в 1973 году в институт «Укрпроектреставрация» с просьбой провести обследование дворцово-паркового комплекса и выполнить реставрационные работы для сохранения памятника истории и культуры. В 1981 году на основе ансамбля был создан историко-культурный заповедник «Качановка», которому в 2001 году присвоен статус национального. Это единственная среди усадеб восточной Украины, которую удалось сохранить в комплексе. Сейчас усадьба реставрируется, воссозданы многие интерьеры. Парадная аллея воссоздана в первоначальном виде летом 2009 года. Очень интересна экспозиция фотографий из жизни графских времён, а также рисунков и фото окрестных помещичьих усадеб.

   Продолжаем визуальное знакомство с комплексом, зайдя во дворец с флигелями. Его парадные залы, жилые и гостевые комнаты всегда были наполнены духом искусства. Во всех комнатах на стенах висели картины и иконы.

   На первом этаже располагается вестибюль и летний зал, в вестибюле - филёночная обшивка стен и деревянная лестница, ведущая в столовую.

   Обращаем внимание на плафон с росписью начала XIX века.

   Во дворце сохранились фрагменты старинного интерьера - камины, зеркала на мраморных подставках, изразцовые печи. При отделке интерьеров использованы красное дерево, дуб, мрамор, искусственный мрамор, полихромные метлахские изразцы и цветное стекло.

   Выходим на террасу второго этажа, с которой открывается прекрасный вид на нижнюю парковую зону.

   Продолжаем осмотр дворца - перед нами Чайная комната (фонарик)

с картиной Штернберга: «Усадьба Г. С. Тарновского в Качановке» (1837 г.).

   В настоящий момент в комплексе нетронутыми остались дом управляющего, дом садовника, каретный двор. Строения поражают воображение своей роскошью, не свойственной для такой глуши.

   В этом здании сохранились образцы мебели XVIII века.

   Кроме интересных строений XVIII века, Качановка – это 560 гектаров парковой зоны. Основы парка составляют хвойные породы деревьев, среди которых много уникальных для этой территории. Особенностью парка является то, что он вобрал в себя все лучшие образцы паркового искусства своего времени. После осмотра строений идём гулять по романтичным руинам и интимным скверикам, пешеходным мостикам и таинственным тропинкам. На нижнем уровне комплекса расположен пейзажный парк с 12 прудами (крупнейшие - Большой и Майорский), павильоном, скульптурами, мостиками, «руинами». Вместо крестьянской птицы в пруды были запущены лебеди, берега его украсила коллекция водных растений, а вдоль западного берега была высажена аллея из белой вербы, которая частично сохранилась до наших времён.

   На территории нижнего парка есть несколько прудов, в которых можно ловить рыбу.

   Кроме того, можно покататься на лодочках - пруды оборудованы удобными причалами,

можно отдохнуть под многовековым "шевченковским" дубом

или посидеть в беседке Глинки, украшенной персонажами его оперы «Руслан и Людмила».

   Так выглядит парковый фасад дворца.

   Чудесный, райский уголок, памятник «галантных времён» и настоящей «красивой жизни» - такой осталась в моей памяти Качановка.

Осінь. Качанівка. Стежечки паркові.

Згадую Гоголя і Куліша.

Ці місячні ночі, ці зіроньки ранкові

Вбирала в себе їхня добра душа.

Тут бували Глінка з Палагіним,

Шевченко із Штернбергом теж тут були.

Згадую Рєпіна, згадую Агіна

прізвиша їхні роки зберегли.

(Олександр Ахмет)

   На обратном пути нашего тура мы планировали осмотреть ещё и дворцово-парковый комплекс в селе Сокиринцы в Сребнянском районе. Но так получилось, что провести хотя бы небольшую экскурсию по дворцу нам не удалось – большая часть группы увлеклась корпоративом на природе в дендропарке… Ограничились лишь коротким внешним осмотром дворцово-паркового комплекса. Так как посещение его обычно включают в этот туристический маршрут, то коротко всё же о нём расскажу. Сразу при въезде нас встречают помпезные сооружения, которые знаменуют вход в Сокиринский парк: хрупкие башенки и двухэтажные флигели (сторожки).

   По углам периметра парка которого установлены башни.

   От входа ведёт широкая аллея, в конце которой просматривается белая колоннада дворца Галаганов, который является частью Сокиринского архитектурно-паркового комплекса.

   Родовое имение известного казацко-старшинского рода Галаганов сохранилось до нашего времени и является наиболее характерным примером дворцовой архитектуры Левобережной Украины конца XVIII - начала XIX века. Название села происходит от фамилии первого жителя, Ивана Сокири (или Сокирки), который основал над рекой Уткой хутор. Впервые упоминается в 40-х годах XVII века при описании владений Иеремии Вишневецкого. В XVII веке село входило в состав Срибнянской сотни Прилуцкого полка. До 1716 года являлось свободным войсковым селом, когда гетман Иван Скоропадский передал его прилуцкому полковнику Игнатию Галагану, который выбрал его для своей резиденции. В селе тогда имелось около 150 крестьянских дворов. В 1823-1829 гг. прилуцкий полковник Павел Галаган построил в Сокиринцах по проекту архитектора Павла Дубровского величественный каменный дворец на 60 комнат в стиле ампир с высоким декоративным куполом. Он служил как развлекательная резиденция, пышно убранный и художественно оформленный. В то же время садовник-австриец Бистерфельд разбил вокруг дворца большой ландшафтный парк на 40 гектаров с беседками, церковью и усыпальницей, дамбой и двумя мостами. Во дворце была большая художественная галерея (она стала основой для основания Черниговского художественного музея), уникальная ценная коллекция посуды и оружия. Здесь действовал крепостной театр и хор. Через это Сокиринцы когда-то называли «Украинскими пенатами».

   С внутренней стороны усадьбы дворец Галаганов выглядит так.

   Значительное место в ансамбле занимает парк, созданный в 1825-1835 гг. по проекту архитектора П. Дубровского и садовника В. Бистерфельда на основе лесного массива и регулярно распланированной территории усадьбы XVIII века. Занимает площадь 60 га, пруды - 10 га. Основной состав - лиственные породы: дуб, берест, клён, липа. Сохранились одиночные экземпляры экзотических растений (лиственница на большой поляне и пр.). Композиционные оси усадьбы совпадают с парковыми осями и главными парковыми дорогами. Особое внимание в Сокиринском парке стоит уделить на расположенный в нём Готический мостик (вторая четверть XIX века), расположенный в юго-восточной части ансамбля, который соединяет склоны глубокого оврага, по дну которого проходит парковая дорога. Четыре кирпичных многогранных в плане пилона разделены поясками на три яруса, обработанных стрельчатыми каннелюрами и тонкими колонками на рёбрах верхнего яруса. Каждый пилон имеет зубчатое завершение. Пилоны, соединённые стенами с тремя арочными проёмами, несут деревянный настил моста, ограждённый глухим парапетом со стрельчатой аркатурой. Памятник является примером парковой формы архитектуры, решенной в стиле романтизма (неоготика).

   Значительный взнос в становление фамильной коллекции принадлежит сыну Павла Галагана - Григорию Галагану (1819-1888), известному государственному и общественному деятелю. Он принадлежал к людям, деятельность и хорошие дела которых привлекали внимание ещё при жизни. Предводитель дворянства Борзнянского уезда, совестливый судья Черниговской губернии, вице-президент Комитета по обустраиванию крестьянской жизни в Юго-Западном крае, глава Комиссии, по делам кредитной кооперации, член Государственного Совета Г. Галаган был также и выдающимся общественным деятелем. На счету Г. Галагана многочисленные народные школы, прогимназия и гимназия в Прилуках, училище в Ичне. У Григория Галагана бывали Пантелеймон Кулиш и Михаил Костомаров, его хорошо знал и уважал Тарас Шевченко. Молодой Галаган выкупил из крепостной неволи знаменитого кобзаря Остапа Вересая, помогал ему материально и морально, устраивал концерты не только перед самыми выдающимися представителями украинской нации, но и даже перед императорской семьёй.

   Во дворце Григория Галагана хранилась чрезвычайно ценная и интересная коллекция, которую пополняли несколько поколений этого рода, - собрание украинских ковров, плахт, фарфора и хрусталя, ценного казацкого оружия, старинной мебели с драгоценных пород деревьев, картинная галерея произведений известных художников Украины, России, Западной Европы.

   Интересный род Галаганов ещё и тем, что получил проклятие и на седьмом поколении исчез по мужской линии. Украинский казацкий род берёт своё начало от казака Ивана Галагана с городка Омельника (теперь село Омельник Кременчугского района Полтавской области). Русским дворянским родом он стал при Гнате Ивановиче Галагане. Гнат Галаган, что в начале XVIII века возглавлял полк в войске Ивана Мазепы, после заключения украинско-шведского союза всё же стал на сторону царя Петра І. За приказом царя Гнат Галаган вместе с царскими войсками полковника П. Яковлева уничтожает Старую Сечь, которая его выкормила и вывела в старшины. За свою прислужливость он и получил от царя достаточно большие земли в Прилуцком крае, а также графский титул. Запорожцы-характерники, которые уцелели после погрома Сечи, считали Галагана своим врагом и прокляли Игната к седьмому колену…

   Григорий Павлович был представителем шестого поколения Галаганов и потому он очень серьёзно задумывался над страшным проклятием своего рода. Но ему не удалось его избежать – история династии Галаганов закончилась смертью сына Григория Павловича от болезни – Павла, который был представителем именно седьмого поколения Галаганов. Сбылось страшное пророчество запорожских характерников. На память о погибшем сыне Григорий открыл коллегиум им. Павла Галагана для бедных одаренных детей в Киеве. Он и до этого времени считается образцом частной школы.

   Со смертью Григория Павловича в 1888 году род Галаганов по мужской линии прекратился, однако спустя некоторое время был возрождён. Внучка Григория Галагана Екатерина Павловна Комаровская (дочь сестры Григория Павловича) вышла замуж за генерал-лейтенанта графа Константина Николаевича Ламсдорфа. Ему царским указом от 1 сентября 1894 года разрешено именоваться графом Ламсдорфом-Галаганом с тем, чтобы эта фамилия в таком виде переходила к старшему в роду.

   После революции семья эмигрирует во Францию. В парижских мемуарах от 1935 года Поль Ламсдорф-Галаган вспоминает, что для него и его братьев, которые большую часть года жилы в Петербурге, Сокиринцы были “земным раем”. «Дети весь год мечтали как можно быстрее попасть в замечательный белый дворец, увидеть синий купол, который вырисовывался, окружённый гармонической рамкой деревьев».

   Гражданка США Елизавета Блейк, внучка графа Николая Константиновича Ламсдорфа-Галагана, и её близкие родственники - Михаил Ламсдорф-Галаган с племянниками и дочкой - приезжают в Украину, чтобы посетить места своих предков и пополнить документами из семейного архива родовой фонд Галаганов в Центральном государственном историческом архиве Украины в Киеве.

   Дворцово-парковый ансамбль в Сокиринцах - один из немногих сохранившихся до нашего времени такого типа комплексов на Левобережной Украине. Его особенностями являются художественная законченность в решении композиционно-пространственных задач, гармоничное сочетание рельефа, воды, зелени и объектов архитектуры. Памятник является характерным примером дворцово-усадебной архитектуры Левобережной Украины XVIII - начала XIX веков.