Падуя – город трёх "без"

   Продолжаем знакомство с Италией в итальянской области Венеция (Венето), где посетим три очень интересных, ярких города, слава которых распространилась по всему миру. Этот репортаж будет о Падуе и Вероне, а прекрасной Венеции будет посвящена отдельная статья.

   Падуя (итал. Padova) - один из интереснейших итальянских городов, центр одноимённой провинции в регионе Венето. Город расположен в центре региона Венето, между Венецией с одной стороны и Вероной с другой, между двумя реками Брента и Баккильоне.

   Согласно легенде, Падуя была основана в 1132 году до н. э. троянским принцем Антенором, который спасся из разрушенного города. На площади Антенора расположен монумент-могила героя троянской войны Антенора, легендарного основателя Падуи. В 1274 году строили богадельню и нашли погребальную арку и пару похоронных носилок, на которых находились человеческие останки, меч и две вазы, полные золотых монет. Тогда это назвали могилой Антенора, кто это был на самом деле, неизвестно.

   Известно, что в 226 году до н. э. Падуя и Рим заключили союз против альпийских галлов и участвовали в совместных войнах. В 49 году до н. э. Падуя входила в состав Римской империи. В это время Падуя стала богатым и процветающим городом. После падения Римской империи Падуей владели гунны, лангобарды и другие варварские племена.

   Исторический центр города окружён неплохо сохранившимися стенами XVI века, выстроенными кондотьером Бартоломео д’Альвиано взамен стен, разрушенных во время войны Камбрейской лиги. Частично сохранились стены и башни XIII века.

   Традиционно 215-тысячную Падую называют городом трёх "без". "Святой без имени" - так как Святого Антонио обычно просто называют «Святой». "Кафе без двери" - знаменитое кафе Педрокки, двери которого когда-то не закрывались никогда. "Луг без травы" - главная площадь города Пратто-дела-Валле («пратто» на итальянском «луг»).

   Высаживаемся у Прато-делла-Валле, которая является не только одной из самых больших площадей Европы, но и, вероятно, одной из самых красивых в мире. Её окружают многочисленные исторические здания и дворцы. Площадь приобрела нынешний облик в 1775 году: большой центральный остров в форме эллипса, окруженный каналами с водой, вдоль которых двойным кольцом возвышаются статуи. В римские времена площадь называлась Марсовой, по имени бога войны из-за того, что здесь располагались военные гарнизоны. Позже площадь стала Рыночной, на ней разворачивался крестьянский базар, очень быстро закрепилось название «Луг Святой Юстианы», по имени соседней церкви. По субботам на площади проходит гигантский рынок.

   Сразу замечу, что в этом городе мне посчастливилось побывать дважды. Первый раз вечерняя Падуя поразила меня своим провинциальным спокойствием.

   Второе посещение – 1 мая 2012 года – совпало со слётом шриланкийцев, проживающих в Европе. Я даже сразу не узнала площадь – за многочисленными шриланкийцами с их палатками-лавками не было видно ни одной статуи. Учитывая стоящую в городе жарищу, можно было бы подумать, что мы каким-то невероятным образом очутились где-то в Индии.

   Термин "valle" ("vallis") означает "низменность", "болотистое место", "долина". При римлянах тут было Марсово поле, где устраивались военные игры и состязания. Затем место называли "рыночная долина" ("valle del mercato") и использовали для проведения ярмарок. Название "Прато-делла-Валле" (Pratum vallis) впервые упоминается в XII веке.

   В период правления Савойской династии площадь носила официальное название - площадь Витторио Эммануила II, но в обиходе называлась по-старому. Кроме рынков, на площади разыгрывались костюмированные представления, гонки на колесницах и так далее. В 1767 году, после ожесточенной борьбы, Прато перешёл из собственности монастыря Санта Джустина в руки городской администрации. Главной задачей архитектора Андреа Меммо было совместить удобство проведения коммерческих мероприятий (выставок, ярмарок) и возможность прогулок для населения. Работы начались в 1775 году. На площадь завезли более 10000 повозок земли, чтобы выровнять рельеф и сделать выше центральную часть площади. Был вырыт канал эллиптической формы для сбора дождевой воды. В 1793 году умер Андреа Меммо, а работам не было видно конца. Фонтан в центре площади тоже был в планах Меммо, но открыт только в 1926 году.

   Первая статуя была установлена в 1775 году, последняя - в 1833 году. Согласно специально разработанным правилам, статуи не должны изображать людей ещё живущих, святых, все эти лица должны быть связаны с городом. Большей частью скульптуры изображают профессоров университета, деятелей искусств, полководцев и бывших правителей города. Всего их было 88, но при Наполеоне были разбиты шесть статуй, символизирующих венецианских дожей.

   В настоящее время площадь используется как место для городского рынка, для проведения концертов и праздников.

   На площади расположено большое количество старинных особняков, памятников архитектуры.

   Некий Антонио да Мула (или Амулео) владел дворцом на Прато делла Валле. В нём располагалось учебное заведение для мальчиков из знатных венецианских семей. В 1822 году дворец сгорел. Администрация города решила выстроить на его месте новое здание с крытой галереей (лодджей), в котором располагались бы кафе, театр, игорное заведение, танцевальный зал. Но потом было принято решение использовать помещение в военных целях. В 1860 году из нескольких проектов был выбран проект Еудженио Маэстри. В здании в неоготическом стиле с двойными галереями, с элементами средневековой архитектуры, с 1906 по 1989 годы располагалось Главное управление пожарными частями города. Сейчас там располагается отделение муниципальной полиции и другие учреждения.

   На площадь выходит базилика Санта-Джустина (Святой Иустины), построенная по проекту Риччо (1521-1532) с великолепным куполом в стиле Возрождения. Алтарь и хоры работы Паоло Веронезе. Базилика Санта-Джустина принадлежит к числу крупнейших церквей Италии, её длина 122 метра, ширина - 82 метра.

   Базилика строилась в VI веке по приказу префекта Венанцио Опильоне на том самом месте, где приняла свою мученическую смерть первая святая города Падуи Иустина. В 304 году она была зарублена мечом во времена гонений на христиан при правлении римского императора Максимилиана. С того времени Иустину, как правило, изображают в короне, в руке она держит пальмовую ветвь мученицы, с пронзающим её грудь мечом. Иногда её изображают ещё на фоне Венеции, потому, что она так же является покровительницей и этого города. В XVI веке базилика была украшена 9 куполами. Над её интерьером трудились многие известные итальянские мастера. Со временем базилика стала важной частью бенедиктинского монастыря. Верующими почитаются хранящиеся в базилике мощи нескольких святых: евангелиста Луки, Иустины Падуанской, апостола Матфея, Просдочимо Падуанскому (первому епископу Падуи) и т. д. В 1117 году церковь практически рухнула во время землетрясения. Восстанавливали её в спешке, продолжая использовать для проведения месс то, что осталось. В 1501 году началась масштабная реконструкция. Новый амбициозный проект, сложности с фундаментом (местность была болотистая и изобиловала пустотами) привели к тому, что подрядные организации часто менялись, а само строительство растянулось на сотню лет. Наконец, 14 марта 1606 года, базилика была торжественно освящена.

   Во времена Наполеона монахов изгнали, более трёх четвертей произведений искусства, принадлежавших монастырю, были отправлены во Францию или проданы. Алтарь Святого Луки передали в пинакотеку Брера. С 1810 по 1812 года храм был закрыт, епископ Франческо Шипионе делал всё для спасения базилики от разрушения. В бывшем монастыре был размещён военный госпиталь, а впоследствии казармы, которые находятся там и по сей день, что отнюдь не способствует сохранению исторического и культурного памятника, который вновь пострадал от землетрясения в 2012 году. Сейчас архитектурный комплекс принадлежит государству.

   Если могила основателя города троянского героя Антенора оказалась мнимой, то в городе есть захоронение (на этот раз настоящее) почитаемого христианского проповедника Антония Падуанского. С этим именем связаны многие достопримечательности Падуи – в частности, собор Святого Антония, к которому мы и направляемся после осмотра площади Прато-делла-Валле. Собор выходит на пьяцца-дель-Санто,

где установлена медная конная статуя венецианского кондотьера Гаттамелаты работы Донателло (1453 г.).

   Собор Святого Антония Падуанского – самая популярная достопримечательность Падуи, ежегодно его посещают более 4 миллионов человек. Базилика представляет собой целый комплекс, состоящий из главной церкви и многочисленных пристроек-капелл, построенных в разные времена, а также монастыря. Когда-то на этом месте был старинный монастырь Санта Мария Матер Домини, в котором и проживал Святой Антоний – почитаемый христианский проповедник и покровитель города. В 1232 году, через год после смерти Антония, началось строительство собора, продлившееся почти 80 лет, до 1310 года. Но до XV века вносились различные изменения и доработки, особенно после пожара и последующего обрушения колокольни в 1394 году. В течение всего XX века шли работы по обновлению фресок боковых приделов, которые практически разрушились за несколько столетий от воздействия окружающей среды. Так как архитектурный облик базилики менялся не раз, в её строении просматриваются сразу несколько стилей – от готического и романского до более позднего барокко.

   Антоний Падуанский родился около 1195 года в Лиссабоне, в знатной семье. В 15-летнем возрасте он поступил в монастырь, где получил хорошее образование, а в 1220 году стал священником. Антоний известен тем, что он разговаривал с рыбами и птицами, а те ему отвечали или кивали, открыв немые рты. Антоний проповедовал не только в Италии, но и в Северной Африке. Он стал одним из первых организаторов системы образования в Ордене францисканцев. Последние годы жизни Антоний провёл в Падуе, где и скончался в 1231 году.

   Каждый год в июне, когда отмечается день почитаемого всеми итальянцами Святого Антонио, которого в Падуе называют просто Святым, в город приезжают миллионы паломников со всего мира, чтобы увидеть забальзамированные фрагменты тела Святого, которые до сих пор якобы обладают чудодейственными свойствами. При этом базилика не является кафедральным собором города (дуомо) и по Латеранским соглашениям, подписанным 11 февраля 1929 года, базилика является собственностью и территорией Ватикана. Грандиозный фасад выполнен из красных камней. В нише установлена статуя Святого. Базилика в его честь является одной из самых больших в мире, в ней хранятся мощи Святого, а в одном из помещений организован музей даров Антонию. Также хранятся реликвии Святого Антония, к которым относятся подбородок, палец, язык Святого и даже кусок кожи с головы, а также менее «кровавые» предметы – бокал, требник, которыми пользовался Святой. В базилике хранятся Главное украшение базилики Сан-Антонио – статуи работы Донателло, известнейшего итальянского скульптора, прожившего в Падуе 10 лет. Внутри базилики строго запрещено фотографировать, по макет всё же сфотографировала.

   В состав собора входит и францисканский монастырь, существовавший ещё до того, как в город прибыл Святой Антоний. Монастырь был разделен на 4 корпуса с пятью клуатрами: клуатр новичков (или послушников), где жили послушники в ожидании принятия в братство; райский клуатр, где располагалось монастырское кладбище; главный клуатр - тут располагалась квартира главы Ордена, он жил в ней, когда приезжал в Падую; клуатр капитула (или клуатр магнолии - из-за дерева, посаженного в его центре); музейный клуатр (или клуатр Блаженного Луки), где расположены музей Святого Антония с мультимедийным рассказом о жизни Святого и старинная библиотека. Клуатры можно фотографировать и я воспользовалась этой возможностью.

   Базилика меня впечатлила: очень красиво, очень величественно, много интересных деталей... Позже узнала, что почти сразу после нашего второго посещения, базилика пострадала от сильного землетрясения, которое 29 мая 2012 года изрядно потрясло Северную Италию. Осыпалось более 3000 кв. метров штукатурки с фресками. Все фрагменты были тщательно собраны, а оставшиеся на стенах и потолке подверглись тщательному контролю и укреплению, чтобы избежать в дальнейшем падения на посетителей.

   Пристройкой к трансепту базилики Святого Антония служит католическая капелла Сан-Джорджо, которая посвящена Святому Георгию. Её построили в качестве фамильной усыпальницы в 1377 году по заказу маркиза Раймондино Лупи ди Соранья. Капеллу расписывал Альтикьеро да Дзевио, закончивший в 1379 году свою работу.

   На стенах капеллы можно видеть 22 больших и около сотни маленьких композиций, посвящённых сюжетам из житий Елены Александрийской, святых Георгия и Лючии. Под крестовым сводом на боковой стене видна большая фреска на тему распятия Христа. Капелла Сан-Джорджио может гордиться этой фреской, как основным произведением конца эпохи треченто.

   За базиликой Святого Антония расположился самый старый на планете Ботанический сад Падуи, который считается прообразом всех ботанических садов мира. Он был учреждён в 1545 году решением Венецианского Сената с целью выращивания «лечебных трав» для медицинского факультета Падуанского университета - одного из древнейших университетов мира и второго по возрасту в Италии (основан в 1222 году) после Болонского университета. Так что Падуя – город учёный. Современный вид сад приобрёл в XVII-XVIII веках. Коллекция растений сегодня составляет больше шести тысяч видов, а общая площадь насаждений - 20 тыс. кв. м. В ботаническом саду Падуи можно полюбоваться на уникальные экземпляры орхидей, магнолий, водных растений и растений-хищников. Сад украшают фонтаны и мраморные статуи.

    Мы идём знакомиться ещё с одной большой площадью, которая фактически состоит из трёх площадей: Делле Эрбе, Делла Фрутта и Дей Сеньори. В середине её находится Палаццо делла Раджоне - Дворец Разума, Дворец Правосудия.

   Площадь Синьории - это традиционное название центральных площадей городов Италии, на которых размещались городские власти. Облик площади формируют строгие, неброские, но элегантные здания. Одно из них - средневековое Адмиралтейство. Классическое здание с центральной башней над аркой выглядит величественно. В 1532 году для реконструкции здания Адмиралтейства был приглашён веронский архитектор Джованни Мария Фалконетто. По его замыслу величественная триумфальная арка поддерживает механические часы, спроектированные мастером Новелли и реализованные в 1437 году братьями Калдиере. 

   Механизм этих часов уникален, кроме времени они показывают день недели, месяц, фазу Луны и знак Зодиака.

   На южной стороне площади располагается Лоджа-делла-Гран-Гуардия, красивый фасад которой был создан в 1545 году. В Средние века здесь заседал так называемый "Большой совет". 

   От центральной площади города Прато-делла-Валле в разные стороны лучами разбегаются узкие средневековые улочки, вымощенные неровной брусчаткой. Падуя - город многоликий. Он любит навязать приезжему затейливую игру, приоткрывая то одну, то другую сторону своей жизни. Город может сначала ошеломить самодовольным богатством центральных площадей,

а затем удивить тишиной уютных улочек, где густо-зелёные деревья бросают тень на шёлковую воду узких каналов…

   В Падуе обратила внимание на местные трамваи. Особенность их не во внешнем виде,

а в том, что они ездят на шинах по одноколейке. Этот недавно возникший вид городского транспорта был запущен в Падуе в 2007 году.

   Есть города, уникальные даже для Италии – настолько много в них трудилось представителей различных творческих профессий. Такова и Падуя, которая запомнилась не только главными достопримечательностями, но и своими ажурными маленькими балкончиками, и потрясающими ставнями на окнах, чаще всего деревянных и нередко старинных.

   Наша обзорная экскурсия по Падуе подошла к окончанию, у части группы остаётся полдня прогуляться по милым улочкам, посидеть в уютных кафешках, но я выбрала факультативную экскурсию в Верону. И тут произошло то, чего я никак не ожидала в этот знойный 40-градусный день. Так как желающих ехать в Верону в нашей группе оказалось немного, то нас подсадили в автобус с другой группой, но при этом не было возможности забрать вещи из своего автобуса. Всё было бы ничего, но не успели мы покинуть Падую, как грянул «гром среди ясного неба» - пошёл сильнейший ливень, всё вокруг резко потемнело, а главное (об этом я узнала уже в Вероне) температура резко упала до +13 град. С. А на мне самая лёгкая одежда и нет зонтика. Это я тому, что турист должен быть готов ко всему.

Верона – столица романтиков и влюбленных

   Наше знакомство с областью Венето продолжаем в «столице романтиков и влюбленных» - так называют город вечной любви и шедевров итальянской архитектуры Верону. Мы приехали в этот замечательный город не в самую лучшую погоду, когда с неба лил сильнейший ливень. А ведь всего час назад ничего не предвещало резкой перемены погоды. Но… запланированная экскурсия должна состояться при любой погоде и местный экскурсовод нас встретила и повела знакомить с городом. Верона - город с населением 260 135 человек (2014) на северо-востоке Италии, в области Венето, административный центр одноимённой провинции.

   Уютно расположившийся на берегах реки Адидже город Верона всегда был лакомым кусочком. Римляне постоянно старались его оккупировать и им это удалось в 89 году до н. э. И по сей день в Вероне есть места, где особенно ярко видны следы проживания в городе могущественной нации. Некоторое время спустя в Вероне и её окрестностях, как и во многих городах нынешней Европы, развернулись войны за территории. Сначала здесь доминировал род Романо, затем власть перешла в руки семьи делла Скала, представители которой внесли огромный вклад в развитие города. С 1387 года Верона находилась под влиянием Висконти, позже – Каррара. Затем Верона присоединилась к Венецианской республике, но и здесь не обошлось без подводных камней и мелких проблем. Власть переходила из рук одного правителя к другому, отметились здесь и Наполеон, и представители Австрии, пока город не стал одним из центров Королевства Италии в середине 1800-х.

   На мосту через реку Адидже начинается наша обзорная экскурсия. Напротив берега реки соединяет построенный ещё римлянами арочный мост (Ponte Pietra). Мост сильно пострадал во время Второй мировой войны и был восстановлен с использованием оригинальных фрагментов.

   Сразу направляемся в знаменитый дворик Джульетты, расположенный на улице Stella. Но здесь нас ждало второе разочарование – вход во двор по неизвестной причине был закрыт. Смогли его сфотографировать через забор, а также прослушали историю о любви. Здесь можно увидеть и знаменитый балкончик, на котором, якобы, происходила одна из самых романтических сцен в пьесе. Шекспир обессмертил семьи Капулетти и Монтекки, когда-то действительно жившие в Вероне. Поэт, к сожалению, никогда не был в Вероне, а историю о Ромео и Джульетте, действительно имевшую место в этом городе, подслушал у пьяных моряков в одной из портовых пивнушек. Увы, гениальный Шекспир не был знаком с особенностями архитектуры средневековой Вероны. Романтичный сюжет требовал такого обыденного и привычного для англичанина элемента, как балкон. Произошёл досадный казус… Городские власти Вероны, которым ныне принадлежит домик Джульетты, дабы соответствовать Шекспиру и не разочаровывать ожиданий туристов распорядились установить на здании балкончик.

   Обычно под балкончиком неистово бушует море туристов, то и дело захлёстывая и полностью покрывая двухметровую бронзовую статую Джульетты, поставленную всё теми же предприимчивыми властями. Что ж, все хотят прикоснуться к красивой легенде. В результате статую натёрли до блеска. Дом открыт для осмотра, туристы могут заглянуть даже в спальню Джульетты. На втором этаже перед взором посетителей предстает светлый огромный зал, стены которого украшены древним орнаментом и фресками. Откуда-то с потолка льётся старинная музыка менуэта. В парадном зале с камином, над которым герб Капулетти, как раз и состоялся маскарад, где впервые Ромео увидел Джульетту и был восхищен её красотой. Каждый год 16 сентября, в день рождения Джульетты, здесь устраиваются костюмированные балы. Всё это, слушая рассказ гида, мы могли только представить.

   Под не стихающим дождём идём знакомиться с городом. Говорят, что самый романтичный город в мире - это Париж, но если хотите отдохнуть от городского шума и суеты, и вместе с тем желаете романтики, то вам в Верону. Этот город не может оставить кого-то равнодушным. Улочки Вероны – готовые декорации для фильма о средневековье. Черепичные крыши, похожие на плитки молочного и горького шоколада, башни, напоминающие шахматную ладью с зубчатой окантовкой, мраморные тротуары… Именно такой встречает нас пьяцца делле Эрбе (итал. «площадь трав»), расположенная на месте античного форума.

   Перед нами Позорный столб - достаточно уникальная достопримечательность Вероны, т. к. такие сооружения практически не сохранились в других итальянских городах. Это простое приспособление расположено при выходе площади Пьяцца дель Эрбе, где многие прогуливающиеся присаживаются передохнуть от усталости. Позорный столб - устройство, которое применялось в XVI веке для выставления наказуемого человека на всеобщее унижение и осмеяние. К столбу осуждённого приковывали кандалами и цепью с ошейником на срок определённый судом в зависимости от тяжести нарушения или степени оскорбления морали. После этого виновника отпускали, и ему ничего не оставалось, как покинуть родной город навсегда... Справа – памятник Гаю Валерию Катуллу - латинскому поэту заката Римской республики. Точно не известны года жизни античного поэта, но в некоторых рукописях указываются даты жизни 84- 54 года до н. э. Гай писал в новейшем стиле поэзии. Его сохранившиеся работы до сих пор много читают, и они оказывают влияние на поэзию и другие виды искусства.

   Площадь прямоугольной формы обрамляют здания различных эпох. Доминантой площади является башня высотой 84 метра, которая видна отовсюду. Конечно, строили её совсем не для нужд города - башни в XII веке были надёжными домами-крепостями могущественных семей в городе. Чем выше дом и престижнее место, тем семья значительнее. Земли вокруг бывшего Римского форума прямо в сердце Вероны, конечно, были самыми престижными и дорогими.Вокруг строили башни-крепости, обеспечивающие безопасность хозяевам в неспокойные времена борьбы за власть и влияние в городах, междоусобных распрей гвельфов и гиббелинов. В 1172 году Бозено ди Ламберто начал строить свой дом-башню рядом с площадью Эрбе, которая в то время называлась Большая площадь, в типичном для того времени романском стиле архитектуры. Через несколько десятилетий вокруг башни Ламберти построили Дом Коммуны, и она стала составляющей частью этого здания. В течение веков башню делали выше, надстраивали, в 1295 году башня стала Колокольней Ламберти. Последняя реставрация Торре Ламберти закончилась в 2007 году. С апреля 2014 года Башня Ламберти входит в состав музейного комплекса Дома Коммуны с Галлереей живописи и скульптуры, где можно посмотреть Капеллу Нотариусов в Доме Коммуны XII века.

   Наиболее интересными постройками на Пьяцца делле Эрбе считаются: Меркаторум (Дом купцов) XII века, Палаццо Маффеи (Дворец Маффеи) XIII века, Венецианская колонна XV века, Часовая башня (Гарделло) 1370 года, расписанный фресками дом Маццанти, Башня Ламберти, фонтан Веронской Мадонны, построенный в 1368 году.

   Балюстрада Дворца Маффеи украшена статуями античных божеств: Юпитера, Аполлона, Венеры, Минервы, Меркурия и Геркулеса. Перед дворцом Маффеи расположена мраморная колонна Святого Марка, увенчанная крылатым львом - символом Венеции, под властью которой город был с 1405 года 400 лет.

   Дом купцов (Domus Mercatorum) - удивительное сооружение, имеющее огромную историческую ценность. Здание в готическом стиле, служившее в Средние века резиденцией профессиональных корпораций. К зданию в 1301 году по указанию Альберто делла Скала была пристроена лоджия на арках, а при реставрации здания в XIX веке на его кровле появились гибеллинские зубцы. Сегодня здесь находится Народный банк Вероны.

   Между улицей Via Pellicciai и Piazza delle Еrbe находится маленькая площадь XIV века Novembre, где установлен памятник Жертвам 1915 года – «Меч свободы». Статуя женщины, которая указывает мечом на небо. Этот памятник знаменует трагический случай Первой мировой войны. 14 ноября 1915 года австрийский аэроплан обстрелял исторический центр города, поразив много гражданских лиц на рынке. Об этом варварском нападении на невооружённых и беззащитных людей никогда не забывали люди Вероны. 14 ноября 1920 года эта статуя была установлена. Женская фигура символизирует город, который скорбит, но не побеждён.

   Площадь Синьоров является сердцем Вероны, она примыкает к Пьяцца делле Эрбе. Периметр площади Синьоров окружен историческими зданиями, которые соединены с изящными арками, главным образом, датирующимися с XIV века.

   В центре площади Синьоров установлен памятник Данте Алигьери. Данте о чём-то задумался и наблюдает за всеми свысока. После изгнания из Флоренции, великий Данте по приглашению семейства делла Скала приехал в Верону и 13 лет прожил в городе. Статуей работы Уго Заннони веронцы отметили очередную годовщину рождения поэта - 14 мая 1865 года в память о 13 годах, проведенных в Вероне, где при дворе Скалигеров он нашёл приют.

   Дворец Коммуны или Дворец Разума (итал. Palazzo del Comune или Palazzo della Ragione) выходит своими фасадами и на площадь Синьории и на Пьяцца делле Эрбе. Построен Дворец Коммуны по одним данным в 1138 году, по другим - в 1193-м. В 1218 году здание пострадало от сильного пожара и было перестроено. Здание выделяется характерным для Вероны видом, благодаря чередующимся в кладке светлым туфовым блокам и красному кирпичу. В период вхождения Вероны во владения Венеции в здании также размещался суд и нотариальная коллегия, а также тюремные помещения. В 1447 году во внутреннем дворе Дворца была пристроена двухпролётная готическая лестница, получившая имя - Лестница Разума (итал. la Scala della Ragione). Палаццо делла Раджоне – это прекрасный образец романской гражданской архитектуры.

   Комплекс Дворца Коммуны включает в себя также Башню Ламберти, которую можно посетить и подняться на лифте на её вершину, откуда открываются замечательные панорамы Вероны.

   Вы ещё никогда не видели настолько поражающих воображение гробниц? Они расположены прямо на краю Пьяцца делле Эрбе, поэтому их сложно не заметить. Арки Скалигеров - пять надгробий трёх представителей рода Скалигеров, управлявшего Вероной в XIII-XIV веках, являются отличными примерами готического стиля. Расположены рядом с церковью Санта Мария Антика.

   Мастино II делла Скала, скончавшийся в 1351 году, начал строительство надгробия ещё при жизни. Саркофаг украшен фигурами ангелов и святых, сам правитель, одетый в доспехи, изображён на коне.

   Надгробие Канграде I Делла Скала, объятого вечным сном на походной кровати, украшает вход в семейную церковь Санта Мария Антика. Гробница выполнена в форме шатрового табернакля, увенчана конной статуей Канграде I, готового к рыцарскому турниру (на "арке" установлена копия, оригинал - в музее Кастельвеккьо). Всё правление Канграде I прошло в войнах за увеличение своих владений и могущества. На вершине надгробия он, как участник походного турнира, на боевом коне.

   Арка Кансиньорио выполнена в 1375 году мастерами болонской школы Гаспаре Броаспини и Бонино да Кампионе. Надгробие шестиугольной формы поддерживается витыми колоннами. Грани украшены скульптурой, рельефами. На вершине установлена конная статуя Кансиньорио. Рядом с этими монументами расположены скромные захоронения остальных представителей рода Скалигеров: Мастино I, Альбоино, Бартоломео, Альберто I и Кангранде II.

   Статуя Гарибальди верхом на коне расположилась на площади Независимости провинции Вероне. Джузеппе Гарибальди был известной политической и военной фигурой своего времени. Родился Джузеппе Гарибальди в 1807 году и прожив неполных 75 лет очень активной и насыщенной жизни, умер в 1882 году. На протяжении всей своей осознанной жизни все действия Джузеппе были серьёзным историческим вкладом в развитие целой страны.

   Когда уже почти стемнело, вдоль стены Кастельвеккьо (итал. Castelvecchio - старый замок) направляемся к площади Бра. Немного расскажу о Кастельвеккьо. Замок построен в качестве фортификационного сооружения на берегу реки Адидже в период правления Скалигеров, строительство продолжалось с 1354 по 1376 год. Изначально замок носил имя Сан Мартино аль Понте в честь находившейся рядом с ним древней церкви Святого Мартина (её фрагменты были обнаружены при археологических раскопках). Своё теперешнее название замок получил после того, как в XV веке в Вероне был построен новый замок на холме Сан Пьетро. Строение выполнено из красного кирпича и лишено каких-либо украшений. Внутренние дворы и башни Кастельвеккьо включают в себя фрагменты городских стен эпохи Древнего Рима. По периметру замка расположены шесть башен, в том числе и донжон. Замок соединён с левобережной частью города мостом Скалигеров. С 1923 года в замке располагается Городской музей Кастельвеккио с богатой коллекцией средневековой живописи и скульптуры.

   Вход на площадь Бра открывают ворота Портони Делла Бра, построенные в XV веке. Это две полукруглые арки из мрамора, увенчанные кирпичными зубцами. Они составляют часть городских стен. Название площадь обрела от слова "braida", что в переводе с ломбардского значит "широкий".

   Выходим на площадь Бра – исторический центр города Вероны.

   Она знаменита Ареной, построенной ещё в I веке до н. э. Это один из крупнейших амфитеатров Древнего Рима, с которым по размерам соперничать может лишь только Колизей. Это сооружение внесено в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из крупнейших амфитеатров (внутри может разместиться до 22 тысяч человек!), сохранившихся до наших дней. Летом Арена ди Верона становится оперным театром, в течение последних ста лет здесь успели выступить самые известные певцы своего времени. Попасть на оперу в амфитеатре очень престижно и именно для этого в Верону каждый год приезжают тысячи людей. Также на Арене проходят выставки. Рядом расположены многочисленные кафе и рестораны, всегда полные посетителей.

   Пьяцца Бра окружена фасадами домов, выполненными в разных стилях,

а в центре её находится сквер, там можно увидеть фонтан Альп,

памятник в честь итальянских партизан и огромный конный монумент королю Виктору Эммануилу II,

а также интересен современный «Памятник партизану», повторяющий формы «Давида» Микеланджело.

   В юго-восточной части площади раньше располагались церковь Святой Агнессы и приют, который в XVIII веке был заменен на новый госпиталь. С завершением строительства дворца Гран-Гвардиа возникла необходимость в переоформлении этой части площади Бра и госпиталь вместе с церковью были снесены. На их месте в середине XIX века было возведено масштабное здание дворца Гран-Гвардиа-Нуова, которое получило название дворца Барбьери по имени проектировавшего дворец архитектора Джузеппе Барбьери. Здание было задумано как военный объект и первое время там располагалось военное командование, но ещё до конца века в нём было проведено переоформление и его заняли различные городские службы.

   Заканчиваем свидание с Вероной у моста Скалигеров, который соединяет левобережную часть города с замком Кастельвеккьо. В Средние века служил единственным подходом к данному фортификационному сооружению. Мост имеет три пролёта, самый большой из которых - центральный, имеет длину 50 метров. Построен в 1354-1356 годах по указанию Кангранде II дела Скала по проекту Гульельмо Бевилаква. В 1945 году при отступлении немецких войск мост был взорван, а затем восстановлен с использованием всех обнаруженных фрагментов.

   Верона – город великолепных дворцов, древних базилик, знаменитых арок и мостов, но этот город навсегда снискал себе имя города всех влюбленных благодаря героям Шекспира. Если Рим называют сердцем итальянской истории, Венецию – городом каналов и мостов, то знаменитую Верону можно смело величать городом любви и романтики. В этом, конечно же, есть заслуга Шекспира, который сделал этот город домом Ромео и Джульетты, но всё же романтики съезжаются сюда не только для того, чтобы своими глазами увидеть место, где развивалась известная всему миру история любви, но и взглянуть на сам город, отличающийся захватывающими дух пейзажами и архитектурой, а также неповторимой атмосферой. Попав сюда, чувствуешь свою принадлежность к Великому и Вечному. Верона – город не только любви, но и город в который нельзя не влюбиться. Даже в такой дождливый и не по-весеннему холодный, каким мы его увидели!