«Италия роскошная страна!

о ней душа мечтает и тоскует...

Она вся рай, вся радости полна,

И в ней любовь роскошная волнует!“

   Великий Рим, Римская империя, Италия… Эти названия, знакомые со школьной скамьи, захватывали мой интерес и увлекали. И вот моя мечта сбылась - я в Италии! Вместе с туристической группой я отправилась в один из величественных городов мира - прекрасный и несравненный Рим, столицу Римской империи. Меня также ждёт знакомство с самыми колоритными городами страны, занимающей Апеннинский полуостров, крайний северо-запад Балканского полуострова, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. Эта одна из самых больших европейских стран с населением 60 млн. человек имеет на своей территории 155 памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО - больше, чем в какой-либо другой стране мира.

   По пути в столицу Италии заезжаем в Геную и Флоренцию, проезжая живописной горной местностью с многочисленными туннелями. 

   Древняя морская держава и самый большой порт в Северной Италии Генуя с населением 600 тысяч человек на побережье Лигурийского моря - столица одноимённой провинции и области Лигурия. Историческое наследие «портовой республики» не даёт покоя многим исследователям и простым искателям новых впечатлений. В Средневековье Генуя была одной из главных итальянских морских республик и долго соперничала с Венецией за право господства в Средиземном море. Генуэзская республика «отметилась» на побережье Магриба, в Крыму, Абхазии и Палестине - их морские берега до сих пор хранят стены и камни некогда мощных крепостей. Со своими древними стенами, узкими улочками и живописными площадями - это один из немногих средневековых городов в Средиземноморье и в целом Европы, сохранивший свою великую архитектуру практически в полном объёме. Исторический центр Генуи - самый большой в мире. Здесь родился знаменитый путешественник Христофор Колумб, поэт Петрарка и великий скрипач-композитор Паганини.

   Есть несколько версий происхождения названия города Генуя. Одни говорят, что оно произошло от латинского слова «genua» - «колени» (то есть изгиб), поскольку город расположен как раз на изгибе береговой линии. По другой версии, название города произошло от кельтского слова «genawa», что означает «рот», точнее говоря бухту, в котором и расположен город. Сами генуэзцы рассказывают об основании своего города легенду, согласно которой прародителем генуэзцев был бог Джиано (Янус) - защитник мореплавателей и хранитель металлических денег. Поэтому этот город так «двуличен»: он смотрит одновременно и в сторону моря, и на свою содержательную часть. В 1162 году император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса дал право и выдал городу грамоту на владение землями на побережье Лигурии от Монако до Портовенере. Так произошло оформление Генуэзской торговой республики, по своей мощи не уступавшей, а по богатству и превосходящей крупные европейские державы.

   Знакомство с городом начинаем со Старого порта. На протяжении веков в эту гавань заходили корабли со всего света, привозя и рабов, и специи, и многое другое.

   Сегодня же Старый порт Генуи переориентирован в большой развлекательный комплекс.

   Здесь, на старом причале Понте Спинола, расположен Аквариум Генуи - самый большой аквариум в Италии и второй по величине в Европе после аквариума в испанской Валенсии. Здание Генуэзского Аквариума было построено по проекту знаменитого архитектора Ренцо Пьяно и открыто в 1992 году в рамках празднования 500-летней годовщины открытия Америки Христофором Колумбом. Первоначально идеей его создания было показать Лигурийское море, северную часть Атлантического океана и рифы Карибского моря как путь, по которому следовал их великий земляк - мореплаватель Христофор Колумб. В 1998 году Аквариум был расширен: к нему был приставлен стометровый корабль «Nave Italia», соединенный мостом с основным строением, путешествие по которому знакомит с эпохой Великих географических открытий, а также другой темой - тропическими лесами Мадагаскара. Изюминкой Аквариума являются открытые бассейны корабля «Nave Italia». Во многие из них посетителям разрешено опускать руку, чтобы потрогать рыб и скатов. Это так называемые «осязаемые бассейны». В них обитают не только морские виды, но и пресноводные виды. В залах Аквариума представлены также животные тропических лесов.

   Рядом пришвартован галеон «Нептун» - копия испанского корабля XVII века, которую специально построили для фильма «Пираты» известного режиссера Романа Полански. Фильм вышел ещё в 1986 году. После съёмок судно оставили в Генуе. Кроме съёмок фильма "Пираты", галеон принимал также участие в съёмках телевизионного минисериала “Neverland - подлинная история Питера Пэна”.

   На носу корабля красуется фигура бога моря, в честь которого он назван. Нептун держит в руках трезубец, с помощью которых он усмиряет морские просторы и непрерывно смотрит вдаль, любуясь безбрежным синеющим горизонтом. На сегодняшний день, галеон «Нептун» выступает в качестве одной из главных достопримечательностей генуэзского порта и неизменно пользуется вниманием жителей и гостей города. Очень часто здесь можно увидеть семьи с детьми, а также туристов разных возрастных категорий, фотографирующихся на фоне судна. Корабль полностью соответствует образу и статусу Генуи, позволяя проникнуться непередаваемой романтической атмосферой и окунуться в воображаемый мир морских приключений. За 5 евро разрешают облазить все его ванты и трюмы, а также вдоволь налюбоваться на многочисленные деревянные барельефы, оружие и пленников-скелетов.

   В Старом порту находится ещё один интересный объект - Биосфера - стеклянный шар диаметром 20 метров. Здесь находится кусочек амазонского леса с экзотическими растениями и животными. Экспозиция очень интересная и увлекательная.

   Всё это можно увидеть и с высоты, если покататься на своеобразном колесе обозрения.

   Ознакомившись со Старым портом и набережной, направляемся к площади Карикаменто, где расположен старинный дворец Палаццо Сан-Джорджо.

   Здание Дворца было построено в 1260 году Гульельмо Бокканегра, дядей Симоне Бокканегра - первого дожа Генуи. В 1339 году в Генуэзской республике был избран первый дож. Им стал известный мореход Симоне Бокканегра, внук народного капитана Гульельмо. Должность дожа была пожизненной, однако в Генуе часто происходили перевороты, в ходе которых дожей свергали. В XV веке во Дворце находился один из старейших банков - банк Сан-Джорджо. В настоящее время в Палаццо Сан-Джорджо находится администрация Генуэзского порта.

   Направляемся в центральную часть города.

   Фасады домов привлекают к себе повышенного внимания, трудно отказаться от фотографирования отдельных деталей, хотя есть риск отстать от группы, что чревато пропуском обзорной экскурсии с местным гидом.

   «Сердцем» современной Генуи можно назвать площадь Феррари, в центре которой находится большой фонтан. Площадь окружают многочисленные исторические здания и памятники: Дворец дожей, Лигурийская академия изящных искусств, неоклассический театр Карло Феличе, памятник Джузеппе Гарибальди, Дворец герцога Галлиеры и закрытый для посещения Палаццо-делла-Борса, построенный в стиле модерн и бывший когда-то фондовой биржей всей страны.

   В юго-западной стороне площади стоит Палаццо делла Регионе (Дворец региона Лигурия), являющийся прекрасным образцом эклектичной архитектуры XX века. Он пристроен к иезуитской церкви святых Амвросия и Андрея, основной фасад которой выходит на площадь Маттеотти, примыкающей к площади Феррари с запада.

   В глубине площади, сразу за бронзовым монументом Джузеппе Гарибальди, расположен главный городской оперный театр Карло Феличе.

   Палаццо Дукале (или Дворец дожей) считается одной из главных достопримечательностей Генуи. Он служил резиденцией правительства Генуэзской республики. Это огромный комплекс сооружений в портовой части Генуи, занимающий площадь 35 000 кв.м. Дожи жили и правили здесь до 1797 года, пока французский император Наполеон Бонапарт не упразднил эту должность. Строительство Дворца дожей в Генуе началось в XIII веке, во времена высшей точки политического могущества города, когда Генуя стала хозяйкой Средиземного моря, разгромив флоты итальянских городов Пизы и Венеции. Капитаны Обиццо Спинола и Коррадо Дория приобрели несколько зданий между церквями Сан-Лоренцо и Сан-Маттео. В 1294 году был также куплен стоявший рядом дворец Фьески. Все здания снесли, а на освобождённом месте началось возведение Дворца дожей. С 1339 года Дворец дожей стал местопребыванием первого генуэзского дожа Симона Бокканегра. Дворец перестраивался в течение длительного времени и отражал вкусы разных эпох. Значительной переделке Дворец был подвергнут в XVI веке. Его расширили, добавили крытый вестибюль и дополнительные корпуса, которые образовали внутренний дворик. Башня Торре Гримальдина (Народная Башня), как часть Дворца, была построена в 1539 году. В 1992 году по случаю 500-летней годовщины открытия Америки самым знаменитым уроженцем Генуи Христофором Колумбом Дворец дожей был отреставрирован. В настоящее время Дворец открыт для посещения, а в его огромных залах и внутренних двориках устраиваются самые крупные тематические выставки в городе.

   За Палаццо Дукале в глубине старых кварталов скрывается очаровательная средневековая площадь Святого Маттео с одноимённой небольшой церковью в окружении роскошных старинных дворцов с мраморными фасадами и ажурной резьбой.

   Между Палаццо Дукале и площадью Феррари расположен и «полосатый» Кафедральный собор Сан-Лоренцо (Дуомо), который является одним из самых больших храмов на территории Генуи, одновременно с этим - кафедрой местного архиепископа. Построен он был в честь Святого Лаврентия и хранит огромное количество христианских святынь. Одна из самых знаковых реликвий - «Священная чаша», которую привезли в Геную в XIV веке в качестве военного трофея и которая веками почиталась как реликвия, связанная с Тайной Вечерей Иисуса Христа. Она представляет собой большую шестиугольную чашу, выполненную из полупрозрачного материала зеленоватого цвета. В средние века считали, что это изумруд, но современные исследования показали, что чаша сделана из византийского хрусталя. Причём произведена она, скорее всего, на Востоке в IX-X веках. Во время наполеоновского завоевания чашу перевезли во Францию, где она претерпела механические повреждения, но в середине XX века ценный экспонат был отреставрирован.

   По обе стороны фасада сидят величественные каменные львы.

   Своим главным ярко-полосатым фасадом собор смотрит на небольшую площадь - Piazza San Lorenzo, окружённую нарядными дворцами.

   Следует отметить особенность здешней архитектуры – это полосатые дома, среди которых и этот особняк знатного рода Дория на площади Святого Маттео,

а также этот роскошный особняк.

   Мне понравилась и эта «полосатая» церковь Святого Петра, расположенная на площади Банки. Из истории видно, что Генуя быстро превратилась из города мореплавателей в город торговцев и банкиров. На фото заметно, что даже первый этаж церкви местные торгаши захватили под магазины. На самом деле здесь были большие разборки между богачами Ломеллини, которые хотели на этом месте устроить очередные лавки, и простыми горожанами, которые дали обет после очередной чумы возвести тут церковь. В итоге пришли к компромиссу, отдав под лавки нижние этажи, а в верхней части построив завещанную церковь. Внутреннее убранство её заставляет замереть в восхищении - фигуры из белого резного мрамора наполняют всё помещение удивительным светом.

   Вообще, религия – это отдельная страница здешней истории. После разделения христианства на католицизм и православие генуэзцы старались сохранить единство двух церквей. Так что каждый турист найдёт в храмах что-то для себя. Церквей в Генуе немало и каждая из них являет собой шедевр: проекты зданий разрабатывали лучшие архитекторы, а оформляли именитые мастера. Потому картины, скульптуры, фрески генуэзских храмов поражают воображение. Она из них - иезуитская церковь святых Амвросия и Андрея, которую также часто называют церковью Иисуса, расположена рядом с Piazza De Ferrari. Начало её строительства относится к VI веку: именно тогда возвёл здесь храм миланский епископ, сбежавший во время гонений в Геную.

   К иезуитам церковь перешла в середине XVI века. Они переделали храм и декорировали картинами Рубинса, Джованни Мерано, Джованни Карлоне и других мастеров XVI-XVII веков. Фасад храма снова понадобилось перестраивать в конце XIX века после того, как переход между ней и Дворцом дожей был разрушен. При разработке нового проекта мастера воспользовались эскизами Рубенса. После завершения работ на фасаде установили скульптуры Андрея и Амвросия.

   Ещё один интересный храм - Базилика Сантиссима Аннунциата дель Вастато с примечательной «греческой» колоннадой. Раньше здесь был монастырь с небольшой церквушкой, что построили братья-умилиаты, прибывшие в Геную из Ломбардии в 1228 году. Три века спустя монастырский комплекс перешёл к францисканцам, которые на его месте возвели новую церковь. Строительство храма началось в 1520 году. Здание задумывалось в готическом стиле, что отличало его от других сооружений эпохи Возрождения. Но после того как возвели стены, строительство остановили: храм перешёл францисканцам из другого ордена. В это время на Триденстком соборе приняли положения о церковной архитектуре и оказалась, что построенная базилика им не соответствует. Поэтому монахов обязали перестроить её в стиле барокко. Таких денег орден не имел, поэтому братья обратились за помощью к семье Ломеллини, самому богатому роду Генуи. Ломеллини дали деньги с условием, что здесь будет расположена их семейная капелла.

   Возвращаемся к «светской» Генуе и знакомимся с Палацци-деи-Ролли - кварталом из роскошных старинных Дворцов генуэзской аристократии, построенных в эпоху маньеризма вдоль Виа Гарибальди и в её окрестностях. Квартал Палацци-деи-Ролли считается одной из главных достопримечательностей Генуи. Это первый в европейской истории проект централизованной городской застройки. Возведение зданий началось в 1576 году по указу сената Республики и адмирала Андреа Дориа. По документам, которые хранятся в архиве города, Дворцы разделялись и систематизировались по их престижности. Первый список составили в 1576 году, потом было несколько редакций, последняя из них датирована 1664 годом. Всего в каталоге было около 150 сооружений, большинство их них сохранилось до наших дней, 42 из которых внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Большая часть строений стоит на наклонных участках земли и формирует своеобразные террасы: атриум - внутренний двор – лестница – сад.

   В 1576 году республиканский сенат Генуи обязал владельцев Палаццо оказывать гостеприимство делегациям зарубежных государств. Дворцы делились по размеру, красоте и важности, в соответствии с этими критериями тут размещали покои кардиналов, принцев и вице-королей, послов, феодалов или губернаторов. Каждой категории соответствовали конкретные Дворцы с указанием хозяев. Только три Дворца могли принимать самых высоких должностных лиц – это были дома Джо Батта Дориа, Николо Гримальди и Франко Леркари. Исторические документы свидетельствуют, что эти Палаццо были зарезервированы для Папы Римского, императора, короля и кардиналов. Сегодня три здания квартала – Палаццо Россо, Палаццо Бьянко и Палаццо Турси – открыты для осмотра и славятся своими богатыми коллекциями живописи, скульптуры, гобеленов и антикварной мебели. Впечатляет абсолютно всё: и размеры дворцов, и пышный декор фасадов, и с большим вкусом оформленные висячие сады.

   Особого внимания заслуживает Палаццо Турси, в котором хранятся такие раритеты, как письма Колумба, любимая скрипка ещё одного великого генуэзца – Николо Паганини, а также большая коллекция посуды и монет, с 1848 года здесь размещён муниципалитет Генуи. Палаццо Турси примыкает к Палаццо Бьянко, между ними размещён висящий сад. В остальных Дворцах расположены банки, офисы, а также такие, где живут люди. Но несколько раз в год Дворцы Генуи, входящие в «систему Ролли» (их 22), открывают свои двери для всех желающих. Называется это событие «rolly-days» и длится оно два дня – в субботу и воскресенье. В пятницу, накануне, сотрудники офисов оставляют свои рабочие места, а в выходные сюда приходят посетители. Все мероприятия «rolly-days» бесплатны. Дворцы, открытые в это время, обозначены серым кругом перед входом. На входе можно взять информационный листок, где перечислены все дворцы Генуи с адресами, входящие в систему «ролли».

   Улица Гарибальди (Via Garibaldi) по праву считается красивейшей улицей Генуи. Здесь что ни дом, то роскошный дворец. В июле 2006 года Виа Гарибальди включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Италии, как часть квартала Палацци-деи-Ролли в центре Генуи. Своё начало история улицы берёт с 1550 года – тогда Бернардино Кантоне создал первый проект городской магистрали. Изначально она называлась Страда Маджоре – «главная дорога», затем была переименована в Страда Нуова – «новая дорога», а вплоть до конца XIX века она была известна как Виа Ауреа. Писательница Жермена де Сталь называла Виа дей Рэ – «улица королей». И только в 1882 году улица получила имя народного героя Италии Джузеппе Гарибальди. Сегодня длина этой прямой улицы с небольшим уклоном составляет около 250 метров, а ширина - 7,5 метров.

   Сегодня вдоль Виа Гарибальди можно увидеть одни из самых элегантных и помпезных дворцов Генуи. От площади Пьяцца Фонтане Марозе до площади Пьяцца делла Меридиана стоят Палаццо Паллавичини Камбьяз (конец XVI века), Палаццо Гамбаро с удивительной красоты фресками, Палаццо Леркари Пароди, Палаццо Каррега Катальди, Палаццо Анджело Джованни Спинола и другие.

   У генуэзцев была страсть к разрисовыванию фасадов. На некоторых домах фрески совсем поблекли.

   Генуя очень разная: виллы и роскошные дворцы соседствуют со старенькими домами с осыпающейся штукатуркой. «Чёрные» кварталы ютятся возле фешенебельных особняков. С просторных площадей вас уводят куда-то в неизвестность узкие душные улочки. Испанский путешественник Перо Тафур в 1435 году писал о Генуе: «Длинные улицы столь узки, что повозки на них не всегда могут разминуться, а три пешехода, следуя плечом к плечу, с трудом проходят по городу». Перо удивлялся невероятной тесноте: «В лоджиях и галереях нижних этажей устроены винные погребки - бодеги, лавчонки, склады, а на «антресолях» над торговыми помещениями живут их владельцы. Вот и получается, что Генуя - это город, который «живёт стоя».

   Подходим к одним из уцелевших средневековых ворот (XII век) Генуи – Порта Сопрано, которые являются частью оборонной системы под названием «Стены Барбаросса». Внутри ворот - музей, также можно подняться наверх, там находится небольшая обзорная площадка. Порта Сопрано - первое сооружение в Генуе, выполненное в готическом стиле архитектором Олдином Асти. В верхней части арки ворот можно увидеть звено цепи, которая некогда была препятствием на вход в порт Пизано и была вывезена генуэзцами из города Пиза, как военный трофей. Саму цепь вернули в Пизу в 1862 году в знак важного события - объединения Италии. С правой стороны от входа - изображение Мадонны, с левого - висит мемориальная доска, текст которой очень витиевато рассказывает о воинской доблести смелых генуэзцев и предупреждает врагов в стиле «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». В одной из башен Порта Сопрано в конце XVIII века была расположена гильотина. Здесь до 1809 года совершали наказания, а палач по имени Самсон (известный тем, что обезглавил французского короля Людовика XVI) жил в небольшом домике, построенном специально для него на вершине башни. По одной из версий, название города Генуя произошло от имени бога Януса. Как вы помните, он был двуликий, так и ворота Сопрано имеют две стороны: плоская повёрнута внутрь к городу, выпуклая - наружу.

   Сразу за воротами Порта Сопрано расположена, пожалуй, самая известная достопримечательность Генуи – домик Колумба. Родился Христофор Колумб в небогатой генуэзской семье Доменико Коломбо и Сузанны Фонтанаросса. В возрасте 4-х лет вместе с родителями мальчик переехал в эту часть города, поближе к морю, прожив здесь 15 лет (с 1455 по 1470 год). Изначально дом состоял из трёх этажей и каждый из них располагал тремя комнатами. Первый этаж отец Колумба использовал в качестве мастерской, поскольку был ткачом и управленцем небольшого ткацкого цеха. Остальные этажи имели бытовое назначение. К сожалению, в XVII столетии в ходе обстрела французами Генуи, здание почти целиком оказалось разрушено, однако чуть позже его восстановили. Уже в наши дни, во время археологических работ исследователи обнаружили фундамент старой постройки, датированной предположительно VI веком. Внутри дома также уцелели фрагменты стен, возведённых ещё при первоначальном строительстве. С 1887 года дом Христофора Колумба находится в ведении городских властей Генуи, а на фасаде висит табличка, напоминающая о том, кто в нём жил несколько столетий назад. Зачастую, иностранных туристов не слишком впечатляет внешний вид здания, представляющий собой по сути лишь малую часть старинного архитектурного сооружения. В то же время, для местных жителей дом Колумба – это нечто большее, чем просто памятник прошлому. Он является для них своеобразным символом несгибаемости духа и силы воли, благодаря которым невозможное становится возможным. Вход внутрь дома на данный момент осуществляется только по предварительной договорённости, а также во Всемирный День Колумба (12 октября) и день его рождения (30 октября). Это не единственное место в городе, связанное с Христофором Колумбом. Генуэзцы эксплуатируют образ своего великого земляка где только можно, называя его именем отели, магазины, кафе и аттракционы.

   На задней стороне домика Колумба находится симпатичная крошечная колоннада от церкви Святого Андрея XII века. Саму церковь разрушили в 1904 году. Интересный пример того, что здесь, в Италии, тоже смогли снести какую-нибудь красивую древность ради расширения улицы.

   Больше никакой средневековой застройки в этом районе не уцелело. Сразу за домом Колумба начинаются современные кварталы. Стремление архитектора обыграть тему традиционных полосатых фасадов зданий Генуи вполне понятно.

   Одна из самых обширных площадей - площадь Победы (делла Витториа) с Триумфальной аркой, на которой - мемориальная доска, посвящённая погибшим во время Первой мировой войны.

   Рядом с Базиликой Сантиссима Аннунциата дель Вастато расположен квартал,

где моё внимание привлекло симпатичное здание, надпись на котором гласит, что это "флот лавровый".

   Как и во многих других итальянских городах, место пешеходных тротуаров здесь заняли длинные крытые галереи,

в которых жители города и гости могут гулять по центру, не боясь промокнуть под дождём.

   В этих галереях разместились многочисленные рестораны и магазины, в которых, кроме всего прочего, можно купить и редкие у нас моллюски.

   В Генуе два вокзала - Piazza Principe и Brignole. Старый центр расположен между вокзалами, ближе к вокзалу Principe, к нему подошли уже в тёмное время суток.

   В честь знаменитого земляка-мореплавателя рядом с вокзалом установлен красивый памятник.

   Гуляя поздним вечером по её площадям и улицам, убеждаюсь, что Генуя прекрасна в любое время суток.

   На ночь нас приютил отель"Novotel", а утром из окна нашего номера открылся такой вид понравившегося нам столь интересного города. Мы прощаемся с Генуей, но впереди нас ожидают встречи с другими прекрасными итальянскими городами.

   Генуя не привыкла ни в чём отставать от своих блистательных соперниц на море и на суше. Она яростно оспаривала у Венеции титул владычицы морей, а у Флоренции - звание главного денежного мешка Европы. И если Венецию называли Светлейшей, а Флоренцию - Святейшей, то Генуя получила не менее пышное прозвище - Великолепная. И неспроста: без её ведома несколько веков никто не мог попасть в добрую половину объектов Средиземноморья. О богатстве местных банкиров и предпринимателей ходили легенды, и даже всемогущие венецианские дожи вздрагивали, услышав её имя - Генуя. Здесь появился первый банк и именно в нём Христофор Колумб брал ссуду на снаряжение своей первой экспедиции. Здесь стали спонсировать строительство первых в Европе железных дорог. Здесь впервые поняли, что пора бы всем республикам Италии объединиться.