Средневековый итальянский город Вольтерра расположен в 29 км от известного своими знаменитыми башнями Сан-Джиминиано. Является одним из основных центров этрусской культуры. До сих пор в этом месте можно увидеть стены, простоявшие до наших дней с 4 века до н.э., древние некрополи, фрагменты ворот, сохранилось также свыше 600 погребальных урн. Уникальные археологические памятники – гордость Вольтерры. 

Вдалеке Крепость Медичи. Она находится в 600 м к юго-востоку от площади Приоров. Построенное на самом высоком уступе горы, это фортификационное сооружение имеет грозный и внушительный вид. Оно состоит из Старой и Новой крепости, которые соединены между собой двойными стенами, увенчанными галереей. Старая крепость, расположенная рядом с Каменными воротами, включает в себя части более древних укреплений и башню полуэллиптической формы, прозванную Фемина (Femmina). Она была построена в 1342 году.

Новая крепость возводилась при Лоренцо де Медичи на том месте, где стоял Епископский дворец, разрушенный флорентинцами в 1472 году. Она представляет собой обширную каменную площадку, ограниченную крепостными валами. По центру возвышается главная крепостная башня – монументальное сооружение, которое считается красой и гордостью цитадели. На фото ниже стена крепости.

Созданная в военных целях, крепость с самого начала своего существования стала использоваться в качестве тюрьмы для политических заключенных. Сначала в ее казематах содержались противники Медичи, а в 19 веке - деятели Рисорджименто. В частности, в 1478 году после провала заговора флорентийских патрициев во главе с семейством Пацци против правящей в Тоскане династии Медичи многие заговорщики были заточены в стенах именно этой крепости. В настоящее время здесь находится пенитенциарное учреждение. По понятным причинам крепость закрыта для экскурсантов, за исключением особых дней, когда в нее впускают небольшие группы посетителей. И что итальянцы удумали для привлечения туристов – в 2006 году они переоборудовали старинную часовню XV века, находящуюся на территории тюрьмы, в ресторан. Причем кушанья в нем готовят, а посетителей обслуживают заключенные мафиози, грабители и убийцы, в форме поваров и официантов. Тюремный ресторан доступен для посещения туристами лишь в определенные дни, и по предварительной заявке за две недели. Личности посетителей предварительно Министерство юстиции Италии, на входе в ресторан их обыскивают, как при входе в обычную тюрьму, пропуская через металлодетектор. Мобильные телефоны, любое потенциальное оружие и острые предметы, изымаются, а все столовые приборы сделаны из пластика.

Вблизи исторического центра города есть много утоптанных площадок с аллеями, колоннами, лестницами. Вместе с великолепными видами итальянской природы – традиционных холмов Тосканы, на просторах которых, то и дело можно увидеть алые головки маков, древняя Вольтерра представляет собой гармоничный сплав остатков наследия древней культуры и природной свежести.

Остатки римского театра находятся примерно в 200 м к северу от площади Приоров. Театр был обнаружен в 1950-е годы в ходе археологических раскопок. Памятник датируется концом 1 века до нашей эры. Театр возводился по примеру греческого Одеона, с использованием склона холма. Сохранились остатки портика и крытой арочной галереи, характерной для всех классических театральных сооружений, которая служила фойе.

Полукруглое пространство у подножия лестницы занимал оркестр, за которым в начале спектакля в узкий желоб опускался занавес. По обе стороны от деревянной сцены через два коридора можно было попасть в гримерную.

В конце 3 века театр оказался заброшенным, а в непосредственной близости от него построили термы. В эпоху средневековья верхняя часть лестницы бывшего театра была включена в городскую стену. В летнее время в римском театре Вольтерры проходит ежегодный международный фестиваль театрального искусства. Вход расположен неподалеку от Флорентийских ворот.

Обширная археологическая зона, где можно проследить зарождение и развитие города от доисторических времен до 15 века находится в самом центре Вольтерры, буквально в 400 метрах к югу от площади Приоров. Исследования Акрополя в основном производились в западной его части.

Перед входом в археологическую зону справа под землей находится большой подземный резервуар. Это водохранилище, которое снабжало водой всю область Акрополя. Оно представляет собой большую прямоугольную камеру, разделенную на три отсека, с бочковыми сводами на шести столбах из каменных блоков. Данная конструкция датируется 1 веком нашей эры, ее объем составляет около 1 000 кубических метров. Слева сохранились остатки еще одного резервуара.

Город окружает 7-километровая крепостная стена (Mura di Volterra), которую возводили при этрусках, реконструировали и обновляли до XIII века. В ней хорошо сохранилось семь ворот: арочные этрусские (Porta all′Arco), Каменные (Porta a Selci), Флорентийские (Porta Fiorentina), Порта Марколи (Porta Marcoli), Порта ди Доччола (Porta di Docciola), ворота Святого Франциска (Porta San Francesco) и Святого Феликса (Porta San Felice).

В археологической зоне отчетливо выделяются фундаменты двух зданий, которые были идентифицированы как храмы эллинистического периода (3–2 века до нашей эры). Они отделены дорогой, обозначающей место поклонения. Более древнее здание датируется 3 веком до нашей эры, второй храм относится к середине 2 века до нашей эры. Он был разрушен в современную эпоху в результате оползня.

В северной части археологической зоны обнаружены остатки древнеримских особняков. Свидетельств этрусской культуры в этой части сохранилось не так уж много. Можно отметить лишь остатки стен эллинистического периода, которые долгое время считались основанием храма. Однако их функция пока еще точно не определена.

Следует упомянуть две мозаики, найденные во время строительства скотобойни в 1969 году, которые были отправлены в Этрусский музей.

Остатки домов эллинистического периода, сложная система водохранилищ, включая так называемый бассейн, средневековые башни и дороги, построенные на древних фундаментах, бесконечный пейзаж, простирающийся от Тирренского моря до Апеннин, делают это место одним из самых интересных и привлекательных в городе.

На городе лежит только печать наследия этрусков. Вскоре после вторжения Ганнибала в Италию, жители Вольтерры встали на сторону Рима. После

войн между марианцами и сулланцами, им предоставили римское гражданство. С XII века город представлял собой свободную коммуну, отстаивал независимость, но во второй половине XIV века все-таки перешел к роду Медичи и разделил судьбу Флоренции.

В начале прошлого века один из русских путешественников, П.П. Муратов, после поездки в Италию написал: «…Все то, что утрачено в исчезнувших кварталах старой Флоренции, путешественник найдет здесь». Он говорит о том, что город максимально сохранил облик и наследие прошлого. Путешественник отметил, что это «крайней древности город». Сохранившийся здесь дух древней цивилизации поразил нашего соотечественника, в жителях Вольтерры Муратов нашел даже «черты сказочно древней расы». Муратов восторженно описывал музей древностей, старинные стены, местные пьяцца Маджоре и палаццо деи Приори, восхищался зубчатыми стенами дворцов, башнями и бойницами. Город оставил в его памяти ярчайшие воспоминания, и как же хочется разделить этот восторг, понять и увидеть своими глазами всю красоту здешних мест, почувствовать дух этого древнего города. Пусть и спустя век, после написания этих слов.

Кафедральный собор Вольтерры находится в историческом центре города на площади Приоров. Он появился в результате переустройства и расширения церкви, пострадавшей от землетрясения 1117 года. Новый храм в романском стиле, посвященный Вознесению пресвятой Девы Марии, датируется второй половиной 13 века.

Выступающий фасад горизонтально делится карнизом в виде кос и цветов и вертикально – тремя тяжелыми квадратными пилястрами в ломбардском стиле. Мраморный портал украшает люнет с инкрустацией в виде геометрических фигур. Оформлением занимался один из основателей школы итальянской скульптуры Николо Пизано.

На одной линии с фасадом возвышается прямоугольная колокольня с двенадцатью бифорами и четырьмя круглыми окнами. Она была возведена в 1493 году.

Сохраняя в плане латинский крест и имея три нефа, храм со временем приобрел черты позднего Возрождения. Пространство разделяют двадцать две колонны, оштукатуренные под розовый гранит. Они появились в ходе реставрации 1842–1843 годов, как и стены, окрашенные в белую и серую полоску. Гипсовые капители колонн, покрытые позолотой, были выполнены в 16 веке.

Потолки центрального нефа и трансепта отделаны роскошными позолоченными кессонами и представляют собой удивительное сочетание геометрических, декоративных, цветочных элементов с фигурами святых. В двух больших овалах изображены Вознесение Богородицы и Святой Дух. Все это великолепие было спроектировано Франческо Каприани, и выполнено между 1580 и 1584 годами.

Достопримечательности Вольтерры действительно впечатляют. Главная площадь города называется деи-Приори. Она примечательна своим архитектурным ансамблем, именно на этой площади расположен старейший во всей Тоскане Дворец городского совета. Не менее интересно здание собора, постройка которого относится к X веку. Конечно, здание перестраивалось, но это не умаляет достоинств собора, к тому же, внутри можно увидеть полотна флорентийских художников кватроченто. Здесь же расположен и Баптистерий, он был пристроен в 1283 году.

Епископский музей сакрального искусства находится во Дворце епископа, что на площади Приоров. Вход расположен на via Roma, 13, со стороны колокольни 15 века. Музей открылся в 1932 году. В экспозиции в четырех залах представлены в основном произведения искусства из Кафедрального собора и некоторых церквей епархии. Это живописные полотна, деревянные и мраморные скульптуры, религиозные украшения, представляют уникальные мраморные скульптуры. Наибольший интерес представляют: * «Алтарь Вилламанья» (1521) Россо Фьорентино;

* мраморные медальоны с бюстами святых, приписываемые Тино да Камаино (14 век);

* часть полиптиха «Мадонна и Младенец» (первая четверть 15 века), приписываемая Таддео ди Бартоло;

* «Мадонна на троне с Младенцем и святыми апостолами Петром и Павлом» (1545) Даниэле да Вольтерра.

Дворец Приоров расположен в историческом центре города Вольтерра, на одноименной площади Приоров рядом с Кафедральным собором.

Это старейшая ратуша в Тоскане, строительство которой началось в 1208 году и завершилось в середине 13 века. Сооружение в форме параллелепипеда увенчано пятиугольной башней с двумя террасами, украшенными зубцами. Она появилась после землетрясения 1846 года. По фасаду здания проходит три ряда бифориев. Между ними расположены держатели для факелов и знамен. Здесь же многочисленные гербы из глазурованной терракоты (15–16 век) правивших в Вольтерре флорентийских семейств.

По обе стороны здания расположены колонны, увенчанные флорентийскими львами, которые символизируют господство Флоренции над городом. Они были добавлены в 1472 году, когда дворец стал резиденцией капитана правосудия.

Главный зал дворца - Зал Большого совета (Sala del Maggior Consiglio) до сих пор используется для проведения заседаний муниципалитета. В 19 веке он был оформлен в неоготическом стиле. Здесь можно увидеть гербы знатных семейств города, чередующихся с гербом коммуны Вольтерра (красный крест на белом фоне).

Бесценным украшением этого зала считается фреска «Благовещение со святыми» (1383), приписываемая Орканье и Николо ди Пьетро Джерини. Справа находится люнетная фреска «Брак в Кане Галилейской» Донато Масканьи (16 век).

В конце лестницы, ведущей в зал Большого совета, обращает на себя внимание фреска Пьера Франческо Фьорентино (1490). В центре изображено Распятие, слева – Богоматери и святой Франциск Ассизский, справа – Иоанн Богослов и Иоанн Креститель.

Рядом с Залом Большого совета расположился Зал Городского совета (Sala della Giunta), который изначально использовался для аудиенций и советов приоров. Здесь заслуживают внимания резные деревянные скамейки, выполненные сиенскими мастерами в 15 веке.

Среди живописных украшений зала: монохромная фреска со святым Иеронимом, две небольшие картины «Поклонение волхвов» Джандоменико Ферретти (18 век) и «Рождество Пресвятой Девы Марии» Игнацио Хугфорда, а также картина с изображением Иова Донато Масканьи. Здесь же находится портрет уроженца Вольтерры римского поэта Персия кисти Козимо Дадди.

В настоящее время здание занимают муниципальные службы, однако оба зала – Большого и Городского совета открыты для посещения: с 16 марта по 1 ноября – ежедневно, в остальное время - по субботам и воскресеньям. Во дворце Приоров были отсняты некоторые сцены фильма «Новолуние» второй части саги «Сумерки»Стефани Майер.

Это далеко не все достопримечательности Вольтерры. Каждому стоит увидеть Замок Медичи XIV века, один из лучших европейских музеев этрусской культуры – Этрусский музей, римский амфитеатр X века, Музей священного искусства, Пинакотеку, расположенную в здании постройки XIV века. Кстати, вход в Пинакотеку и два музея по одному комбинированному билету стоит 8 евро, а осмотреть римский амфитеатр можно за 2 евро.

Кстати, офис информации находится на площади Piazza dei Priori. Работает офис с 10 до 13:00 и с 14 до 18:00. Здесь вам подскажут время работы городских музеев, расписание поездов и автобусов, помогут выбрать отель. Также можно взять карту Вольтерры или приобрести аудио-гид. Его стоимость – 5 евро.

Вольтерра – это город, который, безусловно, стоит посетить, ему присущ свой особенный характер и дух. Интересный факт: по задумке популярной писательницы Стефани Майер, именно в Вольтерре разворачивается финал известного для подавляющей части современной молодежи романа «Новолуние». Правда, этот факт оценят именно любители книги. Съемки фильма по мотивам романа проходили в другом итальянском городе. Желающим посетить площадь из кинофильма, стоит отправиться в город Монтепульчано, что в 100 км от Вольтерры.

Баптистерий Иоанна Крестителя находится в историческом центре города Вольтерра, на площади Приоров, напротив Кафедрального собора. Строительство существующего баптистерия датируется 13 веком, хотя некоторые его архитектурные и декоративные элементы относятся к более ранней эпохе. Фасад восьмиугольной купольной конструкции отделан белым и зеленым мрамором. На каждой стене на двух уровнях по центру расположено два окна. Портал, обращенный в сторону Кафедрального собора, выполнен в романском стиле, вероятно мастерами школы Николо Пизано.

В интерьере, напротив главного входа, находится алтарь второй половины 18 века, выполненный Бальзимелли да Сеттиньяно по проекту Мино да Фьезоле. Над ним –картина Николо Черчиньяни «Вознесение» (1591). Верхняя часть полотна была повреждена во время Второй мировой войны. Справа от алтаря находится старинная купель выполненная Андреа Сансовино в 1502 году. В центре стоит большая купель работы Джованни Вакка (1759). Она увенчана статуей святого Иоанна Крестителя Джованни Антонио Чибеи (1771). Справа от входа находится камень из этрусской гробницы, служащий кропильницей.

Фото ниже - Сан-Педро. 

Фото выше - Церковь святого Августина - главное здание (Chiesa di Sant’Agostino) (адрес: Piazza XX Settembre) музея сакрального искусства. В 4 залах музее экспонируются живописные и скульптурные произведения из храмов, ценные культовые принадлежности, хранятся алтарь «Вилламанья», работы Россо Фьорентино, и «Мадонна на троне» – Даниэле да Вольтерра, XVI век.  Однонефная церковь была построена в конце XIII века, но снаружи выглядит как барочная в результате перестройки 1728 года. 

Ораторий Сант-Антонио-Абате (фото выше), построенный в 1470 году.

Жилые башни (Case-torri). В средневековых тосканских городах часто строили жилые башни: война с соседями там была делом совершенно обычным, а башню и взять сложно, даже если городская стена уже пала, и запасов внутри можно было разместить на случай осады достаточно много. После изобретения пороха и появления артиллерии башни потеряли актуальность — они, наоборот, превратились в замечательные мишени для атакующих — и были по большей части снесены. В Вольтерре сохранилось несколько башен, наиболее известны две. Башнями в строгом смысле слова они больше не являются, поскольку интегрированы в соседние, более поздние здания и не превосходят их по высоте. май 2017 5  Дом-башня Буонпаренти (Casa-torre Buonparenti), Via Buonparenti (центр). Двойная башня XIII века соединена с соседним зданием арочным мостом. май 2017 6  Дом-башня Тоскано (Casa-Torre Toscano), Piazzetta S. Michele (центр). Эта двойная башня была построена в 1250 году Джованни Тоскано, хранителем казны Генриха Сардинского, короткое время бывшего королём Сардинии. В XVII веке обе «половинки» башни были пристроены к соседнему дворцу. 

Только по одежде туристов и местных жителей, ощущаешь связь с современным миром. Стеклянные и бетонные конструкции, так широко распространенные в Европе и по всему миру, пока еще не добрались до этого маленького уголка прошлого. 

Улицы Вольтерры создают ощущение, что ты попал в средневековье. Каменные стены неумолимо не отпускают романтический дух средневековья. 

Этрусский музей находится на улице via Don Minzoni, 15, примерно в 500 км к востоку от площади Приоров. Этот один из старейших общедоступных музеев Европы был основан в 1761 году.

В 1776 году каноник Кафедрального собора Пьетро Франческини обнаружил неподалеку от этрусского некрополя катакомбы, в которых находилось 40 этрусских урн эллинистической эпохи. В 1777 году они были переданы в дар городу Вольтерра. Это стало первым вкладом в Городской музей. За короткое время удалось собрать и многие другие предметы, обнаруженные в окрестностях Вольтерры, которые до этого момента хранились в частных коллекциях знатных семейств города.

Среди многочисленных пожертвований самой важной и полной стала коллекция Марио Гварначчи (1701–1785), состоятельного священника, финансировавшего многие археологические раскопки. 15 сентября 1761 благородный аббат передал «народу города Вольтерра» свою огромную коллекцию артефактов, собранную на протяжении многих лет. Бесценный дар Гварначчи также включал библиотеку, насчитывавшую более чем 50 тысяч томов.

Изначально коллекция музея располагалась во дворце Маффеи. В 1877 году, дополненная пожертвованиями, новыми приобретениями и плодами успешных исследований, коллекция была размещена во дворце Дезидери Тангасси, где находится по сей день.

Этрусское собрание, дополненное многочисленными находками как периода Вилланова, так и эпохи Древнего Рима, расположено на трех этажах и 38 залах, объединенных специальным маршрутом, который позволяет ознакомиться с наиболее важными вехами истории древнего города Велатри. В музее собрана самая выдающаяся коллекция этрусских урн в мире. Наиболее интересными из хранящихся здесь экспонатов считаются:

* стела Авиле Тите (550 год до нашей эры); * бронзовая статуэтка «Тень ночи» (3 век до нашей эры); * «Урна супругов» (80–90 годы до нашей эры) из терракоты; * «Голова Лоренцини» (480–460 годы до нашей эры).

Церковь святого архангела Михаила находится в 250 м к востоку от Кафедрального собора. Впервые храм упоминается в 987 году. Существующее здание относится к 13 веку. Фасад с двускатной кровлей делится на два регистра. В нижнем – серия двухцветных мраморных арок в полоску, опирающихся на элегантные капители в виде листьев и человеческих фигур. Тот же рисунок повторяется в верхнем регистре.

По центру фасада расположен глубокий портал. В люнете над ним помещена копия мраморной группы «Мадонна с младенцем» 14 века, оригинал которой хранится в Епархиальном музее религиозного искусства Вольтерры. По обе стороны фасада расположены гербы дома Фарнезе.

Интерьер храма был существенно переделан в 1826–1827 годах в неоклассическом стиле.

В пресвитерии в мраморной часовенке работы флорентийского мастера Бальзимелли ди Сеттиньяно хранится скульптура «Мадонна с младенцем». Она выполнена в 15 веке из покрытой глазурью терракоты либо Андреа делла Роббиа, либо его сыном Джованни.

Также стоит упомянуть «Святое Семейство» Карло Маратта (17 век), фреску «Мадонна Искупления», приписываемую Ченни ди Франческо (15 век) и картину «Ангел-хранитель» Николо Черчиньяни.

Улицы Вольтерры достаточно широкие, но полностью средневековые. Асфальт встречается редко, в основном улицы выстланы булыжниками и каменной плиткой. 

Пластиковые окна в каменных домах, в которых живут итальянцы, встречаются крайне редко. Многие туристы удивляются тому, что белье в городских домах по сей день сушится на веревке, натянутой под окном. 

Город славиться своими изделиями из алебастра. Долгое время добыча и обработка алебастра занимала важнейшее место в экономике города. Сегодня в Вольтере работают ремесленные мастерские и магазины, где можно купить декоративные алебастровые изделия. Туристы увозят с собой на память о городе «артефакты» псевдо-этрусских находок и алебастровые фигурки.

Посещение мастерской.