Триест - столица региона Фриули-Венеция-Джулия - раскинулся в глубине Триестского залива Адриатического моря, в 145 км к востоку от Венеции, рядом со словенской границей. Это город совершенно итальянский, но вместе с тем непохожий на другие города Апеннинского полуострова. Возможно, потому, что расположен он на крайнем северо-западе Балканского полуострова. Имея к Италии весьма опосредованное отношение, он долгое время был частью Австрийской империи и её главным морским портом, что не могло не отразиться на архитектуре, сочетающей южные итальянские формы с пышным декором в духе венской сецессии. Триест иногда называют «маленькой Веной у моря» за элегантность его австрийский архитектуры и расположение на берегу великолепного залива.

История города берёт своё начало во времена Древнего Рима, когда впервые он был упомянут (правда, под названием Тергест) в походных записках Цезаря. Строительство города началось с крепостных стен ещё при Октавиане Августе, в 33 году до н. э. Позже император повелел выстроить бухту для кораблей и с этого момента начинается развитие морского порта. После распада Римской империи Триест перешёл под управление Византии и некоторое время был одним из её европейских эксклавов, в конце VIII века попал в империю Карла Великого, где постепенно эволюционировал в вольный торговый город. Венеция видела в Триесте своего соперника и в XIII-XIV веках между ними случались регулярные войны, заканчивавшиеся для Триеста не самым благоприятным образом. В конце концов, в 1382 году жители города ходатайствовали австрийскому герцогу Леопольду III с просьбой о добровольном вхождении в состав империи Габсбургов (позднее - Австрийской империи), под крылом которой Триест существовал до начала XX века, сохраняя свой полуавтономный статус. Для Австрии Триест был главным морским портом. В память об этом периоде в городе рядом с вокзалом установлен памятник императрице Елизавете Австрийской.

   По итогам Первой мировой войны Триест был передан Италии и последующие 30 лет были в жизни города крайне противоречивыми: благополучная жизнь итальянского большинства соседствовала с притеснением словенского меньшинства, подвергавшегося насильственной итальянизации - немудрено поэтому, что югославская армия, освободившая город 1 мая 1945 года, вела себя здесь очень жестоко, и уже в июне 1945 года Триест как спорная, населённая разными народами территория, перешёл под контроль американских и британских военных. После Второй мировой войны планировалось создать вокруг Триеста независимое государство, существовавшее в 1947-1954 г. г. под названием Свободная Территория Триест, но в основном на бумаге: в реальности же почти сразу сформировалась нынешняя граница между Италией и Югославией, а в 1954 году Триест вернулся в состав Италии, тогда как Истрия отошла к Югославии (ныне Словении). 60 лет спустя былые этнические конфликты, к счастью, забыты, а 260-тысячный Триест остаётся многонациональным городом с 20% словенского населения и ещё 10% представителей других славянских народностей, в том числе сербов. «Три лица», «Город трёх культур», «Триединый» - вот далеко не полный перечень прозваний Триеста. Дело в том, что в нём сочетаются три культуры: словенская, австрийская и, собственно, итальянская. В провинции Фриули-Венеция-Джулия, официальный статус имеют четыре языка: итальянский, словенский, немецкий и фриульский. Это хорошо заметно во время прогулок по Триесту: многие таблички на домах и указатели улиц написаны не только на итальянском, но и на словенском языках.

   Как в любом уважающем себя портовом городе, над городом возвышается маяк, который виден далеко из моря. В Триесте это Маяк Победы, построенный скульптором Джованни Майером в 1927 году по проекту архитектора Ардуино Берлама, уроженца Триеста. Надпись на основании маяка гласит: «Свети и помни павших в море». Эти слова посвящены морякам, защищавшим город в Первую мировую войну. Фундамент Маяка Победы опирается на остатки старой крепости времён Австро-Венгрии. Над бронзовым куполом величественного сооружения высится медная статуя римской богини победы – Виктории, скульптура моряка и якорь эсминца «Отважный», первым вошедшим в порт Триеста 3 ноября 1918 года. В этот день для всей страны закончилась эта страшная война и было подписано перемирие между Италией и Австро-Венгрией.

   Знакомство с городом начинаем на холме в центре средневекового города, где расположен Замок Сан-Джусто (или Святого Юста). В нём некогда проживал наместник Триеста, желавший, высоко сидеть, далеко глядеть, а заодно и чувствовать себя в абсолютной безопасности. Замок неоднократно перестраивался, к нему достраивали то оборонительные, то хозяйственные пристройки. На этом холме располагались и римские форты, и венецианские укрепления, и нынешний замок, построенный в XV веке. Он достаточно быстро утратил своё значение, в самом начале XVIII века, когда город обстреляла французская артиллерия, военным стало понятно, что замок Сан-Джусто уже никак не защищает Триест. Интересный факт: замок лишь дважды выполнял военную роль и оба раза - после того, как перестал напрямую использоваться и поддерживаться. В 1813 году тут держали оборону войска Наполеона, а в 1945 - немецкие солдаты. В 1930 году власти Триеста решили восстановить укрепления в качестве туристического объекта, тем более что тут же на холме находится и кафедральный собор. Замок Сан-Джусто приобрёл свой нынешний вид. Сейчас тут расположен музей оружия, терраса, откуда открывается вид на Триест, внутренний двор, где проходят концерты и разные ивенты, а также сами стены и помещения, сохранившие свой оригинальный исторический вид. Также под строениями есть катакомбы, которые недоступны для посетителей и всё ещё исследуются историками и реставраторами, хотя в одном из тоннелей работает элитный ресторан.

   Рядом с замком расположен Кафедральный собор Сан-Джусто, посвящённый Юсту из Триеста, который считается и покровителем города. Построен был в период с 1471 по 1630 годы и с тех пор собор практически в неизменном виде функционирует в качестве римско-католического храма.

   Любопытен тем, что в нём старинные венецианские мозаики соседствуют с мозаиками современными.

   Христианский собор несколько столетий уживался рядом с римским форумом, остатки которого можно видеть по сей день.

   Конечно, римляне не могли не отметиться и в Триесте. Главное сооружение, относящееся к античной эпохе, - традиционный римский амфитеатр, один из тех, которые функционировали во всех крупных древнеримских городах. Предположительно, был построен в I веке до н. э., но затем был расширен при Траяне, когда Триест дошёл до пика своего развития. Первоначально располагался за пределами города, у подножия холма Сан-Джусто, используя естественный рельеф для расположения сидений. Вмещал, по разным подсчётам, от 3500 до 6000 зрителей. В итоге амфитеатр застроили домами, о его существовании было известно, но точное месторасположение обнаружили лишь в 1938 году. Построен театр был на берегу моря, то есть там, где сейчас ездят машины, во времена древних римлян была гавань, а гости театра, восседая на каменных сидениях, могли наблюдать за инсценированными морскими баталиями. На сегодня амфитеатр полностью раскопан и даже выполняет свою первоначальную роль - летом тут проходят выступления артистов.

   На холме, рядом с Замком и Кафедральным собором, расположен мемориальный парк, посвящённый памяти погибшим в Первой мировой войне. В отличие от родного Отечества, где её батальные события не слишком известны и «популярны», в Италии, особенно в этой её части, которая и досталась по окончанию именно этой войны, трепетно относятся ко всему, что с ней связано.

   С холма открывается чудесный вид на город и гавань.

   В Триесте нет достопримечательностей мирового значения, поэтому на беглое знакомство с центром города достаточно 2-3 часа. Отправились гулять по австрийской части города, по пути любуясь красивыми домами и площадями.

   Подходим к площади Верди. Своё имя площадь получила благодаря тому, что на ней расположен театр, носящий имя автора «Аиды». Любопытный момент: изначально театр назывался просто Театром оперы и балета, но когда в XX веке встал вопрос о том, в состав какой страны должен войти Триест, местные жители в качестве ответа переименовали городской музыкальный театр в Театр Верди, продемонстрировав тем самым, что они хотят стать гражданами Италии.

   Здание биржи (1806 год) расположено у края пешеходной зоны, прилегающей к площади Единства Италии. Здание очень похоже на античный храм. Биржевую площадь украшает статуя австрийского императора Леопольда I.

   Перед зданием Биржи - фонтан Нептуна (скульптур - Джованни Маззолени, 1755) в античном стиле, опять же в строгом соответствии с заветами Марии Терезии. По её задумке, фонтаны должны были красоваться на каждой площади города, дабы летом в жару горожане чувствовали себя комфортно.

   Подходим к главной площади города – площади Единства Италии. Огромная, выходящая к морю, площадь является одной из главных достопримечательностей Триеста. Её застройка началась в середине XVIII века после сноса городских стен, а окончательно сформировалась к концу XIX века, когда была перестроена триестская гавань и площадь получила прямой выход к морю.

   На площади находится семь зданий, построенных с 1780 по 1905 годы. В верхней левой части площади - здание Дворца Моделло, построенного в 1871 году. Название дворца связано с тем, что он должен был стать образцом для всех зданий на площади, которую предполагалось перестроить в едином стиле. Этого, однако, не произошло, и дворец остался уникальным. В верхней правой части площади - Дворец Питтери - самое старое здание на площади, относящееся к 1780 году. Дворец представляет собой классическое здание, декорированное с использованием позднебарочных элементов. В средней правой части находится здание гостиницы Grand Hotel Duchi d`Aosta, построенное вместо старой гостиницы в 1873 году. И сейчас в здании находится гостиница с тем же названием и дорогой ресторан.

   Остальные знаковые здания и объекты площади рассмотрим более подробно. На дальней от моря стороне площади, на «перекладине», расположен Муниципальный дворец, он же ратуша, - доминант площади, эклектическое сооружение, построенное по проекту архитектора Джузеппе Бруни в 1871-1875 годах. Дворец увенчан часовой башней с двумя бьющими в колокол маврами - Микезе и Якезе. В настоящее время мавры заменены копиями, а оригиналы хранятся в Замке Сан-Джусто.

   Перед Муниципальным дворцом установлен Фонтан четырёх континентов и статуя Карла VI. В 1719 году австрийский император Карл VI предоставил Триесту «Порто-франко» - статус свободного портового города. Это важное событие было увековечено сначала статуей императора (1728), а потом и специальным фонтаном (1754 г.). Скульптурная композиция фонтана символизирует четыре известных на тот момент континента: европеец в тоге с лошадью изображает Европу, азиат с верблюдом - Азию, индеец с крокодилом - Америку и мавр со львом - Африку. Отсутствие пятого - Австралии - объясняется тем, что на момент создания памятника Австралия ещё не была открыта. В изначальном варианте площадь не имела выхода к морю – на месте будущего спуска к морю располагался парк. Но в XVIII веке австрийской герцогине Марии Терезии пришла в голову идея «повернуть город к морю».

   Помимо барочного Фонтана четырёх континентов, в центральной части площади установлена и колонна со статуей императора Карла VI (колонна – 1728 г., статуя – 1754 г.).

   Недалеко от моря расположены две металлические колонны с алебардами – символами города (1933).

   В левой части площади, в самом низу, находится Дворец правительства – наиболее современное здание площади, построенное в 1904-1905 годах. Дворец с цветным фасадом, украшенным в византийском стиле, был предметом культурологических дискуссий, так как, по мнению многих, не вписывался в архитектурный ландшафт площади и города в целом. Во Дворце находятся государственные апартаменты, в которых гостили многие президенты и короли.

   В нижней правой части площади, ближе к морю по этой стороне, расположен роскошный неоренессансный дворец, принадлежавший триестинскому отделению крупной страховой и финансовой компании Lloyds (сейчас Palazzo della Giunta Regionale). Дворец был построен к 1883 году, декорирован по обеим сторонам фонтанами с аллегорическими фигурами. В настоящее время во дворце в нём квартирует правительство автономного региона Фриули-Венеция-Джулия.

   В середине левой части расположен Дворец Стратти, построенный в 1839 году (фасад перестроен в 1872 году). Дворец принадлежит крупнейшей страховой компании Generali, основанной в Триесте в 1831 году под названием Assicurazioni Generali Austro-Italiche. На первом этаже здания – знаменитое историческое «Зеркальное кафе».

   Ознакомившись с центральной площадью, приятно в жаркий день пройтись по набережной.

   От набережной отходит пирс «Отважный» (Molo Audace), названый в честь легендарного эсминца итальянского флота времён Первой мировой войны. Бронзовая роза ветров, вмурованная в пирс, содержит памятную надпись, рассказывающий о подвиге эсминца, ставшего первым итальянским кораблём, пришвартовавшегося в Триесте в 1918 году в конце войны.

   Рядом с площадью находится торговый квартал Борго Терезиано, основанный во времена правления императрицы Марии Терезы Австрийской. Именно она приказала облагородить территорию бывших соляных копей вокруг Большого канала (сейчас он называется Канале ди Понтероссо).

   Однако, самое красноречивое воплощение замыслов Марии Терезии - площадь Святого Антония. Центром Терезианского квартала является Большой канал, визуально связывающий морское побережье с площадью Святого Антония. Предполагалось, что будет построено несколько параллельных каналов от моря к центру города, однако реализован был только один. Именно по Большому каналу крупнотоннажные суда подходили практически непосредственно к крупному складскому комплексу. Несколько мостов пересекают канал, в прежние времена мосты были раздвижными, сейчас же, когда судоходного значения канал не имеет, мосты заменены на постоянные. По обеим сторонам канала находится множество престижных зданий и дворцов – прежде всего богатых греческих и сербских торговцев. Следует отметить дворец Palazzo Carciotti (XIX век), Palazzo Gopcevich (XIX век) и «небоскрёб» на пересечении канала и акватории (1928 г.). А заканчивался канал у ступеней храма Святого Антония, внешний вид которого напоминает скорее театр, нежели церковь.

   На мосту встречаемся с ирландским писателем и поэтом Джеймсом Джойсом. Автор широко известного романа "Улисс" здесь жил и работал учителем. Любители литературы могут зайти в дом, в котором Джеймс Джойс писал «Улисс». Джойс приехал в Триест в 1905 году. «Моя душа живёт в Триесте» - писал автор «Улисса» Джеймс Джойс. Однако, его вряд ли можно назвать любимцем горожан: он всегда был всем должен, постоянно пьян, к тому же скандальный зритель в театре. Но он прожил здесь 10 лет. Здесь жена Джойса Нора Барнакль родила ему двоих детей, сам Джойс закончил сборник рассказов "Дублинцы" и роман "Портрет художника в юности", здесь же родилась идея "Улисса", где на 600 страницах повествуется об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения». День 16 июня отмечается почитателями Джойса во всём мире как Блумсдэй.

   На вершине площади Святого Антония к морю обращён фасад неоклассической церкви Святого Антония. Сейчас Большой канал укорочен, а в прежние времена церковь отражалась в его водах. Церковь Святого Антония – важнейшая приходская католическая церковь в Терезианском квартале и самая большая в городе. Церковь построена в 1823-1842 годах по проекту тичинского архитектора Пьетро Нобиле по образцам романских церквей – с одним широким нефом, шестью массивными ионическими колоннами и куполом. В интерьере церкви – фрески Себастьяно Санти.

   С правой стороны Большого канала возле площади Святого Антония можно увидеть православную церковь, принадлежащую сербской общине и посвящённую Троице и Святому Спиридону. В 1869 году для обширной сербской диаспоры в Триесте был построен православный храм в форме греческого креста, увенчанный светло-синими куполами. Хотя большая часть сербов была депортирована или самостоятельно покинула город, когда он стал итальянским, но этот православный храм работает и по сей день, разбавляя своим видом австрийскую архитектуру.

   Церковь имеет типичную пятикупольную конструкцию, выполненную в ярком византийском стиле: купол и внешняя часть стен украшена роскошной мозаикой.

   Внутреннее помещение с тремя алтарями также содержит элементы византийских мозаик и оформления, в интерьере обильно использовано золото.

   Гуляя по набережной, подходим к греческой православной церкви Сан-Николо-дей-Грейчи. История этой церкви довольно любопытна. Во второй половине XVIII века сербы и греки проводили службы в одном месте – в православной церкви Святого Спиридона. Но со временем для всех внутреннего пространства стало не хватать и в этой церкви остались только сербы. Греки были вынуждены строить для себя отдельную церковь. Её построили в честь Святого Николая, покровителя всех моряков. Выбор святого был неслучаен - Триест был и остаётся морским портом. Церковь была возведена в период с 1784 по 1787 г. г., но без центрального фасада, т. к. на него в то время не хватило средств. Немного позже, в 1819-1820 годах, фасад был достроен (архитектор Маттео Пертч, автор здания театра Верди).

   Внешняя строгость здания сильно контрастирует с внутренним убранством, которое поражает богатством. Золото и серебро в оформлении храма присутствует практически повсюду – на лепнине, на потолке, на стенах.

   Ещё одна достопримечательность Триеста, на которую обратили внимание, - Дворец Конгрессов, с трёх сторон омываемый водами Триестского залива. Используется в качестве места проведения конгрессов, семинаров, выставок и встреч.

   Особой популярностью среди многочисленных гостей города неизменно пользуются средневековые замки Мирамаре и Дуино, который расположен на вершине “Шпоры Карсте”, но также находится на небольшом расстоянии от самого города. Мы посетили Замок Мирамаре - замок в средневековом шотландском стиле, построенный на выдающейся в Адриатическое море скале в 10 километрах от Триеста, рядом с городком Гриньяно, по проекту Карла Юнкера в 1856-1860 г. г. Этот замок был возведен специально для Шарлотты Бельгийской по заказу её мужа Максимилиана. Несмотря на богатые событиями исторические времена – войны, пожары и землетрясения, – замок отлично сохранился до наших дней. Его красота не может оставить равнодушным даже самого придирчивого архитектурного критика.

   С архитектурной точки зрения Мирамаре повторяет лучшие образцы шотландских замков. Его название переводится как «смотрящий в море» и название это не случайно. Замок разместился на далеко выступающей в море скале и действительно будто любуется волнами или ждёт кого-то из опасного плавания. Интерьеры замка поражают разнообразием всяческих украшений и предметов, датированных серединой XIX века. Особого внимания заслуживают музыкальные комнаты замка, в которых играли на фортепиано, - в этих залах находятся также серии картин итальянского художника Чезаре Дель Аква.

   Эрцгерцог Фердинанд Максимилиан (1832-1867) Габсбург, младший брат Франца Иосифа, императора Австрии, в 1850 году, в возрасте восемнадцати лет, приехал в Триест со своим братом Чарльзом. Из Триеста Максимилиан отправился в плавание в направлении Ближнего Востока. Это путешествие утвердило его в намерении выбрать карьеру морского офицера. И уже в 1854 году он стал главнокомандующим всего императорского флота в возрасте всего 22 лет.

   Перед дворцом - фонтан и великолепная клумба.

   Напротив замка, у входа в парк, находится небольшой фонтанчик со скульптурой амазонки, убивающей льва.

   В 1863 году эрцгерцог и его жена покинули Замок Мирамаре и при поддержке французского императора Наполеона III получили титул и корону императоров Мексики. В 1867 году Максимилиана казнили республиканцы, а Шарлотта сошла с ума. Покинутый Максимилианом и Шарлоттой замок оставался одной из итальянских резиденций Габсбургов. Здесь часто бывала жена императора Франца Иосифа, а за два месяца до смерти, в марте 1914 года в замке останавливался эрцгерцог Франц Фердинанд. После Первой мировой войны замок стал государственной собственностью Италии и с 1955 года он работает как музей. В настоящее время замок и прилегающий к нему роскошный парк открыты для посещений.

   На пирсе раньше стояла подлинная египетская статуя сфинкса из розового гранита, появившаяся здесь благодаря увлечению Максимилиана египтологией. Сейчас подлинник хранится в Музее истории искусств в Вене.

   Неподалеку от главного замка стоит Кастеллето – небольшая резиденция, обращённая фасадом в сторону моря, а с другой стороны окружённая деревьями и оранжереями с фонтаном.

   Именно в Кастеллето Шарлотта осталась после возвращения из Мексики и последовавшего за ним нервного срыва, между концом 1866 года и летом 1867 года. Шарлотта помешалась от горя и доживала свои дни в Бельгии, так и не узнав о печальной участи своего мужа.

   Кроме прекрасно сохранившегося замка, туристов привлекает сад экзотических растений, который разбит на прилегающей территории. Красивый ландшафтный парк замка, граничащий с береговой линией моря, так и манит к себе, заставляя совершить длительную прогулку по нему. Часть парка выполнена в английском стиле и представляет собой почти естественный лес с дорожками. В течение десяти лет были посажены Ливанские кедры, ели из Северной Африки и Гималаев вместе с елями из Испании, кипарисы из Калифорнии и Мексики, различные виды сосны из Азии и Америки и некоторые экзотические экземпляры, такие как гигантские секвойи. Сейчас все эти деревья уже выросли до больших размеров.

   По дороге к замку всех гостей встречает и сам эрцгерцог – его скульптура в полный рост возвышается посреди так любимого им парка.

   Парк Замка Мирамаре представляет собой 22 гектара великолепного пышного сада, наполненного экзотическими растениями, украшенного скульптурами, фонтанами и гротами. Тенистые аллеи сада спускаются к самому морю. Эта часть парка вполне себе в регулярном стиле, с симметричными клумбами, парковыми скульптурами, небольшими павильонами.

   Учитывая географическое положение Триеста, можно смело сказать, что этот город является своего рода станцией пересадки между тремя культурами: латинской, славянской и немецкой. Туристы уже успели дать городу ещё одно название – Другая Италия. Если сделать сравнение с иными итальянскими городами, то в этом городе наблюдается более спокойная и размеренная жизнь, нет безумцев на скутерах, нет большой суеты, которая наблюдается в густонаселённых городах. В Триесте влияние славянской мягкости и европейской точности можно увидеть практически всюду. Яркий пример европейской точности – наличие большего количества настенных часов, которые можно обнаружить не только в центре города, но и везде, где имеется более-менее подходящее место для их установки. В 1857 году в Триест приходит железная дорога из Вены, по-видимому, первая железная дорога через Альпы, а в начале XX века строятся и другие магистральные линии, которые в ходу до сих пор, обеспечивая сообщение между Италией, Словенией и Австрией. С красивого железнодорожного вокзала для многих начинается и/или заканчивается знакомство с этим замечательным и не совсем итальянском городом.

   Находясь на территории провинции Фриули-Венеция-Джулия, мы имели возможность заночевать в отеле «Columbus», а на следующий день провести полдня на пляже курортного города Линьяно-Саббьядоро. Отель хорошо расположен прямо на берегу Адриатического моря. Большая солнечная терраса, бассейн. Завтрак приличный.

   Вид с балкона завораживает: чистый песчаный пляж с шезлонгами, зонтами и кабинками через дорогу.

   А главное – прекрасное море, в водах которого посчастливилось наконец-то вдоволь искупаться.

   В заключение очерков о своих путешествиях по этой стране хочу сказать, что нет в мире страны, более приспособленной для отличного отдыха, ярких впечатлений, полного релакса и безудержного веселья, чем Италия. Такой плотности архитектурных шедевров, богатейших музеев, великолепных видов, гастрономических изысков и удивительных зрелищ мало где найдёшь на нашей планете. Описание только самых известных достопримечательностей Италии может занять не одну страницу. А как приятно холодным зимним вечером пересмотреть фотографии из Венеции, Флоренции или Рима, вспомнить вкус потрясающей пиццы или утонченного трюфельного ризотто... Мой вам совет: если вы ещё не были в Италии – не раздумывайте долго, эта страна способна удовлетворить все ваши желания и превзойти самые смелые ожидания. Чао, белла Италия!