Мадрид – область Испании, в состав которой входят одноимённая провинция, расположенная в центре Пиренейского полуострова; её сосредоточием является город, ставший в XVI веке столицей страны. Территория области – 8026 кв. км, численность населения – около 6 млн. человек. Значительную часть Мадридской автономии занимает довольно пустынный горный район Алькария.

   На территории Мадридской автономии, в пустынной долине реки Мансанарес, находится монастырь Сан Лоренсо де Эль Эскориал. Этот грандиозный дворец-монастырь у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама часто называют одновременно и «восьмым чудом света», и «архитектурным кошмаром». Его строительство закончилось в 1584 году в правление короля Филиппа II и в настоящее время он сочетает в себе монастырь, музей и дворец. Монастырь был построен в честь победы армии Филиппа II над французами в битве у Сент-Кантена во Фландрии 10 августа 1557 года, в День святого Лоренса Место для будущего монастыря выбирали с условием, чтобы оно являлось не слишком жарким, не слишком холодным и располагалось недалеко от новой столицы. Филипп II, отличавшийся глубокой религиозностью и слабым здоровьем, хотел жить в окружении монахов, а не придворных. Поэтому Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём, а уж затем королевской резиденцией.

   Эскориал построен из голубоватого гранита и представляет собой огромный каменный прямоугольник 208 на 162 метра - на этой площади свободно уместилось 15 галерей, 16 внутренних двориков, 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о святом Лоренсе, которого сожгли живым. Специально привожу фото, снятое с воздуха, чтобы оценить его грандиозные масштабы.

   Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда отрывается великолепный вид на монастырские поля и окрестности Мадрида. Там же стоит и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес, где монахи отдыхали после своих трудов. Вблизи монастыря во время царствования Бурбонов были возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи, и домики для гостей – Павильон принцев.

   Библиотека Эскориала по богатству уступает лишь ватиканской - в ней хранятся рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Терезы, а также собрана крупнейшая в мире коллекция арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. Кстати, у библиотеки Эскориала есть интересная отличительная черта - все её книги стоят на полках корешками внутрь. Такая мера была предпринята для того, чтобы сохранить древние украшения переплётов, хотя сегодня большая часть томов заменена копиями. Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью, символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.

   На территории Эскориала располагается роскошный пантеон из бронзы, мрамора и яшмы. мавзолей, в котором покоится прах всех королей Испании, начиная с отца Филиппа II, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 году, за исключением Филиппа V, который не любил мрачный Эскориал и велел похоронить себя в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде. Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти. В круглом помещении друг на друге в четыре ряда размещены чёрные гробы с блестящими ручками. Вся композиция напоминает огромный комод с выдвижными ящиками. Интересна и необычна технология захоронения: на протяжении длительного времени специальная служба наблюдает за тлением королевских останков в отдельном помещении - должно пройти несколько десятилетий, чтобы тело превратилось в «пудрео», т. е. прах, затем их перемещают сюда и помещают в заранее приготовленные гробы. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона. К сожалению, фотосъёмки внутри Эскориала строжайше запрещены и за нами во время всей экскурсии следовал служащий со строгой внешностью и пресекал любые попытки нарушить этот запрет. Поэтому, фото взяты из интернета.

   Ещё есть интересная экспозиция в зале на третьем этаже. Все стены расписаны мотивами из разных битв в которых участвовал король.

   В 10 км от Эскориала лежит Долина Павших, примечательная своей подземной базиликой, над которой возвышается крест, который считают самым большим в мире (150 м - виден с расстояния до 40 км), Общая территория аббатства Санта Крус, мемориала Долина Павших, 13600 кв. м, он расположен среди зелёных горных лесов на гранитных склонах Сьерра-де-Гвадарама. Сооружён в 1940-х годах по приказу Франко, как памятник погибшим в гражданской войне. Франко хотел примирить нацию и похоронить всех павших в этой войне под девизом "Тем, кто погиб за Бога и Испанию". При строительстве использован низкооплачиваемый труд заключённых, изъявивших добровольное желание участвовать в работах (для них сроки заключения значительно сокращались). Комплекс, украшенный скульптурами работы Авалоса, открывается огромной эспланадой. На высоте 25 метров на первой базовой площадке расположены скульптуры четырёх апостолов-евангелистов - Павла, Петра, Матфея и Иоанна. На второй базовой площадке на высоте 42 метров также четырьмя скульптурами представлены основные христианские добродетели. Под крестом над входом в собор - барельефная копия знаменитой Пиеты Микеланжело - Дева Мария, склонившаяся над умирающим Христом. Это один из самых величественных монументов XX века - базилика по величине больше, чем собор Святого Петра в Ватикане. 

   Решётка, находящаяся за входной дверью, декорирована изображениями 40 святых, в центре её выделяется фигура апостола Иакова. Подземная галерея, длина которой 88 метров, разделена на четыре отрезка; в её боковых нишах имеются 6 часовен, а стены украшены восемью гобеленами работы Вильгельма Паннемейтера (XV век) с изображениями сцен из Апокалипсиса. При подходе к главному алтарю можно увидеть восемь гранитных статуй работы Санррино и Антонио Мартина. Главный алтарь представляет собой гранитный блок, у подножия которого располагаются могилы каудильо Франсиско Франко и организатора и руководителя движения фалангистов - Хосе Антонио Примо де Ривера. Главный алтарь венчает гигантский купол высотой 42 м, имеющий в диаметре 40,75 м и декорированный мозаикой из 6 миллионов керамических элементов. По бокам от главного алтаря расположены входы в две часовни, в которых покоятся останки 33 872 жертв с обеих сторон гражданской войны в Испании. Здесь всегда много живых цветов. Официальное открытие комплекса состоялось 1 апреля 1959 года. За скалой, несущей на себе и в себе основные элементы комплекса, расположен монастырь бенедиктинцев, монахам которого было поручено обслуживание базилики. От церкви фуникулёром можно подняться к основанию креста и насладиться роскошной панорамой Сьерра-де-Гвадарама. Надо сказать, что после посещения мемориала у меня несколько изменилось отношение и к этой войне, и к генералу Франко.

Экскурсия по столице страны

   Мы въезжаем в главный и самый большой город страны Мадрид (3,2 млн. чел.), находящийся в самом центре Пиренейского полуострова. Нас встречают два наклонившихся друг к другу здания-башни – «Ворота в Европу», которые появились в Мадриде в 1996 году. Обе башни полностью застеклены и наклонены друг к другу под весьма приличным углом 15º от вертикали. Архитекторы добились, казалось бы, невозможного - они построили первые в мире “падающие” небоскрёбы.

   Город основан арабским «альмадаином» Мухаммедом I в IX веке как крепость Маджирит, первое упоминание о которой относится к 852 году. Её предназначением являлась защита Толедо, столицы Испании того времени. Название «Мадрид» происходит от арабского слова «majra»‎‎ - водный источник. При добавлении частицы it (обилие) получается слово «majer-it», обозначающее «источник полных вод». После отвоевания города христианами его название получило кастильское звучание «Magerit», превратившись впоследствии в «Madrid». Во время Реконкисты, в 1085 году, Мадрид был покорён королём Альфонсом VI и становится христианским. Ничто не предвещало великую судьбу города до тех пор, пока в 1561 году король Филипп II не решил сделать его столицей королевства. Важным этапом в развитии Мадрида была война за независимость после нашествия наполеоновских войск. Героической страницей в истории столицы в XX веке стало сопротивление войскам Франко. Мадрид конца XVIII столетия всё ещё походил на средневековые города-крепости, окруженные крепостными стенами. Около 1774 года король Карл III поручил архитектору Франческо Сабатини построить взамен старых узких ворот в городской стене монументальные ворота, через которые должна была пройти расширенная дорога к городу Алькала-де-Энарес. В 1778 году ворота были открыты и получили название - Ворота Алькала. Площадь делит пополам улицу Алькала, самую длинную улицу испанской столицы, которая, тем не менее, не пересекается с самими воротами. Отсюда берут начало улицы Альфонсо XII, улица Серрано и улица Олозага. Так же, как и одноименная улица, ворота обязаны своим названием старинному пути из Мадрида в город Алькала-де-Энарес.

   Исторические и культурные памятники сконцентрированы в центральной части, ограниченной тремя площадями. Первая из них - знаменитая площадь Пуэрта-дель-Соль (Ворота Солнца), которую считают центром города и географическим центром страны, от которой радиально отходят 10 улиц. 

   Единственным сохранившимся с XIX века зданием является Дом Почты, построенный в 1761 году. Бой часов, установленных на башне этого здания, 31 декабря ежегодно оповещает испанцев о начале Нового года. С этими часами связана известная испанская новогодняя традиция - двенадцать виноградин. В настоящее время в здании располагается правительство автономной области Мадрид. На фасаде здания установлены две мемориальные доски, напоминающие о народном восстании 2 мая 1808 года и о жертвах крупнейшего в истории Испании теракта - взрыва мадридских электричек 11 марта 2004 года.

   В центре площади стоит конная статуя Карла III.

   Медвежонок с земляничным деревом на этой площади – геральдический символ Мадрида.

   Вторая площадь – Главная (Plaza Major), обрамленная колоннадами, с конной статуей Филиппа III, похожая на театральную сцену с эффектными декорациями. Здесь чувствуется старинный дух Мадрида – города благородных кавалеров, знатных любовников и еретиков, скрывающихся от инквизиции. Раньше на площади устраивали корриду, казни еретиков и народные гулянья. Абсолютно квадратная, она застроена невысокими зданиями в великолепном, типично испанском стиле платереско, отличительной чертой которого являются высокие крыши со слуховыми оконцами и башни со шпилями. Первые этажи зданий сделаны в виде галерей, где открыты многочисленные кафе и ресторанчики.

   Это закрытая с четырёх сторон площадь, в центре которой восседает на коне каменное изваяние Филиппа III, на протяжении почти четырёх столетий бывшая свидетелем ряда церемоний - от аутодафе до причисления к сомну святых, и сегодня является средоточием городской жизни.  Пласа Майор, законченная в 1619 году, была специально спроектирована Филиппом II для публичных мероприятий.

   Благодаря окрашенным в пастельные тона домам, кованым балконам, фрескам дворца Панадерия, занявшего место бывшей пекарни, она входит в когорту самых красивых площадей мира.

   Продолжаем знакомство с городом. По пути к Королевскому дворцу выходим на крошечную площадь Вилья, окруженную зданиями эпохи барокко XVII века - одну из самых старинных в городе, сюда выходит бывшее здание мэрии XVII века. Ранее здесь заседало правительство Мадрида, до своего переезда во Дворец Коммуникаций на огромной площади Сибелес. 

   Подходим к восточной площади перед Королевским дворцом, перед которым установлен памятник одному из королей Испании - Филиппу IV.

   Рядом с Дворцом стоит ряд скульптур античным героям и других почитаемых испанцами королей.

   Вместо сгоревшего в 1734 году старого дворца Алькасар при Филиппе V началось строительство нового королевского дворца. В настоящее время Королевский дворец, окружённый садами и частично открытый для публики, - замечательный образец дворцовой архитектуры. Хотя король Испании Хуан Карлос I живёт в более скромном загородном дворце, эта резиденция используется для государственных приёмов и торжеств.

   Прямо напротив королевского дворца стоит кафедральный собор Альмудена - главный собор испанской столицы, посвящённый покровительнице Мадрида Святой Деве альмуденской.

   Пройдя по улице Принцессы, мы оказались на третьей из центральных площадей Мадрида, наиболее красивой и самой большой в стране, - площади Испании, которую обрамляют здания, являющиеся визитными карточками Мадрида: Мадридская башня (1957 г.) и здание «Испания» (1953 г.).

   В центре площади расположен фонтан с памятником. Сложная композиция памятника включает фигуру Сервантеса, сидящего у основания стелы, и два бронзовых изваяния его самых известных персонажей - Дона Кихота Ламанчского и Санчо Пансы, восседающих, соответственно, на старой кобыле и осле.

   Вершину стелы украшает собой глобус с пятью континентами, как аллегория распространения испанского языка по всему миру. Среди прочих, заметны статуи Реальности и Вымысла. С обратной стороны колонны расположена статуя королевы Изабеллы Португальской и фонтан, украшенный гербами стран, использующих язык Сервантеса. Кроме этого, композиция памятника включает индейца, подобного описанным Алонсо де Эрсилья-и-Суньига в поэме Араукана и Персея, символизирующего классическую лирику.

   Прямо за Королевским дворцом, со стороны западного фасада, начинается огромный и красивый парк Кампо-дель-Моро или как его ещё называют Мавританский сад. Название Кампо-дель-Моро в переводе с испанского означает «поле мавра». Этим названием парк обязан тому факту, что в начале XII века на его месте стояли войска мавританской армии под началом Али Бен Юсуфа. После отвоевания Мадрида христианами здесь было выстроено здание Королевского дворца. В 1844 году архитектор Нарсисо Паскуаль-и-Коломер создал проект великолепного парка, прилегающего к дворцу. Строительство парка велось под руководством Рамона Олива, внёсшего определенные изменения в первоначально задуманную планировку. На территории парка расположен удивительный Музей карет, в котором выставлены экипажи различного вида, в разное время принадлежавшие членам королевской семьи. В 1931 году парку был присвоен статус объекта Культурного наследия.

   Серьёзная перестройка города произошла в конце XIX - начале XX века. На месте старых были проложены новые, широкие улицы и бульвары, построено много зданий в стиле модерн.

   Не удивительно, что здание Министерства архитектуры расположено в таком красивом здании.

   Экскурсию по городу продолжаем у самой большой в Европе арены для корриды (9 тыс. зрителей), построенной в 1929 году в стиле мудехар. Мы смогли полюбовались ею только снаружи, так как открыта она только в дни корриды или концертов. Рядом находится музей корриды (вход свободный): головы быков, костюмы, оружие, афиши.

   А этот памятник возле арены поставили сами тореадоры изобретателю пенициллина Александру Флемингу. Именно широкое использование пенициллина спасло жизни многим испанским тореро, которые имели несчастье напороться на рог быка во время корриды.

   На площади перед входом на арену воздвигнут памятник одному довольно известному тореадору 70-х годов XX века. Однажды, когда он блестяще провёл очередную свою корриду и мастерски убил быка, он повернулся к быку спиной и поднял руки вверх, что означало - коррида закончена, - и в этот момент неожиданно бык поднимается из последних сил и пронзает рогом тореадора, и тот умирает. Этот памятник называется «умер тореро, родился ангел».

   В Мадриде обязательно надо посетить железнодорожный вокзал «Аточа», даже если поездом ехать никуда не нужно. Своё название вокзал получил 9 февраля 1851 года в честь снесённых ворот Аточа. В переводе с испанского это слово означает испанский дрок, низкорослый кустарник с мелкими жёлтыми цветами. Их тут раньше росло много, отсюда и название вокзала. Сейчас здесь вполне современный, довольно крупный вокзальный комплекс, откуда ежедневно отправляются более 125 поездов.

   То, что делает вокзал особенным, - это ошеломляющий тропический сад площадью в 4000 кв. м с пальмами и другими тропическими растениями, а также водоёмом с 22 видами рыб и большой колонией черепах, который находится внутри станционного здания под его огромной арочной крышей.

   Более чем 7 тысяч растений всевозможных разновидностей, которых насчитывается более 260, украшают сад. Глядя на этот сад, забываешь, что ты на железнодорожном вокзале, настолько это непривычно для нашего восприятия объектов подобного рода.

   Рядом с вокзалом Аточа начинается главная транспортная артерия города. Она пересекает Мадрид с юга на север и состоит из бульвара Прадо, переходящего в бульвар Реколетос, который в свою очередь переходит в проспект Кастельяна. Согласно проекту строительства мадридского Салона дель Прадо, элегантного и очень зелёного бульвара для прогулок, для жителей столицы должно было быть создано такое место, где они могли бы непринужденно прогуливаться среди садов и фонтанов. Для осуществления этого проекта было выбрано пространство, занимаемое лугами Прадос де Сан Херонимо и Аточа, в своё время также называвшееся лугом Прадо Вьехо. На этом пространстве должны были расположиться и три роскошных фонтана, один из них - Сибелес. Другие два фонтана, завершающие этот великолепный ансамбль, - это фонтан Нептуна и фонтан Аполлона. Продолжаем знакомство с городом, гуляя по этим красивым бульварам, расположенным в середине широкого проспекта с большими тенистыми деревьями. С обеих их сторон устроена многорядная проезжая часть для автотранспорта. В самом начале бульвара Прадо справа, если идти от вокзала, находится территория Королевского ботанического сада.

   Пройдя ботанический сад, можно увидеть рядом с ним знаменитое здание известнейшего в мире художественного музея Прадо, напротив которого расположен ещё один прекрасный музей Тиссен-Борнемисса. Оба эти замечательные музеи вместе с Музеем «Центр искусства имении королевы Софии» входят в так называемый «Золотой треугольник искусств», мы их посетили и советуем всем это сделать. Перед входом в музей Прадо установлен памятник Гойе.

   Величественное здание Прадо (исп. - "луг") никогда не было дворцом. Его построил в 1785 году на территории бывшего парка испанский архитектор Хуан де Вийануэва в качестве здания для Музея естественных наук. Вскоре Прадо отдали под Королевский музей скульптуры и живописи, который уже в 1819 году стал открытым для публики. Этот музей настолько богат шедеврами испанской живописи до ХХ века, что заслуживает отдельной статьи искусствоведа. Я лишь ограничусь тем, что сообщу, что здесь представлены работы Веласкеса, Гойи, Мурильо, Риберы и многих других выдающихся художников.

   После посещения музея Прадо пересекаем площадь Нептуна, чтобы посетить находящийся напротив музей Тиссен-Борнемисса. Обращаем внимание на балконы здания, стоящего на площади.

   Прямо театральный музей под открытым небом!

   Музей Тиссен-Борнемисса обычно не входит в перечень посещаемых туристами мест, поэтому хочу на нём рассказать подробнее, тем более, что он мне очень понравился. К тому же был понедельник, а на протяжении всего года вход в него бесплатный по понедельникам с 12:00 до 16:00. Этот музей был открыт 8 октября 1992 года и разместил в своих стенах одно из престижнейших частных собраний, связанных с именами Хайнриха Тиссен-Борнемисса и Ганса Хайнриха Тиссен-Борнемисса. В июле 1993 года испанское государство приобрело значительную часть коллекции живописи, охватывающей период с конца XIII века до 80-х годов XX века и собранную семьёй Тиссен-Борнемисса всего за два поколения. Домом для этой выдающейся коллекции с самого её открытия для публики стал Дворец Вильяэрмоса, перестроенный для этих целей архитектором Рафаэлем Монео.

   Постоянная экспозиция музея размещается на трёх этажах здания и посетителям предлагается начать обзор со старинной живописи на втором этаже. Экспозицию открывают итальянские примитивисты, за которыми следуют представители ренессанса и барокко. Два зала на этом этаже носят тематический характер: один посвящён портретной живописи эпохи Возрождения, второй - городским пейзажам XVIII века. Залы второго этажа продолжает голландская школа, представленная жанровой, интерьерной и пейзажной живописью и натюрмортами. Коллекция Кармен Хайнрика Тиссен-Борнемисса (вдовы барона Ганса Хайнриха Тиссен-Борнемисса) размещается в новом крыле Дворца Вильяэрмоса, открытого в 2004 году. В ней представлены более двухсот живописных работ, принадлежащих разным художественным школам и датированных с XVII до XX века.

   Музеи Прадо и Тиссен-Борнемисса разделяет площадь Нептуна, на которой расположен красивый фонтан Нептуна.

   Прогуливаясь дальше по бульвару Прадо, подходим к фонтану Сибелес на одноимённой площади, которая является одной из самых знаменитых и эмблематичных площадей города. Первоначально площадь носила имя Испании, но в 1900 году решением мэрии она была переименована в площадь Кастелар, а затем - в Сибелес. В центре её и находится фонтан со скульптурой богини Сибелес. Фонтан был спроектирован Вентурой Родригесом в 1777 году во времена правления Карла III. В фонтане представлено изображение богини плодородия земли Кибеллы (в испанском варианте - Сибелес), едущей на колеснице с двумя львами, в которых, согласно мифу, богиня Афродита превратила Гиппомена и Аталанту, заставив их в качестве наказания вечно везти эту колесницу.

   Сегодня фонтан Сибелес обрамляют грандиозные здания, придающие ему ещё больше величественности: дворцы Паласио де Буэнависта, Паласио де Линарес, известный как Каса де Америка, Банк Испании и Паласио де Комуникасьонес или Дворец связи.

    Всего в двух шагах от лучших музеев города (включая музей Тиссена-Борнемисы и музей Прадо) удобно расположился легендарный отель Palace, который как нельзя лучше подходит для отдыха, шоппинга и знакомства с кулинарными традициями в испанской столице.

   Площадь и фонтан Сибелес избраны болельщиками мадридского “Реала” для празднования триумфов любимой команды. В 1995 году, отмечая завоевание “Реалом” очередного титула чемпиона Испании, обезумевшие от счастья болельщики облепили статую богини и отломали ей левую, вытянутую вперёд руку. Фонтан вскоре был отремонтирован, но с тех пор болельщики к нему не подпускаются. И в 1998 и в 2000 года, когда “Реал” выигрывал Кубок Европейских Чемпионов, празднования по традиции проходили на площади Сибелес, но из фонтана была спущена вода, он был огорожен несколькими рядами металлических барьеров и полицейским заслоном. Постамент фонтана использовался в качестве трибуны, на которую поднимались игроки, тренеры и руководство знаменитого клуба. В 2008 году, после очередного чемпионства “Реала”, игроков уже не подпустили даже к постаменту. Лишь капитану команды Раулю Гонсалесу позволили, воспользовавшись специальным подъёмным устройством, приблизиться к статуе и повязать словно косынку овеянный славой флаг “Реала”. А мы, завершая прогулку великолепной прогулочной трассой, подходим к главной спортивной арене команды «Реал» и сборной Испании знаменитому стадиону «Сантьяго Бернабеу». Стадион имеет 4-ю, высшую категорию УЕФА и вмещает 80 354 зрителей. Построенный в 1947 году, позже был назван в честь президента «Реала» Сантьяго Бернабеу, в годы правления которого клуб выиграл шесть Кубков европейских чемпионов и множество внутренних трофеев.

   Нельзя не рассказать ещё об одном объекте Мадрида, который нас приятно поразил, - рынке Сан-Мигель, расположенном на одноимённой площади рядом с площадью Пуэрта-дель-Соль. Он не похож ни на один из известных мне рынков других городов.

   Его здание, возведенное в 1916 году, представляет собой лучший образец литой архитектуры в Мадриде, а внутри - настоящий храм гастрономии, состоящий из 33 магазинчиков, где продают разнообразные гастрономические изыски и эксклюзивные продукты, причём их можно не только купить, но и отведать прямо на месте. Среди традиционных продуктовых лавок, таких как магазин фруктов "La Flor", булочная "L'Artesa de Gallent" или свежая рыба "Lonxanet", на рынке Сан-Мигель есть книжный магазин, посвящённый гастрономии "Laie", цветочная лавка "Víctimas del Celuloide" и магазин дизайнерской кухонной утвари "Vinçon".

   Рынок Сан-Мигель превратился в одно из наиболее гламурных заведений города и неизменное место встречи мадридских гурманов. Здесь можно прекрасно и недорого поесть, что я и сделала, одновременно наслаждаясь великолепной старинной отделкой этого памятника архитектуры. Рынок является не только дневным, но и ночным центром развлечений, ведь он открыт до полуночи, с воскресенья по четверг, и до двух ночи, с пятницы по субботу. К услугам гостей рынка Сан-Мигель винные бары "Pinkleton & Wine" или "Ostras Sorlut", где можно отведать великолепных моллюсков с бокалом французского шампанского. Кроме того, здесь проводится множество мероприятий, выходящих за пределы гастрономии, ведь этот центр кулинарной культуры оборудован последними технологическими новинками. Программа этого центра кулинарной культуры искрится разнообразием: на рынке Сан-Мигель можно насладиться всевозможными мероприятиями, от концертов до учебных курсов, пресс-конференций, презентаций и фестивалей, что позволяет познакомиться с ещё одной яркой стороной жизни испанской столицы. А вот чем заполнены рыбные прилавки.

   Мне очень понравилось мадридское метро, с помощью которого после интересной, но очень утомительной для ног прогулки по городу, возвращалась к своему отелю. 

   Мадрид – очень красивый, хорошо спланированный город и нам было жаль расставаться с ним. 

   Мадридцы его очень любят, одна из мадридских пословиц гласит, что «Мадрид можно променять только на Небо, да и то если там будет дырочка, в которую можно будет на него смотреть».