Так случилось, что чудесное утро одного из памятных дней рождения я встретила по дороге в Париж. Никогда не забуду: первое, что я увидела, подъезжая к Парижу, был самолёт, преграждающий дорогу нашему автобусу. Потрясающее зрение! Это означало, что мы находимся возле знаменитого парижского аэропорта Шарль-де-Голль.

   О Париже много рассказывать не буду – слишком длинным получится рассказ, к тому же он очень многим хорошо знаком – одним воочию, другим - заочно по книгам и различным телепередачам.

   Париж (фр. Paris [пари́]) - столица Франции, административный центр региона Иль-де-Франс. Образует коммуну и департамент, разделённый на 20 округов. Население – 2,274 млн. человек (2014 год), пятый по величине город Евросоюза. В пределах агломерации «Большой Париж» проживает 10,6 млн. человек (2011 год). Расположен на севере Франции, на равнине Парижского бассейна, на берегах реки Сены. Париж вырос на месте поселения Лютеция (лат. lutum - что на латыни означает «грязь»), основанного кельтским племенем паризиев в III веке до н. э. Поселение располагалось на безопасном острове Сите, окружённом водами реки Сены. В начале II века до н. э. Лютеция была обнесена крепостной стеной. Основой экономики кельтского поселения была торговля: Сена связывала Средиземное море с Британскими островами. В 52 году до н. э. паризии присоединились к восстанию галлов против господства Рима под предводительством арвернского вождя Верцингеторига. В том же году состоялась битва при Лютеции, в которой римляне одержали победу. После того, как римский полководец Тит Лабиен осадил Лютецию, паризии разрушили мосты и сожгли город. С III-IV веков известен как галло-римский город Паризии. С конца X века с перерывами - столица Франции. Исторический центр, образованный островом Сите и обоими берегами Сены, складывался на протяжении веков. Во второй половине XIX века претерпел коренную реконструкцию.

   В Париже находится огромное количество достопримечательностей, к числу которых относятся не только архитектурные постройки, но также и улицы, мосты и площади. Французская столица насчитывает около: 160 музеев, 200 художественных галерей, 100 театров, более 650 кинотеатров, более 10 000 ресторанов.

   Рассказывая о Париже, всегда задаюсь вопросом: «С чего начать?». Решила - начинаем знакомство с достопримечательностями Парижа с его музеев, пальму первенства среди которых занимает Лувр. Прежде резиденция французских монархов, нынче огромное собрание предметов искусства с древних времён и практически до наших дней. Музей Лувра - один из крупнейших и самый популярный художественный музей мира (9 260 000 посетителей в 2014 году, третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из которых на 58 470 располагаются экспозиции). Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы.

   Если вы хотите познакомиться с культурой и искусством разных стран мира, но не имеете возможности поездить, то вам в Лувр. Музей имеет не только картинную галерею, в которой собраны известные картины мастеров Италии, Франции, Германии, Испании, Голландии и Фландрии XVII века. Это разносторонняя коллекция произведений искусства и по материалам, и по техникам, и по стилям.

   В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство новейшего периода времени - с 1848 года и до наших дней - представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.

   Самые известные экспонаты Лувра: картины «Мона Лиза» Леонардо, «Коронация Наполеона и Жозефины» Давида, «Рабы» Микеланджело,

скульптуры Венера Милосская, Ника Самофракийская, Амур и Психея и многие другие.

   Во время второго моего пребывания в Париже на нас ждал сюрприз – в один из четырёх дней в музеях Парижа был день открытых дверей, который проводится в первое воскресение каждого месяца. Было решено посетить в этот день несколько музеев. Начали с музея д’Орсе - музея изобразительных искусств, который находится в Париже на левом берегу Сены, одном из крупнейших в мире собраний европейской живописи и скульптуры периода 1850-1910 г. г. Это третий по популярности музей Парижа и десятый - в мире. Основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов. Если идти от Лувра, то следует перейти через мост, ограда которого вся увешана замочками.

   Музей д’Орсе располагается в бывшем здании одноимённого железнодорожного вокзала и примыкающего к нему отеля на левом берегу Сены в самом центре Парижа, через реку от Лувра. Вокзал, спроектированный архитектором Виктором Лалу, был открыт 28 мая 1900 года и стал первым в мире электрифицированным вокзалом. Орсе обслуживал направление движения Париж - Орлеан. Однако к 1939 году движение поездов с этого вокзала практически прекратилось.

   В музей стояла огромная очередь (и в Париже любят халяву) и заняв очередь,

решили посетить музей Почётного легиона и рыцарских орденов, расположенный напротив д’Орсе.

   В нём демонстрируется история французских орденов, медалей, знаков отличия и рыцарских орденов, начиная с эпохи Людовика XI и до наших дней, в том числе наполеоновские реликвии и более 300 портретов. Отдельная секция посвящена иностранным орденам, в т. ч. и советским высшим наградам. В библиотеке и архиве музея хранится более 3000 произведений.

   Возвращаемся к нашей очереди в музей д’Орсе

 и осматриваем расположенные рядом с ним скульптуры.

   Выставка музея располагается на пяти уровнях, все виды искусства (живопись, скульптура, архитектура, мебель, кино, фотография, музыка, художественное оформление оперы), представлены в хронологическом порядке. Музей д’Орсе, таким образом, заполняет промежуток времени между коллекциями музея Лувра и Музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду.

   Коллекция богата также произведениями декоративного искусства в стиле ар-нуво, фотографиями и предметами архитектуры.

   На верхнем этаже функционирует кафе.

   С террасы музея, украшенной скульптурами, 

открывается чудесный вид на Сену и Лувр.

   Заходим в сад Тюильри - центральный сад Парижа, расположенный между улицей Риволи, площадью Согласия, Сеной и Лувром. Общая площадь этого парка - 25,5 гектаров. Сегодня сад Тюильри является одними из самых больших регулярных (так называемых «французских») парков. Он построен со всей архитектурной строгостью, деревья тут высажены ровными рядами, везде преобладает геометрия! В XVII веке в таком стиле было принято организовывать многие парки, так как архитектурой провозглашалась власть над природой. Теме парижских парков я решила посвятить отдельный пост.

   Сейчас же остановлюсь на посещении музеев, расположенных на его территории. Музей Оранжери находится на западе сада Тюильри, и представляет собой картинную галерею, где выставлены работы художников-импрессионистов и постимпрессионистов.

   Здесь можно увидеть шедевры Гийома, Ренуара, Сезанна, Пикассо, Модильяни, Утрилло и многих других. Настоящая жемчужина музея - восемь панно, которые составляют великолепную картину Клода Моне «Кувшинки». Над этим шедевром мастер работал 10 лет. Эксперты до сих пор расходятся в мнениях, почему музей назван именно «Оранжери». Есть версия, что ранее здесь находилась императорская оранжерея дворца, или же название возникло благодаря апельсиновым деревьям, которые в изобилии произрастают вокруг.

   В северной части парка находится ещё одна галерея - Жё-де-Пом, в которой экспонируются работы современных деятелей искусства. В архитектурном плане сооружение повторяет музей Оранжери. Оно было построено в середине XIX века для игры же-де-пом, на основе которой позже возник современный теннис. Как музей современного искусства Национальная галерея Жё-де-Пом заработала в 1991 году.

   Первой её выставкой была экспозиция работ Жана Дюбюфе. После чего выставки в этой галерее стали проходить регулярно. Кроме того, в наши дни в ней постоянно работает аудиовизуальный зал, есть кафе и книжный магазин. Экспозиции современной живописи здесь проходят постоянно, также как и выставки фотографий, трансляции кино- и видеофильмов.

   После осмотра музеев, расположенных в саду Тюильри, выходим на площадь Согласия - центральную площадь Парижа, выдающемуся памятнику градостроительства эпохи классицизма.

   Площадь является второй по величине во Франции (после площади des Quinconces в Бордо). Носила имя короля Людовика XV, после свержения монархии называлась Площадью Революции. Своё нынешнее наименование получила в знак примирения сословий по окончании революционного террора в 1795 году. Площадь имени Людовика XV была разбита между Елисейскими полями (с запада) и садом дворца Тюильри (с востока) по заказу самого короля его первым архитектором Габриэлем в 1755 году. Первоначально представляла собой окружённый рвом восьмиугольник, по углам которого стояли восемь аллегорических статуй, символизирующих главные города Франции. Посредине площади установили конную статую Людовика XV работы Бушардона и Пигаля.

   С северной стороны были возведены элегантные здания Морского министерства и отель де Крийон. В 1787-1790 годах через Сену был перекинут мост Согласия, который на противоположном берегу упирается в здание Национального собрания (бывший Бурбонский дворец).

   В 1831 году египетский правитель Мехмет Али предложил французскому правительству в дар луксорский обелиск фараона Рамзеса II. Он был доставлен в Париж 21 декабря 1833 года и по решению короля Луи-Филиппа был установлен в центре площади Согласия 25 октября 1836 года. Подобные обелиски («иглы Клеопатры») были также установлены в Лондоне и Нью-Йорке. Позолоченное навершие обелиска появилось только в 1998 году. Луксорский обелиск является самым древним монументом французской столицы.

   На постамент обелиска нанесены гравировки на пьедестале, иллюстрирующие процесс доставки сооружения длиной в 23 метра и весом в 250 тонн из Египта во Францию - как обелиск был снят со своего места в Египте и вывезен во Францию

и как он был установлен в Париже.

   С площади Согласия направляемся по мосту Александра III к Музею армии. Строительство самого роскошного моста началось благодаря заключению долгожданного Франко-русского союза. 7 октября 1896 года император России Николай II в сопровождении своей супруги заложил в основание моста первый камень. Во время церемонии также присутствовал президент Франции Феликс Фор. Мост Александра III назвали в честь отца Николая II. В начале 1897 года были начаты грандиозные строительные работы. В непосредственной близости также строились выставочные залы - Большой и Малый дворцы. Изначально планировалось, что новый мост через Сену будет соединять дворцовые помещения, где хранились различные произведения искусства, а также Елисейские поля и эспланаду Инвалидов. Мост Александра III по праву считался уникальным в своё время. Это был первый в Париже цельнометаллический однопролётный мост высота которого не превышала шести метров. Мост специально спроектировали низко над водой, чтобы он не закрывал великолепную панораму Елисейских полей. Над архитектурным проектом работали сразу несколько лучших архитекторов и инженеров. Главной изюминкой моста является его уникальная архитектура и богатое, помпезное убранство. 14 апреля 1900 года состоялось торжественное открытие моста.

   Мост выполнен в стиле боз-ар и щедро украшен скульптурными композициями, над которыми трудились лучшие скульптуры Франции. Среди скульптур можно увидеть не только фигуры людей, но и множество библейских и мифических персонажей. Каждая скульптурная композиция имеет своё символическое значение. Особый шарм мосту придают роскошные старинные фонари, расположенные вдоль периметра моста. У входа на мост с обеих сторон можно увидеть два огромных пилона, на которых возвышаются позолоченные скульптурные композиции. Пилоны не только украшают мост, но и являются естественными противовесами, уравновешивающими огромную арку.

   Военный музей, или Музей армии находится в парижском Доме инвалидов, построенном по приказу Людовика XIV для инвалидов войн. Музей армии открылся в 1905 году в результате слияния Музея артиллерии (существовал с 1872 года, многие его экспонаты выставлены во внутреннем дворе) и Музея истории армии (1896 год).

   Небольшая историческая справка: до XVII века во Франции не существовало специальной организации, которая бы заботилась о солдатах-инвалидах. В 1670 году король Франции Людовик XIV приказывает построить Дом инвалидов. Его предназначение – приют и адаптация ветеранов войны. Руководить строительством было поручено архитектору Либералю Брюану, который в итоге создаст настоящий шедевр в стиле классицизма. Первые обитатели появляются в Доме инвалидов в 1674 году. Являясь одновременно приютом, казармой, монастырём, госпиталем и мануфактурой, Дом инвалидов становится настоящим городом в миниатюре, жизнь в котором регламентируется военными и религиозными законами. Их делят на отряды, возглавляемые офицерами: самые выносливые несут охранную службу (в т. ч. в Бастилии), остальные трудятся в сапожной и гобеленной мастерских, а также в мастерских по раскрашиванию гравюр.

   Встречает посетителей Дома инвалидов парадный двор Музея армии, где представлена настоящая жемчужина коллекции – уникальная серия из 60 классических французских орудий, отлитых из бронзы. Это подлинные произведения оружейного искусства: они обильно украшены геральдическими и мифологическими орнаментами. Выставка открывается первыми моделями классических французских пушек, созданных ещё в 1666 году. Именно эти крупнокалиберные орудия использовались при осаде гарнизонов Людовика XIV и обеспечили успех армии маршала Вобана, в честь которого названа площадь у Южного входа в Дом инвалидов. 

   Классическая французская пушка пользовалась неизменным успехом, однако со временем её конструкция претерпела ряд изменений.

   Сегодня в залах Дома инвалидов хранятся экспонаты Музея армии. Его экспозиция предлагает посетителям широкий выбор тематических залов. Здесь хранится уникальная коллекция объектов, связанных с военной историей Франции, начиная со Средневековья и заканчивая XX веком: древние доспехи, мундиры, предметы воинского снаряжения, сабли, шпаги, боевое снаряжение, артиллерийские снаряды, эмблемы, украшения, музыкальные инструменты, личные вещи исторических персонажей…

   Помимо Музея армии, в Доме инвалидов есть также Музей ордена Освобождения, Музей современной истории и Музей планов и рельефов, который обосновался в Доме инвалидов в 1777 году, переехав из дворца Тюильри. Коллекция, начатая в 1668 году министром военных дел при Людовике XIV, спустя 30 лет насчитывала уже 144 макета. До наших дней сохранилось около ста.

   Наполеон Бонапарт, сначала в качестве первого консула, а затем как император, реорганизует Дом инвалидов и приступает к превращению церкви Святого Людовика в национальный военный пантеон. Эта заслуга Наполеона была признана обществом и в 1840 году в Соборе началось строительство усыпальницы (Пантеона) императора.

   Собор Дома инвалидов с его знаменитым куполом со стороны авеню Брётёй.

   Саркофаг из шокшинского малинового кварцита, ошибочно называемого красным порфиром или мрамором, с останками императора Наполеона располагается в крипте собора. Его охраняют две бронзовые фигуры, держащие скипетр, императорскую корону и державу. Гробницу окружают 12 статуй работы Жана Жака Прадье, посвящённых победам Наполеона.

   Здесь же, помимо Наполеона Бонапарта, покоятся останки и других прославленных французских полководцев.

   Возле Дома инвалидов – красивый сквер.

   Памятник возле Дома инвалидов.

   Будучи в Париже, мы решили увидеть Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, в просторечии Центр Жоржа Помпиду, Центр Помпиду или Бобур - культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа между кварталами Ле-Аль и Маре. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях (изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.).

   В 1969 году президент Пятой республики Жорж Помпиду решил, что свободный участок плато Бобур должен быть использован для строительства многопрофильного культурного центра. Принятое решение дало новый импульс к развитию ряда различных проектов, которые должны были быть объединены в новом центре, в число которых входило создание новой общественной библиотеки в центре Парижа, обеспечение достойным помещением Государственного музея современного искусства (MNAM), не совсем удобно располагавшегося в крыле Токийского дворца, а также создание Центра современной музыки (IRCAM), вдохновлённого идеями французского композитора Пьера Булеза. В дополнение к этому, новый центр должен был взять на себя деятельность Центра современного искусства. Также в то время в команду был включён Франсуа Матей из Музея декоративных искусств, который разработал динамическую программу выставок современного искусства.

   У Центра Жоржа Помпиду расположен фонтан Стравинского. Он был создан швейцарским архитектором Жаном Тэнгли совместно с его женой, французской художницей Ники де Сен-Фалль, в 1982-1983 г. г. Открытие фонтана Стравинского произошло 19 июня 1983 года, в честь чего были организованы празднества в Музее современного искусства.

   Названный именем Игоря Стравинского фонтан состоит из 16 находящихся в движении скульптур (мобилей), размещённых по всей площади фонтана (1650×35×3600 см). Тэнгли выполнил чёрные колесные механизмы из железа, а Сен-Фалль создала яркие авангардные фигуры из полистирола. Фигуры разыгрывают спектакль под лучшие произведения Стравинского, по очереди выпуская струйки воды. Под площадью Стравинского расположен Центр музыкальных исследований IRCAM, созданный, так же как и Центр Помпиду, архитектором Ренцо Пьяно.

   Направляясь к Мулен Ружу, случайно оказались в районе «красных фонарей». Франция издавна считается страной, чьё отношение к сексуальным проявлениям человеческой натуры было и остаётся весьма лояльным. Париж даже несколько запоздал с открытием своей эротической галереи. Первый музей, экспонаты которого демонстрировали посетителям эту скрытую сторону жизни, появился ещё в начале XIX века. Городом, взявшим на себя роль «сексуального первооткрывателя» стал Неаполь. Париж последовал его примеру почти двести лет спустя. Место, где расположен этот весьма нетрадиционный музей, трудно назвать случайным. Бульвар Клиши, расположенный неподалеку от площади Пигаль, больше известной простому обывателю, как квартал «красных фонарей», пришёлся как нельзя кстати. Практически каждая дверь в этом районе скрывает за собой либо стриптиз-бар, либо магазин, торгующий эротическими безделушкам.

   Вход в Музей эротики не выделяется из общего контекста и его легко не заметить. Никаких привлекающих внимания строгих вывесок или других атрибутов, которые туристы привыкли видеть около музеев в их традиционном значении. Он больше похож на очередной магазин, в стеклянных витринах которого можно увидеть весьма недвусмысленные статуэтки или картинки.

   Уникальный музей, посвящённый эротическому искусству всех времён и народов во всех его проявлениях. Постоянная коллекция насчитывает более 2000 экземпляров. Временные экспозиции: частные и тематические коллекции, современные художники…, любовь, юмор, искусство, традиция, чарующая композиция всех эротических фантазий на семи этажах открыта с 10 утра до 2-х ночи. Это единственный парижский музей, в который можно ходить и днём, и ночью!

   Несколько залов позволяют посетителям в мельчайших подробностях познакомиться с бытом, интерьером и предметами обихода публичных домов и борделей, которые процветали в XIX и начале XX века.

   Отдельного внимания заслуживают скульптурные композиции, часть которых выполнена в совершенно необычной, сюрреалистической манере, достойной Сальвадора Дали.

   Подходим к подножию самого высокого холма Парижа - Монмартру. До середины XIX века он был известен своими виноградниками и мельницами. Ныне на Монмартре осталась только одна, но зато самая узнаваемая - Красная мельница, известное на весь мир кабаре с феерическим танцевальным шоу и, конечно, знаменитым традиционным французским канканом. Мулен Руж - это тоже часть истории Парижа, это больше, чем мелодраматическая история, рассказанная в одноименном фильме, это - символ. Символ сбывшихся и несбывшихся надежд, разбитых и соединившихся сердец, творчества и порока, красоты и безобразия. Мулен Руж стал тем местом, где развлечение объединило самые разные группы людей, перемешало артистов, пьяниц, воров, проституток, художников, буржуазию и аристократию. Здесь стиралась граница между высоким и низким, между искусством и шоу, между индивидуальным и коллективным, здесь вульгарное зрелище стало предметом восхищения и символом изысканного вкуса. Датой рождения Мулен Ружа стал день 6 октября 1889 года, когда господа Оллер и Зидлер впервые открывают двери кабаре "Бал Мулен Руж". Гениальная идея - кадриль, ставшая бессмертным творением, прозванным в дальнейшем с лёгкой руки англичан "французским канканом", идентифицируется с тех пор со знаменитой красной мельницей, венчающей здание театра в районе Монмартра.

   Чтобы посмотреть на сногсшибательных, экстраординарных танцовщиц с такими выразительными именами, как Ля Гулю (в дословном переводе - "обжора"), Рэйон д'Ор ("Золотой луч"), Нини-Пат-ан-л'Эр ("Нини - лапки кверху"), сюда приезжали гости со всего мира. Сохранилась легенда, что когда в 1890 года Его высочество Принц Гальский, будущий король Эдуард VII, был по частным делам проездом в Париже, он не преминул заказать себе столик в "Мулен Руж", чтобы посмотреть, что же это такая за кадриль, слух о которой пронесся далеко за Ла-Маншем. Ля Гулю, танцуя французский канкан, высоко выбрасывая ноги и задрав нижние юбки аж до головы, узнала принца и без всяких колебаний крикнула Его высочеству, приветствуя: "О, Гальский, с тебя шампанское!". Французы говорят: "Кто был в Париже и не посетил Мулен Руж, тот не сможет до конца понять, что же такое Париж". Правда, внутрь я так не попала, но кое-что всё же в Париже увидела и поняла.

   На этом месте, у подножия холма Монмартра, я на время прерываю наше знакомство с Парижем. С прогулки по Монмартру я вскоре продолжу свой рассказ о прекрасной столице Франции.