Монмартр - удивительный творческий район Парижа, который был назван в честь 130-метрового холма на севере Парижа и древнеримского поселения. В 1860 году район стал частью города, дав название 18-му муниципальному округу (всего в Париже 20 округов). Существуют несколько версий происхождения слова «Монмартр». По первой версии название происходит от лат. Mons Martis - Mарсов холм по располагавшемуся здесь в античные времена храма в честь этого божества, или даже Mons Mercori в честь другого римского храма. По другой версии, название гораздо более позднее - Монмартр, возможно, происходит от Mons Martyrium - холм мученика, и он так назван в честь Дионисия Парижского.

   Каждый волен выбирать сам - идти пешком или воспользоваться фуникулёром. И у того, и у другого способа свои преимущества. Первый - неспешное созерцание громады базилики и окрестностей, но придётся преодолеть 237 ступеней. Второй - быстрый и лёгкий, но не бесплатный (цена аналогична одной поездке на метро, можно использовать городские проездные билеты). В первый раз я воспользовалась первым способом.

   На сей раз избираем третий способ - подымаемся наверх от Мулен Ружа. Местные улочки милы и очаровательны. Бегущие неспешной змейкой, огибающие парижские кварталы и крутые лестницы, укорачивающие путь в несколько раз.

   Раньше на Монмартре было более 20 мельниц. Сегодня осталось только две. Одна из них – известная уже нам Мулен Руж, вторая - Мулен де ла Галлет - единственная сохранившаяся зерновая мельница XIV века. Раньше она тоже была кабаре, а сегодня здесь находится хорошее кафе с отличным видом на Париж.

   Сегодня репутация микрорайона нисколько не смущает туристов, которые рады насладиться раскованной и богемной атмосферой Монмартра в стилизованных под декадентские притоны отелях. Один из них расположился в здании Belle Epoque, каждый номер которого назван в честь известных куртизанок Парижа (Каролины Отеро, Лианы де Пужи, Терезы ла Пайва и Вирджинии Кастильоне).

   Здесь жила и Далида (настоящее имя Иоланда Кристина Джильотти, 17 января 1933 г., Каир, Египет - 3 мая 1987 г., Париж, Франция) - французская певица и актриса итальянского происхождения. Далида остаётся глобальной иконой французского шансона с более чем 170 миллионами пластинок, проданных по всему миру, в том числе 20 миллионов с момента её смерти в 1987 году. На Монмартре и площадь названа её именем, и дом её сохранился.

   На площади установлен бюст Далиды и каждый турист считает своим долгом потрогать Далиду "за грудь" - вроде как это приносит счастье в любви.

   На Монмартре в своё время жил французский писатель Марсель Эме. Похоронен он тут же, на кладбище Монмартра. После кончины, его друг Жан Маре сделал памятник, созвучный с названием одного из произведений Марселя Эме "Человек, проходящий сквозь стену".

   Очень понравилась и такая местная симпатичная скульптура.

   Практически каждая улица здесь может похвастаться наличием уютного кафе или ресторана, где хоть однажды побывал кто-то из «великих мира сего». А если и не бывал, то вполне можно себе это представить. В одном из них всегда можно отведать истинно французское лакомство - лягушачьи лапки. Когда-то это место было окрашено кровью преступников, здесь работали палачи и гильотины.

   Сейчас площадь Тертр - милый уголок Парижа, где ничто не напоминает о страшном прошлом. В первой половине XX века тут жили известные художники и площадь считалась центром современного искусства. Любой желающий за 15-30 EUR может заказать свой портрет, шарж или приобрести картину с видами Монмартра.

   Холм Монмартр - высочайшая точка Парижа. На вершине холма находится базилика Сакре-Кёр, одна из самых популярных достопримечательностей французской столицы. Сакре-Кёр на самом пике напоминает праздничный торт, который становится украшением Парижа.Сакре-Кёр(буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) - католический храм в Париже, построенный в 1875-1914 г. г. по проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле.

   Главный вход венчают скульптуры Христа, Жанны Д’Арк и короля Людовика IX.

   Над базиликой возвышается статуя архангела Михаила, отлитая в бронзе. Скульптура установлена на колонне. Находится она вдали от главного входа, который венчают скульптуры Христа, Жанны Д’Арк и короля Людовика IX. Изумрудная от времени бронза сияет под лучами дневного солнца на фоне белой, из тавертина, Сакре-Кёр. Этот цветовой контраст делает скульптуру архангела Михаила ещё более могущественной. Архангел, облачённый в доспехи, держит в правой руке копьё с развевающимся на ветру стягом. Он попирает ногой змея, издающего предсмертный вопль. Змей пронзен насквозь мечом архангела. Его левая рука застыла в движении над побеждённым врагом. Лик его выражает спокойствие. Торжественно поднимаясь над базиликой, архангел Михаил охраняет церковь от вторжения всякого зла и посланников дьявола, вершит свой справедливый суд над змием. И такая участь постигнет любого, кто пожелает осквернить священные стены храма.

   Крипта находится под алтарной частью базилики. Она представляет собой подземный сводчатый зал, в котором находятся захоронения, мощи святых и мучеников. Перед алтарем в брусчатку пола гармонично вписан камень основания Сакре-Кёр.

   С вершины Монмартра, куда ведёт широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км.

   Спускаемся по лестнице и вскоре прощаемся с Монмартром, ведь впереди нас ждут другие интересные парижские достопримечательности.

   Теперь перенесёмся в Латинский квартал - традиционный студенческий квартал в 5-м и 6-м округах Парижа, на левом берегу Сены вокруг старинного университета Сорбонна. 

   Квартал получил своё название из-за того, что в университете преподавали на латыни и в окрестностях жило много студентов, которые умело на ней разговаривали. Квартал обозначает в этом случае не один из 80-ти парижских административных кварталов, а представляет собой район с необозначенными границами, расположившийся на склонах горы (холма) Святой Женевьевы.

   Латинский квартал знаменит своими узкими старинными улочками, бистро, книжными лавками, уютными кафе и весёлой атмосферой. Сейчас к Латинскому кварталу относится не только Сорбонна, но и несколько других высших учебных заведений: Высшая нормальная школа, Парижская высшая национальная школа горного дела, Университет Париж II, Университет имени Пьера и Марии Кюри и другие.

   Благодаря большому числу туристических объектов, таких как Пантеон, Люксембургский сад (о нём я расскажу отдельно), Термы Клюни и Музей Средневековья, Латинский квартал является излюбленным местом туристов. Пантеон – это известный архитектурно-исторический памятник, который является лучшим образом французского классицизма, расположенный в Латинском квартале. Изначально парижский Пантеон носил имя церкви Святой Женевьевы, однако позже был переименован и наряду с базиликой Сен-Дени стал главной усыпальницей выдающихся людей Франции. Купол Пантеона венчает импозантное здание, которое возвышается на холме Сент-Женевьев. Надпись на входе в Пантеон дословно гласит: «Великим людям от благодарной отчизны» (Aux Grands Hommes La Patrie Reconnaissante).

   Направившись от Пантеона в южном направлении, мы вскоре оказались в самом центре Латинского квартала, где находится Институт Океанографии, а также элитарное высшее учебное заведение на улице Ульм – Высшая нормальная (педагогическая) школа Парижа. Этот столичный вуз действительно – один из лучших, а его студенты, которых обычно называют "энарками", составляют академическую элиту Франции. Они становятся квалифицированными специалистами в различных образовательных областях, которых в процессе обучения готовят к последующей преподавательской деятельности в лицеях, школах и университетах Франции.

   Госпиталь Валь-де-Грас - французский военный госпиталь, расположенный в 5-м округе Парижа. Архитектурный ансамбль состоит из помещений бывшего монастыря, барочной церкви Валь-де-Грас и современных корпусов. Монастырь был основан 1621 году французской королевой Анной Австрийской. В 1645 году Анна Австрийская поручила Франсуа Мансару дополнить ансамбль церковью, строительство которой завершилось в 1647 году. В 1666 году Анна Австрийская умерла в апартаментах этого монастыря. Во время Французской революции монастырь Валь-де-Грас был превращён в госпиталь. На территории госпиталя было организовано военно-медицинское училище, которое сейчас называется фр. École d'application du Service de santé des armées. Это первое медицинское учреждение уровня университетской клиники. Сегодня здесь, в частности, оказывают медицинскую помощь первым лицам государства.

   Украшением Латинского квартала и местом отдыха является Люксембургский сад, но о нём поговорим в отдельном репортаже. А мы направляемся в Сен-Жермен-де-Пре – один из старейших районов Парижа, и в то же время один из самых шикарных и спокойных. Расположен он в 6-ом округе (северной его части), на левом берегу Сены. Сразу наше внимание заслужила церковь Сен-Сюльпис, расположенная между Люксембургским садом и бульваром Сен-Жермен. Её строительство длилось почти 130 лет, изредка прекращаясь от недостатка финансирования. Крупнее этой церкви лишь Нотр-Дам-де-Пари, а расположенный в ней орган - вообще самый большой во Франции. Первый камень, по одной из версий, был заложен в XVII веке самой королевой Анной Австрийской. Построена она в иезуитском стиле и долгое время считалась парижанами самой некрасивой церковью города. До 1884 года считалось, что она стоит на нулевом (Парижском) меридиане, по центру пола храма проходит медная полоса, меридиан этот символизирующая. С 1884 года отсчет начали по Гринвичу. Английский писатель Дэн Браун в нашумевшем и экранизированном бестселлере «Код да Винчи» в одной из ключевых сцен описал именно этот храм, а Гюго в нём венчался.

   Рядом с церковью Сен-Сюльпис установлен красивый фонтан.

   Гуляя по Парижу, в квартале Ле-Аль на площади Жоашен Дю Белле, мы увидели старейший монументальный Фонтан невинных - шедевр французского Ренессанса. Фонтан имеет форму арочного квадратного павильона. Каждая его сторона открывается классической аркой с множеством барельефов, на которых изображены нимфы, тритоны и другие мифические существа. Первоначально построенный между 1547 и 1550 годами фонтан назывался Фонтаном нимф, но затем стал называться по названию кладбища, у которого был возведён. Фонтан спроектировал известный архитектор французского Возрождения Пьер Леско, а воплотил в камне скульптор Жан Гужон. Возведение фонтана посвящалось торжественному вступлению в Париж в 1549 году короля Генриха II и было частью плана по увековечиванию маршрута процессии от Сен-Дени до собора Нотр-Дам. Нынешнее место с более скромным пьедесталом фонтан занял только в 1858 году, при Наполеоне III.

   Но вернёмся к Сен-Жермену. "То, что во Франции носит название Сен-Жерменского предместья, не является ни кварталом, ни сектой, да и вообще не поддаётся точному определению. На Королевской площади, в предместье Сент-Оноре, на Шоссе д'Антен тоже имеются особняки, где царит дух Сен-Жермен. Таким образом, это место уже не умещается в себе самом... Сен-Жерменское предместье со своим говором, манерами, особыми традициями, вот уже около сорока лет занимает в Париже то же положение, какое в пятнадцатом веке занимал Лувр, в шестнадцатом - Королевская площадь, а в семнадцатом и восемнадцатом - Версаль" - писал Оноре де Бальзак в 1834 году. И до сих пор эти слова справедливы - Сен-Жермен-де-Пре - это не только и не столько место, сколько атмосфера и состояние души.

   Сердцем квартала является древняя церковь Сен-Жермен-де-Пре, центр одноимённого аббатства, бывшего когда-то государством в государстве: оно владело всеми окружающими землями, подчинялось напрямую Риму, а аббат самостоятельно вершил тут правосудие, казня и милуя свою паству... Сен-Жерме́н-де-Пре (с фр. - «аббатство Святого Германа на Лугах») - бывшее бенедиктинское аббатство, в настоящее время - приходская церковь. Самое старое аббатство Парижа, памятник романской архитектуры. Находится на левом берегу Сены в 6-м округе французской столицы.

   История аббатства насчитывает полторы тысячи лет. В VI веке король франков Хильдеберт завоевал в Испании тунику Святого Викентия и чаши, по преданию принадлежавшие царю Соломону. Для хранения реликвий парижский епископ Жермен основал монастырь. Впоследствии епископа здесь и похоронили, а аббатство стали называть в его честь Сен-Жермен-де-Пре. Так же стали называть и постепенно выросшее вокруг поселение, ставшее впоследствии парижским предместьем. Сохранившееся от аббатства здание является самой старой церковью Парижа, её колокольня была построена в XI веке, а неф в XII-м.

   Сен-Жермен-де-Пре - это один из главных культурных центров Парижа. Здесь находится Институт Франции - уникальное учреждение, объединяющее в своих стенах пять старейших национальных академий. В главной из них, Французской академии, заседают "40 бессмертных" - пожизненных академиков в области французского языка и литературы. Также в Институт входят Академия наук (математика, естественные науки, медицина), Академия надписей и изящной словесности (история, археология, языкознание), Академия моральных и политических наук и Академия изящных искусств. Перед нами - здание Института Франции, построенное на средства кардинала Мазарини.

   Рядом с Институтом Франции находится Национальная школа изящных искусств - самое престижное художественное учебное заведение страны. Достаточно назвать лишь несколько имен её выпускников, чтобы понять, какую огромную роль сыграла школа в культурной истории Франции: Буше, Фрагонар, Давид, Энгр, Жерико, Делакруа, Дега, Моне, Ренуар, Гарнье.

   Но этот мир закрыт для чужаков, поэтому здесь мы смогли только осмотреть великолепную барочную церковь Валь-де-Грас, расположенную в глубине улицы Сен-Жак. Строительство этой церкви, с красивым куполом и двойным фронтоном на устремленном ввысь фасаде, было осуществлено Анной Австрийской как акт благочестивой благодарности всевышнему за рождение в 1638 году её первого сына, поэтому парижская церковь Валь-де-Грас стала благоговейным памятником молодому принцу, взошедшему на французский престол в качестве короля Людовика XIV.

   В самом центре Парижа, возле восточного крыла Лувра, расположена церковь Сен-Жермен-л’Осеруа. Названа она именем Святого Германа Осерского – епископа галло-римской эпохи, одного из наиболее почитаемых во Франции святых. В истории церкви есть трагическая дата: 24 августа 1572 года именно с колокольни Сен-Жермен-л’Осеруа звоном колоколов был подан сигнал к истреблению гугенотов, приглашённых на бракосочетание Генриха Наваррского с Маргаритой де Валуа. Колокольный звон стал знаком начала Варфоломеевской ночи, в ходе которой погибло до 30 тысяч человек.

   Парижская биржа - историческая парижская биржа, известная как Euronext Paris с 2000 года. Здание, известное как Palais Brongniart, расположено на площади Биржи, во 2-м округе Парижа.

   Невдалеке от этого здания Парижской биржи мы обнаружили и и другое здание биржи - Биржу торговли. Это здание, первоначально использовавшееся в качестве места для переговоров о торговле зерном и другими товарами, в настоящее время используется для оказания услуг предприятиям Парижской торговой палатой. Биржа имеет своё происхождение в кольцевом кукурузном обмене, построенном в 1763-1767 годах, с внутренним двором под открытым небом, который был закрыт железным куполом в 1811 году. В ходе крупной реконструкции в 1888-1889 годах большая часть структуры была заменена, хотя макет остался прежним и купол был сохранён с изменениями. Купол здания указан как исторический памятник.

   Выходим на площадь Побед - небольшую площадь северо-восточнее Пале-Руаяль. Инициатором её создания был маршал де Ла Фейяд, который после заключения Нимвегенского мира выкупил и снёс окружающие дома, поручив архитектору Ардуэн-Мансару разбить и застроить площадь с конной статуей короля Людовика XIV посередине. Этот шаг был призван увековечить память о французских победах во время Голландской войны. Нынешняя статуя является уже третьей на этом месте.

   В один из дней мы решили поближе ознакомиться с центром Парижа, поэтому сразу отправляемся к собору Парижской Богоматери (Нотр-Да́м-де-Пари́), который стал также одним из символов Парижа. Славе и спасению собора от разрушения во многой степени способствовал одноимённый исторический (повествующий о XV веке) роман Виктора Гюго, опубликованный в 1831 году. Монументальное здание украшает собой восточную часть острова Сите. В древности на этом месте стоял галло-римский храм Юпитера, который снесли и поставили вместо него первый христианский храм Парижа – базилику Святого Стефана. И только с 1163 по 1345 г. г. здесь начали возводить Собор Парижской Богоматери. Во времена Великой Французской революции Собор был провозглашён Храмом Разума. Готическое сооружение можно часами рассматривать как изнутри, так и снаружи. Кафедральный собор сохраняет характеристики переходного этапа от романского стиля Нормандии.

   Площадь перед собором окружена рекой Сеной, 

старейшей городской больницей Отель-Дьё (c 651 года) и казарменным строением городской префектуры, откуда с треугольного фронтона прямо на собор взирает венценосная фригийская богиня Кибела (Цибелла). На площади находятся французский «нулевой километр»,

археологическая крипта и бронзовый памятник Карлу Великому, скульптор Луи Роше (1878 г.).

   Западный фасад свидетельствует о мастерстве архитектурной композиции, скульптурное оформление его входных порталов является шедевром готического искусства.

   Собор Парижской Богоматери внутри интересен не меньше, чем снаружи. 

   Только здесь можно увидеть такие реликвии, как: Терновый венец Иисуса Христа; самый большой орган, имеющий 111 регистров и около 8000 труб; картины и скульптуры разных художников, хранящиеся в часовне и преподносимые в дар Собору ежегодно; паникадило Собора, выполненное из посеребренной бронзы по проекту Виолле-ле-Дюка.

   После Нотр-Дам-де-Пари направляемся к Парижской мэрии.

   Парижская мэрия - это городской дворец Отель-де-Виль, где с 1357 года размещаются парижские органы власти. Отель-де-Виль с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади.

   С 1975 года Париж одновременно и город и департамент, руководит которыми парижский мэр во главе Парижского совета, заседающего 11 раз в году, чьи публичные (открытые публике) сеансы длятся до двух дней. Первый мэр был избран только в 1977 году, - власти не спешили дать столице полную административную свободу. Но и до сих пор Париж остаётся единственным городом во Франции, где муниципальная полиция подчиняется напрямую не мэру, а полицейскому префекту, назначаемому президентом Республики.

   Муниципалитет с 1964 года носит официальное название «Виль де Пари». Он насчитывал в 2005 году почти 40 тысяч служащих в 3 тысячах муниципальных служб города. Собственностью муниципалитета, помимо зданий Отель-де-Виль и 20 мэрий округов, являются многие административно-технические строения, а также музеи, библиотеки, спортивные сооружения, школы, детсады и пр. Число муниципальных служащих сравнимо с количеством населения таких французских городов, как Шартр или Байонна. Перед Отель-де-Виль установлен большой фонтан. Меня удивила площадка перед зданием, где свободно лежала молодёжь и смотрела что-то на огромном экране.

   С утра одного из дней, проведенных в Париже, отправляемся в Галерею Лафайет, расположенную на бульваре Осман, в районе Больших магазинов. Этот район можно назвать торговой меккой Парижа, здесь расположены магазины и бутики большинства известных марок.

   На самом деле, галерея Лафайет - это целая сеть магазинов. Помимо всего прочего, они владеют магазинами в Берлине, Дубае, Абу-Даби, Москве и т. д. Тем не менее, магазин на улице Шассе-д-Антан остаётся наиболее известным публике.

   Это один из самых любимых модниками и модницами со всего света, и один из самых дорогих магазинов Франции.

   Подымаемся на крышу этого огромного торгового центра, с которой открывается хороший вид на Париж

и, что особенно нам важно, – отсюда хорошо видна крыша дворца Гарнье, более известном как Опера Гарнье. С 1982 года на крыше дворца Гарнье стоят пчелиные ульи, а поставил их в свободное от работы время реквизитор Оперы – страстный пчеловод. Большие Бульвары находятся в минутах пяти пешком от здания Оперы.

   Теперь пришло время встретиться с дворцом Гарнье, более известном как Опера Гарнье, построенным во времена Второй империи, - родной дом парижской оперы и балета. Опера Гарнье - государственный оперный театр, "Национальная академия музыки и танца". Гранд Опера была построена в XIX веке. Театр был назван в честь архитектора Шарля Гарнье, который построил это величественное здание. Причиной для её постройки послужило желание Наполеона III после неудавшегося покушения на него по дороге в старую Оперу, находившуюся тогда по улице Пелетье. Открылась Парижская опера в январе 1875 году после 15-летнего строительства, которое прерывалось из-за войн. Для отделки фасада и украшения залов Гранд-опера Шарль Гарнье выбрал 14 художников и 73 скульпторов, в числе которых знаменитые Жан-Батист Карпо, Поль Бодри, Марк Шагал, Эми Милле и другие.

   Здание Парижской оперы поражает своими внушительными размерами и красотой: его фасад богато украшен позолотой, колоннами, скульптурными композициями,

а интерьеры - мрамором, пурпурным бархатом, фресками Исидора Пилза.

   На всех концах крыши на одном уровне с башнями Нотр-Дам-де-Пари возвышаются пегасы. Венчает купол оперы скульптура работы Эми Милле - бронзовая фигура Аполлона, который поднимает вверх золотую лиру.

   В Опере 17 уровней, 80 гримёрных комнат для ведущих артистов с приёмными и гардеробными, а также 8 других огромных гримёрных, которые могут вместить от 20 до 200 членов хора и оркестра. Специально для императора Наполеона III была спроектирована специальная частная секция с салонами, гардеробными и комнатами для охраны, одновременно способная вместить более сотни человек, 6 экипажей и самое меньшее 50 лошадей. В другой гигантской секции Гарнье спроектировал хранилища для декораций и предметов, необходимых для постановок - от шляпных коробок до морских галеонов в натуральную величину. Знаменитым местом Опера-Гарнье является вестибюль главной лестницы. Большое фойе было задумано Гарнье по образцу парадных галерей старых замков. Потолок большого фойе расписан Полем Бодри и представляет собой сюжеты на музыкальные темы (фото из интернета).

   Театральный зал является одним из самых крупных в Европе и вмещает 1900 зрителей. Украшает этот зал потолок, расписанный в 1964 году Марком Шагалом. Потолок освещён люстрой из хрусталя весом в 8 тонн. Эта самая люстра упала на зрителей во время представления оперы Гуно «Фауст» в 1896 году.

   В западном павильоне находится библиотека-музей, в которой хранится коллекция, связанная с постановками прошлого. Нашумевшая постановка "Призрака Оперы" по роману Гастона Леру до сих пор вызывает интерес публики. Сам роман был задуман после строительства здания Гранд-опера, до сих пор в зале в первом ярусе пустует ложа №5, предназначенная для Призрака. Подвалы Парижской Оперы даже более прославлены, чем все остальные её помещения. Во время Коммуны здесь содержали монархистов. Под Оперой находится огромный резервуар, куда собирается вода, но плавать в лодке невозможно – слишком низок свод.

   Опера расположена в 9-м округе Парижа, в конце проспекта Оперы, около одноимённой станции метро. Рядом расположены красивое здания Гранд-отеля.

   Близко от Оперы Гарнье расположен вокзал Сен-Лазар, который является вторым крупнейшим вокзалом Парижа после Северного вокзала, а также вторым по величине вокзалом в Европе, который ежедневно обслуживает почти полмиллиона человек. Вокзал был построен в 1837 году в 8 округе - одном из самых престижных и красивых районов Парижа. Строгое и величественное здание стало не только одним из центральных узлов транспортной системы Франции и всей Европы, но также источником вдохновения для многих художников, включая знаменитых импрессионистов Эдуарда Мане и Клода Моне, которые в свое время жили неподалеку от вокзала. В отличие от большинства других железнодорожных вокзалов Парижа, Сен-Лазар находится в безопасном и благополучном районе, недалеко от главных достопримечательностей и развлечений. Отсюда можно легко добраться до легендарного Монмартра, Парижской оперы, а также главных универмагов Парижа - Galerie Lafayette и Printemps.

   Возле вокзала Сен-Лазар находится магазин, стилизованный под железнодорожный вагон, В нём продаются модели железнодорожных вагонов. А возле него установлен этот необычный памятник-часы.

   Теперь направляемся к Вандомской площади - одной из «пяти королевских площадей» Парижа. расположенной в 1-м округе, недалеко от Оперы Гарнье. Создана в 1699 году по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара в честь Людовикa XIV, а название получила от дворца Сезара де Вандом. Единообразные здания в стиле классицизма, окружающие площадь, были закончены к 1720 году. Здесь мы уже были ночью, когда возвращались с водной прогулки по Сене на нашем экскурсионном автобусе, который кружил нас под музыку вальса вокруг установленной в центре 44-метровой Вандомской колонны, увенчанной статуей Наполеона в одеяниях Цезаря.

   Колонна была установлена в 1806 году в ознаменование победы Наполеона Бонапарта в битве при Аустерлице (отсюда другое название - Аустерлицкая колонна). Обвивающая колонну бронзовая спираль, на которой изображены сцены сражения, была изготовлена из захваченных в бою австрийских и российских пушек. Колонна выполнена по образцу римской колонны Траяна и установлена на красивом постаменте.

   На западной стороне площади находится Министерство юстиции Франции. На фасаде этого здания можно увидеть мраморную пластину, обозначающую метровый стандарт; эталон был установлен в 1795 году для того, чтобы парижане научились пользоваться новой мерой длины.

   В доме под № 15 находится основанный в 1898 году Цезарем Рицем роскошный отель «Риц». С 1979 года «Риц» принадлежит египетскому миллиардеру Мохамеду аль-Файеду, отцу погибшего вместе с принцессой Дианой Доди аль-Файеда. Именно из отеля Риц выехал Мерседес аль-Файеда в ту ночь, когда произошла авария под площадью д’Альма. Среди других знаменитостей, останавливавшихся в отеле «Риц», - графиня ди Кастильоне и Коко Шанель (прожившая там последние 37 лет жизни), Эрнест Хэмингуэй, Чарли Чаплин, Марсель Пруст и другие.

   В особняке № 12 в 1849 году умер Шопен. В этом же здании Наполеон III познакомился со своей будущей женой Евгенией. На Вандомской площади расположено множество бутиков, в том числе ювелирных, например, штаб-квартира Chanel, бутики Cartier и Chaumet.

   Оставляя позади Вандомскую площадь, направляемся к саду Тюильри (о нём будет отдельный рассказ) и через площадь Согласия (о ней я уже рассказала) - к Елисейским полям.

   Историческая ось памятников архитектуры пересекает город из центра на запад. Начинаясь от знаменитого на весь мир музея Лувр, она продолжается через сад Тюильри, проспект Елисейские поля до самой Триумфальной арки в центре площади Звезды. В 1960-х г. г. линия была продлена еще дальше, через весь квартал Дефанс, центром которого стала Большая арка Дефанс, словно пародирующая свою старшую сестру. Ультрасовременный Дефанс, застроенный высокими бизнес-зданиями из стекла и бетона, резко контрастирует с расположенным рядом старинным Парижем.

   Елисейские поля – это улица, шириной 71 метр, известная своей буржуазностью и стилем. Дорогие магазины, кинотеатры и изысканные рестораны - здесь любят отдыхать и гулять голливудские звезды.

   Своей красотой, изысканным стилем и роскошью Париж вдохновлял и вдохновляет артистов и мыслителей. Три самые известные парижские достопримечательности - это древний Собор Парижской Богоматери, построенный на острове Сите ещё в XII веке, Эйфелева башня и Триумфальная арка - конструкции XIX века. Триумфальная арка - символ побед Наполеона находится на площади Шарля де Голля и поражает своей мощью. Наполеон не дожил до окончания строительства Триумфальной арки: оно завершилось лишь в 1836 году, в царствование Луи-Филиппа под руководством архитектора Абеля Блуе.

   Перед нами – Эйфелева башня - 300-метровая стальная конструкция, построенная по проекту инженера Гюстава Эйфеля. Как ни странно, задумывалась как временная постройка, служащая входом на Всемирную выставку 1889 года, однако не только пережила само это мероприятие, но и стала с тех пор истинным символом города. Эта самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа воздвигнута на Марсовом поле напротив Йенского моста через реку Сену, набережная Бранли. Сюда съезжаются люди со всего мира, а девушки мечтают, чтобы им сделали предложение руки и сердца на верхушке башни. Конечно, ведь оттуда открывается такой вид, что любой точно скажет «Да!».

   Марсово поле - общественный парк в 7-м округе Парижа, между Эйфелевой башней с северо-запада и Военной школой с юго-востока. Находится в западной части города, на левом берегу Сены. Трудно поверить в то, что Марсово поле - это всего лишь военный плац и место парадов учеников и учителей Военной школы. Тем не менее, именно такую функцию Марсово поле исполняло с середины XVIII века.

   Позже на поле происходило множество исторических, великих событий. В 1783 году физики Жак Шарль и братья Робер проводили на Марсовом поле первые опыты по аэростатике. В 1784 году один из пионеров воздухоплавания Бланшар впервые совершил управляемый полёт на воздушном шаре. После Великой революции на Марсовом поле устраивались патриотические праздники. С 1833 по 1860 год проводились скачки. С 1867 года здесь стали регулярно проводиться всемирные выставки.

   Рядом с Эйфелевой башней возвышается дворец на холме Шайо на правом берегу реки Сены, напротив Эйфелевой башни. Это дворец Шайо, который был построен по проекту Ж. Карлю, Л. Буало и Л. Азема к Всемирной выставке 1937 года.

   От дворца начинается садово-парковый комплекс Трокадеро с самыми большими фонтанами Парижа и лестницами.

   Дворец Шайо заменил ранее стоявший на этом месте другой дворец – Трокадеро, который так же был сооружен по случаю Всемирной выставки, но в 1878 году. Это было обширное здание (длина составляла 706 м) с двумя башнями и двумя флигелями в мавританском стиле с элементами византийской архитектуры. Поначалу Шайо вовсе не планировали таким: предполагали просто придать Трокадеро более современный вид. Но архитекторы Карлю, Буало и Азема предложили снести главный зал и башни прежнего дворца, чтобы раскрыть перспективу, ведущую к Эйфелевой башне. Появившееся пространство превратили в площадь с аллеями и фонтанами – её гигантскими дугами охватывают два симметричных крыла дворца. Прямо в холме расположили Национальный театр Шайо. В своё время эта сцена принимала таких звёзд как Жанну Моро, Жерара Филипп, Владимира Высоцкого… Здание богато украшено скульптурами в классическом стиле. По вечерам оно очень красиво подсвечено.

   Сейчас во дворце расположились национальный театр Шайо и четыре музея: Музей кино, Музей монументального искусства Франции, Музей человека и Морской музей.

   Сам же Шайо – это расходящиеся дугами в стороны два огромных павильона, длина каждого составляет 195 м. Между ними – смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на Эйфелеву башню и Сену, Марсово поле и Военную академию.

   Напротив Эйфелевой башни, на площади Трокадеро, установлен памятник маршалу Фердинанду Фошу (1882-1944) - французскому военачальнику, герою Первой мировой войны. Во время широкомасштабного наступления немецкой армии ему было доверено командование союзными войсками. Победа коалиции в войне была одержана во многом благодаря Фошу. 11 ноября 1918 года в своём личном железнодорожном вагоне, оборудованном под кабинет, Фош подписал Компьенское перемирие, завершившее Первую мировую войну. Конный монумент французского скульптора Роберта Влерика был открыт в 1936 году.

   Это далеко не единственный увиденный мной памятник полководцам Франции. Недалеко от нашего отеля «Ibis Paris», возле станции метро Porte d'Orléans, я заметила Мемориал генералу Леклерку. 25 августа 1944 года Леклерк вошёл в Париж через Порт-д'Орлеан с танками 2-й бронетанковой дивизии по пути освобождения Парижа от немецкой оккупации. Мемориал содержит не только памятник Леклерку, но и список имён погибших и кто служил под его командованием. Дивизия Леклерка, состоявшая в основном из африканцев и белых, проживавших во французских колониях, готова была пойти за своим командиром в ад. Так уж вышло, что вместе с союзниками освобождал столицу французский легион, состоящий из пехотинцев из Чада и Сенегала.

   Завершив обзорную экскурсию на Марсовом поле, мы не прощаемся с Парижем - у подножия Эйфелевой башни нас ждёт прогулочный катер, на котором совершим увлекательную прогулку по водной артерии Парижа реке Сене, а затем - прогулка по прекрасным парижским садам и паркам.