"Уникальная история древней страныудивительный

климат и лечебные возможности Мёртвого моря,

историческая первооснова христианства – всё это Израиль"

   Святая Земля – это район Ближнего Востока, расположенный на юго-восточном побережье Средиземного моря. Она делится на четыре основных части: Прибрежная равнина, которая раскинулась вдоль средиземноморского побережья; Западная горная область, которая простирается от гор Галилеи и Самарии до Иудейских холмов Иерусалима; Южная пустынная часть, которая начинается от окрестностей Беер-Шеры и тянется до залива Акаба; Горная долина, расположенная в восточной части Западной горной части.

О стране, её истории и народе

   Израиль – это страна, где берёт начало история мироздания, история давно ушедших лет и современности. Это небольшая по размерам страна с площадью 22 тыс. кв. км является страной контрастов, в которой за один час можно попасть из современного города в пустыню, а из равнинной местности – в горную. Меньше часа нужно туристу, чтобы добраться на автомобиле из Тель-Авива в Иерусалим, Хайфу или Беэр-Шеву, из Иерусалима на Мёртвое море, из Хайфы – в сердце Галилеи. Все дороги в Израиле ведут к достопримечательностям и архитектурным памятникам, упомянутым в Библии или относящимся к ранней истории цивилизации.

   Эта земля священна для еврейского народа со времён библейских патриархов - Авраама, Исаака и Иакова (начало II тысячелетия до н. э.). Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом с тем, чтобы стать Землёй Обетованной - здесь находятся все священные места еврейского народа. Установление царской власти и возникновение Израильского, а позже и Иудейского царств датируется концом XI – серединой X веков до н. э. и существовали в регионе с перерывами следующие тысячу лет. В 629 - 630 г.г. в результате массовых убийств и гонений на евреев, начатых византийским императором Ираклием, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, однако не прекращалось полностью. В конце XIX века получил своё развитие сионизм - движение, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене. Это движение привело к тому, что 14 мая 1948 года в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН, было провозглашено создание государства Израиль.

   Израиль - парламентская республика. Глава государства - президент, которого избирает Кнессет на пять лет тайным голосованием. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент Кнессет, который находится в Иерусалиме и состоит из 120 депутатов. Центральный орган исполнительной власти - Кабинет министров. Власть в городах осуществляют муниципалитеты, в посёлках и деревнях - местные советы, региональные советы руководят группами небольших населённых пунктов. Население страны на 27 апреля 2017 года, составляет 8 680 000 человек, территория - 22 072 км². Основную часть жителей (75,4 %) составляют евреи, 20,6 % - арабы (палестинцы), а также армяне, русские и представители других национальностей. Официальной столицей является город Тель-Авив, население которого составляет 432 892 человека. Самый большой израильский город, как по населению, так и по площади - Иерусалим со 732 100 жителями и площадью 126 км², который является фактической столицей. Несмотря на скудные природные ресурсы, благодаря новейшим научным разработкам, в стране динамично развиваются металлургия и машиностроение, производство медицинских приборов, компьютеров и роботов, волоконной оптики, фармацевтической и химической продукции. В сельской местности распространены кибуцы – хозяйственные коммуны, в которой доходы и имущество принадлежат всем его жителям. ВВП страны на душу населения – 36 576 $ (2015 г.).

Остановка на Мёртвом море

   Отдыхая на египетском курорте Таба, воспользовалась возможностью совершить однодневную экскурсию в соседний Израиль к самому святому месту на Земле – городу трёх религий Иерусалиму. Экскурсия началась глухой ночью, когда на египетском автобусе нас всего несколько километров подвезли к границе, где уже находилось немало автобусов с такими же, как мы туристами из различных отелей. Нас попросили покинуть автобус и пешком перейти пункты египетского и израильского пограничного и таможенного контроля, так как дальнейший наш путь мы будем совершать на израильском автобусе с местным гидом. Оставив позади сияющий огнями в ночной темноте Эйлат, встречаем рассвет на дороге, пролегающей через холмистую пустыню Негев. Постепенно начинаем снижаться, перед нами поблескивает в предрассветных лучах Мёртвое море, на берегу которого сделали остановку.

   Сразу устремились окунуться в его воды. Но вода нас силой выталкивала (можно спокойно лежать на его тёплых волнах), так что нырнуть и осмотреть дно, как мы уже привыкли на Красном море, не было никакой возможности. Да и смотреть, судя по всему, было не на что – под ногами прощупывалось илистое дно, что не удивительно, так как из-за большой концентрации соли и различных минералов никакая живность там не может существовать. Конечно, мы об этом знали задолго до поездки, а тут лично убедились. Мёртвое море - уникальное место нашей планеты, одно из чудес Израиля, которое дарит гостям страны возможность оздоровиться во время отдыха. Море расположено на 413 метров ниже уровня мирового океана и является самым низким местом на поверхности Земли, вследствие чего здесь самое высокое на Земле атмосферное давление, а воздух горячее, суше и богаче кислородом, чем где-нибудь в мире. Минералы Мёртвого моря, обогащённые водами реки Иордан и прибрежных ручьёв, сильно концентрируются при испарении. Концентрация минералов здесь в 8–10 раз выше, чем в океанской воде, что широко используется на предприятиях косметической индустрии этого района. Аллергии, невралгические заболевания, заболевания органов дыхания и многие другие проблемы успешно излечиваются даже за непродолжительное время. На берегу расположились многочисленные отели и санатории, где можно комфортно провести время, пройти курс оздоровительного массажа и SPA-процедур. Однако основное лечебное действие оказывает именно вода Мёртвого моря, а также целебный воздух и мягкое солнце. Температура воды Мёртвого моря колеблется от +19°C в феврале до +31°C в августе. Средняя температура воздуха осенью и весной +27°C, зимой +20°C, а летом превышает +35°C.

   Обильно обмазалась с ног до головы его целебной грязью, которая в изобилии лежала не только в воде, но и на берегу. Конечно, исцелиться за несколько минут от всех болезней мы не надеялись, просто отдали дань традиции. Напротив небольшого по размерам моря хорошо виден берег соседней Иордании.

   Лечебную грязь, расфасованную в ведёрочки, а также различные кремы, скрабы, мыло и т. п. на основе минералов Мёртвого моря, можно купить в специальном магазине, что настойчиво предлагают гиды.

   Рядом с нашей остановкой находится пальмовая роща, которая была посажена после образования государства Израиль, на 60-летнюю годовщину которого и была приурочена наша экскурсия. Путешествуя днём ранее по Иордании, мы обратили внимание, что народ Израиля, в отличие от своих арабских соседей, за свою короткую историю сделали многое, чтобы «оживить» пустынные пейзажи этих мест, созданные матушкой-природой.

Иерусалим – город мира, город слияния трёх религий

   Подымаемся по дороге вверх, впереди окруженный живописными Иудейскими горами, на высоте 750 м над уровнем моря находится Иерусалим - город слияния трёх религий. 3,5 тысячи лет назад царь Давид перенёс сюда столицу своего царства, известную как Шалем, или Иерушалаим, а Соломон, сын Давида, построил Храм, Дом Божий. С тех пор евреи обращают к нему свои молитвы. Вот уже две тысячи лет Иерусалим для христиан – это святой город, город Страстей Христа и Воскресения. Мусульмане называют этот город «Эль-Кудс» (Святой), здесь расположена их третья по значению святыня – Аль-Акса. Такого фантастического смешения памятников истории и народов, традиций и культур, где одновременно властвуют церкви, синагоги и мечети, больше нигде не встретить.

   За свою пятитысячелетнюю историю на его долю выпало больше потрясений, чем на долю какого-либо иного города. Святые места расположены в основном в Старом городе, окружённом 4-километровой стеной и почти не изменившемся с XVI века. В Старый город ведёт 8 ворот: Дамасские, Яффские, Сионские (ворота Давида), Мусорные, Львиные, Ирода (Цветочные), Новые и Золотые. Самые красивые и богато украшенные – Дамасские, ведут в мусульманский квартал.

   Сперва делаем остановку на смотровой на Масличной горе, отсюда открывается самый лучший вид на Иерусалим во всём своём величии: мощные крепостные стены с 34 башнями и 8 воротами, купола храмов, мечетей и синагог. 

   Напротив расположен Мусульманский квартал, к которому примыкает Храмовая гора со священным двором Харам-эш-Шериф. Сам храм не сохранился, сейчас на его месте стоит мечеть Омара. Вторая мечеть на холме, Аль-Акса, построена в честь вознесения пророка Мухаммеда. На горе также возвышается Мечеть скалы, воздвигнутая над святилищем Соломонова храма, в котором, по преданиям, хранился Ноев Ковчег. Это важнейшее святилище ислама и древнейшая из сохранившихся мусульманских построек мира. Там можно увидеть отпечаток ноги пророка на скале и три волоска из его бороды.

   Спускаемся вниз мимо археологических раскопок. 

   Интересно, к какому периоду относятся эти древние жилища?

   Посещаем Церковь Мучений Христовых. Это третья церковь, построенная на горе, где молился, проповедовал и учил Иисус, где его предал Иуда, где его схватили стражники. Строительство этой церкви, которое окончилось в 1924 году, осуществлялось на пожертвование со всего мира, поэтому её называют Церковью всех наций. Мозаика на портике изображает Иисуса Христа, открывшего человеку связь с Создателем.

   Само убранство этой церкви заставляет сопереживать мучениям Христа: и царящий в ней полумрак, и её высокие своды, и иконы с изображением страданий Иисуса и сцены предательства Иуды – всё это заставляет вспомнить его слова: «Отче мой! Да минует меня чаша сия!».

   С церкви Мучений Христовых хорошо видна городская стена.

   Рядом Гефсиманский сад (гефсиман на арамейском языке – оливковая давильня). В этом саду на Масличной горе Иисус проводил время в молитвах, здесь он претерпел свои тяжкие мучения.

   В Гефсимании, за Церковью Мучений Христовых, недалеко от гробницы Богородицы, на склоне Елеонской горы находится Церковь Святой Марии Магдалины – русская православная церковь в московском стиле, построенная русским царём Александром III в конце XIX века в честь его матери Великой княгини Марии Александровны.

   Дальнейший наш путь проходит по Виа Долороса (Скорбному или Крёстному пути) - дороге, по которой Иисус Христос прошёл от места, где был приговорен к казни Понтием Пилатом, до Голгофы, к месту распятия, и где в настоящее время находится главная христианская святыня – Храм Гроба Господня. 

   На Виа Долороса находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа.

   На Крестном пути Христа, в непосредственной близости к Храму Гроба Господня (от подворья до Голгофы примерно 70 м), расположено Александровское подворье - историческое русское здание, записанное на Императорское правительство Российской Империи. Представляет собой археологический и архитектурный комплекс, включающий в себя Порог Судных Врат, домовую церковь святого Александра Невского, археологические раскопки, небольшой музей и другие достопримечательности, построенный Императорским Православным Палестинским Обществом в 1896 году.

   Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня. Храм состоит из трёх основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения. Территория Храма строго разделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Это соглашение, принятое в 1852 году, известно как "статус-кво". Каждой конфессии отведены свои часы для молитв и даже ни один гвоздь не может быть вбит без всеобщего согласия. Такое разделение нередко служит причиной конфликтов между представителями разных конфессий, поэтому с середины XII века ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а представитель другой мусульманской семьи - Нусейбе - каждый день открывает и закрывает ворота Храма. Ключи от Храма передаются в этих семьях старшему сыну из поколения в поколение вот уже много веков.

   Пройдя через большой двор, мощеный каменными плитами, подходим к фасаду Храма с двумя большими арками (одна из них замурована), это и есть вход. У входа в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием – это 10-я остановка.

   Интерьер храма украшает мозаичное панно, изображающее миропомазание Христа.

   Двенадцатая остановка - ещё одна святыня Храма Гроба Господня - Голгофа. К вершине горы, где был распят Иисус, ведут мраморные ступени. Голгофский храм разделен на две части. 

   Место, куда был врыт крест, помечено серебряным кругом, а предполагаемые места, где стояли кресты двух разбойников, казнённых с Иисусом на Голгофе, обозначены двумя чёрными кругами. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.

   Рядом с входом 13-я остановка: на мраморном полу лежит камень миропомазания, на который тело Иисуса было уложено Иосифом и Никодимом для умащивания благовониями перед погребением по иудейскому обычаю.

   Здесь же его тело обернули плащаницей.

   Прямо за камнем - стена Воскресенского собора. Если пройти налево от камня, попадаем в большую ротонду центрального здания Храма, в центре которой возвышается мраморная часовня (кувуклия). 

   Часовня перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень, который представляет собой маленькую пещерку. 

   Это каменное погребальное Ложе, высеченное в природной скале. По еврейскому обычаю, тело Христа было положено головой на запад, а ногами - на восток. 

   Чтобы предотвратить попытки отколоть и унести с собой кусочки камня, Ложе было закрыто плитой из белого мрамора. Здесь же и произошло воскрешение. Это последняя, четырнадцатая, остановка Скорбного пути.

   Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой. По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию. Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжёг огонь при помощи природных средств. Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по количеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.

   Третья часть Храма Гроба Господня - Храм Воскресения. В его центре на мраморном полу на небольшом возвышении установлена каменная ваза, символизирующая "пуп земли".

   Кафоликон - центральный греческий придел храма Воскресения, его часть, хоть и главная. А сам Храм Воскресения в свою очередь - внутренняя часть Храма Гроба Господня. Кафоликоном (или соборным храмом) Воскресения Господня называют «срединный» объём комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора. Кафоликон окружен галереями, в которых размещаются несколько других приделов Храма Воскресения и место, называемое Аркады Девы: огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана. 

   В придел (часовню) Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены по правую сторону алтаря вниз ведут 13 железных ступеней, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня, два этажа вниз от основного уровня. Там мраморной плитой обозначено место, где был найден крест, на котором распяли Христа - Крест Животворящий. Считается, что именно здесь царица Елена обнаружила деревянный крест с гвоздями.

   В Храме Гроба Господня в приделе Распятия в скальной породе можно увидеть расщелину (следствие землетрясения, которое сопровождало смерть Спасителя), по которой кровь Сына Божия, согласно преданию, попав на череп праотца Адама, смыла грех первого человека. Именно здесь, ещё во времена крестоносцев, в храме Воскресения была освящена капелла-часовня в честь праотца Адама.

   Первохристианское предание о погребении Адама связано с возвышением за Иерусалимской крепостной стеной, где был распят Господь Иисус Христос на месте древней могилы праотца Адама. Это место называлось горой Голгофой. Об этом писал ещё Ориген, говоря, что "на Лобном месте, где иудеи распяли Христа, покоилось тело Адама, и пролитая кровь Спасителя омыла кости Адама, оживотворив в его лице весь человеческий род".

   Согласно другому преданию, пещера праотцев в Хевроне является тем местом, где по сей день находятся останки первого человека. Английский паломник Зевульф, посетивший Иерусалим в эпоху крестоносцев, а также Иоанн Вюрцбургский, описавший святые места Палестины, которые, несомненно, были знакомы с традицией почитания Голгофы как могилы Адама, тем не менее, утверждали, что Адам погребён в Хевроне.

   Как примирить эти две имеющие право на существование традиции? Свет проливает рукопись «Пещера сокровищ», датированная VII века, написанная на сирийском языке. В этом манускрипте рассказывается о том, что патриарх Ной спас от потопа останки Адама и Евы и после завершения потопа они вновь были погребены в Хевроне. Только череп и две кости праотца патриарх Ной завещал своему старшему сыну Симу захоронить в месте, где, по архаичному представлению, находился центр земли. Сим построил город Иопию, затем соорудил жертвенник, под которым положил голову нашего праотца и невдалеке от этого жертвенника основал город Иерусалим, что значит «Мир Божий». Впоследствии Палестину завоевали хананейские племена, и место, где лежала голова Адама, пришло в запустение, хотя по памяти народ называл его «Голгофой» (по-еврейски - череп, лоб). Здесь, на Голгофе, и должно было совершиться дело искупления мира. Следовательно, два предания не противоречат одно другому - будучи погребенным в Хевроне, голова праотца Адама была перенесена в Иерусалим и предана земле на том месте, где впоследствии будет распят Господь Иисус Христос, кровь которого, попав на останки библейского праотца, смоет первородный грех, совершённый в Эдемском саду. Этим малоизвестным сирийским манускриптом объясняется, откуда иконописная традиция Православной Церкви восприняла изображение черепа и костей в основании Голгофского Креста.

   После осмотра Храма Гроба Господня и Христианского квартала продолжаем знакомство со Старым городом, внутри которого 4 квартала: мусульманский, христианский, армянский и еврейский. От Яффских ворот, построенных в 1538 году к северо-западу от Башни Давида, удобнее всего совершать прогулки по Старому городу, поэтому они самые оживлённые и здесь всегда много туристов.

   Как будто рукой великого мастера соединены вместе куски чудесной картины, которая дописывается прямо перед нами. Мужчины в чёрных одеждах, с пейсами, спешащие в синагогу, арабы, зазывающие вас купить у них что-нибудь, солдаты с автоматами наперевес, туристы и паломники со всех стран мира, перезвон церковных колоколов, голос муэдзина, собирающего правоверных на молитву... Всё это противоречиво и гармонично одновременно, а нам остаётся только созерцать и наслаждаться, застыв в немом восхищении от увиденного шедевра.

   Проходим через Мусульманский квартал - самый большой из четырёх, его населяют арабы, приехавшие из окрестных деревень, после того, как евреи и христиане покинули эти места. Здесь находятся наиболее значительные места для мусульман: мечети Купол скалы и Аль-Акса. Они почитаются мусульманами наравне с Меккой. Здесь же проходит и Виа Долороса - Скорбный путь Христа. Улочки этого квартала сплошь усеяны магазинчиками и лавочками, рассчитанными на туристов. Они представляют собой довольно живописное зрелище: продавцы на всех языках мира зазывают покупателей, в невероятной тесноте, то и дело, образуются пробки потоками туристов и паломников, а в воздухе витают дурманящие ароматы трав и пряностей.

   Армянский квартал - самый маленький квартал Старого города. Армяне начали селиться в Иерусалиме из религиозных побуждений примерно в то же время, когда начал строится и христианский квартал. Здесь был построен Собор святого Иакова, ставший центром армянской общины в Израиле. Это один из самых закрытых, замкнутых и немноголюдных кварталов Старого города, туристов здесь не очень-то жалуют. Армяне живут своей немногочисленной и замкнутой общиной, говорят на своём языке, учатся в национальных школах. Представители армянской диаспоры занимаются в основном творческими профессиями: среди них много художников, фотографов, ремесленников. Их гончарные изделия пользуются спросом у туристов и жителей города.

   В Еврейском квартале много уникальных исторических памятников: это остатки сторожевой башни древнего Иерусалима, остатки цитадели Давида с Музеем истории Иерусалима, Южная стена, Хасмонейские туннели, колодец Уоррена, арки Вильсона Робинсона и Беркли, а также широкая лестница Маалот-раби-Иегуда, ведущая к священному для каждого иудея месту - сложенной из огромных каменных монолитов Стене Плача. Каждый день к ней приходят израильтяне и гости страны. Они записывают на листочках бумаги свои просьбы к Богу или заветные желания и вкладывают их между камнями стены, а потом молятся или просто просят Бога своими словами об исполнении желаний. Мы также исполнили этот ритуал у Стены, многие желания сбылись. Евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи Израиля молятся в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима молятся в сторону Стены Плача. Поэтому о Стене плаче следует рассказать поподробнее.

   На площадь выходит лишь восьмая часть Стены длиной 57 метров. Хотя Стена Плача не является стеной Храма, но наиболее близка к ней и поэтому стала величайшей святыней еврейского народа. Своё название она получила потому, что евреи оплакивают здесь Первый и Второй Храмы, разрушенные оба в один день, но в различные годы. В священных писаниях говорится, что оба разрушения не произошли случайно. Евреи были наказаны за идолопоклонничество, кровопролитие и кровосмешение в первый раз и за беспричинную междоусобную войну - во второй. После разрушения Храма Западная стена ещё долгое время была доступна по всей длине. Но примерно 700 лет назад мамлюкские и арабские завоеватели стали застраивать подходы к ней. Продолжавшим молиться у Стены евреям приходилось пробираться к ней. Продолжавшим молиться у Стены евреям приходилось пробираться к ней узкими проходами, но и это прекратилось в 1948 году, когда Старый город был завоёван Иорданией, и евреям вообще был запрещён доступ к Западной стене. В 1967 году, после Шестидневной войны, когда Иерусалим был объединён, Западная стена, к огромной радости еврейского народа, снова оказалась в его руках.

   Западная стена была построена, чтобы поддержать западную сторону священной Храмовой горы. Ещё задолго до того, как Пророк Иеремия предсказал, что Иерусалимский храм будет разрушен, но его западная стена сохранится. И хотя Стена Плача не является стеной Храма, но наиболее близка к ней и поэтому стала величайшей святыней еврейского народа. Своё название она получила потому, что евреи оплакивают здесь Первый и Второй Храмы, разрушенные оба в один день, но в различные годы. В священных писаниях говорится, что оба разрушения не произошли случайно. Евреи были наказаны за идолопоклонничество, кровопролитие и кровосмешение в первый раз и за беспричинную междоусобную войну - во второй. Евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи Израиля молятся в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима молятся в сторону Стены Плача.

   Со Стеной Плача связано очень много современных традиций. Здесь приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (бар-мицва), впервые вызываются здесь к чтению Торы, в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия.

   Экскурсию по Иерусалиму завершаем, выходя от Стены Плача через самые маленькие Мусорные ворота Старого города, которые упоминаются в Ветхом Завете. Своё название ворота получили, скорее всего, из-за того, что через них вывозили мусор из Храма за пределы городских стен в долину Геенома. С оттоманских времён арабы называют их «Баб Аль-Магариба» - «Мавританские ворота» из-за их близости к району, где селились выходцы из Северной Африки. Мусорные ворота расположены ниже всех других ворот в стене Старого города. Над воротами сохранилась старинная резная арка с вырезанным каменным цветком, характерным для времён мамлюков и оттоманского периода.

   Иерусалим - это город, который очаровывает и завораживает, привлекает и вызывает благоговение. Его нужно не увидеть, а прочувствовать. Это место, где теряется ощущение реальности, где соединяются время и вечность... Здесь происходило становление не только самого государства Израиль и его истории, но и мироздания со времён Адама и Евы.

Вифлеем - родина Иисуса Христоса

   Мы побываем ещё в одном священном для христиан городе Вифлееме - втором по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. Это небольшой арабский город христиан и мусульман расположен на гористой возвышенности, на высоте 800 метров выше уровня моря. Расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Население - 25,5 тысяч человек, площадь - 6 км². Вифлеем - один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII-XVI веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после - иудеи. Здесь, согласно Библии, родился и был помазан на царство Давид. В настоящее время (с 1995 года), согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии и стал столицей провинции Вифлеем, где проживает около 180 тысяч человек. 

   Ныне Вифлеем - обычный мусульманский город, хотя несколько десятков лет назад большинство населения было христианами. Ясельная площадь - берёт своё название от яслей, в которых родился Иисус Христос там, где сегодня расположен храм Рождества. На фото можна увидеть Мечеть Омара (единственная мечеть города) и Палестинский центр мира. Название улиц, ведущих на площадь также связаны с Иисусом: улицы Звезды и Рождества.

   Мария и Иосиф пришли в Вифлеем для переписи населения, поскольку для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род. При этом город не был родным ни для Девы Марии (которая по одной из версий была из Назарента, по второй из Иерусалима), ни для Иосифа, жившего в Назарете. Рождение Спасителя в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5). Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).

   Основная достопримечательность города - Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос. Над пещерой построена Базилика Рождества Христова, которая находится на площади Яслей и снаружи больше похожа на небольшую крепость, чем на храм. Базилика построена в 326 году при святой Елене, а в 529 году была разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после подавления восстания император Юстиниан Великий восстановил её и значительно расширил. С трёх сторон Базилика окружена разными монастырями - православным греческим, францисканским и армянским. Поэтому можно увидеть только одну из её стен.

   Колокольня Храма Рождества Господня.

   Чтобы лучше сориентироваться на территория Базилики Рождества Христова, привожу план-схему.

1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.

   Базилика имеет форму креста. Входим в храм через «Врата смирения» - основной (западный) вход в базилику, войти можно только склонив голову. 

   Очень низкий вход в церковь не только преграждал путь язычникам, приходившим с вьючными животными, чтобы грабить храм, но также вынуждает каждого входящего в этот священный придел склониться перед его святостью.

   Заходим в храм и осматриваем внутреннее убранство. Этот величественный храм построен в форме базилики с пятью нефами, разделенными колоннами. Внутри храм имеет форму креста с 44 колоннами, изготовленными из розового полированного известняка, большинство из них датируется IV веком. Над колоннами по стенам - фрески XII века, к тому же времени относятся остатки мозаики под куполом.

   Главный алтарь освящен в честь Рождества Христова, принадлежит православным и отделяется изящным арочным деревянным иконостасом.

   Вблизи алтаря на столбе – лик Иисуса Христа.

   Здание разделено по фасаду между тремя конфессиями: греками-ортодоксами, католиками-францисканцами и армянами-ортодоксами.

   Армянский алтарь в северо-восточной части базилики, около северного выхода из пещеры Рождества.

   Прямо под Базиликой Рождества Христова расположены: Пещера Рождества, Пещера Святого Иеронима (здесь он прожил десятки лет и здесь же был похоронен), Пещера Вифлеемских младенцев. Возле входа в пещеру, где родился Иисус, – много икон.

   Среди них поставлена чудотворная икона Вифлеемской Божьей Матери. Это единственный образ, где Пресвятая Богородица улыбается, ведь именно здесь, в Вифлееме, она была счастлива.

   Пещера, где родился Иисус, является подземным храмом базилики. Для того, чтобы попасть в неё, надо спуститься через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю. Она небольшая (12,3х3,1 м) и освещается 48 лампадами. 

   Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыне: "Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа". Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.

   В некоторых местах под полом базилики раскопки открыли изумительные византийские мозаики IV века.

   Рядом с храмом находится церковь святой Екатерины, которая была построена на месте явления Христа святой Екатерине Александрийской и его предсказания о её мученичестве (310 год нашей эры). Эта церковь относится к католическому францисканскому монастырю. В центре дворика, на колонне, установлена статуя блж. Иеронима, пишущего «Вульгату», череп у его ног символизирует бренность мирской суеты, которую попирает монах своим аскетическим образом жизни. За статуей блж. Иеронима, на фронтоне церкви, установлена статуя Девы Марии.

   В нишах её стен выставлены небольшие скульптуры святого Георгия Победоносца, он воспитывался в Вифлееме и является покровителем города.

   Завершая экскурсию по стране, можно с уверенностью сказать, что Израиль - удивительная страна. И не только потому, что здесь можно понежиться в водах сразу трёх морей, полюбоваться архитектурой и внутренним убранством храмов сразу трех мировых религий, удивится жизнелюбию и невероятной трудоспособности населения – вокруг пустыня, а в городах – зелёные деревья, травы и цветы, и к каждому корню подведена система искусственного орошения… Израиль – это страна, где берёт начало история мира, история давно прошедших лет и современности. Именно здесь, как нигде ещё, можно почувствовать дыхание вечности, дух невероятной жизнеспособности, силы и веры.