Об этом городе всем известно, как его только не называют! Рим - один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи, город вечности, город на семи холмах, сокровищница мировой культуры, сердце христианства! Рим - город, в который ведут все дороги. Поэтому, покинув восхитительную Флоренцию, направляемся в Рим.

   По пути в столицу останавливаемся на ночлег в очень красивом и удобном месте – отеле “Antico Residence Roma” в небольшом городке Непи.

   Приехали ночью, но нас приветливо принимал сам хозяин Альберто. Несмотря на свой почтенный возраст (а ему было за 80 лет), он довольно быстро нас оформил и расселил. При этом успевал каждого лично провести в номера, а некоторым – и поднести багаж. Проснувшись рано, пошли с подругой знакомиться с отелем и прилегающей к нему территорией. День только просыпался, а неутомимый Альберто – сама любезность - уже на ногах, с той же приветливой улыбкой! Поводил по местным «достопримечательностям». Поразили не только прекрасные виды, но и окружающий аромат, который никакими фотографиями не передать.

   Местные отели славятся тем, что здесь находят приют многочисленные паломники, направляющиеся в священный Рим.

   Вскоре нас ожидал вполне сносный (по итальянским меркам) завтрак, который запомнился тем, что никого из обслуживающего персонала не было видно. Неужели всё приготовил сам хозяин, который к тому же щедро угощал всех желающих винами, которые можно было у него купить за умеренную плату.

   Зарядившись положительными эмоциями и подкрепившись, мы вскоре въехали в Рим, где нас ожидали пешеходные экскурсии по столице Италии и отдельному государству Ватикану.

   Пришло время вкратце познакомиться с городом, который ещё в Античности стали часто называть Вечным (лат. Roma Aeterna). Одним из первых так назвал Рим римский поэт Альбий Тибулл (I век до н. э.) в своей второй элегии. И это не зря. Столица Италии уже минула рубеж в 2,7 тысячи лет, но осталась такой же прекрасной и уникальной. Рим был основан на левом берегу реки Тибр, в 25 км от Тирренского моря и почти на таком же расстоянии от горного кряжа Апеннин, в долине, спускающейся от Апеннин к морю. Также Рим называют «городом на семи холмах». Первоначально поселения располагались на холме Палатине, впоследствии были заселены соседние холмы: Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на последних четырёх холмах (Целие, Авентине, Эсквилине и Виминале). Близкое расположение водных транспортных путей способствовали развитию торговли местного населения с Грецией и другими восточными странами, а холмы защищали от морских разбойников. Официальной датой основания города считается 753 год до н.э., а с самим событием связана одна древняя легенда. По приказу жестокого правителя Амулия в реке Тибр должны были утопить двух мальчиков-близнецов, которые могли в будущем свергнуть его с трона. Однако раб пожалел малышей и отпустил корзинку с ними плыть по воде. Могучие воды Тибра отнесли её подальше от Палатинского холма, где крик детей услыхала волчица. Она ласково облизала их и накормила молоком. Вскоре корзинку увидел царский пастух, который и воспитал мальчиков. Одному он дал имя Рем, а другому – Ромул. Когда братья выросли, пастух рассказал им тайну их происхождения. Они отомстили Амулию, вернули бразды правления своему деду Нумитору, а сами основали собственный город на Палатинском холме – Рим. Столицей Италии Рим является с 1871 года, также он - административный центр провинции Рим и области Лацио. Население Рима составляет 2,9 млн. человек, всей Италии - около 61 млн. человек.

   Знакомство начинаем с Колизея - главного символа Рима. Конечно же, Колизей - «помпезная симфония архитектуры», венец инженерной мысли античности! Римляне считали: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим!». А они умели строить на тысячелетия!... Пожалуй, история и культура Древнего Рима не знала ничего грандиознее, чем Колизей, также известный под названием «Амфитеатр Флавиев». Построенный во время масштабной реконструкции Рима, Колизей, на протяжении 4-х веков являлся наиболее престижным местом для развлечения жителей столицы и империи. Колоссальная арена, на которой пленённые солдаты и рабы показывали свою боевую доблесть, со временем стала визитной карточкой Рима. Амфитеатр был возведен в восточной части Римского форума к 80 году н. э. К этому моменту император Веспасиан умер, передав бразды правления своему сыну Титу. Приемник не только построил Колизей в Риме, но отметил окончание строительства пышной церемонией и освятил его родовым именем - Амфитеатр Флавиев. Постройка вмещала в себя от 50 до 80 тысяч зрителей, имея в своём активе средний показатель - 65 тысяч посетителей. «Репертуар» Колизея составляли гладиаторские бои, морские сражения, бои с участием диких животных, казни, воссоздание исторических баталий и даже театрализованные представления по мотивам древних мифов.


   Вокруг него – и славные римские воины … с сигаретой в руках,

и современный страж порядка.

   В середине XIV века Рим сотрясло мощное землетрясение, которое привело к разрушению внешней южной стены Колизея. Начавшее рушиться здание стали активно использовать для строительства средневековых церквей, замков, вилл, госпиталей и прочего. Особое рвение проявили средневековые зодчие, выламывая из каменной кладки бронзовые перегородки. Без дополнительного усиления, стены исполинского амфитеатра стали рушиться в разы активнее.

   И только в XIX веке власти столицы взялись за восстановление памятника истории. Уцелевшую часть Колизея составляют три яруса арок, установленных друг на друга. Всю конструкцию венчает аттик, декорированный пилястрами коринфского ордера. Во времена Древнего Рима каждая арка второго и третьего яруса обрамляла статую, изображающую одного из божественных покровителей латинян.

   В самом сердце античного Рима рядом с Колизеем расположен памятник, древний как сам Вечный город, – Римский республиканский форум. Нестройная череда античных колон и полуразрушенные своды храмов демонстрируют былое величие Римской империи. Архитектура, история и культура древнего Рима собрана на участке в 500 кв. м. Возник Римский форум ещё во времена первых римских царей, примерно в VII веке до н. э., между холмами Капитолия, Палатина и Квиринала. Знакомство начинаем с Триумфальной арки Константина - трёхпролётной арки, расположенной между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Арка построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Эта позднейшая из сохранившихся римских триумфальных арок использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

   В 509 году до н. э. римляне учредили республиканскую форму правления. Начало бунта и свержение царя в Риме связано с одной легендой. Согласно Титу Ливию, царский сын Тарквиний изнасиловал жену римского патриция Лурецию. Женщина во всём призналась мужу и убила себя. Это и стало концом царского правления в Риме, а место царя заняли преторы (консулы), избираемые из числа патрициев. Первые годы существования республики прошли под знаком борьбы плебеев за равноправие с патрициями. В результате была учреждена должность народных трибунов, они обладали неприкосновенностью и имели право налагать запрет на любые решения. Входим на территорию Форума через Арку Тита, поставленную во времена Домитияна в честь победы Веспасияна и его сына Тита над евреями и в память о покорении Иерусалима.

   На Форуме были построены важнейшие правительственные учреждения Республиканского Рима, здание Сената и Римского Суда. Также на Форуме находились торговые лавки, мастерские, храмы, ораторские трибуны. Сам же Форум был украшен памятниками, которые были посвящены победам Римского оружия. В праздничные дни Форум превращался в зрительный зал. В центре площади происходили гладиаторские игры.

   Арка Септимия Севера появилась как часть комплекса построек Форума в честь двух событий: во славу 10-летия правления императора Севера и во славу Геты и Каракаллы, сыновей Севера, победивших парфянское войско в ряде битв с 195 по 203 г. г. Поэтому арка на обеих своих сторонах вверху (на аттике) представляет вниманию зрителей выбитый на камне рассказ о славных подвигах и свершениях императора Севера и его сына Каракаллы. Расположение Триумфальной арки в северном секторе Форума символично: рядом находится отмеченный круглой плитой центр Древнего Рима, а сама арка установлена прямо на Священной дороге и соединяет два холма – Палатинский и Капитолийский. Рядом слева – развалины трибун, с которых звучали речи прославленных ораторов, помещения для заседания Сената. Кроме увековечения свершений императора, арка выполняла и основные функции: через центральный пролёт на Капитолийский холм по крутому склону проезжали конные экипажи, а боковые пролёты служили дорогами для поднимавшихся на холм пешком.

   После Пунических войн в связи с перепланировкой города Форум приобрёл новый облик. Были построены заново храм Кастора и Поллукса, храм Конкордии и проложили новые дороги, чтобы обеспечить связь между Форумом и другими районами города. Храм Антонина и Фавстины, построенный в 141 году в честь жены Антонина Пия, после его смерти был посвящён также и самому Антонину.

   В I веке до н. э. Юлий Цезарь решил переместить место для собраний Римского Сената в Курию Юлия. Карта площади говорит о том, что новое здание расположилось чуть севернее Комиция. Изначальная архитектура Курии не сохранилась, до наших дней дошли останки реконструированной в III веке н. э. постройки. В VII столетии Курия была превращена в церковь. О солидной истории здания напоминают античные половые плиты. Внутри церкви хранятся элементы декора Курии Юлия – ростры, покрытые рельефными рисунками.

   Из строений республиканского Рима можно отметить храм Геркулеса рядом с площадью Bocca della Verita. Те остатки строений, которые сегодня можно увидеть на Римском форуме, относятся к периоду императорского Рима. Из всех зданий форума лучше всего сохранился Табуларий, бывший архив. Очевидно, что некогда Табуларий, построенный в I столетии до н. э., имел многоэтажную структуру, строгая архитектура оживлена арочными сводами. В настоящее время хорошо сохранился фундамент и первый этаж строения, элементы внутреннего декора.

   Мало кто устоит перед соблазном сфотографироваться у памятника Юлию Цезарю или хотя бы у бронзовой копия статуи, находящейся в Капитолии. Аббревиатура на постаменте лат. S.P.Q.R. - Senatus Populusque Romanus (Сенат и граждане Рима), часто встречается во многих исторических местах города.

   На северном краю находилась и базилика Ульпия. В ней проходили суды, а религиозных функций она не выполняла. Возле базилики стояли две библиотеки: латинская и греческая, и храм Траяна. Главный вход на площадь располагался на южном краю форума. Часть здания рынка сохранилась до нашего времени вместе с 38-метровой колонной Траяна.

   Колонна Траяна была установлена Аполлодором Дамасским в 113 году в честь побед Траяна над даками. Выполнена из 18 блоков карарского мрамора, имеет высоту 29,74 метра (40 м вместе с пьедесталом и капителем) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители, а внизу – дверь в усыпальницу Траяна и жены его - Помпеи Плотины. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Траяна со главе римской армии с даками, всего на колонне 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 60 раз.

   Последним императорским форумом и высшим достижением римлян в этом типе сооружений считается величественный Форум Траяна. Строительство этого архитектурного памятника началось в 106 году, вскоре после победы императора Траяна над Дакией (форум возведен как раз в честь этого события), окончилось 1 января 112 года при его преемнике Адриане. Форум Траяна завершил эволюцию центральной городской площади, некогда бывшей средоточием общественной жизни горожан, но постепенно превратившейся в монументальный памятник военной славы императора, хранилище его трофеев и пункты бесплатной раздачи продуктов населению.

   Когда архитектор планировал площадь Форума, стало ясно, что часть склонов ближайшего холма придётся срыть. Чтобы это не вызвало оползней, был выстроен Рынок Траяна – полукруглый шестиэтажный амфитеатр из необожжённого кирпича в виде террас на склоне холма. В нём находились около 150 лавок, таверны, закусочные. Каждая лавка имела выход (vitrina) на улицу. В лавках продавались специи, фрукты, вино, оливковое масло, рыба, шёлк и другие товары с Востока. Посреди рынка располагалась ViaBiberatica - улица, названная по находившимся на ней харчевням.

   Вблизи Римского форума, у подножия Капитолийского холма, находится площадь Венеции. Называется данная площадь палаццо Венецию неспроста. Именно здесь ещё в XV веке венецианский кардинал Пьетро Барбо (позднее папа Павел II) построил дворец, где после 1567 года размещалось посольство Венецианской республики. Вот так, благодаря посольству Венеции площадь и получила своё название. В самой площади нет ничего особенного. Пожалуй, туристы так и обходили бы её стороной, а списки достопримечательностей поставили бы пьяццо в последние ряды, если бы ни одно но…

   Именно здесь, в самом центре площади, расположен красивейший и несколько необычный по своей архитектуре монумент, возведенный в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II (Витториано), служащий символом объединённой Италии.

   Именно этот дворец (если можно его так назвать, поскольку уж очень он похож на небольшой дворец или тортик), а не площадь так бросается в глаза и производит впечатление. В Витториано располагаются два музея - Рисорджименто и знамён военного флота. Вход свободный, открыт для посетителей в дневное время.

   Статую Витториано также называют «Алтарь Отечества» (Altare della Patria). Второе название статуя получила благодаря тому, что у подножия конной статуи находится могила неизвестного солдата. У могилы постоянно дежурит почётный караул.

   Поднимаемся на Капитолийский холм, который считается одной из главных достопримечательностей Рима. Это самый маленький по площади и высоте из семи знаменитых холмов Рима. Его высота составляет 46 м над уровнем моря. Тем не менее, это самый главный холм Вечного города, где в античные времена были построены храмы Минервы и Юпитера. Именно здесь, на Капитолийском холме, знаменитая волчица вскормила братьев-основателей Рима, здесь знаменитые гуси спасли имперскую столицу от варваров, а император Август увидел Богородицу с младенцем на руках и отказался от язычества. Здесь сохранились свидетельства античной старины, а в музеях собраны величайшие шедевры итальянского Возрождения. Подняться на Капитолийский холм можно по трём лестницам. Наиболее красивой из них считается Центральная лестница Кордоната работы Микеланджело Буонаротти.

   Её основание охраняют две скульптуры древнеегипетских львов из мрамора. Она украшена Трофеями Марио, статуями Константина и Константина II, двумя вестовыми столбами с Апиевой дороги. Вершину лестницы венчают две статуи Диоскуров (близнецов Поллукса и Кастора) в окружении лошадей, привезенных из театра Помпеев при раскопках XVI века.

   Справа от проезжей дороги на холм ведёт третья из них, наиболее неприметная лестница. Слева находится лестница, 122 ступени которой ведут к базилике Санта-Мария-ин-Арачеле - одному из самых почитаемых храмов в Риме. Изначально базилика была греческим монастырём, а потом принадлежала к разнообразным монашеским орденам - бенедиктинцам и францисканцам, которые достроили и освятили её в 1921 году. На месте базилики ранее располагались античный храм Юноны Монеты, на территории которого когда-то чеканили серебро. Выпустив новую денежную единицу, на ней изобразили богиню Монету, после чего и разошлось по всему миру название металлических денег «монета».

   В храме находится «Алтарь Первенца Господнего». Именно здесь императору Августу было видение «рождение Сына Божьего». В этом храме также находятся чудотворные мощи Святой Елены.

   Кроме знаменитой лестницы Кордонаты, великий Микеланджело Буонарроти создал и Капитолийскую площадь, а также перестроил фасад Дворца сенаторов. Посреди Капитолийской площади стоит копия конной статуи Марка Аврелия (II век н. э.), единственной сохранившейся скульптуры дохристианского периода, остальные римляне уничтожили в разгар борьбы с язычеством. В главе площади находится Дворец Сенаторов, по бокам - Дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек Тибра и Нила. Весь ансамбль наполнен скрытыми аллюзиями на разнообразные события и личности. Искусствоведы, изучающие творчество Микеланджело, до сих пор расшифровывают его скрытые послания. На входе в Сенаторский дворец выложены две живописные лестницы. Внутри здание оформлено потрясающими салонами: Салон Знамён, Салон Колесниц и Зелёный салон.

   Мостовую площади украшают оригинальные эллипсы и волюты, изготовленные по эскизам знаменитого Микеланджело. По кругу площади расположены огромные дворцы: в центре - Сенаторский, слева - Новый и справа - Консерватории. В капитолийских дворцах в настоящее время находятся Капитолийские музеи, экспозиции которых включают богатое собрание римских и греческих скульптур. С приходом эпохи Возрождения на Капитолийском холме разместился сенат, управлявший городом. Именно в это время возникла традиция «дарить народу» произведения искусства. В середине XV века Папа Римский Сист IV передал в дар Риму личную коллекцию бронзовых статуй, в том числе и знаменитую волчицу, кормящую Ромула и Рема, гигантскую голову и кисть скульптуры императора Константина, земной шар с египетским обелиском на вершине и др. Это время и считается основанием Капитолийских музеев. Новый Дворец - это Капитолийский музей, в котором хранятся оригинал мраморной конной статуи Марка Аврелия и памятники античного искусства «Раненая амазонка», «Умирающий галл», «Статуя Сатира с виноградной гроздью». Достопримечательностями Нового дворца являются Залы Философов и Императорский Зал, украшенный 65 бюстами императоров Рима.

   По легенде, статуя Капитолийской волчицы была отлита ещё этрусками в V веке до н. э., но, начав её реставрировать в 2010 году, специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья. В музее хранится оригинал статуи, являющейся символом Рима - Волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Копия этой скульптуры установлена слева от центрального здания на высокой колонне.

   С Капитолийского холма открывается хороший вид на Римские форумы, в т. ч. на храм Сатурна.

   Спускаемся вниз и гуляем по римским улочкам, на каждом шагу встречаем интересные дома. Убеждаюсь, что Рим - живой музей истории с огромной коллекцией достопримечательностей. Здесь лицом к лицу можно столкнуться с архитектурой древнего Рима, средневековыми зданиями и фонтанами времён ренессанса. Проходя уникальными римскими улочками, представляю, как давным-давно здесь же прогуливались Цезарь, Микеланджело, Карл Великий и другие значимые для мировой истории личности.

   Проходим мимо дворца Валентино (Римский дом) - городскую достопримечательность, о которой знает каждый, но лишь немногие стали её посетителями. Этот поистине неповторимый мультимедийный музей, где древности встречаются с инновациями. В его подземелье сосредоточены постройки II-IV веков до н. э. Недавние археологические раскопки помогли историкам обнаружить под фундаментом дома термальный комплекс Roma-Domus-palazzo-Valentini-3 («малые термы Траяна»), руины которого открыты для ознакомления. Здесь находится и древнеримская баня.

   Держим путь к площади Треви, прежде всего знаменитой размещённым на ней фонтаном.

   На площади Треви уже во времена папы Николая V существовал маленький фонтан в виде чаши, работы архитектора Альберти. Он символизировал подачу в Рим воды из чистых “девственных источников”, находящихся в 13 км от города, по акведуку Аква Вирго («Вода девы»). По преданию, девушка указала Агриппе и его солдатам источник чистой воды, находившийся в 13 км от города. Аква Вирго был построен по решению Агриппы, командующего флотом Октавиана в Акции, а был открыт в 19 году до н. э. консулом Марком Випсанием Агриппой для снабжения водой терм Агриппы на Марсовом поле. С падением Римской империи этот акведук пришел в упадок. Структура акведука была реставрирована Леоном Батиста Альберти в XV веке по повелению папы Николая V, который поручил соорудить бассейн для сбора воды. Впоследствии канал был отремонтирован, а папа Климент XII решил украсить его окончание фонтаном, для чего был проведен конкурс на лучший проект фонтана Треви в 1732 году. В конкурсе участвовали 16 архитекторов, в результате конкурса работы были поручены архитектору Николо Сальви. Перед победителем была поставлена двойная задача. С одной стороны он должен был создать нечто грандиозное и впечатляющее, а с другой стороны – органично вписать свой проект в архитектурный облик площади Треви. Фонтан Треви одновременно является фасадом дворца Поли (Palazzo Poli), его название происходит от латинского слова «тревиум», что означает «перекрёсток трёх дорог».

   Фонтан являет собой внушительный комплекс, украшенный статуями и барельефами, дополненными игрой струй воды. Он стал визитной карточкой Рима и чрезвычайно популярен за рубежом. Фонтан не имеет себе равных по красоте и обилию архитектурных решений. Архитектор увлекался созданием театральных эффектов, поэтому небольшая площадь напоминает постоянно заполненный зрителями амфитеатр, а сам фонтан – сцену, в центре которой бог Океан (Нептун) сидит в раковине-повозке, запряженной двумя морскими коньками. Путь между скалами им указывают тритоны. По бокам расположен обширный ряд подводных камней, населенных тритонами, а вдоль фонтана проходит широкая лестница. Сам фонтан подобно грандиозной театральной декорации занимает почти всю ширину дворца Поли. Фонтан был открыт папой Климентом XIII в 1762 году после тридцатилетних работ. В честь его открытия на верхней части фонтана, между двумя центральными статуями, был помещён геральдический герб папы Климента XII (Лоренцо Корсини). Герб держат две изящные фигуры “Славы”, а на нём высечена мемориальная надпись, которая примерно означает: "Великий понтифик Климент XII, согласно чудесной традиции, открыл фонтан Девственной воды, её Целебность и изобилие в 1735 году".

   Римские фонтаны – отдельная тема. Чтобы выразить в камне эмоции, пространство, движение, необходимо было преодолевать природу материала. Джованни Лоренцо Бернини это удавалось. В его руках "куски мрамора обладают дыханием и даром речи". "Превосходный человек, совершенный ум, рождённый по воле Божественного Провидения и для Славы Рима", - так отзывался о скульпторе один из его могущественных заказчиков - Папа Урбан VIII. Деятельность Папы в то время характеризовалась тем, что понтифик стремился к созданию порядка, стабильности и процветания Рима. Как когда-то в провинции, - он провёл воду на виноградник своего племянника - кардинала Франческо Барберини, - так и в Риме, по указанию Папы, были возведены прекраснейшие фонтаны, созданные Бернини - Фонтан "Треви", Фонтан "Тритон", Фонтан "Четырёх рек", "Фонтан Пчёл" и другие. На площади Барберини в 1642 году установлен Фонтан "Тритон". Стоит Тритон, сын бога Посейдона, посреди открытых створок огромной раковины, куда и стекает вся вода. Их поддерживают своими хвостами четыре раскрывших рты дельфина. В те годы было принято помещать на все знаковые строения данные об их владельцах. Фонтан «Тритон» верен этим традициям: мастер среди дельфинов поместил тиару (головной убор) Папы Римского и герб семьи Барберини, на котором изображены пчёлы. Согласно легенде, благодаря мёду этих полезных насекомых вылечился от тяжёлого недуга один из продолжателей рода Барберини, после чего пчёлы и стали одним из символов этой династии. Фонтан на площади смотрится настолько впечатляюще, что трудно представить, насколько в былые времена он выглядел величественно, так как раньше потоки воды из раковины были гораздо более мощными.

   Далее направляемся к площади Испании, представляющей собой достаточно необычную для площадей форму. Не традиционную прямоугольно-квадратную, а в виде двух рядом расположенных фигур - трапеции и треугольника.

   Своё название она получила от того, что на её территории с XVII века размещается испанское посольство.

   В северной части площадь составляют Испанская лестница и церковь Тринита-деи-Монти, расположенная на самой вершине холма Пинчо. Прекрасная достопримечательность, построенная по заказу короля Франции в середине XVI века, была в XIX веке значительно перестроена. На сегодняшний день является одной из пяти французских церквей Рима. Испанская лестница выполнена в стиле барокко, имеет около 140 ступеней и соединяет саму площадь с церковью Тринита-деи-Монти. Перед церковью установлен Обелиск Салюстия высотой около 30 метров.

   У основания Испанской лестницы расположен фонтан Баркачча в виде лодки. Он не отличается крупными размерами и пышностью архитектуры, но привлекает множество римлян и гостей города. Фонтан Баркачча в Риме строился с 1627 по 1629 год по архитектурному проекту Пьетро Бернини, отца Джованни Лоренцо Бернини. Произведение искусства было возведено в память о наводнении 1598 года, когда вода поднялась выше отметки в 20 метров над уровнем моря. Тибр вышел из неукрепленных берегов и затопил исторический центр Рима. Когда вода отошла, на площади Испании нашли севший на мель баркас. В 1623 году по приказу Папы Римского Урбана VIII началась реставрация акведука Аква Вирго для подведения воды в новые районы столицы. Понтифик был впечатлён наводнением и в рамках реконструкции велел установить на Пьяцца ди Спанья фонтан в виде лодки. Реставрация системы водоканалов и сооружение фонтана было поручено Пьетро Бернини. Трудиться над фонтаном архитектору помогал сын, который, вероятно, завершил работу после смерти отца в 1629 году. Недостаточное давление воды в фонтане скульптор компенсировал композицией полузатопленного баркаса. Основание фонтана находится ниже уровня площади, а лодка приподнята. Такое расположение деталей даёт необходимый перепад уровней воды и струи медленно вытекают из своего рода запальных отверстий в лодке. Монумент выполнен в стиле барокко из белого мрамора и украшен отличительными знаками фамильного герба Барберини - солнцами и пчёлами. В переводе с итальянского «Barcaccia» означает баркас, небольшое судно с пологими краями и плоским дном для перевозки товаров. В Риме XVI-XVII веков на таких судах переправляли винные бочки. Сейчас, как и в XVII столетии фонтан снабжают воды древнего акведука Аква Вирго, который также питает фонтаны Треви и Четырёх рек. Туристы и местные жители без опаски утоляют жажду чистейшей холодной водой из этого источника.

   В юго-восточной части площади Испании, перед дворцом Испании, расположена колонна, возведённая в 1854 году в честь провозглашения догмы о непорочном зачатии. На её вершине установлена фигура Девы Марии. На постаменте у подножия колонны расположились фигуры пророков: Моисея, Иссаи, Иезекииля и Давида. Колонна «нашла место» на площади в 1856 году и посвящена библейскому сюжету о непорочном зачатии. Каждый год, 8 декабря в день праздника Непорочного Зачатия, сюда приходит Римский папа. Венок, собранный из белых лилий, привезённый папой, надевают на руку Деве Марии. В это время площадь Испании наполняется людьми, желающими не только разделить праздник с верующими, но и посмотреть на это священное зрелище. Этот венок висит весь год до следующего приезда Папы.

   Площадь Испании является центром римского квартала моды, самые известные итальянские модные марки представлены на улице Кондотти, которая начинается у площади. Недалеко от площади на Виа Феличе (что переводится как «Счастливая улица») в доме № 26 с 1837 года девять лет жил Николай Васильевич Гоголь. Именно в Риме он научился варить спагетти и удивлял этим блюдом своих друзей, приезжая в Россию. Здесь же родился первый том «Мёртвых душ».

   Римская архитектура и эпоха Адриана в частности славны своим вкладом в мировое искусство. Одним из особенно значимых для мировой архитектуры строений был, несомненно, Римский Пантеон. Создание его датируется примерно 118-128 годами. Он строился на месте более старого храма, и точно так же был посвящён сразу всем римским Богам. Название храма греческое и означает “храм всех богов”. Пантеон создан в форме круга, по примеру стоявшего там ранее храма консула Агриппы. Руководил строительством лично император Адриан. В VII веке храм превращён в церковь при участии Папы Римского Бонифация.

   Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращён в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют ещё Санта Мария Ротонда или просто Ротонда).

   В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль, впоследствии здесь же похоронили первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II (умер в 1878 г.). Надпись над гробницей: "PADRE DELLA PATRIA", что означает "Отец отечества".

   В этом саркофаге из красного мрамора похоронен второй король Италии Умберто I.

   Монумент, возвышающийся на пьяцца дель Ротонда, перед входом в Пантеон, является одним из парных обелисков, некогда отмечавшим вход в храм Ра в Гелиополе. Высота памятника - 6,34 м без пьедестала, что делает его гораздо короче собрата, установленного на вилле Челимонтана. В древние времена обелиск был установлен у входа в святилище Изиды и со временем утрачен. В XIV веке каменный столп был найден при строительстве церкви Сан-Макуто. Только в 1711 году обелиск занял своё нынешнее место перед Пантеоном по распоряжению папы Климента XI. Обелиск оформлен фонтаном в исполнении Филиппо Бариджиони.

   Коль речь зашла о знаменитых римских фонтанах, то невозможно обойти стороной фонтан Четырёх рек, который также считается одной из главных достопримечательностей Рима. Он находится на площади Навона и является творением известного архитектора Джованни Лоренцо Бернини. Очень интересная история, связанная с построенным прямо у входа в базилику Святой Агнессы этого великолепного фонтана. В 1644 году папа Иннокентий Х решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект. Из-за происков врагов Бернини оказался единственным, кого не допустили к участию в этом конкурсе. Но у Бернини был покровитель принц Людовизи, который по счастливой случайности был женат на племяннице Папы. По совету друзей Бернини изготовил макет задуманного им фонтана, который без предупреждения принесли в дом Папы и поставили в гостиной перед завтраком. Позавтракав, Папа Иннокентий увидел творение Бернини и был просто в восторге. Вопрос о выборе проекта решился сам собой. Фонтан Четырёх рек разительно выделяется среди других творений Бернини, так как не содержит плавных линий, характерных для мастера.

   Фонтан Четырёх рек сооружён в 1648-1651 годах. Выполненный в стиле барокко, фонтан Четырёх рек, был задуман как дополнение к псевдоегипетскому обелиску высотой 16 м, установленному на площади Навона в знак победы язычества над католицизмом. По сторонам от него в виде обнажённых мужских фигур размещены скульптуры, олицетворяющие четыре главных реки с каждого из четырёх континентов. Европу представляет Дунай, Азию – Ганг, Америку – Ла-Плата и Африку – Нил. Каждая из скульптур окружена элементами флоры и фауны, призванными дополнить колорит своего континента. В руках Дуная – картуш со знаками кардинальской власти Иннокентия Х, у Ганга – весло. Монетки, находящиеся под статуей Ла-Плата, олицетворяют состоятельность Нового Света. Голову Нила архитектор предпочёл накрыть. Чтобы построить фонтан Четырёх рек, в Риме пришлось поднять налог на хлеб. Фонтан в средние века выполнял не только эстетическую функцию, но и служил источником свежей воды для жителей окрестных домов. Как и фонтаны Треви и Баркачча, фонтан Четырёх рек питается водой из древнего античного акведука Аква Вирго.

   Помимо фонтана Четырёх рек, на площади Навона разбиты ещё два фонтана: фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Именно им площадь обязана народному названию «Площадь трёх фонтанов». Оба эти фонтана куда скромнее фонтана Четырёх рек. Между тем, они прекрасно дополняют фонтанный ансамбль площади. Фонтан Мавра, расположенный в южной части площади Навона, изначально был совсем без скульптур. Центральной фигурой мавра фонтан украсил все тот же Бернини. Остальные фигуры появились уже в XIX веке.

   Фонтан Нептуна, расположенный на противоположной части площади, также был без скульптур и обзавёлся ими тоже только к XIX веку.

   Увлёкшись фонтанами, совсем забыли о самой площади. Пьяцца Навона представляет собой вытянутый с севера на юг прямоугольник, по форме напоминающий спортивную арену. И это не случайно. В античные времена на этом месте на самом деле была арена, на которой проводились состязания атлетов. Первоначальный стадион был построен как временный при Юлии Цезаре. Затем в 85 году при императоре Домициане стадион был расширен и смог вмещать в себя до 15 тысяч зрителей. Обновлённый стадион получил имя Домициана, а основным его предназначением было проведение спортивных состязаний. В средние века стадион начали реконструировать. Аркады, окружающие стадион с внешней стороны, в которых располагались лавки торговцев и ремесленников и бордели, сносились. Оставшиеся фундаменты служили основой для возведения средневековых домов. Арена же стадиона превратилась в площадь, ставшая местом проведения праздников и ярмарок. Первая церковь на площади Навона была построена в честь Святой мученицы Агнессы. Агнесса родилась в семье одних из первых римских христиан. По легенде, девушка привлекла внимание сына римского перфекта Семпрония, но отвергла его ухаживания, поскольку дала обет безбрачия, решив посвятить себя благодетельной христианской жизни. Перфект был разгневан её дерзостью, а когда выяснилось, что девушка христианка, которые в те времена подвергались гонениям, то Агнессу поставили перед выбором: либо она приносит жертву римским богам, либо с позором будет брошена в публичный дом. Верная своей вере, Агнесса отказалась почтить языческих богов. Перфект распорядился, что бы её отвели в бордель нагую, но когда с Агнессы сорвали одежду, произошло чудо. Волосы девушки мгновенно отросли так сильно, что она смогла ими укрыться. А позже к брошенной в публичном доме девушке явился ангел и принес ей покрывало. На этом чудеса не закончились. Все мужчины, пытавшиеся овладеть Агнессой, теряли мужскую силу и со стыдом уходили. Девушку посетил и незадачливый жених, но, не успев приблизится к ней, внезапно умер. Агнесса воскресила его своими молитвами, после чего ее как ведьму приговорили к сожжению на костре. Но приготовленный костер не разгорался и Агнессу убили ударом меча. Церковь, получившая название Сант-Аньезе-ин-Агоне была заложена в аркадах, где находился тот самый бордель. В 1652 году церковь решено было перестроить. Работы возглавил Джироламо Райнальди, а через год его сменил Борромини, кардинально переделавший первоначальный план, изменив замещение фасада и создав центральную часть с массивным куполом. От средневековой постройки осталось лишь место мученичества Святой Агнессы.

   Выходим к реке Тибр и по мосту переходим на противоположный берег.

   Перед нами - Дворец правосудия (Palazzo di Giustizia) – одна из великих достопримечательностей Италии. Сегодня здание является резиденцией Верховного кассационного суда. Одним из главных достоинств является его внешний вид: на нём сосредоточено множество украшающих элементов в виде статуй и лепнин. Стоит отметить, что у местных жителей оно совсем не вызывает одобрения, римляне зовут здание «Уродливый дворец». Почему же у местных жителей дворец вызывает неодобрение? В первую очередь это связано с многочисленными скандалами в эпоху строительства. Неурядицы были связаны с коррупцией, которая активно разрасталась вокруг проекта. Дворец правосудия – это место, которое должно быть кристально чистым, непоколебимым с точки зрения закона. Местные жители были крайне возмущены коррупцией, скандалы не утихали целых 12 лет, т. к. негативное отношение к главному судебному органу Италии передалось ещё с былых времён. Начало возведения дворца приходится на 14 марта 1888 года. Во время строительства присутствовал Джузеппе Дзанаррделли, хранитель государственной печати. Именно он настаивал на том, чтобы дворец был возведен в районе Прати, тогда в этой части Рима уже имелись судебные учреждения, но Дворец правосудия оказался самым крупным из всех. Для возведения потребовались платформы, которые были изготовлены из бетона. Во время строительства были проведены раскопки, благодаря которым нашлось множество саркофагов. 11 января 1911 года Дворец правосудия был объявлен открытым, на торжественной церемонии присутствовал король Италии Виктор Эммануил III. Так как за всё время существования резиденция Верховного суда была перестроена несколько раз, то элементы архитектуры относятся к разным эпохам, что придаёт сооружению ещё большую уникальность.

   Недалеко от Дворца правосудия находится Замок Святого Ангела (Сант-Анджeло) - римский архитектурный памятник, также известный как Мавзолей Адриана, к которому мы направляемся.

   Представляющий собой высокое цилиндрическое сооружение в парке Адриано на берегу Тибра, его иногда называют «Печальный замок». Первоначально строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых захоронен Каракалла, позднее использовался римскими папами как крепость от варварских набегов. Когда-то считался самым высоким зданием в Риме. В XIV веке крепость стала замком, снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции. Замок прекрасно отражал всю суть папизма эпохи Ренессанса – роскошные папские апартаменты соседствовали с тюрьмой, в которой шесть лет провёл в заточении Джордано Бруно, знаменитый итальянский учёный и философ. Замок внушал римлянам всю безграничную мощь Святого Престола и являлся неотъемлемым атрибутом папской власти. Сегодня Сант-Анджeло является архитектурным памятником – Военно-историческим музеем, одним из самых посещаемых в Италии.

   На этом мы заканчиваем экскурсию по столичному Риму и направляемся к отдельному государству, расположенному в его пределах, – Ватикану. Ему будет посвящён отдельный фоторепортаж.