Дворец короля Энцо находится в центре Болоньи, на Пьяцца Маджоре, рядом с дворцом подеста, также именуемого Дворцом градоправления.

Болонья – седьмой по величине город Италии, который всегда находился на пересечении торговых путей, столица одноименной провинции и центр области Эмилия-Романья. Часть топонима «Романья» отсылает к присутствию в регионе римлян, которые непременно хотели получить выход к морю. Так, на восточном побережье, в городе Римини римлянами был возведен мост Тиберия. Известное выражение «перейти Рубикон» тоже отсюда: река с таким названием протекала возле Римини. 

А вот Болонья расположена в эмилианской части региона. Местные называют ее «ученой, толстой и красной» («Bologna la dotta, la grassa, la rossa»). Ученая – благодаря первому университету западной цивилизации – Болонскому (1088 г.); второй эпитет отсылает к мощной кулинарной традиции (город считается гастрономической столицей Италии); третий – к цвету крыш и зданий (или, по некоторым версиям, к былой приверженности горожан коммунистической идее). К слову, незаконченный роман с коммунизмом прочитывается в названиях улиц разных частей города и сегодня – улица Ленина, Сталинграда, Розы Люксембург, а также итальянских политических деятелей и мыслителей, связанных с идеями левого толка, – Берлингуэра и Грамши.

Мы были там в конце апреля, в день национального праздника и на площади устроили танцы. Впереди - Дворец коммуны или дворец Аккурсио  на западной стороне Пьяцца Маджоре – центральной площади Болоньи. Дворец представлял собой совокупность зданий. Все они были приобретены властями города в конце 12 века и объединены в единый комплекс. Один из домов левого крыла комплекса был известен как жилище юриста Аккурсио, поэтому Дворец коммуны называют также дворцом Аккурсио. Сначала помещения использовались в качестве общественного зернохранилища и контор некоторых городских служб. С 1336 года в здании стал заседать Старейшины и дворец стал резиденцией городского правительства. В первой половине 15 века дворец был обновлён и расширен. Башня дворца была украшена часами с каруселью с традиционными фигурками волхвов и Богоматери с младенцем (этот механизм был снят в 1796 году, некоторые фигурки хранятся в Коммунальной коллекции искусств) по проекту Фиораванте Фиораванти. Следующие работы были предприняты в начале 16 века, после падения синьории Бентивольо (1506). Последние раз серьёзные реставрационные работы велись в 1885 - 1887 годах под руководством Раффаэле Фаччоли.

Фасад здания вверху слева от портала украшает терракотовая Богоматерь с младенцем (1478, Николо да Бари). Портал выполнен Доменико Тибальди по рисунку Галеаццо Алесси (середина 16 века). Над порталом установлена большая бронзовая статуя папы Григория XIII (1580, Алессандро Менганти). Григорий XIII был родом из Болоньи и остался в истории прежде всего тем, что провёл календарную реформу (отсюда –григорианский календарь). На правой стороне фасада открываются большие готические двойные окна, украшенные орнаментом из терракоты (1425-28, Фиораванти). На фасаде установлено также несколько памятных табличек.

Дворец и сейчас является резиденцией городских властей. На первом этаже расположен Зал коммунального совета, украшенный аллегорическими фресками (1675-77, Анджело Микеле Колонна, Джоаккино Пиццоли). Росписи Зала Фарнезе повествуют о важных для города исторических событиях от Средневековья до 17 века (около 1660, Карло Чиньяни, Лоренцо Пазинелли). В зале находится Капелла легата, в ней в 1530 году был коронован император Карл V. Фрески капеллы выполнены в 1562 году Просперо Фонтана.

В помещениях дворца также располагается музей «Джорджо Моранди». Собрание состоит из картин этого известного художника 20 века, подаренных семьёй Моранди, и его личной коллекции произведений искусства. В здании находится библиотека (Зал биржи) и Коммунальное собрание, включающая в себя картины и предметы обстановки от средних веков до 19 века. Пол библиотеки сделан из стекла для того, чтобы можно было видеть остатки римских построек (предположительно, форума).

Дворец градоправления расположен в самом центре Болоньи, на Пьяцца Маджоре.

Здание было построено в самом начале 13 века, когда власти города решили обустроить Пьяцца Маджоре. На новой расчищенной площади было решено возвести здание, специально предназначенное для городского правительства. Под сводами портика дворца располагались торговцы и ремесленники, а первый этаж занимали нотариусы, пока не переехали в свой дворец.

Над дворцом возвышалась башня Аренго, чей колокол созывал народ на собрания или извещал о важных событиях. Сначала колокольня была деревянной. Затем, в 1259 году архитектором Альберто ди Сан Пьетро была построена квадратная в плане башня. Четыре угловых пилястра башни поддерживали крестообразный свод, в портике под которым в 1525 году были установлены статуи покровителей города: святых Петрония, Прокула, Доминика и Франциска (работы Альфонсо Ломбарди). Это место также славится своей акустикой. Сама колокольная башня была переделана в 1453 году Аристотелем Фиораванти. Аристотель Фиораванти – тот самый зодчий, который в 1475 году прибыл в Москву по приглашению Ивана III для восстановления Успенского собора в Кремле, рухнувшего в 1474 году.

По распоряжению Джованни II Бентивольо в 1484-94 годах были начаты строительные работы, в ходе которых романский фасад здания был переделан в духе эпохи Возрождения. Работы так и не были доведены до конца, т.к. Джованни II Бентивольо был изгнан из города. В 1837-42 годах был отреставрирован портик здания, а в 1887 году – фасад.

Фасад здания разделён на два яруса. В нижнем ярусе открываются полукруглые арки портика, отделанные под руст (конец 15 века). Отделка так и не была завершена. Второй ярус представляют полукруглые окна, отделённые от портика небольшой балюстрадой. Окна также обрамлены рустовым камнем. За зданием поднимается колокольня. Окна звонницы разделены на три и на четыре части небольшими колоннами. Крышу колокольной башни украшают зубцы. В бельэтаже дворца, в салоне градоправления, с 14 по 18 век размещался общественный театр, затем помещение использовалось для игры в мяч. В начале 20 века зал был украшен фресками Адольфо де Каролиса и его учеников. Фрески повествуют об истории Болоньи.


Базилика святого Петрония Фасад  выходит на главную площадь Болоньи Пьяцца Маджоре. Базилика входит в число шести самых больших церквей Европы. Её длина составляет 132 м, ширина – 66 м, высота свода – 45 м, а высота фасада – 51 м.

Инициатором строительства нового большого храма для растущего города в 1390 году выступил Совет шестисот, т.е. городские власти. Проект базилики, посвящённой святому покровителю города Болоньи, Петронию, был поручен Антонио ди Винченцо. Базиликасчитается самым поздним примером готики в Италии. По замыслу архитектора, церковь должна была стать самым большим христианским храмом, превзойдя даже собор святого Петра в Ватикане. Работы начались в том же 1390 году, но растянулись на века. Более того, базилика и по сей день осталась незавершённой, а грандиозный план архитектора не был осуществлён. Строительство началось с фасада и боковых нефов. Первые капеллы были построены уже в 1393 году, но последние удалось возвести лишь в 1479 году.

С 1514 года строительство возглавил архитектор Ардуино Арригуцци. К 1515 году базилика была готова внутри, но над ней не было главного свода. Проблемы, тормозившие строительство, были связаны не только с финансированием, но и с инженерными решениями. Из-за изменения размеров здания (папский престол был против возведения церкви, превосходящей собор святого Петра) долго не могли возвести готический свод главного нефа. Тем не менее, незавершённая базилика была выбрана для коронации императора Карла V (1530). В 1538 году началась облицовка стен, а затем и фасада по проекту Доменико Вариньяны. Его проект фасада вызвал много споров, свои чертежи представляли на конкурс многие знаменитые архитекторы (многие рисунки сейчас хранятся в музее храма). Попытки завершить фасад предпринимались в 19 и даже в 20 веке, но пока фасад базилики святого Петрония остаётся незавершённым.
В 1646-1658 годах благодаря специально приглашённому из Рима Джироламо Райнальди была решена задача возведения свода над главным нефом. Начались работы, которые были прерваны в 1659 году и так и не были доведены до конца.

Нижняя часть фасада выполнена из красного веронского мрамора и белого истрийского камня. Верхняя часть фасада не была облицована. Главный портал, над которым работал великий скульптор Якопо делла Кверча (1426 – 1438), остался незавершённым из-за смерти скульптора. Портал украшен 15 сюжетами из Нового и Ветхого заветов, а также скульптурной группой, представляющей Богоматерь с младенцем, святого Петрония и святого Амвросия. Богоматерь портала делла Кверча Микеланджело назвал «самой прекрасной Богоматерью 15 века». Считается, что именно рельефы делла Кверча в Болонье положили начало эпохе Возрождения в искусстве скульптуры.

Боковые порталы сделаны в 1524 - 1530 годах по проекту Эрколе Саккаденари. В оформлении боковых порталов принимало участие много художников, среди которых Триболо и Альфонсо Ломбарди. В боковых фасадах открываются окна, освещающие капеллы. Справа (над 11-ой капеллой) поднимается колокольная башня (1481 - 1495). По болонской традиции, на башне 4 колокола.

В плане трёхнефной базилики лежит латинский крест. Готические своды опираются на десять пилястров с высокими капителями. По горизонтали пространство разделено боковыми капеллами. Форма арок подчёркивается красным цветом на фоне белой штукатурки.

По полу базилики проходит меридиан, рассчитанный астрономом Джованни Доменико Кассини в 1655 году. Длина линии меридиана составляет 67,72 м, это - самый длинный меридиан в мире. Меридиан по сути представляет собой солнечный календарь – когда через небольшое отверстие в крыше базилики солнечный свет падает на меридиан, луч указывает на месяц и день.

В базилике сохранились деревянные хоры (15 век, Агостино де Марки) и два старинных действующих органа: справа – орган Лоренцо из Прато (1471-75, старейший в мире из сохранившихся органов), слева – орган Маламини (1596). Внутреннее убранство базилики также выдержано в готическом стиле. Большая часть капелл (их 22) были декорированы в 15-16 веках. Следует обратить внимание на работы Джованни да Модена (начало 15 века, «Страшный суд», «Эпизоды из жития святого Петрония», «Путь волхвов», четвёртая капелла). Интересны и работы Джулио Романо, Пармиджанино (1527, «Святой Рох», восьмая капелла), Лоренцо Косты (1492, «Богоматерь на троне», седьмая капелла), Амико Аспертини, и Виньолы.

Одна из фресок Джованни да Модена «Страшный суд», созданная по мотивам сцены из Данте, привлекает в наши дни особое внимание – дело в том, что на ней изображен пророк Мухаммед, низвергнутый в ад. С 2002 года группы мусульманских радикалов неоднократно угрожали взорвать базилику с фреской, содержащей столь некорректный, по из мнению, сюжет, в связи с чем церковь охраняется особенно тщательно.

Большая площадь, или Пьяцца Маджоре – главная площадь Болоньи. Она расположена в центре средневекового города. Длина площади составляет 115 м, а ширина – 60 м. В 13 веке городу потребовалось пространство для рынка. Городские власти выкупили строения, находившиеся на территории, впоследствии отданной под площадь. Постройки были снесены, на площади появился крупнейший в городе рынок, просуществовавший до 1877 года.

Самым старинным из зданий, окружающих площадь, является Дворец градоправления (1201, северная сторона площади). Над дворцом возвышается колокольная башня Аренго. Колокол башни в давние времена созывал жителей города на собрания. На западной стороне площади располагается Дворец коммуны или д`Аккурсио (1290). Сейчас во дворце находятся городская коммуна (муниципалитет), музей Моранди, Собрание произведений искусства, принадлежащих коммуне города. Интересно, что на стене дворца есть мраморная табличка со старинными мерами. Например, болонский фут, главная единица измерения, составлял около 38 см. По этой табличке, напоминающей о рыночном прошлом площади, каждый покупатель мог проверить, что его не обманывают. Над табличкой расположены терракотовые орлы. По преданию, один из орлов был сделан юным Микеланджело. Впрочем, оригинальные изображения орлов были разрушены во время народного восстания (1511), позднее их заменили копиями. Перед Дворцом коммуны расположен фонтан «Нептун» (1565, Джамболонья). На юге площадь закрывает здание базилики святого Петрония – яркий пример итальянской готики. Строительство было начато в 14 веке по проекту Антонио ди Винченцо, но так никогда и не было доведено до конца. Между Дворцом коммуны и базиликой, чуть позади, расположен Дворец нотариусов (1384-1422, Антонио ди Винченцо). На востоке площадь ограничивает Дворец банков, являющийся, собственно, фасадом. Фасад был возведён в 1565-68 годах по проекту Джакомо Бароцци для того, чтобы прикрыть и собрать тем самым в единый ансамбль разрозненные постройки, находившиеся за ним. В фасаде открывается портик или павильон, как называют его местные жители, ведущий к зданию Университетского дворца (Архигимназий). В средние века здание Архигимназия занимал Болонский университет. Сейчас в нём одна из самых богатых библиотек в Европе. Площадь обрела свою нынешнюю форму ещё в 15 веке. В 16 веке, при папском легате кардинале Карло Борромео, благоустройство площади было завершено. Последним штрихом стала установка фонтана «Нептун», часть площади вокруг этого фонтана получила название piazza Nettuno.

Дворец короля Энцо (см. выше). Дворец был построен в 1245 году и первоначально назван Новым дворцом. В битве при Фоссальте (1249) войско Болоньи не только выиграло сражение, но и взяло в плен короля Сардинии Энцо, сына императора Фридриха II. 23 года, до самой своей смерти, Энцо был узником в Новом дворце. Дворец стали называть дворцом Энцо. С пребыванием короля Энцо в тюрьме связано много легенд. Рассказывается, что Фридрих II был готов заплатить за сына огромный выкуп, на который можно было возвести новые стены вокруг города, но Болонья отказалась от выкупа. Король Энцо содержался как высокопоставленный узник, ему было разрешено иметь небольшой двор, личного повара. По преданию, у него даже была возможность встречаться с женщинами. Согласно легенде, именно от любовной связи Энцо с горожанкой Лючией ди Вьядагола родился основатель самого влиятельного в будущем рода в Болонье – мальчик по имени Бентивольо (от слов «ben ti voglio» - «люблю тебя», с которыми король обращался к любовнице). Другие легенды рассказывают, что днём король-узник находился вместе с другими арестантами, а ночью его помещали в клетку, подвешенную так, чтобы она была на виду у стражников.

Из тюремных помещений можно было попасть в капеллу Богоматери узников, расположенную на втором этаже. Тут же находились судебные помещения. В помещениях нижнего этажа хранились военные машины и карроччо – повозка со штандартами Коммуны, которая не должна была попадать в руки врагов.

В 1386 году Антонио ди Винченцо работал над Залом трёхсот. Впоследствии зал был приспособлен под архив. Верхний этаж был перестроен в 1771 году Джованни Джакомо Дотти. В 1905 году были проведены реставрационные работы под руководством Альфонсо Руббьяни. Зданию был возвращён его готический облик. В 2003 году фасады, выходящие на piazza Nettuno, via Rizzoli и piazza Re Enzo, были отреставрированы по консервативной методике.

Дворец нотариусов расположен в самом центре Болоньи, на Пьяцца Маджоре. Дворец был создан путём объединения двух зданий, уже принадлежавших корпорации нотариусов. Правое крыло, более древнее, восходит к 1287 году. Левое крыло, выходящее на базилику святого Петрония, было построено при расширении 1384 - 1388 годов. Шесть прекрасных окон с небольшими разделительными колоннами из мрамора (смотрящие на площадь) были выполнены по проекту Антонио ди Винченцо (1385). Фасад дворца, выходящий на дворец Аккурсио, был переделан приблизительно в том же стиле в 1437 году (Бартоломео Фиораванти).

В течение веков здание неоднократно перестраивалось. В 1908 году под руководством Альфонсо Руббьяни была проведена полная реставрация дворца: например, были восстановлены две бифоры в стиле пламенеющей готики, была убрана надстройка 18 века. Художник Акилле Казанова во время реставрационных работ по имеющимся документам выполнил роспись кессонного полтолка.

Дворец нотариусов был архивом, где хранились документы о купле-продаже земли и недвижимого имущества, а также завещания, документы о наследстве. Сейчас здание занимают городские службы.

Прямоугольное в плане здание разделено на три этажа. В высоком первом этаже открываются портики. Второй этаж состоит из монофор. Третий этаж фасада, выходящего Дворец д` Аккурсио украшают готические бифоры Антонио ди Винченцо. На главном фасаде есть эмблема нотариусов: три чернильницы с гусиными перьями. Этот герб был добавлен Руббьяни. Крышу здания украшают зубцы. Внутри дворца сохранились фрески 15 века.

Вдоль стены дворца Даккурсио (Коммунале).

Болонский университет (см. ниже). Университетский дворец (или Архигимназий) находится в центре Болоньи, на piazza Galvani, 1, примерно в 300 метрах от Пьяцца Маджоре.

Здание Университетского дворца было воздвигнуто по инициативе папы Пия IV Медичи. Проект был поручен архитектору Антонио Моранди по прозванию Террибилия. Здание было построено в 1563 году, вобрав в себя остатки строений, стоявших ранее на этом месте. Целью строения было собрать разбросанные по разным кварталам города факультеты под одной крышей. В переводе с греческого «архигимназий» означает «высшая школа». До 1803 года здание оставалось резиденцией Университета.

В нижнем этаже главного фасада открываются 30 арок портика. Здание имеет два этажа. Внутренний двор обрамлён портиками. Напротив входа расположена капелла Богородицы болгарской. Две широкие лестницы ведут на верхний этаж, где располагались аудитории, в т.ч. две главные: Зал артистов (сейчас – Зал литературы) и Зал законников. Стены залов, своды над лестницами, своды галерей украшены памятными надписями, эмблемами, гербами преподавателей и студентов. Таких памятных знаков около 7 000. На первом этаже примечателен Анатомический театр, выполненный из резного дерева (1637, Антонио Леванте) . 

Помещение украшают анатомические статуи (их называют «Ободранные») работы Эрколе Лелли (18 век). Вдоль стен расставлены статуи и бюсты знаменитых врачей. Также в анатомическом театре можно видеть окошко, сквозь которое за лекциями наблюдал представитель инквизиции. Театр был повреждён во время Второй мировой войны, но после войны был восстановлен.

С 1839 года в здании расположена Коммунальная библиотека, она является крупнейшей среди коммунальных библиотек Италии. Библиотека насчитывает 600 000 томов, не считая манускриптов, рисунков и т. п.

Базилика святого Доминика находится в центре Болоньи, примерно в 600 м южнее Пьяцца Маджоре, на площади piazza San Domenico. Базилика является главной резиденцией доминиканского ордена или, как его ещё называют, ордена братьев-проповедников. А это - так называемые могилы Толкователей - известных юристов, профессоров болонского университета второй половины XIII века.

Вскоре после признания папой Гонорием III доминиканского ордена в 1216 году, основатель ордена Доминик де Гусман прибыл в Болонью. В ту эпоху Болонья наряду с Парижем была одним из самых густонаселённых и значимых городов Европы. Сначала доминиканцы обосновались за тогдашними городскими стенами, в монастырском комплексе рядом с церковью Сретения (Очищения Богоматери), между via Irnerio и via Mascarella. Затем монахи переместились в монастырь святого Николая в виноградниках –там, где сейчас возвышается базилика святого Доминика. В 1221 году Доминик умер в этом самом монастыре.

В 1219 - 1243 годах велись работы по расширению монастыря и церкви. Для того чтобы увеличить неф была разрушена апсида церкви. Был возведён строгий фасад в романском стиле, выходящий на площадь San Domenico. Базилика сразу стала образцом для многих доминиканских церквей, строившихся в разных частях мира. В 14 веке было добавлено несколько капелл и колокольня в готическом стиле (1313). В 15 веке была достроена капелла Гуидотти. Затем появились капеллы в стиле эпохи Возрождения (Вольта и Солимеи), сейчас они отделены от базилики и разделены на несколько помещений. В 1530 году сбоку от фасада была пристроена капелла Гизиларди в стиле эпохи Возрождения (по проекту Бальдассаре Перуцци). В 16 веке четыре маленькие готические капеллы левого нефа были заменены капеллой Пеполи, имеющей крестообразное основание. В 17 веке, по предписаниям Совета трёхсот была убрана перегородка, делившая церковь на две части, и передвинуты за главный алтарьдеревянные хоры. В 1727-32 годах были проведены реставрационные работы под руководством Карло Франческо Дотти, а также внесены некоторые изменения (расширение внутренних пространств, оформление в барочном стиле).

В 1910 году архитектором Раффаэле Фаччоли был восстановлен оригинальный облик романского фасада. Был снесён портик 18 века, закрывавший розетку фасада. Сбоку от романского фасада с большой розеткой возвышается капелла в стиле эпохи Возрождения (1530, Бальдассаре Перуцци).

Внутри трёхнефная церковь была разделена перегородкой, снесённой в 17 веке, на внешнюю (для прихожан) и внутреннюю (для братии). Деревянные хоры, находившиеся изначально внутри перегородки, а потом перенесённые за главный алтарь, - шедевр резьбы по дереву. Хоры сделаны фра Дамьяно Дзамбелли, известным также под именем Дамьяно да Бергамо (1528-30). Библейские сюжеты вырезаны им по рисункам Якопо Бароцци да Виньола (1541-49).

Для верующих главной достопримечательностью и объектом паломничества и поклонения являются мощи святого Доминика. Они находятся в мраморном саркофаге(фото) в одной из боковых капелл правого нефа. В 1267 году саркофаг был поставлен на постамент, украшенный эпизодами из жизни святого (работа Николы Пизано и фра Гульельмо Аньелли). Позднее над украшением саркофага работали Николо да Бари (1469-73), молодой Микеланджело (фигуры святых Петрония и Прокула и одного из ангелов, 1494-95).

Главный алтарь храма – работа Торреджани (18 век). Большую ценность представлял оригинальный алтарь, сделанный Джованни ди Бальдуччо (1330). Отдельные части этого алтаря сейчас хранятся в болонском Музее Средневековья, в музее в Детройте и в частных коллекциях.

На площади перед базиликой есть несколько средневековых захоронений , похожих на захоронения на площади Santo Stefano и перед церковью святого Франциска (в основном – 13 - 14 века) и каменная колонна с бронзовой статуей Богоматери (1632, Гвидо Рени). Колонна была воздвигнута в ознаменование окончания эпидемии чумы. На территории комплекса сохранились монастырские дворы, в монастыре – келья святого Доминика.

Монастырский комплекс святого Стефана расположен в историческом центре Болоньи. Комплекс, называемый также «Семь церквей», расположен на piazza Santo Stefano, примерно в 500 м от главной площади города Пьяцца Маджоре.

Легенда гласит, что комплекс, чьим прообразом послужил Храм Гроба Господня в Иерусалиме, начали возводить по инициативе епископа Петрония. Он был епископом в Болонье в 431-450 годах. Посмертно Петроний был причислен к лику святых, он считается святым покровителем Болоньи. Комплекс возводился на месте древнего языческого храма Изиды. Исторические исследования подтверждают древность построек.

Церковь Иоанна Крестителя или Распятия восходит к 8 веку, церковь Гроба Господня (или Голгофы) датируется приблизительно 5 веком (перестроена в 12 веке). Именно в этой церкви похоронен святой Петроний. Церковь святых Виталия и Агриколы также была построена в 5 веке (перестроена в 8 веке и затем в 11 веке). К сожалению, многочисленные неудачные (19 - начало 20 века) реставрации сократили число традиционных семи церквей до четырёх. Четвёртая церковь – церковь Мартириум (Мученичества). Она известна также как церковь Троицы. Точная датировка здания представляется затруднительной. Вероятно, первоначально именно в этой церкви были захоронены мученики Виталий и Агрикола (отсюда название – Мартириум). С приходом лангобардов церковь была преобразована в баптистерий. В 9-10 веках комплекс пришёл в упадок. В 11 веке монастырь перешёл к бенедиктинцам, тщательно восстанавливавшим здания на протяжении 11-13 века. Романские черты, приданные постройкам во время этих восстановительных работ, до сих пор характеризуют внешний архитектурный стиль комплекса. Фасады церквей Распятия Господня (справа), Гроба Господня (в центре) и святых Виталия и Агриколы (слева) выходят на площадь. Небольшой двор, Дворик Пилата, расположенный за церковью Гроба Господня, ведёт к церкви Троицы. Средневековый монастырский двор, расположен рядом с церковью Троицы.

Церковь Распятия Господня построена лангобардами (8 век). Позднее церковь перестраивалась. Самые старые части церкви – романские стены и крипта (1019). Над однонефным пространством поднимается свод под фермой крыши. Алтарная часть, к которой ведёт лестница, поднимается над криптой. Крипта разделена колоннами различной формы на пять нефов. По легенде, высота одной из колонн от основания до капители точно соответствует росту Христа (около 170 см, что по тем временам считалась высоким ростом). В крипте хранится урна, где находились останки святых Виталия и Агриколы. В церкви можно видеть скульптурную группу «Оплакивание Христа»(18 век, Анджело Габриелло Пио, левая сторона нефа церкви), «Распятие» (1380, Симоне деи Крочифисси, алтарная часть церкви), фрески «Мученичество святого Стефана» (15 век, стены церкви). Стены крипты также украшены фрески. Изображения святых Виталия и Агриколы датируются 16 веком. Небольшая фреска «Богоматерь снега» приписывается Липпо ди Дальмазио (15 век, крипта).

Церковь святых Виталия и Агриколы восходит к 5 веку и является одной из первых болонских церквей. В 8 веке для обновления церкви были использованы материалы римской эпохи (ионические капители; мозаичный пол). В 11 веке была проведена очередная реставрация. Здание приобрело романский облик. Фасад разделён на три части. Здание имеет базиликальный план без трансепта. Изначально церковь была посвящена святому Петру, но затем её посвятили святым Виталию и Агриколе – первым мученикам из Болоньи, погибшим в 305 году. Останки святых покоятся в средневековых саркофагах.

Церковь святого Гроба Господня построена в 11 – 12 веках. 12 мраморных и кирпичных колонн отгораживают центральную часть церкви, образуя внутреннюю часовню (эдикулу), где хранились мощи святого Петрония. Мощи святого в 2000 году были перенесены в базилику святого Петрония. В церкви находится источник, олицетворяющий воды Иордана. По археологическим данным, этот же источник был священным источником храма Изиды. Скорее всего, именно церковь Гроба Господня возведена на месте храма Изиды. 7 колонн из африканского мрамора также относятся к римской эпохе – ещё одно свидетельство, оставшееся от языческого храма. Одна из мраморных колонн стоит чуть в стороне и символизирует колонну бичевания Христа. Надпись на колонне обещает индульгенцию на 200 лет каждому, кто видит это место. Стены и потолок церкви были покрыты фресками 13 века. Некоторые из них были потеряны при реставрационных работах в 19 веке, реставрация вызвала большие споры и критику. Сохранившиеся фрески сегодня можно видеть в музее церкви.

У выхода из церкви Гроба Господня находится Дворик Пилата, олицетворяющий листротон (каменный помост, на котором судили Христа). Во дворе установлен так называемый «Умывальник Пилата» (737-744, известняк). На одной из колонн арочной галереи дворика установлено каменное изображение петуха – «Петух святого Петра». Это напоминание о евангельском рассказе об отречении и раскаянии Петра. Весь комплекс пропитан иерусалимской символикой. Даже расстояние от Дворика Пилата до церкви святого Иоанна на горе повторяет расстояние от иерусалимского Синедриона до Голгофы.

Две самые знаменитые башни Болоньи расположены в центре города, на piazza della Mercanzia, примерно в 200 м от Пьяцца Маджоре.

В средние века башни в Болонье были очень популярны. Они сочетали в себе защитные и жилые функции. Защита требовалась не только от внешних врагов. В 11 веке почти 50 лет длилась борьба за инвеституру (право назначать епископов), особенно обострившаяся между императором Генрихом IV и папой Григорием VII. Исследователи связывают возведение башен в Болонье именно с периодом этой борьбы, разделившей горожан. Кроме того, башня наглядно демонстрировала мощь владельца. В 12-13 веках в городе насчитывалось, согласно некоторым источникам 80-100 башен (другие источники называют цифру 180, это число несколько преувеличено). В 13 веке многие башни были разрушены или обрушились сами. В последующие века оставшиеся башни использовались различно: как жилые помещения, как магазины и тюрьмы. Последний снос башен произошёл в 20 веке, когда была разрушена городская стена 12-13 веков с башнями. Сейчас в городе осталось менее 20 башен. Азинелли (97 м) и Гаризенда (48 м) – самые известные из башен Болоньи.

Обычно башни строились квадратными в плане. Основание башни уходило вглубь на 5-10 м. Для фундамента использовались большие блоки селенита. Стены возводились двойные (чаще всего, наружная стена была тоньше внутренней), промежуток заполнялся щебнем и цементом. Поднимаясь выше, стена становилась легче и тоньше. В конструкциях предусматривались технические отверстия для перекрытий, облицовки и т.п. Как правило, возведение башни высотой 60 м занимало от 3 до 10 лет работы.

Считается, что строительство башни Азинелли началось в 1109 году, а Гаризенды – в 1119 году. Точных исторических сведений о строительстве башен крайне мало, например, фамилия Азинелли в документах впервые упоминается несколько позже - в 1185 году. Однако существует красивая легенда о башне Азинелли. В начале 11 века в Болонье жил юноша. Он доставлял с реки Рено щебень и песок для строительных работ в городе. У него было несколько вьючных ослов, за что его и звали Азинелли («asino» - осёл). Однажды он увидел в окне одного дворца прекрасную девушку и влюбился так сильно, что решился просить у отца девушки, богатого и знатного господина, её руки. Богатый отец решил ответить шуткой на просьбу юноши: «Когда построишь самую высокую башню в городе, отдам тебе в жёны мою дочь». Бедный Азинелли расстроился, жизнь ему стала не в радость, но тут сама фортуна решила ему помочь. В один прекрасный день, работая на реке, юноша увидел что-то блестящее. Это был клад золотых монет. Не теряя времени, он нанял строителей, и через 9 лет в центре Болоньи выросла самая высокая башня. Азинелли, наконец, смог жениться на своей избраннице.

Городские власти стали владельцами башни Азинелли в 14 веке. Она использовалась как тюрьма и как крепость. Между двумя башнями, на высоте 30 м над землёй, был построен деревянный переход (сгорел при пожаре 1398 года). В 1488 году у основания башни была построена маленькая крепость, служившая караульней для солдат. Башня Азинелли использовалась для научных экспериментов учёными Джованни Баттистой Риччоли (в 1640 году) и Джованни Баттистой Гульельмини (18 век). В 20 веке башня использовалась в качестве телевизионной и в качестве пункта наблюдения во время Второй мировой войны. Башня Азинелли - одна из самых высоких башен в Италии.

Башня Гаризенда, прославленная строчками из «Божественной комедии» Данте тоже наклонена. За это башни называют не только Двумя башнями, но и Падающими башнями. По преданию, строили башню для Оддо и Филиппо Гаризенди. Когда-то башня Гаризенда была выше (около 60 м), но в 14 веке из-за проседания почвы конструкция была признана опасной и было принято решение укоротить башню. С 15 по 19 век Башня Гаризенда принадлежала текстильной корпорации, затем здание стало собственностью города. Сейчас башни Азинелли и Гаризенда – главные символы Болоньи.

Дворец торговли находится в центре Болоньи, примерно в 250 метрах к востоку от Пьяцца Маджоре, на via Santo Stefano, 4.

Элегантное здание в готическом стиле построено из обожжённого кирпича по проекту зодчего Антонио ди Винченцо между 1384 и 1391 годами. Ранее на месте этого дворца находилось здания Таможни. Сначала была возведена Лоджия Карроббьо (1384), которая объединила три здания, ранее принадлежавшие Таможне. Затем работы были продолжены, были приглашены флорентийские каменщики. К 1391 году строительство было завершено.

В 1888-90 годах была проведена реставрация дворца под руководством Руббьяни и Тартарини. В 1949 году здание пришлось восстанавливать, т.к. в него во время Второй мировой войны бомба, разорвавшаяся рядом, вызвала обрушение половины фасада.

В здании проходили судебные заседания купцов, также в нём размещались конторы некоторых корпораций и гильдий. Споры между торговцами разрешал судья, которому помогали 5 консулов из числа купцов. Была также высшая инстанция со специальным судьёй и верховными консулами. Судьи, консулы, верховные консулы были выборными и оставались в должности 6 месяцев.

Здание построено из обожжённого кирпича и истрийского камня. Этаж, расположенный под портиком, подчёркнуто приподнят над уровнем площади. Над готическими арками портика, между двумя бифорами находится небольшой мраморный балкон. С этого балкона судьи зачитывали постановления суда. Над балконом расположен навес, выполненный в форме шатра со шпилем, доходящий практически до зубцов крыши. Балкон и навес – работа мастеров из рода Мазенье. Зубцы крыши раздвоены в форме так называемого ласточкиного хвоста. Несмотря на многочисленные перестройки, в комнатах дворца сохранились некоторые произведения искусства. С 1811 года и по сей день здание является резиденцией Торговой палаты Болоньи.

Вход в парк. «Сады Маргарита» – самый известный и посещаемый городской парк Болоньи. Он расположен сразу за южной границей исторического центра города, между улицами via Murri и via Castiglione.

Парк был открыт в 1879 году. Сейчас парковый комплекс занимает площадь около 26 га. Его структура очень мало изменилась по сравнению с оригинальным чертежом. Архитектор многое взял у так называемых английских или романтических парков. На территории парка стоял деревянный замок (старый был утрачен и заменён новым). Новый замок был размещён ближе к воде. Над искусственным водоёмом поднимались скалистые берега. Скалы были выполнены из селенита. Вокруг озера были проложены дорожки, посыпанные гравием. От озера также расходились многочисленные тропинки. У пруда был сделан причал для лодок, сейчас можно видеть ведущие вниз, к причалу, ступеньки. Парк много раз становился ареной выставок, велосипедных гонок, конных соревнований и других мероприятий.

В парке многое сделано для отдыха и развлечения горожан: построены карусели и площадки для малышей, площадки для игры в волейбол и баскетбол, проводятся различные курсы для молодёжи.

На территории парка также существует небольшой пруд, построенный Всемирным фондом дикой природы, и археологическая зона с реконструкцией хижины эпохи Вилланова (12 - 10 век до нашей эры). Кстати, при работах был найден большой этрусский некрополь, находки из него выставлены в Археологическом музее Болоньи. Единственный, наверное, минус парка – кучкующиеся молодчики, кажется, выходцы из Африки, поэтому в сам парк мы не зашли.

Руины древней крепости или папского замка. На том месте, где сейчас расположен парк, раньше была крепость, которая была построена по поручению французского кардинала Бертрана дю Пуже.  Эта крепость (Fortezza di Galliera) была частью городских стен Болоньи. В 17-м веке крепость разрушили, потому что вроде как французы нам не указ. Потом крепость несколько раз восстанавливали и еще раз пять разрушали. Местные жители говорят, что эта крепость (и даже её останки) стала для болонцев символом иностранного вторжения в жизнь города.

Автовокзал около этого парка. Главная торговая улица приводит на автовокзал, с которого мы уехали в другой город.