Мы продолжаем знакомство с Германией. Так получилось, что мне довелось исколесить всю Германию с юга на север, с востока на запад, хотя ни разу не ставила за цель побывать в этой стране. Просто так складывались маршруты моих путешествий, что часто путь лежал транзитом через неё, ведь Германия расположена в самом центре Европы. Так мои пути-дороги и занесли меня в Мюнхен, о чём я нисколько не жалею, так как это город очень интересен и в нём есть немало достопримечательностей. Предлагаю пройтись вместе по этому городу.

Начну с общей характеристики. Мюнхен - город на реке Изар на юге Германии, в федеральной земле Бавария, являющийся столицей Баварии и административного округа Верхняя Бавария. Название города произошло от древневерхненемецкого Munichen - «у монахов». Население Мюнхена – 1,5 млн. человек и он является третьим, после Берлина и Гамбурга, городом Германии. История Мюнхена начинается с VIII века, когда на холме Петра поселились монахи из расположенного неподалёку монастыря Шефтларн. Сегодня на месте поселения находится Петерскирхе (церковь Святого Петра, в народе «Альтер Петер» (Старина Пётр) - самый старый храм Мюнхена. Строительство началось в XI веке на месте старой деревянной церкви на холме Петерсбергль. В башне на высоте 56 м находится смотровая платформа, добраться до которой можно, поднявшись по 306 ступенькам. При хорошей погоде дальность открывающегося перед посетителями панорамы может достигать до 100 км. Церковь отличает сочетание различных архитектурных стилей. Богатый внутренний интерьер в стиле барокко вмещает главный алтарь, украшенный изображениями четырех отцов церкви. Оригинальный купол церкви в форме фонаря является одной из главных достопримечательностей Мюнхена. Во время войны церковь была сильно разрушена. Работы по её восстановлению продолжаются до наших дней.

   Впервые город упоминается в документах 1158 года под именем Villa Munichen, однако, уже в 1175 году Мюнхену присваивается статус города и возводятся городские стены.

   Проезжаем мимо красивого здания - Баварского национального музея, который был создан в 1855 году Максимилианом II и посвящён культуре и народному искусству Баварии. В нём экспонируется много произведений религиозного искусства: скульптуры, статуи, шпалеры, алтари.

   Подъезжаем к улице Элизенштрассе и останавливаемся возле старого ботанического сада Мюнхена - «Альтер ботанишер гартен», заложенного в 1804-1814 годах. После того, как в начале XX столетия в Мюнхене появился «Новый ботанический сад» в Нимфенбурге, старый ботанический сад превратился в уютный городской парк, место отдыха жителей и гостей Мюнхена.

   В баварской столице немало симпатичных фонтанов самых разных габаритов. Первым мы увидели самый монументальный из них, который носит громкое имя баварской королевской фамилии Виттельсбахов - «Виттельсбахбруннен». Скульптор Адольф фон Хильдебранд создал внушительный фонтанный комплекс в стиле итальянского ренессанса в двух уровнях. Две фигуры отражают противоположные сущности водной стихии. Юноша на морском коне с рыбьим хвостом поднимает руками обломок скалы - это разрушительная дикая сила горных ручьев, откуда питается мюнхенский городской водопровод. Слева - амазонка на морском быке протягивает Вам чашу с водой - аллегорическое изображение укрощенной водной стихии. Фонтан был возведен по поводу прозаическому, но для жителей Мюнхена весьма значительному: строительство и пуск водопровода из долины речки Мангфаль в 1883 году. В год открытия фонтана «Виттельсбахбруннен» (1895) в каждый дом и квартиру Мюнхена была подведена проточная питьевая вода - серьёзное достижение для того времени.

   Затем наше внимание привлёк фонтан Нептуна - «Нептунбруннен» в центре старого ботанического сада. Созданный в 1937 году архитекторами Бибером и Вакерле, он неплохо отражает эстетические вкусы эпохи национал-социализма. Повелитель морей больше напоминает пышущего здоровьем рекламного арийца, чем древнее божество.

   Напротив ботанического сада - Элизенштрассе с красивыми зданиями. Одно из них - красное здание из красного кирпича в стиле северной готики с двумя часовыми башенками. Это так называемое «Новое здание правосудия» («Нойе Юстицгебойде»), в котором работает Конституционный суд Федеральной земли Бавария.

   Рядом расположен выходящий на площадь Карплац-Штахус монументальный Дворец Правосудия Мюнхена - «Юстицпаласт». Построенное в 1891-1898 годах архитектором Тиршем в стиле позднего ренессанса это административное здание стало одним из лучших образцов светской архитектуры Мюнхена периода экономического расцвета Германии во второй половине XIX века. Четыре мощных фасада здания Дворца Правосудия украшены барочными элементами: гербами, лепниной, масками, орнаментами, скульптурными композициями. Внутренний двор увенчан прозрачным куполом из стальных конструкций и стекла, настоящее ноу-хау в конце XIX столетия. В настоящее время в Юстицпаласт помещаются Министерство юстиции Баварии и Мюнхенский Суд. Глядя на эти два «судебных» здания, которые создают интересный архитектурный контраст, видно, что в этом крае судебные органы в большом почёте. Такой вид имеет Юстицпаласт из Старого ботанического сада.

А так он выглядит со стороны Прильмайерштрассе.

   Знакомство с главными достопримечательностями начинаем с площади Карплац-Штахус - одной из центральных площадей Мюнхена, официально названной по имени курфюрста Карла Теодора, а неофициально – Штахус – в честь легендарной пивной Sankt-Eustachius. На площади всего очень людно. На площадь выходят крупные магазины, здесь пересекаются почти все линии городского транспорта. Подземный торговый центр Штахуса, который ежедневно посещают 160 тысяч человек, - самый крупный в Европе и долгое время был крупнейшим в мире, а фонтан Штахуса с его бесчисленными дюзами дарит прохладу туристам и мюнхенцам в жаркое время.

   Посидев у фонтана, двигаемся далее и проходим под воротами Карлстор - одним из трёх сохранившихся городских ворот Мюнхена наряду с Зендлингертор) и Изартор, которые являются элементом второй очереди городской крепости конца XIII века.

   На крепостных воротах Карлстор расположились фигурки мальчиков-музыкантов.

   От ворот Карлстор начинается пешеходная зона старого Мюнхена - улица Нойхаузерштрассе. Теоретически прогулка от ворот Карлстор до Мариенплатц не займёт более 15 минут, но практически она может затянуться на несколько часов: центральная пешеходная зона Мюнхена является и его главной торговой променадой, «закупочной милей», как говорят в Германии. К тому же Нойхаузерштрассе - не только путь к главным достопримечательностям центра города, но и сама состоит из красивейших зданий, относящихся к разным эпохам.

   Поэтому архитектура Мюнхена очень разнообразна.

   Улицу украшают различные фонтанчики, иногда довольно странные, как этот "Фонтан Бахуса".

   Совсем другое дело этот очаровательный фонтан в виде бронзовой колонны с чашей наверху, из которой красиво, волнами, падает вода. Он был сооружён в 1962 году в честь композитора Рихарда Штрауса (1864-1949), уроженца Мюнхена. На колонне изображены персонажи оперы "Саломея", прославившей композитора.

   Прогуливаясь по улице, можно посмотреть и послушать выступления различных музыкальных групп.

   В пределах пешеходной зоны между Мариенплатц и Штахусом находятся несколько интересных церквей. Первая из них – церковь Святого Михаила, построенная в конце XVI века. В своё время она была одной из главных цитаделей Контрреформации. Это первая церковь Ренессанса по северную сторону Альп и образец барочной архитектуры храмов в южной Германии. Фасад собора треугольной формой острого фронтона напоминает средневековую ратушу. В склепе Виттельсбахов покоятся Вильгельм V, Максимилиан I и Людвиг II.

   У входа посетителей приветствует бронзовая статуя покровителя храма - архангела Михаила, поражающего дракона в центральной золотой нише.

   Подходим к Музею охоты и рыболовства, у входа которого с одной стороны стоит скульптура рыбы, с другой - излюбленная туристами скульптура кабана, что очевидно по его начищенным до блеска клыку и пятачку.

   Одним из самых знаковых мест в Мюнхене можно выделить Фрауэнкирхе. Официальное название на немецком языке Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) - самый высокий собор в Мюнхене. Собор строился с 1468 по 1525 год и изначально рассчитывался на 20 000 прихожан, при том что в то время население Мюнхена составляло всего 13 000 человек. Сейчас Собор вмещает около 4 000 человек сидя, благодаря установленным там в последние годы лавкам. В соборе две башни, при этом Северная башня выше Южной на 12 см. Каждый желающий может подняться на смотровую площадку и бросить взгляд на Мюнхен и Альпы. Общая высота собора около 100 м и в соответствие с референдумом, проведенным в 2004 году в городе запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе. Кстати, Фрауэнкирхе является началом отсчёта всех дорог в Баварии. Здание Фрауэнкирхе тремя нефами с полигональными хорами соответствует традициям южно-немецкого зального строительства. Размеры его - 109 метров в длину, 40 метров в ширину, 99 метров в высоту (это высота башен).

   Внутри собор не производит впечатление огромного сооружения, т. к. 22 колонны, поддерживающие крышу, создают иллюзию значительно меньшего пространства. Скромной внешней архитектуре соответствует и довольно строгое внутреннее убранство. Впечатляет Распятие, подвешенное на длинных верёвках к потолку.

   Более всего меня заинтересовал кенотаф (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила) императора Священной Римской Империи Людвига IV из баварской династии Виттельсбахов.

   В Фрауэнкирхе есть «след дьявола»: правда, тот, кто ожидает увидеть отпечаток ужасного копыта или чудовищной лапы, будет разочарован. На самом деле, это след обутой в ботинок человеческой ноги приблизительно 45-го размера. Существует поверье, что тот, кто наступит на «шаг чёрта», отдаст ему свою душу. В это не верится, поскольку дьявол всегда душу получает от человека по его доброй воле (часто обманом, но всё же всегда есть некий договор). Есть и другой вариант легенды - если на след встать, то целый год не будет проблем, вызываемых дьявольскими кознями. Кому что, как говорится…

   Напротив входного портала Фрауэнкирхе в 1972 году был построен фонтан «Беннобрюннляйн», посвящённый патрону церкви - святому Бенно.

   А мы заходим на Мариенплац – центральную площадь и излюбленное место отдыха как туристов, так и жителей города. В восточной части площади находится Старая Ратуша, построенная в 1470-1480 г. г. и где сейчас устроен музей игрушек, а в северной части расположилась Новая Ратуша Мюнхена в неоготическом стиле. Старая Ратуша, большая часть которой была разрушена во время Второй мировой войны, является границей старейшей части города. Над воротами находится зал ратуши, деревянный овальный потолок которого с декоративными опоясками является жемчужиной немецкой поздней готики. Это было постоянное место "мавританских танцоров," 16 деревянных фигурок, сделанных в 1480 году Эразмусом Грассером, из которых, к сожалению, сохранилось только 10 (выставлены в мюнхенском городском музее). В реконструированной в 1975 году Ратушной башне расположен Музей игрушек.

   До XIX века на площади проходили зерновые и крестьянские базары, в Средневековье на площади устраивались рыцарские турниры. Название площади произошло от колонны Марии (святой заступницы Баварии), которая была создана в 1638 году.

   Главной достопримечательностью площади является Новая ратуша, которая была построена в 1867-1909 г. г. Фасад Новой ратуши украшают фигуры Баварских князей, королей, персонажи легенд. Внутри ратуши можно любоваться на красивые витражи.

   В центральной части ратуши находится 85-метровая башня с колокольным звоном и кукольным представлением. Ежедневно в 11 часов, а с мая по октябрь в 12, 17, и в 21 на башне под колокольный звон показывается сцена с 32 фигурами почти в человеческий рост свадьбы герцога Вильгельма V с Ренатой Лотарингской с последующим рыцарским турниром и танцем "Шефлер-танц". Танец "Шефлер-танц" показывается каждые 7 лет с 1517 года, в знак всеобщей радости мюнхенцев по поводу отступления "чёрной смерти". По вечерам (летом в 21.30, зимой в 19.30) появляются ночной страж и ангел мира, которые благословляют "мюнхенского младенца".

   Справа от башни находится фонтан Фишбруннен, который является излюбленным местом встречи молодёжи. До начала нашего столетия колодец был местом проведения ритуала "прыжок мясника", которому подвергались все новоиспечённые мясники.

   Дальше продвигаемся к площади Одеонсплац, построенной в 1816 году на месте средневековых ворот. Именно здесь можно увидеть баварскую архитектуру, католические храмы, улицу, на которой находятся все самые дорогие магазины. На Одеонсплац расположены сразу несколько достопримечательностей города Мюнхена: Резиденция баварских правителей; концертный зал Одеон, в котором устраивались шикарные музыкальные концерты, балы и приемы; дворец Лойхтенберга, церковь Театинеркирхе и «Фельдхеррнхалле». На площади установлен памятник королю Людвигу I в виде всадника (именно благодаря Людвигу I появился известный по всему миру праздник Октоберфест). Площадь Одеонсплац получила известность во всём мире из-за трагически завершившегося на ней марша НСДАП по Мюнхену 9 ноября 1923 года, который завершил «Пивной путч»: марширующих в сторону центра города путчистов подготовленная полиция встретила огнём. В разгоревшейся перестрелке погибло 16 нацистов, несколько, включая Геринга, было ранено. Гитлера спасла воинская выучка, приобретённая им в годы Первой мировой войны.

   После прихода к власти на том месте, где произошло столкновение с полицией, Гитлер распорядился выставить специальный пост памяти. Все немцы, проходя мимо этого поста, должны были вскидывать руку в фашистском приветствии. Те, кто не хотел этого делать, выбирали обходной путь. Его то и отметили чистым золотом в послевоенные годы. Такова легенда о золотой дорожке в центре Мюнхена.

   Памятник архитектуры первой половины XIX века Фельдхеррнхалле («Зал полководцев») был построен по приказу короля Баварии Людвига I. Это сооружение должно было служить началом улицы Людвигштрассе и представляет собой зал с аркадами высотой 20 метров, выполненными в стиле флорентийской Лоджии Ланци. В нише зала установлены бронзовые памятники в честь баварских полководцев Тили (фельдмаршал армии католической лиги в 30-летней войне) и Вреде (командир баварской дивизии в армии Наполеона, в последствие генералиссимус баварских войск). Перед аркадой установлены две статуи льва, смотрящих на резиденцию влево и на храм вправо. Пасть льва, смотрящего на резиденцию открыта, а пасть льва, смотрящего на храм закрыта, что свидетельствует о том, что можно возражать монарху, но нельзя спорить с Господом.

   Король Баварии Людвиг I, правивший с 1825 по 1848 год, вошёл в историю как меценат, покровительствующий поэтам, писателям, художникам, актёрам. Король тратил значительные средства на покупку художественных произведений и на содержание театров. В Мюнхене были построены многочисленные здвния в итальянском и греческом стилях. Король мечтал превратить свою столицу в город, похожий на Афины. сыграл огромную роль в развитии Мюнхена. Во время мартовской революции 1848 года он отрёкся от престола в пользу своего сына Максимилиана. После отречения от престола Людвиг I жил как частное лицо и скончался 29 февраля 1868 года в Ницце в возрасте 81 года. Похоронен в Мюнхене в базилике Святого Бонифация. А памятник на Одеонсплатц ему воздвигли ещё при жизни в 1862 году.

   Церковь Театинеркирхе, расположенную на Одеонсплатц, вполне можно считать самой красивой архитектурной жемчужиной Мюнхена. По своему значению она считается третьей в баварской столице (после Фрауэнкирхе и Михаэльскирхе), но на многих туристов Театинеркирхе производит впечатление гораздо большее, чем главный храм города - Фрауэнкирхе, старейшая церковь Альтер Петер (Петерскирхе) и знаменитая церковь Святого Михаила (Михаэльскирхе). Официальное название Театинеркирхе - церковь Святого Каэтана. Построена она была в честь рождения наследника баварского престола - Максимилиана II Эмануэля (начало строительства датируется 1663 годом - спустя год после появления на свет наследника).

   С юго-восточной стороны Одеонсплац возле Фельдхеррнхалле находится Мюнхенская резиденция баварских правителей. В настоящее время дворцовый комплекс занимает целый квартал и представляет собой огромный музей, располагающийся в 130 залах дворца, с большим количеством произведений искусства, накопленных Виттельсбахами за много веков. При этом каждый зал по своему декорирован и уникален.

   По соседству с Мюнхенской резиденцией баварских правителей с северной стороны Одеонсплац расположен парк Хофгартен. В центре Хофгартена расположен павильон под названием «Храм Дианы», построенный в 1615 году. От каждой из восьми арок павильона по Хофгартену расходятся дорожки, определившие его структуру. Крышу Храма Дианы украшает копия «Баварской Теллус» - бронзовой статуи работы Губерта Герхарда 1623 года. Оригинал статуи находится в Императорском зале мюнхенского дворца-резиденции. Во время Второй мировой войны Хофгартен был разрушен. Восстановленный Хофгартен представляет собой стилистический компромисс между английским ландшафтным парком, появившимся здесь на основе плодового парка середины XIX века, и изначальным проектом парка XVII века.

   В павильоне проходят концерты, по вечерам, в летнее время (май-сентябрь) в среду и воскресенье в Храме Дианы танцуют салсу, в пятницу аргентинское танго, днём посетителей парка развлекают уличные музыканты. Здание украшают изнутри четыре украшенных морскими раковинами настенных фонтана, упомянутые в «Яствах земных» Андре Жида.

   Экскурсия по Мюнхену близилась к завершению. Мы изрядно устали и проголодались, да и покидать столицу Баварии, не отведав известного пива, не могли. Выбор пал на Хофбройхаус (нем. «Придворная пивоварня») - известный во всём мире большой пивной ресторан с пивным садом, расположенный в Мюнхене на площади Плацль, недалеко от центральной площади города Мариенплац.

   27 сентября 1589 года баварский герцог Вильгельм V Благочестивый основал пивоварню на территории Старого Двора – резиденции мюнхенских правителей того времени. Эта придворная пивоварня (нем. Хофбройхаус), первоначально варила только тяжёлое тёмное пиво из тёмного мюнхенского солода. Она просуществовала вплоть до 1808 года и располагалась буквально в нескольких шагах от нынешней пивоварни Хофбройхаус. На сегодняшний день сохранился лишь документ,, свидетельствующий об основании старого заведения. Сын и наследник Вильгельма, Максимилиан I не любил этот сорт, предпочитая более мягкое пшеничное пиво. В 1602 году герцог запретил всем частным пивным заводам готовить вайсбир, обеспечив монополию своей придворной пивоварне. В 1607 году была основана вторая пивоварня Хофбройхаус ам Платцль, где производили пшеничное пиво, положив, таким образом, начало истории нынешнего Хофбройхауса. В 1828 году по декрету короля Людвига I прямо в Хофбройхаусе открывается общедоступная пивная и трактир.

   1 октября 1844 года король вновь продемонстрировал свою заботу о народе, снизив цену на пиво: отныне литровая кружка пива «Хофброй» вместо 6,5 крейцеров стоила всего 5, чтобы, как сказал Людвиг I, «рабочий класс и солдаты имели возможность позволить себе здоровый и доступный напиток». Для защиты от подделок в 1879 году марка «HB» (Hofbräu) становится зарегистрированным товарным знаком, директор пивоварни закрепил исключительное право на его использование за фирмой «Королевский Придворный пивной дом в Мюнхене». В конце ХIX века места для гостей стало не хватать. 2 сентября 1896 года приступили к сносу южного строения старой пивоварни и административного корпуса, на месте которых появились новая пивная и отдельный ресторан. Открытие нового комплекса зданий ресторана Хофбройхаус состоялось 22 сентября 1897 года и с этой даты он ведёт свою современную историю. Во время Второй мировой войны в ходе стратегических бомбардировок самолётов армии США и ВВС Великобритании здание было разрушено, за исключением маленькой части первого этажа и погребов, благодаря чему удалось сохранить несколько сотен ценных старинных пивных кружек. Здание было полностью восстановлено после разрушений Второй мировой войны только в 1958 году. Вообще, история Хофбройхауса чрезвычайно разнообразна, с интересными её моментами можно ознакомиться, посетив бесплатную выставку в галерее исторического парадного зала.

   Следует отметить, что это место связано с вождём мирового пролетариата Лениным. Владимир Ильич Ульянов прожил в Мюнхене около 2 лет в начале XX века. Здесь он впервые использовал псевдоним Ленин, здесь организовал выпуск газеты «Искра». И баварскому пиву вождь мировой революции воздавал должное. Когда, отбыв срок своей ссылки, к нему приехала супруга, то и её он пристрастил к походам по мюнхенским пивным, в том числе и в Хофбройхаус. Крупская вспоминала, как они с Ильичом шутили, показывая на маркировку НВ на пивных кружках, что это означает «Народная Воля». В её дневнике сохранилась запись на немецком языке: «Особенно охотно вспоминаем мы о Хофбройхауз, где прекрасное пиво стирает все классовые различия».

   Говоря об истории этого заведения, нельзя не упомянуть, что 24 февраля 1920 года в 7:30 в Парадном зале Хофбройхауса началось первое крупное общественное собрание Немецкой рабочей партии, на котором присутствовало более 2000 человек. На этом собрании, продолжавшемся четыре часа, Адольф Гитлер огласил Программу «25 пунктов», которая стала официальной программой нацистской партии, и предложил переименовать организацию в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Эта дата считается датой образования НСДАП и на протяжении 11 лет ежегодно, начиная с 1933 года, после прихода национал-социалистов к власти отмечалась в Хофбройхаусе. 24 февраля 1941 года на церемонии по случаю годовщины нацистской партии в Хофбройхаус Гитлер объявил о плане по интенсивному использованию субмарин в боевых действиях.

   Возвращаемся в сегодняшний Хофбройхаус и заходим в один из его залов - Швемме - главный зал на первом этаже, в центре которого расположен подиум для оркестра Хофбройхаус, который каждый день играет для гостей баварскую музыку.

   Среди посетителей много местных в традиционной баварской одежде.

   Да и официанты в национальной одежде, поэтому всё здесь пропитано национальным колоритом - «немецким духом».

   120 столов в этом зале зарезервированы для завсегдатаев. В этом же зале установлены сейфы для личных пивных кружек постоянных посетителей.

   Я заказала и с большим аппетитом съела специальное блюдо – зажаренную до золотистой корочки свиную рульку в собственном соку, с двумя картофельными клёцками (11,5 евро), конечно же, бокал тёмного пива (3,85 евро).

   Летом хорошо посидеть в пивном саду, где под открытым небом и под кронами старых каштанов в окружении кирпичной стены могут разместиться почти 400 человек.

   Ещё одно место, которое рекомендую посетить, - Дворец Нимфенбург, расположенный на западной границе Мюнхена, - один из самых больших дворцов Европы, окружённый обширным парком. Строительство Нимфенбурга началось в 1664 году по указу курфюрста Фердинанда в подарок супруге за рождение наследника. Великолепные дворцы - как главный, так и меньшие (Амалиенбург, Баденбург, Пагоденбург), - и огромный парк, несомненно, заслуживают внимания. Главные достопримечательности дворца – Большой зал в стиле рококо, комната, где родился будущий король Людвиг II, Галерея красавиц с портретами самых красивых женщин Европы и Лаковый кабинет с чёрными и красными лакированными китайскими панелями. служил летней резиденцией, местом жительства баварских курфюрстов и королей.

   Архитектурные ансамбли гармонично уживаются с природной красотой места: многочисленные водоемы и каналы, парки и сады украшают огромную территорию дворца. Убранство Нимфенбурга ничуть не уступает его внешнему величию. Здесь уже несколько веков располагается фарфоровая мануфактура, изделия которой выставляются в музеях дворца.Площадь великолепного парка Нимфенбурга составляет ни много ни мало 200 гектаров.Главной осью через весь парк тянется центральный канал, завершаясь грандиозным каскадом, который также украшают статуи античных богов. Каналы Нимфенбурга - это царство лебедей, которые живут здесь в большом количестве и чувствуют себя вполне привольно.

   Канцлер Германии Ангела Меркель сказала: «Если вам не понравится в Мюнхене, то тогда я не знаю, где вообще в Германии вам бы могло понравиться». Я не могу не согласиться с госпожой Меркель, ведь Мюнхен - это не только родина автомобиля BMW и место проведения фестиваля пива Октоберфест. В столице Баварии всегда есть чем себя занять, на что полюбоваться и чем насладиться - великолепные архитектурные ансамбли, музеи, фонтаны, знаменитая картинная галерея в Старой пинакотеке и многое другое, чего за один день мы были не в состоянии посетить и увидеть.