Продолжаем своё знакомство с Польшей, отправляясь на юг страны в Малопольское воеводство, занимающее около 5% площади всей страны и насчитывающее 3,28 млн. человек – около 8% населения Польши. Главный город воеводства – расположенный на левом берегу Вислы Краков – колыбель польской культуры, бывшая столица страны, место коронации, а позднее и вечного упокоения почти всех польских королей. Второй по населению (760 тыс. населения) город Польши после Варшавы имеет полное официальное название - Столичный королевский город Краков.

   Подъезжаем к подножию Вавельского замка, расположенного над главной водной артерией страны Вислой на высоте 228 м над уровнем моря. Нас встречает свинцовое небо и начинающийся дождь, который, к сожалению, без остановки будет сопровождать нас не только во время нашей вечерней обзорной экскурсии, но и весь следующий день.

   Но вначале идём не в замок, а двигаясь вдоль набережной по Аллее звёзд,

подходим к одному из символов Кракова – легендарному Дракону, якобы жившему в пещере (называемой Драконьей ямой) у подножия Вавельского холма в Кракове. Памятник огнедышащему Дракону установлен в 1972 году у выходящих к Висле бастионов Вавельского замка, его автором является польский скульптор Бронислав Хромый. С тех пор сказочный персонаж, каждые несколько минут выбрасывающий из пасти языки пламени, пользуется неизменной популярностью, став одним из самых известных краковских аттракционов. Согласно древнему (XII век) варианту легенды, во времена правления короля Крака (легендарного основателя Кракова, по имени которого город получил свое название) в Кракове появилось существо - дракон, называемый живоглотом. Раз в неделю дракону следовало приносить в жертву овцу. Если же он не получал её, то взамен пожирал людей. Чтобы спасти город от чудовища, Крак послал двух своих сыновей, Крака и Леха, убить дракона. Одолеть чудище в поединке сыновья не смогли, поэтому они пошли на хитрость. Они набили шкуру овцы серой, и, проглотив это чучело, Дракон задохнулся. После смерти чудовища братья поссорились из-за того, кому из них принадлежит победа. Один из братьев убил другого, а возвратившись в замок, сказал, что второй брат пал в битве с драконом. Однако после смерти Крака тайна братоубийцы была раскрыта и его изгнали из страны.

   Теперь мы направляемся к самому Вавельскому замку. По пути к нему проходим мимо здания семинарии, в котором учился будущий папа Римский Иоанн Павел II.

   Вавель - символ Польши и место, имеющее особое значение для польского народа. На Вавельском холме расположен комплекс архитектурных памятников, из которых важнейшие - Королевский замок и Кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава. Поднимаясь по дороге, ведущей к Гербовым воротам - одним из трёх существующих в настоящее время ворот Вавеля, обращаем на стену слева. В неё вмонтированы небольшие светлые таблички с именами тех людей и городов, которые вносили средства на реставрацию замка, размер пожертвования и год, когда оно было сделано. Гербовые ворота, увенчанные гербами Польши, Литвы и Русского воеводства, были сооружены в 1921 году по проекту польского архитектора Адольфа Шишко-Богуша на месте фортификационного въезда, сооружённого австрийскими властями в XIX веке. Перед входом в замок установлен памятник национальному герою Польши, США, Литвы и Белоруссии Тадеушу Костюшко. Он был предводителем польского восстания 1794 года и под его руководством польские ополченцы разбили русские войска, которые оккупировали Польшу после подавления реформы 1791 года. Со стороны Российской империи подавлением восстания занимался Суворов. Восстание быстро подавили, Костюшко посадили в Петропавловскую крепость, а Польшу ждал третий раздел, после которого она на многие годы утратила свою независимость и перестала существовать как государство.

   Пройдя через парадные ворота, мы оказываемся во внутреннем дворе замка. Здесь можно увидеть развалины различных зданий, которые не сохранились до наших дней, лишь частично уцелела часть их фундамента.

   Слева от ворот - Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава – святыня покровителя Польши. Он использовался как для коронации, так и в качестве усыпальницы для польских королей и национальных героев. Собор многократно перестраивался и надстраивался. Зато в результате наш глаз радует невероятное сочетание готики, ренессанса и барокко.

   Если подняться на колокольню, можно увидеть колокол Сигизмунда - самый большой колокол во всей Польше, который звонит только в случае важнейших событий страны и города. С колокольни открывается чудесный вид на Краков.

   Во внутреннем дворике замка установлен памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II (Кароль Юзеф Войтыла). Он родился 18 мая 1920 года в Польше и был 264-м папой римским, предстоятелем Римско-католической церкви с 1978 по 2005 годы и являлся первым папой не итальянцем, и одним из самых молодых понтификов. Длительность его пребывания папой была уникальна, он уступал в этом только Апостолу Павлу и папе Пию IX. Монумент установлен на пьедестале из мрамора, а сам памятник изготовлен из бронзы. Папа изображен в полном облачении, в левой руке у него посох в форме креста с распятием. Это не единственный памятник Иоанну Павлу II в Кракове, ведь он начал свой путь к Святому престолу именно из Кракова, здесь он учился в духовной семинарии и проводил службу в Мариацком костёле. В Польше папу любят и уважают, считают его святым.

   Проходим мимо капелл (у них жёлтый и зелёный купол) в арку и попадём в уникальный по красоте внутренний двор с аркадами. Внутри королевского замка находится музей, где можно посетить Королевские покои, Искусство Востока, Сокровищницу, Оружейную, а также довольно интересную выставку «Утраченный Вавель».

   Спустившись с Вавельского холма, решили посетить расположенный рядом Казимеж – исторический район в Кракове, в прошлом отдельный город, в северо-восточной части которого с XVI века до Второй мировой войны проживали евреи. Сегодня Казимеж является частью городского района «Дзельница I Старе-Място». От своего основания в 1335 году королём Казимежем Великим и до 1818 года Казимеж был самостоятельным городом, находящимся к югу от Кракова и отделённым от него несуществующим сегодня рукавом Вислы под названием Старая Висла. Казимеж является частью Старого города, внесённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Экскурсию по Казимежу совершаем на специальном бусике, оснащённом аудиогидом.

   Подъезжаем на Рыночную площадь Казимежа. Сейчас она называется плац Вольница. Направо - бежевое здание с башней - это бывшая ратуша Казимежа (XV век). Сооружена она была в 1414 году, затем неоднократно перестраивалась, вплоть до 1620 года, когда наконец приобрела вид близкий к современному. До 1791 года ратуша исполняла свою прямую функцию (до тех пор, пока Казимеж не вошёл в состав Кракова). Сегодня это Этнографический музей имени Северина Удзели.

   Плац Вольница украшает фонтан «Три музыканта». Скульптуры фонтана выполнены в стиле нео-экспрессионизма. Это три человеческих фигуры, стоящие на каменном круге спинами друг к другу. В руках у каждой - музыкальный инструмент. Автором композиции является Бронислав Хромой.

   В Казимеже много религиозных храмов, как еврейских, так и христианских. Это здесь христианские костёл Святой Катажины и базилика Божьего Тела соседствуют с самой старой в Польше молельней – Старой синагогой, построенной в XVI веке, и ненамного младшими синагогами Поппера (около 1620 г.) и Ремух (1557 г.). Базилика Божьего Тела – готическая римско-католическая базилика XV века. Она носит название Малой базилики с 24 января 2005 года, когда Римский папа Иоанн Павел II издал специальный декрет и является памятником культуры Малопольского воеводства с 1931 года. Каменное здание церкви было построено в 1405 году на месте деревянного храма, который приказал построить король Казимир III в 1340 году. Сегодня базилика представляет собой величественный архитектурный комплекс зданий вместе с монастырём монашеского Ордена латеранских каноников. Во время осмотра внутреннего убранства базилики нужно обратить внимание на главный алтарь, на котором можно увидеть картину Томассо Долабелла «Поклонение волхвов».

   Хотя еврейский квартал небольшой по площади, но в прежние времена здесь находилось несколько десятков синагог. Большинство из них было уничтожено во время Второй мировой войны, жители Казимежа сосланы в концлагеря, в основном в Плашов и Освенцим. Несмотря на то, что в этот период квартал был почти уничтожен, семь синагог можно увидеть и в наши дни. Среди них еврейская синагога Темпель, что означает «святыня», построенная в 1860-1862 г. г. В этой синагоге проходили службы прогрессивных евреев, т. е. тех, кто призывал к обновлению иудаизма и интеграцию с культурой основного населения Польши.

   Следующим пунктом нашего путешествия по Казимежу стала синагога Купа, построенная в XVII веке. В 1946-1947 г. г. здесь работал цех по производству мацы, а в одном из помещений – ритуальная бойня птиц, которая просуществовала до 1985 года. В некоторых помещениях жили еврейские семьи, которые прибыли в Краков из СССР после 1945 года.

   Экскурсионный бусик проезжает мимо ещё одного культового места - синагоги Исаака, основанной еврейским купцом Исааком Якубовичем в 1644 году. Свой современный вид синагога приобрела 300 лет спустя, в 1924 году, когда к ней была пристроена лестница. Раньше перед синагогой располагался рыбацкий рынок, а сейчас в здании синагоги располагается центр еврейской культуры, тут же работает клуб еврейской молодёжи, где можно организовать какое-то торжество, например свадьбу.

   Наша экскурсия по Казимежу подходит к завершению. В конце улицы Юзефа стоит кирпичное здание - Старая синагога – одна из главных достопримечательностей квартала. Она является самой старой не только в Кракове, но и во всей Польше. По некоторым данным её построили в 1407 году.

   Переходим на улицу Шерока.

   Здесь расположена синагога Рему, которая с прилегающим к ней кладбищем занимает территорию 4,5 гектаров. История этого уникального ансамбля еврейской архитектуры и сакрального искусства уходит корнями в первую половину XVI века. И сегодня он является центром религиозной жизни краковских евреев. В синагоге проходят субботние и праздничные службы, а на кладбище приезжают евреи со всего света, что бы помолиться над могилами известных краковских раввинов. Больше всего паломников собираются на годовщину смерти наиболее известного из польских раввинов Мойшеша Иссерлеса (1525-1572), названного Рему, в день 18 ляр по еврейскому календарю (апрель/май.) Это вторая синагога, появившаяся на Казимеже после Старой, а потому иногда зовётся Новой. Построена она в 1553 году Израилем бен Юзефом, внуком Мойшеша Ауэрбаха из Регенсбурга, и отцом Мойшеша Иссерлеса, который в то время занимал пост главного раввина гмины краковских евреев. Сегодня синагога Рему является одной из регулярно действующих молелен краковских евреев, а потому её внутреннее оформление носит явно функциональный характер - черта, которой не встретишь в других оставшихся краковских синагогах.

   На этой улице располагаются многочисленные кафе и рестораны для туристов, одно из которых «Ариэль». Знаменито оно тем, что по вечерам можно послушать русскую музыку.

   Познакомившись с Казимежем, возвращаемся на бусике к подножию Вавельского замка, откуда начинаем пешую экскурсию Королевским трактом – бывшей трассе торжественного проезда королевского кортежа. Идёт он по улицам Гродской и Каноничьей на главную Рыночную площадь, а оттуда вдоль Флорианской улицы и через Флорианские ворота к костёлу Святого Флориана, что рядом с Барбаканом. Путешествие по тракту даёт возможность увидеть самые важные костёлы и самые интересные жилые дома города.

   Идём улицей Каноничьей, где расположено много интересных домов. Район улицы Каноничьей был первой заселённой территорией за пределами Вавеля. Ещё в первом тысячелетии нашей эры здесь находился играющий важную роль купеческий центр. В первой половине XV века сформировалась настоящая застройка улицы, которая от улицы Гродской была заселена чиновниками, дворянами и королевскими слугами. По противоположной стороне улицы жили соборные каноники. До конца XVI века обе стороны улицы постепенно перешли в собственность каноников, отсюда современное название улицы.

   Внимания заслуживает дом соборного капитула «Деканский» - бывшая резиденция деканов капитула. 

   Здание было построено в конце XIV века и в наше время выделяется двухкамерным украшением фасада. Внутри находится арочный двор со статуей святого Станислава в стиле барокко. С 1958 по 1964 г. г. здесь жил Кароль Войтыла, бывший тогда епископом краковской епархии.

   Выходим на площадь Марии Магдалены, перед нами костёл святых Петра и Павла. Возведен в 1596-1616 годах для Ордена иезуитов в качестве дара от короля Зигмунта III Вазы. Это первый в Польше костёл, построенный в стиле барокко. Перед костёлом на высоких постаментах стоят фигуры двенадцати апостолов, выполненные скульптором Давидом Хеелем. С ними связана известная в Кракове шутка, дескать, костёл настолько мал, что даже скульптуры апостолов пришлось разместить вне его стен.

   Рядом стоит костёл Святого Андрея, возведенный в 1079-1098 годах, во время правления князя Владислава Германа. Первоначально покровителем костёла был святой Иджи. Это один из немногих сохранившихся памятников романской архитектуры. Нижняя, массивная, часть фасада свидетельствует об оборонном предназначении объекта. Этот костёл был единственным строением в городе, которое удалось защитить во время нашествия татар в 1241 году. Интерьер костёла в конце XVII века был основательно перестроен в стиле барокко, а украшения из алебастра, отделанного под мрамор, исполнил Бальтазар Фонтана. Здесь находится амвон в стиле позднего барокко в форме лодки святого Петра. С юга к костёлу прилегают постройки монастыря Клариссок, где находится много ценных произведений искусства, в том числе готические вертепные фигурки и икона Богородицы с младенцем конца XII – начала XIII века.

   Выходим на улицы, пересекаемые трамвайными линиями. Направо – улица Доминиканска с расположенными на ней костёлом святой Троицы и монастырём Отцов доминиканцев. Трёхнефный готический костёл многократно перестраивался. Пресвитерия была возведена во второй половине ХIII века, надстроена до 1320 года. Корпус относится к концу ХIV веку. Современное оформление интерьера относится ко второй половине ХIХ века. Обращаем внимание на готические внутренние галереи, ренессансную часовню с могилой святого Яцека, часовню Чёточной Богоматери, славящейся своей чудотворной иконой, и надгробную плиту умершего в 1496 году выдающегося гуманиста Филиппа Вуонакорси, называемого Каллимахом, - произведение Вита Ствоша.

   Налево – улица Францисканска с костёлом и монастырём Отцов францисканцев. Заложенный князем Болеславом Стыдливым для приглашённых из Праги францисканцев, построен в 1252-1269 г. г. В 1657-1673 г. г. к архитектуре костёла были добавлены некоторые элементы барокко. После большого пожара 1850 года костёл был отреставрирован и перестроен. Внутри находится полихромная живопись и великолепные витражи Станислава Выспяньского конца XIX–начала XX века. К костёлу примыкают готические внутренние галереи с портретами краковских епископов. В этом костёле был похоронен его учредитель, князь Болеслав Стыдливый. В 1386 году Владислав Ягелло с братьями крестился здесь как католик.

   Подходим к самому старейшему зданию Ягеллонского университета Коллегиуму Майус («Величайшая коллегия»), расположенному на углу улиц Ягеллонской и Святой Анны. В советское время в здании Коллегиума снимались сцены кинофильма «Щит и меч». Ягеллонский университет, учреждённый 12 мая 1364 года королём Казимиром III, по сей день является одним из старейших в Европе и крупнейшим в Польше высшим учебным заведением. На сегодняшний день университет имеет 15 факультетов, которые ведут подготовку по 46 направлениям. Поскольку университет имеет многовековую историю, на своем веку он воспитал множество студентов, которые впоследствии стали выдающимися людьми. Среди них - Папа Римский Иоанн Павел II, король Ян III Собеский, Кшиштоф Занусси - известный кинорежиссёр, Николай Коперник - автор гелиоцентрической системы мира, астроном, Станислав Лем - известный писатель-фантаст, Франциск Скорина - белорусский первопечатник и просветитель и многие другие. 

  Однако Коллегиум Майус Ягеллонского университета знаменит не только качеством своего обучения, но и потрясающей архитектурой. После перестройки здание университета получило свой нынешний готический фасад из красного кирпича, крутые крыши и закрытые зубчатые фронтоны. На первом этаже находились лекционные залы, на втором «Stuba Communis» (совместный зал), библиотека и жилые комнаты профессоров. Во дворе здания находится так называемый Профессорский сад, который в период с середины XV века и по конец XVIII века использовался для выращивания сельскохозяйственных растений для профессорской трапезной.

   Тут же во дворике находится небольшой фонтанчик, попив водички из которого становишься умнее.

   Наше внимание приковано к входу в библиотеку. Раньше этот зал носил имя профессора Обидзинского, который там жил и работал. Но по завещанию он передал свои покои под университетскую библиотеку. Вход в неё притягивает взор своей золотой огранкой. Этот портал сделан в позднеготическом стиле и носит название Золотая Брама (Porta Aurea). Но ни двери в библиотеку и общий зал, ни колодец в центре двора, ни "хрустальные" своды не привлекают внимание туристов, как часы над третьим этажом. Они были запущены ещё в 1465 году. Пережили 4 значительных реконструкции. Современные часы были запущены в 2000 году. Компьютерная система вводит в действие проход исторических фигур и сопровождающий ему музыкальный мотив, который является фрагментом придворной музыки из Tabulatury Яна из Люблина 1550-х годов и инструментальную версию гимна Gaudeamus Igitur. По порядку там двигаются: университетский глашатай с двумя скипетрами, королева Ядвига, король Владислав Ягайло, Ян из Кента (теолог и пилигрим, профессор и ректор Краковского университета, известнейший учёный, покровитель преподавателей и студентов, человек, которого ещё при жизни называли святым), Гуго Коллонтай (известный польский политический, общественный, религиозный деятель, реформатор образования, ректор Краковского университета), Станислав со Скарбимежа (первый ректор Краковского университета, соратник королевы Ядвиги). Эти часы играют только в 9:00, 11:00, 13:00, 15:00 i 17:00.

   Через сад можно выйти к Краковским Плянтам и Collegium Novum - главному зданию Ягеллонского университета, построенному в ХІХ веке в неоготическом стиле.

   Но мы выходим к Рыночной площади, которая по праву считается душой и сердцем Кракова. Созданная в 1257 году, на протяжении веков она была центром торговли и ремесла, а самое почетное место занимали суконные ряды, которые делят площадь пополам. Площадь имеет форму квадрата, от каждой стороны которого отходят по три улицы, ведущие к входным воротам Кракова. Главным местом Рыночной площади Кракова является здание Сукеннице, по-другому - Торговые ряды. Это красивейшее здание считается одним их древнейших памятников архитектуры города. Такое название данное сооружение получило от слова «сукно», поскольку именно этим здесь и торговали. Построены Сукеннице были в XIII веке, тогда это были суконные ряды, объединенные единой крышей. Затем здание несколько раз перестраивалось.

   В XIX веке на втором этаже сооружения открылся Национальный музей с коллекцией польского культурного наследия. Сегодня в здании Сукеннице размещается галерея польской живописи XVIII-XIX веков. По воскресеньям вход в музей бесплатный.

   Из здания Сукеннице можно попасть и в Подземелье Рынка, где в настоящее время размещается филиал Краковского исторического музея, но билеты надо приобретать предварительно. В систему рыночных подземелий также входит подвал под башней бывшей городской ратуши.

   Также в Сукеннице собрано множество магазинчиков, в которых посетителям предлагается широкий выбор польских ювелирных украшений из серебра и янтаря, изделий их меха и кожи. Кроме того, туристы могут здесь приобрести различные сувениры с национальной символикой.

   Перед Сукеннице на площади также оживлённое место торговли и не только сувенирами. 

   Здесь установлено множество лавочек с национальной вкуснейшей снедью, где можно вкусно и недорого поесть.

   Площадь является излюбленным местом как для туристов, так и для горожан, поскольку именно здесь можно ощутить дух средневековой Польши, особенно прокатившись на лошадиной упряжке. 

   В центре площади установлен памятник Адаму Мицкевичу, который был торжественно открыт в 1898 году в честь годовщины великого польского поэта XIX века, оказавшего значительное влияние на литературу Восточной Европы. Автором памятника является польский скульптор Теодор Рыгиер. Статуя установлена на высоком гранитном постаменте. По четырём сторонам пьедестала изображены четыре аллегорические фигуры: Поэзия, Наука, Родина, Доблесть. Памятник считается символом независимости польского народа. В 1940 году он подвергся разрушению фашистскими захватчиками. Скульптуру удалось вывезти в Гамбург, где она и пролежала на складе металлолома до 1955 года. Затем памятник был возвращён на место и успешно восстановлен. Сегодня это яркая достопримечательность Кракова.

   За время нашего трёхдневного пребывания в Кракове, на этой площади на установленной сцене, дважды проходили театрализованные выступления - в честь ярмарки на день святого Михаила и по случаю Дня сердца. В День сердца наконец установилась хорошая погода, поэтому для меня он был наиболее интересен. Перед сценой, установленной возле Башни ратуши, выставлены рядами стулья, вокруг работали многочисленные палатки, где желающим измерялось артериальное давление и проводились различные экспресс-анализы. Кроме этого, бесплатными были угощения: яблоки, пирожные, вода.

   Башня ратуши - это единственная уцелевшая часть городской ратуши, построенной в начале XIV века и разобранной в XIX веке. Здание ратуши, построенное из кирпича и камня, было предназначено для работы Городского совета и включало в себя место для городской казны, суд и даже тюрьму, которая находилась в подвалах здания. После реконструкции в 1960 году башня была передана Историческому музею, экспозиция которого посвящена истории городских властей. Входная лестница украшена каменными львами, привезенными из дворца Морстинов в Плавовицах, а на втором этаже находятся позднеготические порталы и каменные маскароны XIV века. Помимо музейной экскурсии, можно посетить бывшую Сокровищницу ратуши, сатирический театр «Маскарон» и кафе, расположенные в старинных подвалах.

   Рядом с Башней в 2003 году установлена скульптура "Связанный Эрос". Её выполнил известный польский художник Игорь Миторай в 1999 году. В народе прижилось и другое название скульптуры – «Голова». "Связанный Эрос" очень популярен среди местных жителей и туристов. Туристы всегда фотографируются с «головой» и даже залезают внутрь - ведь внутри она пустая. Памятник высотой более 2 метров и шириной более 3 метров представляет собой перевязанную голову мужчины. Скульптура символизирует собой безумную любовь, от которой «теряют голову».

   На территории площади расположен костёл Святого Войцеха - одна из основных городских достопримечательностей. Костёл был построен в XI веке в раннероманском стиле и является старейшим сооружением на площади. Большинство архитектурных находок было сделано в ходе реконструкции, проведенной в XIX веке. В XVII веке костёл был перестроен в стиле барокко, основные черты которого сохранились и по сей день. Об истории костёла наиболее полно рассказывает экспозиция, размещенная внутри. По сравнению с более поздними сооружениями, костёл Святого Войцеха не поражает своими размерами и красотой оформления. Тем не менее, он является бесценным памятником архитектуры раннего средневековья, сохранившим свою неповторимую атмосферу.

   На Рыночной площади находится Мариацкий костёл (полное официальное наименование - Архипресвитериальный костёл Взятия на небо Пресвятой Девы Марии), поражающий своей красотой, который является жемчужиной этого места и главным костёлом Кракова. Его строительство длилось полвека и закончилось в 1397 году под руководством архитектора Миколая Вернера. Он представляет собой трёхнефную базилику в готическом стиле, которая является третьей по счёту на этом месте. Предыдущий собор был разрушен во время монголо-татарского набега в 1241 году. Северная башня увенчана высоким шпилем, который вырастает из позолоченной короны, а южная - низким ренессансным шлемом. Согласно легенде, трубач, находившийся на башне, увидел врагов, приближающихся к городу и успел подать сигнал, но как раз в это время вражеская стрела попала ему в шею и мелодия внезапно оборвалась. С тех пор так и звучит эта мелодия с башни, обрываясь на самом неожиданном месте и никогда не заканчиваясь.

   Внутри собора можно увидеть интерьер, украшенный обилием произведений живописи, скульптуры и витражей, выполненных в стилях от готики и барокко до модерна. И, конечно, сокровище храма - алтарь работы Вита Ствоша, выполненный им во второй половине XV века. Алтарь является общепризнанным шедевром поздней готики с элементами ренессанса. В 12 часов дня его створки раскрываются и перед нами предстаёт картина, на которой изображены сцены из жизни Богородицы: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов (левая створка), Воскресение Христово, Вознесение Христа и Сошествие Святого Духа.

   Слева от Мариацкого костёла расположилась небольшая уютная площадь, которая также носит название Мариацкая. Здесь и находится фонтан, увековечивший бедного студента Жака. Фигурка тщедушного юноши, с огорчённым лицом, явно провалившим экзамен. Перед ним стоит выбор: вернуться домой и получить от родителей взбучку или отправиться с весёлой студенческой компанией в ближайшую таверну. Принять решение трудно, но студенты во все века народ предприимчивый. Скорее всего и Жаку удалось выпутаться из сложной ситуации. Туристы близко к сердцу принимают горести студента и щедро бросают монетки в фонтан. Фонтан был подарен городу краковскими ремесленниками, его установили на Мариацкой площади в 1958 году, а фигура студента была скопирована с алтаря Вита Ствоша.

   Позади фонтана расположен величественный архитектурный шедевр – костёл Святой Барбары. Вокруг строительства этого костёла ходит несколько легенд. Одна гласит, что он строился из излишков материалов Мариацкого костёла и не был главной целью строительства. Другие же говорят, что он был ещё до Мариацкого костёла. Так или иначе, он отлично вписывается в окружающую архитектуру. У стены храма, под открытой ажурной аркадой, находится большая скульптурная группа "Гефсимань", изображающая Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду, и заснувших Апостолов. Некоторые исследователи приписывают её Виту Ствошу, другие - его ученикам.

   Изучаем окрестности Рыночной и Мариацкой площадей - там расположено много красивых домов.

   Подходим к зданию, построенному на площади Святого Духа в 1893 году по образцу Гранд Опера в Париже, - театру им. Юлиуша Словацкого. Занавес с аллегорическими фигурами, связанными с театром, исполнена за проектом знаменитого художника Генриха Семирадского. Перед фасадом здания театра стоит памятник известному польскому драматургу Александру Фредро.

   Продолжаем экскурсию Королевским трактом по Флорианской улице, которая начинается на Рыночной площади и заканчивается у костёла Святого Флориана. Её протяженность составляет 335 метров. Своё название улица получила от средневекового входа в город - Флорианских ворот, где сохранилась единственная оборонительная башня, из восьми, существовавших ранее. В 1330 году на Флорианской улице было построено 10 домов, хотя в плане города улица появилась ещё в 1257 году. С момента своего возникновения она неоднократно перестраивалась и её здания меняли свой стиль от готического до ренессанса, барокко и классики. К концу XVIII века на Флорианской улице открываются рестораны, кафе, магазины и появляются отели, а конная линия была заменена трамвайной в 1882 году.

   Эта улица представляет интерес для гостей города не только своими старинными зданиями, отдельные дома, расположенные здесь, это просто кладезь истории. Например, дом под номером 45 известен тем, что в нём находится кафе «Яма Михалика». Ян Аполлинарий Михалик, будучи прекрасным кондитером, в 1895 году основал собственное кафе. Кондитерская была названа «Львовская кондитерская», которую местные вскоре в шутку переименовали «Ямой Михалика». Это было связано с тем, что помещение представляло собой длинный зал без окон. Кондитерская быстро завоевала свою популярность, особенно среди интеллектуальной элиты – писателей, актёров, художников и студентов Академии изящных искусств. Часто у них не было денег, и они расплачивались своими картинами, которые до сих пор украшают стены ресторана. С 1905 года по вечерам здесь выступала кабаре-труппа «Зелёный шарик» и кукольный театр. Куклы также сохранились до наших дней. В настоящее время ресторан насчитывает 160 посадочных мест. Ресторан предлагает возможность проведения банкетов, конференций и бизнес-встреч.

   Подходим к Флорианским воротам. Слева - здание Городского арсенала, расположенное у крепостных стен арсенал между Флорианскими и Славковскими воротами. Возведённое из битого песчаника здание в 1565-1566 г. г. было предназначено для хранения ружей, пушек и пороха. В 1626 году был перестроен свод, который покрыли так называемой «краковской» крышей, а в 1854-1861 г. г. здание было перестроено в стиле итальянских замков ХІV века. В 1874 году город передал арсенал вместе со Столярской и Тесельской башнями Владиславу Чарторыйскому под музей. Там были размещены собираемые веками сокровища культуры, принадлежащие семье Чарторыйских, и семейная библиотека. В 1961 году библиотека была перенесена в новое здание, а в арсенале остались музейные экспонаты.

   Выходим из Старого города через Флорианские ворота – одной из четырёх башен, которые вместе с частью крепостных стен и Барбаканом пережили снос городских укреплений в начале ХIХ века. Уцелели четыре башни: Позументщиков, Флорианская, Столярская и Тесельская.

   Перед нами Барбакан - оборонительный бастион круглой формы, выполненный из кирпича. Он предназначен для обстрела врагов во время нападения на город. Именно Барбакан изображен на гербе Кракова. Изначально бастион окружал огромный ров, наполненный водой, и попасть в город можно было только через него. С течением времени он неоднократно перестраивался. 

   В начале XIX века городские власти превратили его в городскую достопримечательность, которую может посетить любой желающий. Внутри присутствуют экспозиции, которые подробно расскажут об истории Барбакана, снаружи же разбиты аллеи, по которым приятно прогуляться в любое время года.

   Старый город окружён парковым кольцом, который является его естественной границей, под названием Планты. Площадь парка составляет 21 гектара и его круговая протяжённость составляет 4 километра. Парк был заложен в 1822-1830 годах на территориях около бывших фортификационных сооружений, окружавших Старый город. На Плантах установлен памятник-фонтан «Фортепиано Фредерика Шопена». Струи фонтана бьют из 8 струн и из молоточков абстрактного фортепиано. Фонтан выполнен Вандой Челковской по проекту (1949 года) Марии Яремы. Установлен в октябре 2006 года в начале улицы Францисканская.

   Подходим к следующему памятнику на Плантах - памятнику королеве Ядвиге и королю Владиславу Ягелло, поставленному в 1886 году в честь 500-летия польско-литовской унии (1385 г.).

   На противоположной стороне улицы Славковска стоит дом под глобусом. Это бывшее здание Торговой палаты. Как шутят краковяне, глобус - это маяк для тех, кто "напосещался" краковских баров.

   Возвращаемся по дорожке парка Планты к Барбакану, на западной стороне которого со стороны улицы Баштовой, напротив Краковской академии искусств, установлен памятник польскому живописцу Яну Матейко (1838-1893) - автору батальных и исторических полотен, в первую очередь патриотического содержания. Вся жизнь художника была связана с Краковом. Памятник был открыт 12 ноября 2013 года в торжественной обстановке Президентом Кракова Яцеком Майхровским во время празднования 175-летия со дня рождения и 120-летия со дня смерти Яна Матейко.

   Через дорогу расположена одно из самых красивых мест города - площадь Матейки. К средневековому Кракову примыкали два города-близнеца, учреждённые Казимиром Великим: Казимеж и Клепаж. Современная площадь Матейки является частью большого рынка Клепажа. Существующая форма площади сформировалась в конце XIX века, когда вместо деревянных в своём большинстве домов начали строить каменные. Одна из интересных достопримечательностей площади - здание Окружного управления железных дорог, построенное в 1889 году, в котором сразу появились лифты, собственный водопровод и газовое освещение (на фото - за памятником).

   В центре площади Яна Матейко установлен Монумент Грюнвальдской битвы, который представляет собой скульптурную группу, центром которой является конная статуя короля Речи Посполитой Владислава Ягелло, основавшего династию Ягеллонов. Монумент был установлен в 1910 году, в ознаменование празднования 500 летия Победы объединённой польско-литовской армии над рыцарями Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве. Победа поляков ознаменовала начало упадка Тевтонского ордена и возвышение Речи Посполитой до уровня доминирующего государства Восточной Европы. Перед памятником находится могила Неизвестного солдата, к которой каждый год 1 сентября возлагают цветы в память о павших польских воинах на фронтах Второй мировой Войны. Ежегодно на площади, когда 3 мая в Польше отмечается День конституции, проводится парад.

   Также на площади находится Национальная Галерея Изящных искусств, которая появилась благодаря усилиям знаменитого художника Яна Матейко, и отель «Матейко». Музей известного художника Яна Матейки расположен неподалеку, в доме 41 по ул. Флорианской.

   В самом конце площади Матейки стоит двухбашенный барочный костёл – университетская коллегиата (т. е. костёл, при котором находится собрание каноников) под покровительством Святого Флориана. В соответствии с легендой, волы, везущие реликвии мученика Святого Флориана, остановились здесь и не сдвинулись с места, пока не решено было построить здесь его храм. Костёл был первым этапом похоронной церемонии польских королей, умерших за пределами Вавеля. Их перевозили в несуществующий в наше время дворец на улице Шляк, а оттуда – в костёл Святого Флориана, где отправляли богослужение. Затем траурная процессия направлялась в Вавельский собор. Со времён Генриха Валуа костёл стал местом первой остановки вновь избранного короля перед торжественным въездом в Краков во время церемонии коронации. Костёл, находящийся за пределами городских стен, часто подвергался вражеским нашествиям и горел. Отстраивался 6 раз, каждый раз в соответствии со стилем эпохи. В настоящее время преобладает декор в стиле барокко и рококо. В 1949-1951 годах Кароль Войтыла, бывший Папа Римский Иоанн Павел II, был здесь викарием.

   Напротив костёла - здание Европейского университета. Корона над окном причисляет здание к типу дворцов. Площадь Матейки – одно из самых красивых мест города, на ней заканчивается Королевский тракт и наша экскурсия по нему.

   Нас ожидают приятные водные развлечения в Краковском аквапарке. Открытый в июле 2000 года, он является одной из главных достопримечательностей города и крупнейшим аквапарком Польши.

   В аквапарке 3 бассейна, оснащённых плавательными дорожками и гидромассажем: верхним, боковым, нижним и лежачим; а также множество разнообразных открытых и закрытых горок, самая длинная из которых составляет 202 метра; 8 ванн-джакузи с тёплой водой; сухие и «турецкие» сауны и для самых маленьких посетителей - лягушатник. Это место, где мы недорого, но с удовольствием провели время.

   Трудно поверить в то, что Краков, древнейший город Польши, сегодня существует, сохранив свой многовековой образ, можно назвать счастливой случайностью. В 1945 году город едва не превратили в руины. Немецкая армия готовилась взорвать город. И этот взрыв, возможно, был бы пострашнее многих терактов современности. Но Краков спасла женщина. Вернее, любовь немецкого офицера к советской разведчице... Немецкий офицер влюбляется в советскую разведчицу. В память об этом чувстве он передаёт информацию капитану Евгению Березняку, который впоследствии войдёт в историю как герой-спаситель Кракова (данные события отражены в фильме "Майор "Вихрь", СССР, 1967 год).