«…ЖЕЛАНИЕ - как много в этом слове… оно нас манит,

ослепляет, восхищает, а иногда нас просто завлекает…“

   Желание посетить Польшу – страну, не только соседскую, но и имеющую с моей родиной пересекающуюся историю, зрела в моих планах давно. Именно Польша в далёком 2005 году стала первой страной, сухопутную границу которой в пункте пограничного пропуска «Шегини» я впервые пересекла. С этого момента и начались все мои путешествия по европейским странам. С воспоминаний о Польше я начну цикл репортажей о странах центральной Европы под названием "Европейский феерверк", которым завершу знакомство с европейской частью моих путешествий. Что можно сказать о нашей соседке Польше? Въехав в её пределы, мы столкнулись с довольно привычными нашему взгляду пейзажами: хвойные и лиственные леса сменяются аккуратными населёнными пунктами, отдельными обрабатываемыми участками земли. Вроде всё так как у нас, а не так. Природа, правда, очень похожа, но качество дорог намного лучше, пересекающие наше шоссе опрятные мосты выкрашены в разноцветные тона.

Варшава - столица, восставшая из пепла

   Первое свидание с Варшавой произошло 5 лет назад, когда наш поезд прибыл на вокзал «Варшава – Центральная». Мы были удивлены, что вокзал больше напоминает станцию метро, т. к. находится под землёй (вернее, там находятся железнодорожные пути), и подобно привычным нам станциям метро мы на эскалаторе поднялись в современное здание вокзала. Нас встретило последнее, что ожидаешь там встретить, и первое, что видишь, выходя из варшавского вокзала - «сталинская» высотка, напоминающая Московский университет. Нам объяснили, что это действительно родная сестра московских высоток, подаренная Советским Союзом Польше.

   На вопрос министра иностранных дел СССР Молотова, когда Сигалин (главный архитектор Варшавы) водил его по городу: «А как бы вы посмотрели на такое же высотное здание в Варшаве, как у нас?». «Ну что ж, вполне можно», - произнёс 2 июля 1951 года Юзеф Сигалин, зная, что согласие на дар Советского Союза - это историческая необходимость. Для проектирования своего подарка Сталин откомандировал Льва Руднева. Среди его произведений и такое широко известное сооружение, как Московский университет им. Ломоносова на Ленинских горах,форма которого должна была стать образцом для варшавской новостройки. Во время возведения высотки погибло 16 человек, в том числе двое детей, которым свалились на голову строительные леса. В 1955 году во время передачи дворца варшавянам, он получил официальное «Дворец культуры и науки имени И. В. Сталина», а перед главным фасадом установили памятник вождю. На тридцатом этаже здания (на высоте 114 м) расположена свободная для посещения терраса со смотровой площадкой, откуда открывается роскошная панорама города. После целой серии самоубийственных прыжков с неё - терраса была огорожена решёткой. Здание имеет более трёх тысяч помещений, а его высота вместе со шпилем составляет 234 метра (входит в десятку самых высоких зданий Европы). Сегодня небоскрёб выполняет функции офисного здания и выставочного центра, является штаб-квартирой ряда компаний и государственных учреждений. Кроме того, в нём находятся кинотеатры, музеи, книжные магазины, научные институты, бассейны, четыре кинозала, три театра, рестораны, выставочные пространства и самый большой в Польше конференц-зал, рассчитанный на 3000 человек.

   С начала 90-х в головах архитекторов блуждали всё более смелые проекты уничтожения дворца. На объявленном в середине 90-х годов архитектурном конкурсе победил проект, предусматривавший возвести вокруг дворца несколько небоскрёбов, чтобы уменьшить воздействие сталинского творения на столицу. Поэтому район вокруг Дворца придаёт Варшаве вид современного мегаполиса.

   Например, построенный в 2013 году по проекту легендарного архитектора современности Даниэля Либескинда жилой комплекс «Злота 44» стал самым высоким в Европе жилым небоскребом (высота - 192 метра). В структуре жилого комплекса предусмотрено 4 типа апартаментов от однокомнатных до пентхаусов. В этом комплексе предусмотрена обширная сеть обслуживания жильцов: винный погреб, 25-метровый бассейн, джакузи, фитнес-клуб, сауна, террасы, магазины и многое другое. По мнению многих экспертов, внешне угловатый и крайне необычный объект должен стать символом будущей Варшавы.

   Проезжаем мимо искусственной пальмы, стоящей на площади де Голля на пересечении Иерусалимских Аллей и Нового Света, - части исторического Королевского тракта. Для начала что-то, казалось бы, малосущественное - финиковая пальма - инсталляция Иоанны Райковской «Привет с Иерусалимских Аллей», но она имеет свою историю. В XVIII веке на границе города был основан городок еврейских купцов и ремесленников, называемый Новым Иерусалимом. Именно от этого Иерусалима, а не того, ближневосточного, известного по Библии, получила своё название улица. История Нового Иерусалима не была, однако, счастливой. Польские купцы под предлогом конкуренции сумели вытеснить евреев. И название улицы мы можем символично прочесть как выражение отсутствия не только евреев из Нового Иерусалима, а вообще евреев. До войны они составляли 30% жителей Варшавы. Большинство погибло в гетто и концлагерях. Может ли пальма стать монументом, который «помнит» их? Наверное, не может, но хорошо, что она есть. Сегодня, окруженная симпатией варшавян, она стала одной из «икон» столицы.

   На этой площади стоит ещё одна достопримечательность - памятник знаменитому французскому президенту Шарлю де Голлю, который установлен в центре Варшавы, недалеко от Национального музея. Этот памятник является копией памятника, установленного на Елисейских Полях в Париже в 2000 году. С 1919 по 1921 год де Голль жил в Польше, где преподавал тактику в гвардейском императорском училище в Рембертове, неподалеку от Варшавы. В это же время, в чине майора, он участвует в военной операции в ходе советско-польской войны 1919-1921 г. г. Варшавяне ценят ту роль, которую он сыграл в Варшавской битве в 1920 году: отлично воюя, был удостоен высшей воинской награды в стране - Крестом «Virtuti Militari».

   Но нас больше интересуют не современная архитектура польской столицы, а Варшавская Старувка (Старый город) – исключительное место, основанный в XIII веке княжий город и поселение, окружённое стенами! Разрушенная на 90% немецко-фашистскими захватчиками после Варшавского восстания, она затем была восстановлена с такой точностью, что ЮНЕСКО внесло её в Список всемирного наследия (1980 г.). Это единственный реконструированный объект в указанном списке. 

   Начинаем экскурсию с реконструированного Королевского замка и Замковой площади.

   Княжий замок был построен в 1598-1618 г. г. королём польским и великим князем литовским Сигизмундом Вазой на месте средневекового замка мазовецких князей. Дворец был воздвигнут на искусственном возвышении, имел форму пятиугольника и выделялся на фоне городской застройки 60-метровой Сигизмундовой башней, прообразом которой, по мнению некоторых авторов, послужили фортификационные сооружения Смоленска. Дворец-замок подвергался грабежу во время шведского нашествия середины XVII века и Северной войны. Хотя и Ян Собеский, и Август III финансировали ремонтные работы, полномасштабное обновление обветшавшего строения связано с именем последнего короля, Станислава Августа Понятовского.

   По его инициативе вдоль Вислы было построено новое крыло с современными интерьерами в стиле классицизма, а старый замок был обстроен рядом новых залов и сооружений, включая протяжённый корпус королевской библиотеки, соединяющий замок с барочным дворцом «под бляхой».

   В промежутке между мировыми войнами дворец, представлявший собой замысловатую смесь построек и перестроек разных эпох, был тщательно отреставрирован, и здесь водворился Игнаций Мосцицкий - Президент Польши (1926-1939), который к тому же был и учёным-химиком, изобретателем, одним из создателей химической промышленности Польши, а в 1920-1926 г. г. работал в Политехническом институте во Львове: профессор физической химии и технической электрохимии, ректор в 1925/1926 учебном году. Во время Второй мировой войны нацисты заминировали дворец и подвергли его планомерному и беспощадному разрушению. После войны место, где некогда стоял замок, пустовало до 1971 года, когда Сейм окончательно отказался от планов строительства современных правительственных зданий на его месте и принял решение восстановить дворец по сохранившимся фрагментам и фотографиям, по возможности придав ему ту форму, которую, как предполагается, он имел в начале XVII века. Восстановительные работы продолжались до 1988 года.

   Колонна Сигизмунда III возведена в центре Замковой площади в период с 1634 года по 1644 год, по указанию сына Сигизмунда III - короля Владислава IV. Авторами проекта памятника были итальянские архитекторы Августин Лоччи и Константино Тенкалла. Общая высота памятника составляет 22 метра, а бронзовая статуя короля имеет высоту в 2,75 метра. В правой руке король держит кривую саблю, символизирующую отвагу и воинскую доблесть, а в левой руке находится крест, являющийся символом готовности к борьбе со злом. Сигизмунд III был крайне непопулярным королём. Имея права на шведский престол, он пытался создать единое государство, состоящее из Речи Посполитой и Швеции, что привело к затяжной войне со Швецией. Одновременно Сигизмунд III поддерживал самозванцев во время Великой смуты в России, что привело к неудачной для Речи Посполитой войне с Россией 1605-1618 г. г. Больших успехов король Сигизмунд III достиг в борьбе с мятежниками. Собственно колонна на Замковой площади Старого города Варшавы была задумана ещё самим Сигизмундом III, как символ победы над мятежниками, возглавляемыми шляхтичем Николаем Зебжидомским. Колонна, изготовленная при короле Сигизмунде III, была вдвое больше возведенной на Замковой площади и не выдержала перевозки к месту установки. Позднее эта заготовка и была использована в 1644 году для изготовления колонны Сигизмунда III. Король Сигизмунд III стал инициатором переноса столицы из Кракова в Варшаву. Король Сигизмунд III был просвещённым человеком, любил музыку, живопись, театр, литературу, спорт. Сигизмунд III прекрасно разбирался в часовых механизмах, сам изготовил уникальный хронометр, ставший подарком папскому легату. Колонна Сигизмунда III очень понравилась российскому императору Петру I во время посещения Варшавы. Король Речи Посполитой Август II Саксонский даже подарил колонну российскому императору. К счастью, перевозка такого груза оказалась невозможной. При подавлении Варшавского восстания 1944 года колонна была разрушена полностью. Статуя короля Сигизмунда III пострадала незначительно. В 1949 году реставрированная статуя короля была установлена на новую колонну, изготовленную из силезского гранита, - памятник был восстановлен.

   Заходим в Старый город. В нём расположено несколько костёлов. Первый на нашем пути – костёл Святого Мартина, возникший в 1353 году вместе с прилегающим августинским монастырём и госпиталем Святого Духа внутри дома по велению Земовита III, князя Мазовии, и его жены Эвфимии. Позднебарочная отделка интерьера была уничтожена в 1944 году, сохранилась только часть сгоревшего распятия. После войны интерьер был детально восстановлен по проекту сестры Альмы Скшидлевской, а сохранившаяся часть распятия включена в новое распятие в современном стиле. В 1980-х годах костёл стал местом собраний оппозиционных коммунистическому режиму политиков.

   Выходим на улицу Свентоянскую, на которой расположены два храма.

   Первый - это архикафедральная базилика Мученичества Иоанна Крестителя – храм XIV века, место королевских венчаний, коронаций и похорон. В базилике находится гробница примаса Стефана Вышинского, а в её криптах – гробницы мазовецких князей, варшавских архиепископов, последнего короля Польши Станислава Августа Понятовского, президента Польши Габриеля Нарутовича, а также писателя, лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича. Во время Варшавского восстания в 1944 году на территории кафедрального собора проходили бои, а после подавления восстания храм был взорван. Было уничтожено около 90% стен. Восстановленный после войны храм 9 июня 1960 года освятил кардинал Стефан Вышинский. В последнее время костел стал важным международным центром распространения сакральной музыки. В летний период в архикафедральном соборе проходят концерты органной музыки.

   Рядом находится Святилище Милостивой Богоматери. Построен в стиле позднего ренессанса в 1609-1629 г . г. на средства фонда короля Сигизмунда III Вазы. В алтаре в стиле раннего барокко находится икона Милостивой Богоматери - покровительницы Варшавы, подаренная королю Яну Казимиру Папой Римским Иннокентием X. С лежащим перед костёлом каменным медведем связана романтическая легенда, согласно которой превращенный в камень скромный князь ждёт возлюбленную, любовь которой вернёт ему человеческий облик.

   Сразу за кафедральным собором находится маленькая треугольная площадь, название которой Канония происходит от домиков, в которых жили в XVII веке священники-каноники. Посреди площади стоит огромный бронзовый колокол XVII века, который никогда не был подвешен ни в одном костёле. Говорят, что если обойти его три раза, можно обрести счастье. На площади находится самый узкий дом столицы. Со стороны площади его ширина равна одному окну, но со стороны Вислы он уже значительно шире. Это хитрая уловка домовладельца, который таким образом избежал оплаты высокого земельного налога, начисляемого по ширине фасада.

   С этой площади выходим к Гнойной горе, названной так потому, что со времён Средневековья до середины XVIII века здесь была свалка. В настоящее время здесь находится смотровая площадка, откуда можно полюбоваться прекрасным видом на Вислу и район Прага - самую старую часть правобережной Варшавы, формально включённую в город только в конце XVIII века. Будучи многие годы второстепенной частью города, в которой существовали рядом три разных вероисповедания (католицизм, православие и иудаизм), она уцелела от военных разрушений.

   Дальше наш путь лежал к Рыночной площади Старого города. Здесь находится памятник Варшавской Сирене, которая с начала XX века является символом города. По легенде, она вынырнула из Вислы и предрекла рыбакам, что на берегу реки будет построен великий город.

   Здесь проходили праздники, ярмарки и также исполнялись приговоры смертникам. Со времён основания города площадь имеет неизменную форму. Центральную часть рыночной площади занимала ратуша, которая была разобрана в 1817 году. Каменные дома вокруг рынка в большинстве своём были разрушены в 1944 году, после войны были восстановлены в виде, отвечающему первой половине XVII и XVIII веков.

   Направляясь к Барбакану, подходим к остаткам городских оборонительных стен XVI века. Вдоль крепостных стен расположена фотовыставка, посвящённая восстановлению Варшавы из руин.

   С оборонительной стены открывается чудесный вид на Старый и Новый город.

   Варшавский Барбакан (полукруглый укреплённый форпост) был возведен в 1540 году у Северных ворот Старого города. Мощное крепостное сооружение с четырьмя башнями было построено по проекту итальянца Джованни Батиста. 

   Также здесь располагался подъёмный мост, однако он не сохранился до наших дней. Во Второй мировой войне, в частности во время обороны Варшавы 1939 года и Варшавского восстания в 1944 году, Барбакан был почти полностью разрушен, как и большая часть построек Старого города. Он был восстановлен в 1952-1954 г. г. на основе чертежей XVII века, так как новое правительство решило использовать его в качестве туристической достопримечательности, а не восстанавливать на его месте прежние kamienica. Расположенный между Старым городом и Новым городом, Барбакан привлекает внимание многочисленных туристов.

   А этот трогательный маленький повстанец в каске – памятник всем героическим детям, боровшимся с оккупантами во время Варшавского восстания 1944 года.

   О борьбе варшавян против немецко-фашистских захватчиков во время восстания 1944 года напоминают такие знаки.

   Из Старого города проходим через Замковою площадь и продолжаем знакомство со столицей от Дома Пражмовских – дома в стиле рококо саксонских времён (XVII век).

   В настоящее время здесь находится Дом литературы и первый в Польше эскалатор, подаренный Советским Союзом в 1949 году, благодаря которому можно удобно попасть из Замковой площади на маршрут W-Z (Восток – Запад), откуда хорошо виден костёл Святой Анны, возведенный в XV веке. 

   С моста открывается чудесный вид на Княжий замок и шоссе.

   Костёл Святой Анны - один из красивейших костёлов в Польше и главный центр академического пасторства в столице. Именно здесь Иоанн Павел II встречался с молодёжью во время своей первой поездки на родину. 

   На колокольне при костёле находится смотровая площадка, из которой раскрывается вид на Старувку, Краковское предместье, а также панорама правобережной Варшавы.

   Дальнейший маршрут выбираем по Королевскому тракту и начинаем с Краковского предместья, на котором находится много интересных объектов. Здесь расположен Большой театр, в котором находится крупнейшая в мире оперная сцена, на которой идут произведения польских композиторов и мировая классика. Боковое крыло здания занимает Национальный театр, напротив которого установлена одна из 14 "шопеновских" скамеек - новой достопримечательности Варшавы. На сиденье таких скамеек размещена кнопка, после нажатия которой в течение 30 секунд звучит музыка Фредерика Шопена. На поверхности скамеек выгравирована карта маршрута с информацией о композиторе. 

   Подходим к очень красивому памятнику Адаму Мицкевичу – одному из известнейших польских поэтов эпохи романтизма. Открытый в 1898 году в период усиленной русификации (во времена разделов). Памятник был «героем» событий марта 1968 года. Именно здесь была организована известная манифестация протеста против снятия со сцены, по просьбе посольства СССР, национальной эпопеи «Дзяды» в Национальном театре.

   Идём дальше - к Президентскому дворцу, перед которым установлен памятник князю Юзефу Понятовскому. Президентский дворец был построен в 1643 году и с тех пор подвергался реконструкции множество раз. Изначально он служил резиденцией наместника Царства Польского во времена российской оккупации. Позднее здесь размещался Совет министров, а во время Второй мировой войны он служил форпостом немецких оккупантов. Начиная с июля 1994 года это место стало официальной резиденцией президента Польши. Первым из президентов во дворце жил Лех Валенса, в 1994 году перенёсший резиденцию во дворец из Бельведера. Затем дворец являлся резиденцией Александра Квасневского и Леха Качинского. В 2010 году на здании была установлена мемориальная доска погибшему под Смоленском президенту Качинскому. После катастрофы площадь перед дворцом стала местом поминания погибших. Нынешний президент Бронислав Комаровский перенёс свою резиденцию в Бельведер.

   Прямо напротив Президентского дворца расположен Дворец Потоцких. Первоначально он был построен для семьи Денгофов и приобретён семьёй Потоцких в конце XVIII века. В настоящее время - это резиденция Министерства культуры и искусства. Дворец реконструирован в 1948-1950 г. г. От первоначального дворца, построенного в конце XVIII века, сохранилась лишь Кордегардия, относящаяся к позднему барокко, созданная около 1763 года по проекту Эфраима Шрегера, со скульптурами Себастиана Зейсля, необарочными воротами, воздвигнутыми в 1897 году по проекту Леандро Маркони, и решёткой, изготовленной на фабрике С. Зелезинского.

   За Президентским дворцом стоит отель «Бристоль» - одна из старейших и наиболее роскошных гостиниц Варшавы. В 1913 году Варшавское научное общество организовало в «Бристоле» банкет в честь дважды лауреата Нобелевской премии Марии Склодовской-Кюри. В отеле также гостили маршал Польши Юзеф Пилсудский – глава Польского государства после восстановления независимости в 1918 году, президенты США Джон Кеннеди и Ричард Никсон.

   Перейдя дорогу, сворачиваем вглубь и выходим к площади Пилсудского, которая возникла в 1791 году как общедоступный двор Саксонского дворца, который был разрушен во время Второй мировой войны. В настоящее время она является местом важных государственных церемоний, связанных с историей Польши. В праздник Независимости (11 ноября) на площадь толпами прибывают варшавяне, чтобы поучаствовать в празднествах, завершающихся военным парадом, движущимся к музею Польской армии.

   На площади находится Могила неизвестного солдата – символическая гробница для почтения памяти погибших в борьбе за свободу Польши. На могиле горит вечный огонь и несёт службу почётный караул.

   Возвращаемся на главную дорогу и продолжаем путь по Краковскому предместью. В небольшом сквере находится памятник Болеславу Прусу - передовому писателю польского позитивизма – автору «Куклы» - наиболее «варшавского» романа, изображающего яркую картину столицы в XIX веке.

   В этом же сквере есть и такая симпатичная лавочка-скульптура.

   В конце сквера, у костёла Святого Иосифа (сестёр Визитанток), стоит памятник кардиналу Стефану Вышинскому. Благодаря заслугам для страны и для католической церкви – называемый так со слов папы Римского Иоанна Павла II, который сказал, что «такой примас, как Вышинский, попадается один раз в 1000 лет».

   Костёл Святого Иосифа (сестёр Визитанток), сооружённый в XVIII веке, до сегодняшнего дня сохранил оригинальное убранство. Во времена лицеистской молодости Шопена здесь служили мессы для учащихся и студентов. Фредерик иногда играл во время месс на органе. Здесь он познакомился со своей любовью – Констанцией Гладковской, которая пела соло во время богослужений.

   Вот так выглядит улица Краковское предместье, по которой продолжаем гулять и познавать одну из интереснейших европейских столиц.

   За красивыми воротами, украшенными статуями Победы и Урании, расположены главные корпуса Варшавского университета. Это одно из самых крупнейших и важнейших польских высших учебных заведений. Его история отражает бурную историю страны. Образован в 1816 году как Королевский варшавский университет в результате объединения Школы права и администрации и Медицинской школы. Университетский ансамбль состоит из нескольких старинных зданий, в частности, Казимирского дворца, в котором в начале XIX века находился Варшавский лицей, где учился Фредерик Шопен. В этот период композитор с семьёй жили во флигеле дворца.

   За воротами выглядывает неоренессансное здание старой Университетской библиотеки Collegium Novum, которое обычно называют "Старым БУВ". На протяжении многих лет хранило библиотечные собрания, которые неоднократно грабились и вывозились. Территория очень уютная, с красивыми клумбами, удобными скамеечками.

   Через дорогу расположен за красивыми воротами Дворец Чапских (Красинских) – здание XVIII века. В настоящее время здесь расположена Академия изящных искусств. В левом флигеле дворца находилась последняя варшавская квартира Фредерика Шопена.

   Издалека видно Малую базилику Святого Креста - храм, принадлежащий католическому ордену лазаристов. Современное здание было построено в 1679-1696 г. г. в стиле барокко. Именно здесь в 1683 году король Ян III Собеский вверял Богу Отчизну перед турецким походом на Вену. Король выиграл войну, благодаря чему Европа была спасена от турецкого нашествия. В опоры храма вмурованы урны с сердцами композитора Фредерика Шопена, а также писателя, лауреата Нобелевской премии Владислава Реймонта.

   Перед фасадом на фронтоне лестницы стоит статуя Христа, несущего крест, и надписью на пьедестале «Sursum Corda» («Горе сердца»).

   Урна с сердцем Шопена, привезенная из Франции Людовикой, любимой сестрой композитора, покоится в колонне слева от главного нефа. Сейчас там видна надпись: «Где сокровище твоё, там и сердце твоё. Шопену – соотечественники».

   Завершаем нашу прогулку по Краковскому предместью у Дворца Сташица, перед которым установлен памятник известному польскому астроному рубежа XV и XVI Николаю Копернику, возведенный по проекту Бертеля Торвальсена. Провозглашённая Коперником теория о движении небесных тел составляет одну из важнейших научных революций в истории человечества. Как гласит польская поговорка, «он остановил Солнце и сдвинул Землю». В мире есть ещё две такие статуи, вылитые из одной модели, - в Монреале и Чикаго.

   Дворец Сташица, построенный в начале XIX века усилиями священника и известного деятеля эпохи просвещения Станислава Сташица в месте, где ранее находился разрушенный доминиканский монастырь, а ещё раньше – православная часовня. Во времена разделов дворец перестроили в декоративном византийско-русском стиле. Здесь находилась гимназия, называемая русской, и церковь, которая должна была напоминать о православной истории этого места. В настоящее время в нём расположена Польская академия наук и Варшавское научное общество.

   Во время прогулки мы нашли немало мест, связанных с Фредериком Шопеном, к тому же звучала его музыка. Шопен, без сомнения, является самым известным варшавянином. Поэтому решили продолжить знакомство с Варшавой, посетив и другие места, связанные с выдающимся композитором. Мы направляемся к Бельведерскому дворцу. Во времена Шопена он был резиденцией главнокомандующего Королевства Польского князя Константина, брата царя Александра I. Будучи «вундеркиндом», Фредерик часто бывал здесь и выступал с концертами перед княжеской четой. Во время одного из таких визитов Фредерик сыграл князю Константину военный марш собственного сочинения, который создал именно для него. В последующие годы здесь была резиденция Юзефа Пилсудского. В настоящее время дворец является собственностью президента Республики Польша.

   Рядом с Бельведерским дворцом у входа в «Королевские лазенки» стоит памятник предводителю польского государства, первому маршалу и дважды премьеру Польши, польскому военачальнику и главнокомандующему Польской армии Юзефу Пилсудскому.

   Мы входим в прекрасный дворцово-парковый ансамбль «Королевские лазенки». Своё название он получил от павильона-купальни, перестроенного последним королём Польши Станиславом Понятовским во дворец. Этот дворец стоит на островке, окружённом каналами. До 20-х годов XX века парк был закрыт для жителей Варшавы. Однако, он мог быть местом развлечения молодого Фредерика, который здесь бывал гостем.

   Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 года в Желязовой Воле, в 50 км от Варшавы, но с осени того же года жил в Варшаве до октября 1830 года. Вначале он отправился в Вену, там его застала весть о начале Ноябрьского восстания в Польше. Поддавшись уговорам семьи, ввиду своего слабого здоровья, он остался в Вене. Осенью 1831 года он уехал в Париж, где и прожил до конца своей жизни. Умер он 17 октября 1849 года. Его похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце, согласно его воле, вернулось в Варшаву и покоится в базилике Святого Креста на Краковском предместье. 14 ноября 1926 года в парке был открыт памятник Шопену, который стал одной из визитных карточек Варшавы. У памятника по воскресеньям, если позволяет погода, лучшие музыканты исполняют сонаты и мазурки этого гениального композитора.

   Вокруг памятника посажено много маленьких декоративных роз, расставлены музыкальные скамейки, воспроизводящие по желанию произведения Шопена вне зависимости от погоды. Венгры подарили парку бюст своего гениального композитора Ференца Листа. Очень приятное место для культурного отдыха.

   Также недалеко от этого места установлен памятник Генрику Сенкевичу - одному из самых известных польских писателей ХIX и XX века, лауреату Нобелевской премии 1905 года.

   На территории парка находится много и других старинных сооружений: Мыслевицкий дворец, где жили королевские придворные, Старая и Новая оранжереи, Старая и Новая кордегардия, Белый дом, Школа подхорунжих. Сегодня в этих объектах находятся различные культурные учреждения.

   Мы заканчиваем своё путешествие в конце «Королевского тракта» в дворцово-парковом ансамбле «Вилянув» – летней резиденции короля Яна III Собеского, которая была построена в конце XVII века и впоследствии постоянно достраивалась. Эта важная варшавская достопримечательность расположена на юго-восточной окраине города. Дворец в стиле барокко с прилегающим к нему садом - предмет национальной гордости поляков. В июне 1696 года, после смерти короля, дворец унаследовали юные королевичи Константин и Александр, но из-за финансовых проблем поместье перешло во владение вдовы великого гетмана - Эльжбете Синявской.

   Рядом находится католическая церковь, кофейня, шоколадница, корчма и несколько ресторанов. На территории парка расположен костёл Святой Анны, возведенный в 1772 году. Внутри можно восхищаться красивыми старинными украшениями, а также саркофагами и эпитафиями владельцев Вилянува, погребения которых находятся в крипте под часовней.

   Также здесь находится неоготический мавзолей Александры и Станислава Потоцких.

   Входим на территорию дворцово-паркового ансамбля через красивые ворота.

   Нашему взору открывается великолепный дворец.

   Начинаем осмотр с прогулки по великолепному парку, известному и популярному месту романтических событий, таких как свидания, обручения, свадьбы. Здесь много скульптурных композиций.

   На большой территории, окружающей дворец, высажены красивые цветы, растения и деревья.

   Вокруг дворца много прекрасных цветочных клумб и фонтанов – очаровательное зрелище!

   От дворца через парк можно выйти к озеру, прогуляться вдоль берега, насладиться его спокойной гладью и покормить водоплавающих птиц.

   Оглянув просто великолепную территорию парка, возвращаемся к невероятно красивому дворцу, который вместе с парком достоин того, чтобы провести здесь несколько часов своего времени. Ведь его предназначение было в том, чтобы стать «любовным гнездышком» для короля и его обожаемой супруги Марысеньки. Поэтому здание решено было построить во французском стиле, столь привычном для жены короля – богатой дворянки Марии Казимиры Луизы.

   Нас ждёт экскурсия по музею, расположенному в самом дворце. Именно в этом дворце в 1805 году Станислав Костка Потоцкий открыл один из первых в Польше музеев. Сегодня Вилянувский дворец представляет собой одно из наиболее популярных и излюбленных мест для посещений туристами. Дворец негласно признан польской жемчужиной барокко, который привлекает своей роскошью, масштабностью и красотой. Для посетителей открыты его залы с богатым убранством. К нашему огромному удовольствию, во всех залах разрешена фотосъёмка (без вспышки), но всё равно невозможно передать всё великолепие и богатство экспозиций дворца.

   В 1733 году Вилянувский дворец разрушили русские войска, которые бесцеремонно ограбили его интерьеры. В этом плачевном состоянии дворец достался Станиславу Костке Потоцкому. Граф открыл резиденцию короля для свободного посещения, восстановил прежнюю роскошь дворца, посвятил памяти Яна III Собеского некоторые комнаты.

   Интерьеры пополнились произведениями искусства Рембрандта, Рубенса, ван Дейка и Веласкеса.

   В ходе Первой мировой войны здесь был устроен штаб и военный госпиталь. Немецкие оккупанты приступили к грабежу и разрушению польского национального достояния. Немцы марали маргарином табуреты XVIII века, укрывались гобеленами эпохи рококо, на позолоченные столы разливали суп. Во время Второй мировой войны собрания Вилянувского музея были похищены нацистами, но по окончании войны они были возвращены в Польшу.

   Во время визита в Вилянув мы ознакомились с историей и замыслом украшений дворца, его фасадов и интерьеров, посетили: большой зал, передние залы короля и королевы, спальни короля и королевы, китайский кабинет, зеркальный кабинет, кабинет королевы, голландский кабинет, библиотеку короля, южную и северную галереи, апартаменты первого и второго этажа. Насладились прогулкой по прекрасному парку, увидели оранжереи, посетили мастер-класс по каллиграфии, приобрели сувениры у одетых в старинные костюмы продавцов – окунулись в атмосферу жизни Королевской Польши, которую поляки до сих пор величают Речью Посполитой.

   Так состоялось моё знакомство со столицей Польши – сначала окунулись в её современный и даже футуристический стиль, затем прошлись по успешно отреставрированному Старому городу, увидали облик недавнего прошлого и закончили осмотром дворца времён правления Яна III Собеского, которое было последним блестящим эпизодом в истории Речи Посполитой. Затем начинается уже неуклонный упадок, приведший в 1772 году к первому разделу Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией, по которому к Австрии отошла Галиция, к Пруссии - Западная Пруссия, к России - восточная часть Белоруссии (Гомель, Могилёв, Витебск, Двинск). После третьего раздел (по договору, заключённому между Россией, Пруссией и Австрией в 1795 году) Польша как государство перестала существовать и более столетия (до 1918 года) Польша не имела собственной государственности, польские земли находились в составе других государств (прежде всего России, Пруссии и Австрии).

   Продолжаю изменять хронологию и по отношению к Варшаве – фактической столице Польши с 1596 года, когда после пожара Вавельского замка в Кракове король Сигизмунд III перенёс свою резиденцию сюда, при этом столичный статус города был подтверждён только по Конституции 1791 года. Впервые название появляется в рукописях XIV века в виде Warseuiensis (1321) и Varschewia (1342), а в XV веке как Warschouia (1482). Существует легенда об основании Варшавы: некий князь (властелин) по имени Казимир, заблудившись на охоте, набрёл на бедную рыбацкую хижину на берегу Вислы. Там он обнаружил молодую рыбачку, только родившую близнецов с именами Варш и Сава. Казимир стал их крёстным отцом и наградил семью рыбака за гостеприимство. Рыбак на эти деньги построил дом, вокруг которого стали селиться другие рыбаки, что положило начало Варшаве.

   В начале XV-XVI веков Варшава - столица Мазовецкого княжества, в 1596-1795 г. г. - резиденция польских королей и великих князей литовских, в 1791-1795 г. г. - столица Речи Посполитой, в 1807-1813 г. г. - Варшавского герцогства (фактически под французским протекторатом), с 1815 по 1915 год - царства Польского (во владении Российской империи). С 1918 по 1939 год Варшава являлась столицей Республики Польша, а с 1944 по 1989 год - столицей Польской Народной Республики.

   Наиболее трагичное время Варшава пережила в период оккупации 1939-1944 г. г. во время Второй мировой войны (тогда административный центр Генерал-губернаторства располагался в Кракове), когда центральная Польша, в частности Варшава, были под властью Генеральной губернии - нацистской колониальной администрации. Все учреждения высшего образования были закрыты и всё еврейское население Варшавы (несколько сотен тысяч, приблизительно 30% населения города) отправлено в Варшавское гетто. 19 апреля 1943 поступил указ уничтожить гетто. Евреи начали восстание, которое продолжалось почти месяц. Когда борьба закончилась, почти всех уцелевших уничтожили, только некоторые смогли сбежать или спрятаться. 1 августа 1944, когда Красная Армия не вела активных наступательных действий и закреплялась на достигнутых рубежах, Армия Крайова начала Варшавское восстание, которое длилось 63 дня, но завершилось капитуляцией. Гитлер, пренебрегая согласованными условиями капитуляции, приказал полностью уничтожить город, библиотеки и музеи вывести в Германию или сжечь. Около 85% города было уничтожено, в частности, исторические места: Старе Място и Королевский замок. Варшава была освобождена 17 января 1945 года советскими войсками в результате Висло-Одерской операции.

   Ныне Варшава с населением 1,9 млн. человек, как «феникс, восставший из пепла» - столица Республики Польша – восстановленный, интересный и успешно развивающийся город.