«Нужна минута, чтобы оценить, сутки, чтобы полюбить,

и целая жизнь, чтобы не забыть!»

О стране, её истории и народе

   Бельгия (полная официальная форма - Королевство Бельгия) - государство в Западной Европе, член ЕС, ООН и НАТО. Площадь - 30 528 км², численность населения - 11,24 млн. человек. Название государства происходит от названия племени белгов, кельтского происхождения, населявшего эту территорию в начале нашей эры. В 54 до н. э. область на севере Галлии, соответствующая современной Бельгии, была завоёвана войсками Юлия Цезаря (из записок консула о Галльской войне: «половину белгов перебили, остальные стали рабами…»).

   Бельгия – сравнительно молодое государство, тем не менее имеющее довольно богатую и интересную историю. После падения Западной Римской империи в V веке римскую провинцию Галлия завоевали германские племена франков, создавшие здесь своё королевство. В Средние века Бельгия входила в состав Бургундского герцогства. В 1477-1556 г. г. - династический брак Марии Бургундской ввёл бургундское владение в состав Священной Римской империи. 80-летняя война положила начало обособлению территорий Бельгии от протестантских Нидерландов и с 1556 по 1713 г. г. - в составе Испании. Затем в 1713-1792 г. г. в составе Священной Римской империи как австрийские Нидерланды, в 1792-1815 - в составе Франции, в 1815-1830 - в составе Нидерландов согласно решению Венского конгресса. Однако многие в Бельгии были недовольны насильственным объединением с Нидерландами (прежде всего франкоязычное население и католическое духовенство, опасавшиеся усиления роли соответственно нидерландского языка и протестантской конфессии). 23 сентября 1830 состоялась бельгийская революция и Бельгия вышла из состава нидерландского королевства и получила независимость. Бельгия становится нейтральным королевством во главе с Леопольдом I (король с 1 июля 1831 года). Озадаченная сопротивлением восставших жителей Брюсселя, армия нидерландского короля покинула бывшие Фландрию и Брабант. Так родилась новая страна под названием “Бельгия”.

   Основную часть населения Бельгии составляют две этнические группы: фламандцы (около 60 % населения) и валлоны (около 40 % населения), которые говорят соответственно на нидерландском и французском языках. После обретения Бельгией в 1830 году независимости она была франкоориентированным государством и единственным государственным языком сначала был французский, хотя фламандцы всегда составляли большинство населения. Даже во Фландрии долгое время французский язык оставался единственным языком среднего и высшего образования. Нидерландский язык стал вторым официальным языком королевства лишь в 1873 году. К 1980-м оба главных языка страны были фактически уравнены в правах. В 1993 году Бельгия была разделена на регионы, являющиеся субъектами федерации. Единственным официальным языком на территории Фламандского региона в настоящее время является нидерландский.

   Преобладающей в Бельгии является Римско-католическая церковь. Среди прочих религий крупнейшими являются англиканство, протестантизм, ислам, иудаизм. Преподавание христианства в общеобразовательных школах занимает около 7% от всех школьных часов. Ученики сдают по основам религии экзамен, а по итогам обучения ставится отметка в аттестат.

   Бельгия – монархическая страна. Нынешний король Филипп (родился 15 апреля 1960 года) стал бельгийским монархом 21 июля 2013 года после отречения своего отца Альберта II от престола.

Брюссель – столица Бельгии, Бенилюкса и Европейского Союза

   Брюссель (нидерл. Brussel, фр. Bruxelles) – столица: в прошлом - Брабанта и Бургундии, сейчас - Бельгии и Европейского Союза. В Брюсселе разместились учреждения Французского, Фламандского сообществ и Фландрии, штаб-квартира НАТО, секретариат стран Бенилюкса. На территории города Брюсселя проживают 150 тысяч человек, а вместе с остальными 18 коммунами Брюссельского столичного региона, агломерация образует самый большой город Бенилюкса с населением 1 830 000 человек. Название города происходит от слов bruoc (старонидерл., «болото») и sella (старонид., «поселение») и обозначает буквально «селение на болоте». По легенде, Брюссель был основан в VI веке Святым Гагериком (или Сен-Жери). Однако первое упоминание о селении Bruocsella встречается лишь в 996 году в грамоте первого императора Римской империи Оттона Великого. С 977 по 979 годы герцог Нижней Лотарингии Карл I построил крепость и часовню на острове на реке Сенне, что стало первым шагом в развитии города. Собор был посвящён Святой Гудуле, покровительнице Бельгии. В XI веке была сооружена первая городская стена. Давний конфликт между фламандским (нидерландоязычным) и валлонским (франкоязычным) населением приводит к тому, что в 1932-1938 годах Брюссель становится двуязычным: названия улиц, станций общественного транспорта и муниципалитетов дублируются на двух языках. Под влиянием более развитой в то время Валлонии город более «офранцузился», преобладающий ранее нидерландский язык отходит на второй план. Также в архитектуре доминирует французский стиль.

   Знакомство со столицей начинаем с Королевского дворца, который считается резиденцией королевской семьи. Этот дворец, выстроенный на возвышении, был серьёзно переделан в 1820-х годах после того, как предыдущий уничтожил пожар. Фундамент остался старый. Вокруг дворца – красивые подстриженные газоны.

   В этом здании на холме монархи редко бывают, здесь они проводят лишь официальные мероприятия. Королевская семья на самом деле проживает в Лакенском дворце, расположенном в брюссельском районе Лакен. Королевский дворец отличается сдержанной красотой, изяществом монаршего вкуса, великолепной отделкой. Дворец стал воплощением монаршей власти и величия коронованных особ. Королевскую семью Бельгии всегда больше привлекали практичность и рациональность, нежели обилие дорогого убранства. Нас встречает трёхметровая статуя Минервы, символизирующая мир.

   Здесь совершенно бесплатно можно прогуляться по многочисленным коридорам, монументальной лестнице, увидеть бесценную коллекцию картин и предметов декоративно-прикладного искусства со всего мира.

   За парадной приёмной следует Белый зал. Большой белый салон исполнен в неоклассическом стиле, характерном для королевского дворца в Брюсселе.

   Особенно понравилось на верхнем этаже, который оборудован различными игровыми экспонатами, на которых можно играть. Здесь многолюдно, особенно радуются дети - многие из экспонатов демонстрируют различные физические процессы. Изучает молодёжь физику не по скучным учебникам, а весело играясь.

   Напротив дворца – Брюссельский парк, вход в который хорошо виден из окон дворца.

   Сначала это был лишь небольшой сад, его высадили на месте дворцовой веранды по распоряжению австрийского наместника Штахенберга. С 1776 года в этом саду начинают сажать раскидистые деревья, чтобы горожане могли укрыться в их тени в жаркие летние дни. Парк украшен большим фонтаном,

различными статуями, оградой и воротами в классическом стиле. В течение лета в парке проводятся культурные мероприятия, в том числе музыкальные представления.

   С Королевским дворцом и парком связаны интересные подробности о визите в Брюссель в 1717 году русского царя Петра I, более известного в Европе под псевдонимом Великий (Peter der Grosse), которые сохранились в архивных источниках. Королевский двор устроил в честь Петра I приём, достойный самодержавного правителя необъятной империи. Ночи напролёт брюссельское небо расцвечивалось фейерверками. Послы иностранных государств наблюдали, как независимо держал себя Пётр, с какой иронией следил за всеми церемониями, как непосредственно и громко смеялся. Обеденный стол был накрыт в зале приёмов. Почётного гостя посадили во главе стола. На другом конце стола сидел папский нунций, Пётр основательно отведал всего, что подносили ему слуги, запивая кушанья поистине царским «Арденнским», объел телячью ножку, а кость бросил через стол папскому нунцию. Сидящие за столом так и обмерли, побледнели даже привычные к странностям своего государя петербургские вельможи, не лучше чувствовали себя и хозяева, и члены дипломатического корпуса. Нунций поймал брошенную кость раньше, чем сообразил, что этого не следовало делать. А подвыпивший Пётр раскатисто хохотал. Тут он заметил недалеко от себя красавицу из знатного рода. Женщина восхищенно смотрела на богатыря-царя, её прекрасные глаза сияли восторгом. Пётр перестал хохотать, потом, к всеобщему удивлению, встал, подошёл к ней, взял за руку, другой обнял за талию и, словно вокруг никого не было, вывел её из зала. Через несколько минут слуги принесли утешительную весть - его величество увёл даму в лес, в сторону заросшего рва. Великому царю было дозволенно всё. Много лет прошло с тех пор, как Пётр Великий улучшал генофонд бельгийцев. Лес с тех пор превратился в королевский парк. Старинный ров находится неподалеку от бронзовых ворот парка. На дне овражка можно увидеть белый постамент с бюстом Петра Великого, подаренным русским промышленником Демидовым.

   Рядом в гроте расположилась скульптура той самой нимфы, ублажившей русского царя, - на всякий случай ей тоже поставили.

   Продолжаем знакомство с достопримечательностями Верхнего города. Крупнейший в мире Музей музыкальных инструментов, знаменитый своими необычными коллекциями, расположен в здании бывшего универмага «Старая Англия». В музее более 7000 экспонатов, начиная от бубнов африканских племён и заканчивая различными музыкальными автоматами. На каждом этаже, кроме последнего (там туристы угощаются в ресторане), размещается отдельная тематическая экспозиция: струнные и клавишные, включая редкие и экзотические; инструменты современного оркестра и то, из чего они произошли; традиционные этнические «звенелки» и «стучалки»; музыкальные автоматы и музыкальные шкатулки. Через беспроводные наушники можно послушать, как звучит большинство инструментов.

   Направляемся к Королевской площади, возведенной на месте сгоревшего в 1731 году замка герцогов Брабантских. По легенде пожар начался из-за нерасторопного поварёнка, спалившего порученное ему варенье, а «за компанию» - и дворец. Но это не все злоключения площади: во время французской революции статуя губернатора, стоящая здесь, была переплавлена на монеты. Сейчас на площади возвышается памятник Готфриду Бульонскому – герцогу Лотарингскому, руководившему первым крестовым походом.

   Здание с классическими колоннами на фасаде и многочисленными окнами, выходящее на Королевскую площадь, отчасти напоминает дворец или же древнегреческий храм. Однако это церковь Святого Иакова. Башня колокольни возвышается над всем зданием. Она сделана из дерева и в ней расположены четыре колокола. На балюстраде над треугольным фронтоном возвышаются три статуи, центральная - это и есть Святой Иаков. Первоначально на этом месте стояла церковь средневекового аббатства, которая была разрушена в период активной перепланировки города. Стиль старой церкви не вписывался в ансамбль площади, поэтому в 1776 году был заложен фундамент нынешнего неоклассического храма. Поскольку он примыкал к Королевскому дворцу, то считался официальным храмом королевской семьи. На хорах церкви и сегодня есть специальные скамьи для правящей династии. В период французского завоевания церковь была превращена в Храм Разума, а чуть позже - в Храм Закона. Но в 1802 году она была заново освящена как католическая.

   В Верхнем городе находится много государственных учреждений, среди которых Счётная палата Бельгии, оригинальное здание которой в виде изогнутого лука привлекло наше внимание.

   Подъезжаем к замечательному храму - Церкви Богоматери на Саблоне. Первая часовня на этом месте появилась в 1304 году. Инициатором строительства была Гильдия арбалетчиков, пожертвовавшая на неё деньги.

   Популярность часовни многократно возросла с 1348 года после того, как благочестивая дама Беатрис Сотникс украла в одном из храмов Антверпена статую Мадонны и принесла её в эту часовню. Поскольку делала она всё это по повелению Богородицы, явившейся ей, интерес к украденной статуе сильно возрос и множество паломников протоптали основательную тропу к скромной церквушке, которая стала местом поклонения чудотворному образу-статуе Святой Девы Марии. В результате Гильдия арбалетчиков приняла решение выстроить вместо часовни красивый готический храм. Церковь внутри поражает своей красотой. Витражи и стены расписаны гербами.

   Над входом и вдоль одной стены располагаются скульптурные композиции, которую изображают легенду о Богородице, в лодке стоит статуя Богоматери, а также набожная женщина и рулевой.

   К церкви примыкает чудесный парк Малый Саблон (Petit Sablon). Парк имеет симметричную планировку, где всё - и скульптуры, и растения – имеет символическое значение. Так, девять кустарников, подстриженных в виде колец, символизируют девять исторических бельгийских провинций: Антверпен, Брабант, Восточную Фландрию, Западную Фландрию, Лимбург, Льеж, Люксембург, Намюр и Эно.

   48 бронзовых статуй, возвышающихся над готическими колоннами кованой ограды, символизируют средневековые гильдии Брюсселя. На небольшой возвышенности находится фонтан, с бронзовой статуей графов Эгмонта и де Горна, которые были казнены в 1568 году на Гранд-Плас, за сопротивление испанской тирании.

   В Верхнем городе находится здание Дворца Правосудия, которое брюссельцы называют «мамонтом». Это грандиозное сооружение занимает почти целый квартал. Архитектор Жозеф Пуларт построил дворец на высоком холме, однако туристов он не особенно привлекает. Нелепое гигантское здание в греко-романском стиле с колоссальными золочёными статуями Юстиции, Закона, Силы и Милосердия может скорее оттолкнуть, нежели заинтересовать. Дворец поистине огромен. Его общая площадь 30 600 кв. м, высота вместе с куполом – 122 метра. Архитектор Пуларт старался не зря: благодарные бельгийцы назвали в его честь огромную площадь перед дворцом. Любопытно, что главный, самый большой зал Дворца горожане назвали «Залом потерянных шагов», поскольку любой человек в этом грандиозном помещении чувствует себя ничтожным.

   Рядом с Дворцом Правосудия расположен величественный Военный мемориал. Он установлен в память о бельгийских пехотинцах, сражавшихся во время Первой и Второй мировых войн. Большая стела увенчана королевской короной. Надпись гласит: "Пехотинцам, погибшим за свою страну".

   Отсюда на Нижний город открывается неплохой вид, к тому же туда можно спуститься пешком или на лифте.

   Но наше знакомство с Верхним городом на этом не заканчивается - от Дворца Правосудия вдоль трамвайной линии направляемся к Горе искусств.

   По пути обращаем внимание на современные дома, среди которых встречаются довольно оригинальные здания.

   Между Верхним городом с Королевским дворцом, Парламентом и Дворцом Правосудия и Нижним городом - историческим центром Брюсселя с Ратушей, жилыми домами и домами ремесленников - расположена Гора искусств, сооружённая в период брюсселизации. Продолжаем знакомство с Верхним городом, который находится на Горе искусств. Это живописное место с очень красивым ландшафтным парком. Гора является искусственно созданным холмом. Считается одной из главных достопримечательностей Брюсселя. С горы открывается отличный вид на исторический центр города, а при хорошей погоде можно увидеть даже Атомиум и Базилику Сакре-Кёр. В непосредственной близости находятся Королевский дворец, Брюссельский парк, Парламент, Дворец правосудия, музеи и дворцы. Расположение отличное - по пути от исторического центра города в сторону кварталов Европарламента и далее к Триумфальной арке и Парку Пятидесятилетия.

   Отсюда по ступенькам лестницы, украшенной фонтанами, спускаемся в Нижний город. Слева - Королевская библиотека, которая является национальной научной библиотекой страны (её неофициальное название Альбертина). Основная цель этой библиотеки – собрание и хранение всех сочинений, которые публикуются в стране, а также всех работ бельгийцев, которые проживают за границей. Помимо бельгийской литературы, в библиотеке хранится и масса иностранных изданий. В основной коллекции насчитывается 8 миллионов книг, десятки тысяч журналов и газет. В библиотеке, кроме основной коллекции, есть шесть особых коллекций. В коллекции ценных работ содержатся самые редкие издания. Коллекция карт и планов включает две тысячи альбомов, карт и шаров-глобусов. Основная масса документов имеет непосредственное отношение к Бельгии. Музыкальная коллекция существует с 1965 года и включает аудиозаписи, книги, журналы о музыке. Отдел рисунков включает семьсот единиц афиш, гравюр, народных картин. Коллекция рукописей включает экземпляры, сохраненные в XV веке при участии бургундских герцогов. В библиотеке содержится коллекция монет и памятных медалей, которая насчитывает 83 тысячи монет, 37 тысяч медалей, 22 тысячи наградных медалей и множество других предметов. Справа - Дворец Династий

и с фасада - Дворец Конгрессов.

   Осматриваем вблизи памятник королю Альберту I - королю бельгийцев с 17.12.1909 по 17.02.1934 г. г., мужу королевы Елизаветы.

   Теперь направляемся к площади Grande Place (Гранд-Плас) – центральной площади средневекового Брюсселя. Фасад каждого здания площади Гранд-Плас уникален, но, тем не менее, весь ансамбль в целом представляет собой воплощение идеальной гармонии. Площадь окружена готической Ратушей, позднеготическим «Домом короля» и Домами Гильдий с роскошно украшенными и позолоченными фасадами в стиле фламандского барокко. В средние века все цеха и гильдии стремились разместить свои представительства поближе к городской верхушке - так и образовались дом Пекарей, дом Мешок, дом Лебедь, дом Звезда. На каждом доме есть символ, обозначающий, каким именно ремеслом в нём занимались. В одном из них, Доме Гильдии Пивоваров, размещён Музей пива.

   Здесь же находится знаменитая таверна “Золотой баркас”, в которой жил Виктор Гюго, а также ресторан “Дом лебедя”, вход в который украшает лебединая скульптура. Именно в этом ресторане располагалась пивная, где Маркс и Энгельс впервые прочли “Манифест коммунистической партии”.

   Самое главное и самое старое здание - Брюссельская ратуша, построенная в стиле Брабантской готики в период с 1402 по 1455 годы. К 1455 году на месте старой колокольни была воздвигнута башня высотой 96 метров, на вершине которой находится пятиметровая статуя повергающего дьявола архангела Михаила - покровителя Брюсселя. Сегодня ратуша доступна для экскурсий, залы украшены старинными гобеленами и позолоченными зеркалами. Здание до сих пор используется как резиденция мэра.

   Словно сплетенное из кружев здание «Дом короля», является рекордсменом по смене обликов и предназначений. Изначально оно было выстроено в XIII веке, служило складом для пекарей под названием «Хлебные ряды» и вид у него был совершенно иной. Из склада для хлеба дом превратился в тюрьму, потом в налоговую службу герцога Брабантского, а ещё позже – в жилой дом герцогов, правителей Брабанта. И его стали называть «Домом герцога». Когда французы под предводительством Наполеона завоевали Брюссель, Дом герцога переименовали в Дом народа. А поскольку руководившие бельгийской столицей губернаторы-чужестранцы нередко пользовались королевскими привилегиями, выполняя соответствующие функции, Дом народа превратился в Дом короля, хотя никакого короля тут не было и в помине. Здание не раз реконструировали. Окончательно к своему нынешнему готическому облику Дом короля вернулся в XIX веке, когда его переделали по чертежам 1515 года. В самом красивом здании на главной площади Брюсселя сейчас размещается городской музей. Его экспозиция содержит произведения бельгийского искусства разных эпох – от гобеленов до современных реконструкций исторического центра города. Здесь же хранятся все 650 костюмов, которые высокопоставленные гости города в разные годы дарили статуе Писающего мальчика.

   Дом Герцогов Брабантских соединил в себе элементы классической архитектуры с фламандской традицией. Но самое любопытное в нём то, что никакие герцоги тут никогда не жили. За пышным фасадом спрятано несколько домов, которые когда-то принадлежали различным гильдиям. У каждого из них было своё название. Например, дом гильдии мельников назывался «Ветряная мельница», дом гильдии плотников – «Оловянный горшок». Единый на шесть домов фасад украшен девятнадцатью бюстами герцогов Брабантских – отсюда и название здания. Венчает всю эту роскошь барельеф «Изобилие» и позолоченные вазы на балюстраде.

   Оказавшись в самом центре Брюсселя – на площади Гранд-Плас, – нельзя пройти мимо этого готического великолепия. Здесь хочется гулять бесконечно, осматривая достопримечательности Брюсселя, украшающие эту площадь своими готическими кружевами и позолотой. 

   Самые многолюдные дни, когда на Гранд-Плас яблоку негде упасть, – это три дня в августе раз в два года. В эти дни на площади выстилают ковёр из цветов. Открытие ковра предвещает музыкальный мини-спектакль. Архитектурный ансамбль площади Гранд-Плас включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

   Возле площади Гранд-Плас находится горельеф лорду Эверарду Т-Серкласу ("спящий-умирающий рыцарь"), который был ранен в 1380 году на этом месте, как борец за права народа. Его правую руку и всё тело отполировали туристы, желающие получить шанс на удачу и свершение желаний.

   Прямо за площадью Гранд-Плас расположено немало интересных и к тому же вкусных объектов. Это «Чрево Брюсселя» – гастрономический центр города с многочисленными ресторанами, где прямо на улицах подают кастрюльки с устрицами. В этом месте сложно понять, какие столики к какому заведению относятся. Возле каждого ресторана стоят зазывалы, готовые на любом языке мира раскрыть все подробности предлагаемого меню. Несмотря на то, что Брюссель находится вдали от моря, на витринах ресторанов красуются свежие омары, лангусты и мидии.

   Также здесь много различных кондитерских со знаменитыми брюссельскими вафлями и отменным бельгийским шоколадом. Одна из таких кондитерских-шоколадниц расположена возле своеобразного символа города.

   В этом магазине большущий выбор шоколадных изделий, в нём я приобрела вкусные подарки-сувениры своим родным и друзьям.

   Теперь о расположенной здесь самой знаменитой, но совсем небольшой по размерам достопримечательности - фонтане Писающему мальчику. На вопрос, почему мальчик удостоился такой чести, существует несколько вариантов ответа. Самый известный говорит о том, что таким образом малыш спас город от пожара. Самая трогательная история рассказывает об отце, потерявшем своего сына. После долгих поисков он обнаружил его писающим как раз в том месте, где сейчас расположен фонтан. Его возведение было знаком благодарности судьбе за спасение сына.

   А где мальчик, там и девочка, тоже писающая, – символ женского равноправия (появилась неподалеку в 1987 году). Только вот найти её, в отличие от мальчика, не так просто. Поместили скульптуру в тупичок под названием Аллея верности. Удобнее всего попасть туда с ресторанной улицы Rue des Bouchers.

   Почему-то эта тема наиболее актуальна для брюссельцев. Помимо писающих детей, есть ещё и писающая собачка. Беспородный пёс, по замыслу скульптора Тома Францена, является символом объединения разных культур в Брюсселе. В общем, теперь все равны и счастливы.

   Но вернёмся к знаменитому фонтану Писающему мальчику. Рядом с ним установлена скульптура, которая лично мне намного интереснее пикантных сцен детей и животных. Фонтан с фигурой мужчины и собачкой на площади Grasmarkt - это дань памяти брюссельцев своему мэру - Шарлю Бюльсу, который исполнял обязанности бургомистра 18 лет - с 1881 по 1899 годы. Бюльс особое внимание уделял вопросам женского образования и языка. В частности, став градоначальником, он убедил всех в том, что полицейские в городе обязаны говорить на двух языках - французском и голландском, а также в том, что указатели также должны быть двуязычные. Но больше всего жители Брюсселя были благодарны ему за то, что он защищал исторический центр города от преобразований, которые активно пытался внедрить король Леопольд II.

   Также мне очень понравилась вот такая городская скульптура, когда нет ни постамента, ни нечеловеческих пропорций. Это Мадам Шапо - театральный персонаж, которую играл мужчина.

   Неподалеку от Гранд-Плас ещё одно знаменитое место - мекка шопоголиков Брюсселя - Royales Saint–Hubert Galleries – первая и одна из самых красивых галерей Европы. Старше питерского Пассажа и знаменитой Vittorio Emanuele в Милане. Три галереи (Короля, Королевы и Принцев), объединенные проектом архитектора Жана-Пьера Клейсенара и прозрачным куполом 18-метровой высоты, открылись в 1847 году. «Всё для всех» («Omnia Omnibus») начертано на фронтоне здания. Уже полтора столетия брюссельский пассаж держится на высоте: полсотни торговых марок, антиквариат, шоколад, украшения, а ещё кафе, рестораны, артсалоны, кинотеатры и театральные подмостки.

   Пришло время познакомиться с главной христианской достопримечательностью города – Брюссельским кафедральным собором, известным ещё как Собор святых Михаила и Гудулы. Путь к нему проходит через парк, в котором безмятежно отдыхают брюссельцы и гости столицы.

   Главный собор Брюсселя - собор Святых покровителей бельгийской столицы Михаила и Гудулы, расположен на границе Верхнего и Нижнего городов на холме Тройренберг. Будучи одним из самых ярких образцов церковной готики, собор был основан задолго до утверждения этого стиля в Европе. Ещё в 1047 году сюда из церкви Святого Горика герцогом Брабантским Ламбертом II были перенесены останки Святой Гудулы. С тех пор значение церкви на Тройренбергском холме только возрастало и изначально романский собор в XIII веке начал перестраиваться в соответствии с готическим каноном. Хор был построен между 1226 и 1276 годами, а трансепт лишь в XV веке. Западный фасад, законченный во второй половине того же столетия, был создан под явственным влиянием французской готики. Тогда же была завершена и внутренняя отделка собора. Две башни собора достигают в высоту 64 метров.

   Пройдя по внушительной лестнице, установленной в 1861 году, мы попадаем внутрь, где над интерьером главенствуют двенадцать массивных колонн, а сквозь готические окна с разноцветным стеклом в собор падает достаточное количество света. В северной капелле, которая находится по левую руку от хора, можно заметить несколько портретов королей и императоров разных стран. В течение всего XX века собор поэтапно реставрировался, а в 1995 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел II.

   Чтобы закончить религиозную тему, остановлюсь на ещё одном уникальном храме - Базилике Сакре-Кёр (Святого Сердца). Эта базилика, построенная в начале XX века Леопольдом II, придаёт городу французский шик. Огромный зелёный купол возвышается над городом. Иногда его по ошибке принимается за мусульманскую святыню. Интерьеры храма очень скромные, а внутри можно подняться на смотровую площадку на высоте 89 метров. Использование базилики поражает своей широтой, здесь располагается ресторан, музеи, театр, католическая радиостанция и площадка для тренировок альпинистов. Как-то совсем уж по-современному!

   Гуляя по Нижнему городу, обращаем внимание на большое количество людей – выходцев из Индии и арабских стран. Доходим до площади Руппе, названной в честь Николаса-Жана Руппе, бывшего с 1830 по 1838 годы бургомистром Брюсселя. Её украшает такой симпатичный фонтан.

   Проезжаем широким бульваром, любуясь панорамой бельгийской столицы.

   Колонна Конгресса - архитектурный памятник, выполненный архитектором Пулартом. Колонна установлена в самом центре города в память о принятии Конституции Бельгии. Распространенный слух утверждает, что первый камень в основание колонны заложил в 1850 году сам король Леопольд I. Именно его статуя помещена на самом верху Колонны Конгресса. Высота колонны - 49 метров. На входе расположены два бронзовых льва. Эти скульптуры, а также прекрасные барельефы пьедестала символизируют девять провинций. На четырёх углах находятся четыре бронзовые статуи, которые символизируют образы Свободы печати, Свободы образования, Свободы ассоциаций и Свободы вероисповедания и весят около полутора тонн каждая.

   Брюссель – не только столица Бельгии. Хотя Брюссель официально не объявлен как столица Евросоюза, но в городе Брюсселе находятся важнейшие структуры Евросоюза. В Брюсселе расположены штаб-квартиры НАТО и разных международных организаций. В связи с этим в восточной части города даже появился Европейский квартал, который расположен между тремя прекраснейшими парками: Парком Пятидесятилетия, Брюссельским парком и Парком короля Леопольда. В Брюсселе проводятся встречи Европейского совета, заседания законодательного органа Евросоюза - Европейского парламента.

   Штаб-квартира исполнительного органа Евросоюза - Европейской комиссии также находится в Брюсселе.

   Так спустя много веков город Брюссель с его культурным, архитектурным и экономическим обособлением франкоязычного и фламандского населения стал одной из необъявленных столиц объединённой Европы.

   Мы едем в направлении Парка Пятидесятилетия. В 1880 году Бельгия праздновала 50-летие своей независимости. По этому случаю король Леопольд II решил организовать в Брюсселе Всемирную выставку. Для этой цели был выбран бывший военный полигон вне центра города. Новый парк с импозантными сооружениями должен был продемонстрировать миру образ развитой и зажиточной Бельгии. Во время Второй мировой войны парк использовался для выращивания овощей. Триумфальная арка иллюстрирует важные события из истории Бельгии и служит входом в парк. Арку планировали построить к Всемирной выставке 1880 года, но завершили только в 1905 году. Арку высотой 50 метров украшает квадрига, которая символизирует провинцию Брабант. Другие бельгийские провинции отражены в виде статуй у подножия арки.

   Вдоль арки (до входа в парк) расположено два музея: в южном павильоне - Музей «Мир авто» с богатейшей коллекцией автомобилей, вход 9 евро, но мы туда не пошли. В северном - Королевский музей армии и военной истории. Ради этого музея мы и ехали в Парк Пятидесятилетия, к тому же вход в музей бесплатный. Музей армии и военной истории является одним из крупнейших военных музеев в мире, несмотря на тот факт, что сама Бельгия никогда не входила в число сильнейших держав Европы.

   Музейная коллекция включает различное вооружение (от холодного оружия до танков и самолётов, которые представлены в большом количестве и разнообразии), медали, флаги и униформу разных времён.

   Уникальная достопримечательность музея - русская коллекция, в которой собраны экспонаты, относящиеся к военной истории Российской империи. Практически все они поступили от эмигрантов белогвардейцев, осевших во Франции и Бельгии. Например, здесь можно увидеть мундиры Николая I, Александра II и Александра III. Здесь есть раздел, посвященный Наполеону, Первой и Второй мировой войне.

   Под авиационную экспозицию выделен большой ангар, густо усеянный и увешанный самолётами, начиная с фанерно-верёвочных бипланов и кончая современными боевыми машинами.

   Заканчивая знакомство с Парком Пятидесятилетия, дополню рассказ интересным фактом, свидетелем которого мне не посчастливилось быть. В начале лета 2014 года в этом парке открыли необычный ресторан. Заведение привлекает людей своим местом расположения - он висит в воздухе. Необычный летающий ресторан так и назвали «Dinner In The Sky», что в переводе с английского означает – обед в небе. В парке специально установили подъёмный кран, который и поднимает вверх интересное заведение на 50 метров. Посадочных мест в «Dinner In The Sky» всего 22, поэтому желающие отобедать в воздухе бронируют столики за две недели. Приготовление еды происходит также в небе, здесь работает один повар и один официант. Для безопасного досуга любителей острых ощущений к каждому стулу прикреплены несколько ремней. Желающим посетить необычный ресторан необходимо иметь 250 евро за двухчасовую трапезу в воздухе и обладать смелостью.

   Есть в Брюсселе довольно странное по замыслу сооружение - Атомиум. Огромные сферы, соединённые между собой трубками, представляют структуру атома железа, увеличенную в 160 миллиардов раз. Символизирует данная конструкция научный прогресс. В Атомиуме есть постоянная экспозиция, посвящённая Всемирной выставке 1958 года в знак мира и согласия всех стран, а также проводятся временные выставки, в основном, отражающие последние научные достижения. В самой верхней сфере на высоте 100 метров расположена смотровая площадка и ресторан. Одну из сфер занимают очень интересные большие цветные ячейки, похожие на яблоки. На самом деле это комнаты. Дети с родителями могут провести ночь в Атомиуме, понаблюдать за ночным городом, а до этого побывать на специальной экскурсии.

   Из огромного атома можно увидеть и всю Европу, правда, в миниатюре. Знаменитый парк «Мини-Европа» - как на ладони, что очень кстати, если жалко платить 15 евро за его посещение в натуральную величину. В нём размещены копии наиболее знаменитых архитектурных сооружений Европы в масштабе 1:25.

Экскурсия в Ватерлоо

   Мы покидаем столицу, но не прощаемся со страной. Впереди у нас запланировано посещение знаменитого места – маленького городка в 18 км от Брюсселя, у которого произошла Битва при Ватерлоо. Вдоль дороги живописные пейзажи, густо-зелёные леса, голубые водоёмы, миловидные деревни. На одном из дорожных поворотов проезжающих мимо рассматривают симпатичные железные человечки. Обращаем внимание на дорожные фонари. Ни в одной стране мира, кроме Бельгии, не было столь роскошной иллюминации. Жители королевства заслуженно гордились уникальным сервисом для водителей, ставшим такой же визитной карточкой Бельгии, как вишневое пиво, шоколад или кружева. Но в ночь на 16 июля 2011 года во Фландрии на большей части автобанов в целях экономии электроэнергии перестали зажигать фонари.

   Ещё издали увидели огромный холм. Это Холм Льва, насыпанный женщинами вручную в двухлетний срок после битвы. Установленную на возвышенности статую льва пожаловал городу король Нидерландов. 

   Этой скульптурой, обращённой клыкастой мордой к Франции, он отдал должное своему сыну - принцу Оранскому, чьё активное участи в битве завершилось ранением. Легенда гласит, что фрагменты статуи отлили в Брюсселе из брошенного французами оружия и доставили в Ватерлоо речным и конным путями.

   Битва при Ватерлоо - последнее крупное сражение французского императора Наполеона I, которое произошло 18 июня 1815 года. Битва явилась результатом попытки Наполеона вернуть себе власть во Франции, утраченную после войны против коалиции крупнейших европейских государств и восстановления в стране династии Бурбонов («Сто дней»). В качестве противника Наполеона выступила Седьмая коалиция европейских монархов. О ходе битвы писать не буду (желающим рекомендую ознакомиться по этой ссылке - http://hrono.info/sobyt/1800sob/1815vaterloo.php ). В результате величайшего сражения 25 тысяч французов и 22 тысячи англичан и пруссаков полегли на поле боя убитыми и ранеными. Армия Наполеона, как организованная сила, перестала существовать. Поражение при Ватерлоо означало поражение всей кампании, поражение Франции в войне с коалицией. Оно привело к повторному отречению Наполеона от престола (22 июня), к смене политической власти во Франции, а в последующем - к её оккупации союзными армиями и восстановлению Бурбонов. Так была поставлена последняя точка в истории наполеоновских войн.

   Все достопримечательности города "посвящены" этому событию - штаб-квартира Наполеона, Холм Льва с Центром посетителей, Панорама, Музей Веллингтона, Музей восковых фигур и церковь Святого Иосифа.

   В специальной круговой галерее, возведенной под кольцевую панораму битвы, находится холст размерами 12х110 метров, написанный в 1912 году. Пребывающие внутри зрители ощущают перспективу пространства, видят стойкость английской пехоты, атаку кирасиров, действия польских уланов, фигуру Наполеона со свитой. Натуральная величина персонажей, сопровождающаяся воспроизведением шума сражения, придаёт панораме незаурядный реализм.

   Здесь же установлен неказистый памятник Наполеону.

   Экскурсию по Ватерлоо и Бельгии завершаем в кафе «Веллингтон», расположенном у подножия Холма Льва. Здесь подают полутёмное пиво Kwak (Квак) - гордость Бельгии и любимый напиток всех ценителей пива в мире, которое зародилось в XVIII веке в городке Буггенхот. Пиво Kwak - янтарного цвета эль с фруктовым ароматом из солода, нуги и карамелизированного банана, отличается фруктовым послевкусием с оттенком хмеля.

   Квак - это имя хозяина одного трактира, который в XIX веке варил уникальное крепкое тёмное пиво. Многочисленными клиентами Квака были кучера, которые освежались в его трактире пивом и давали своим лошадям отдохнуть. Кучерам в то время нельзя было покидать повозку и лошадей, и тогда Паувел Квак придумал гениальное решение: сделать бокалы под пиво определенной формы, которые можно было вставлять в специальные деревянные держатели, расположенные рядом с кучером на повозке. Таким образом, кучер мог пить пиво даже в пути. По другой легенде пиво так называется из-за того, что после того, как глотнешь пиво и поставишь его на место, при заполнении нижнего шара бокала издается звук, похожий на «Квак». Бокал этот сегодня популярен пожалуй, не меньше, чем само пиво и очень высоко ценится коллекционерами.

   Мы покидаем Ватерлоо, а через некоторое время и Бельгию. Страна является воплощением настоящей сказки, ожившей в нашей реальности. Средневековая архитектура городов и очаровательные ландшафты сельской местности, романтические замки и шикарные поместья, знаменитая бельгийская кухня, разнообразие сортов отличного пива и умопомрачительный шоколад – всё здесь располагает провести неповторимый, по-настоящему комфортный отдых.