Кастилия-Леон

   Мы снова в пути: зелёные плодородные холмы и эвкалиптовые рощи Галисии остались позади, перед нами - равнинный и однообразный пейзаж Кастилии-Леона - самого крупного региона Испании (94 223 км², население - 2,6 млн. чел.), в состав которого входит 9 провинций. Монотонность рельефа лишь изредка нарушается небольшими холмами. Пейзаж по дороге к Асторге - жёлтое полотно полей и алые лоскуты вспаханной земли - напоминают испанский флаг.

   Кастилия-Леон (или Кастилия и Леон) - это колыбель Реконкисты. Именно с этих земель началось объединение всех испанских земель и развитие испанского языка (castellano). В Средние века, в северной части плоскогорья Месета находились два самостоятельных королевства - Леон и Кастилия, которые были объединены королём Фернардо I в 1037 году. Оба королевства играли важную роль в средневековой истории Испании, о чём свидетельствует значительное количество возведенных на этой территории соборов, монастырей, замков и укреплённых городов, многие из которых сохранились в отличном состоянии до сих пор. В Кастилии бьётся сердце той Испании, которую мы знаем по рыцарским романам. Современная провинция Кастилия-Леон была создана в результате принятия постановления о независимости 1983 года, когда произошло объединение двух исторических районов (Леон и Старая Кастилия, от которой отделились Сантандер и Логроньо). Столицей этого автономного сообщества является город Вальядолид.

Красный город Асторга

   Мы добрались до самой крупной испанской автономной области - Кастилия-Леон. И первым пунктом на нашем пути оказалась Асторга. Это довольно небольшой городок, но зато с очень богатой историей. Асторга была основана в 14 г. до н. э. В 1986 году город отпраздновал 2000-летний юбилей. Римляне основали здесь колонию под названием Астурика Аугуста. С годами название Asturica превратилось в Astorga. Асторга - город и муниципалитет в Испании с население 12 тыс. человек, расположен на левом берегу реки Туэрта. Входит в провинцию Леон и является центром области Марагатерия, которую населяет племя марагато, этнически отличное от испанцев. Считается, что в давние времена в Марагатерии, и в том числе на территории нынешней Асторги, жили марагатос – народ, который занимался разведением мулов. Возможно, марагатос были потомками североафриканских берберов, которые попали в Испанию во времена первых набегов мавров. Этот народ тщательно оберегал свою индивидуальность и традиции долгие десятилетия. В наши дни во время праздников жители Асторги и других городков Марагатерии одеваются в традиционную одежду марагатос. И если Испания чаще всего ассоциируется с гитарой и фламенко, то в Марагатерии традиционным народным инструментом, популярным и в наши дни является флейта. Экскурсию начинаем с осмотра Кафедральный собора Асторги - Санта-Мария-дель-Камино, который воплотил в себе несколько стилей архитектуры. Первоначально на этом месте был романских храм, а в своём современном виде строительство началось в 1471 году.

   Самые ценные экспонаты собора и музея, расположенного в здании собора, – часть креста, на котором распяли Иисуса, и статуя Богоматери-покровительницы паломников.

   Выйдя из собора, направляемся к стоящему рядом величественному епископскому дворцу, построенному в 1887-1893 годах в виде рыцарского замка архитектором Антонио Гауди. Епископский дворец в Асторге является одним из трёх зданий, построенных Антонио Гауди за пределами Каталонии. Здание дворца выполненное из серого гранита, в нео-средневековом стиле и напоминает средневековый французский замок. Ряд его элементов, включая зубчатые стены, башни, террасы и ров, в сочетании со скульптурами ангелов, придают дворцу ярко выраженный романтический ореол. Для оформления фасадов Гауди придумал множество элементов, характерных для его стиля - арки с контрфорсами, башенки, встроенные в стены трубы. В 1893 г.оду епископ Грау умер, а строительство дворца было остановлено и продолжилось лишь в 1907 году уже под руководством архитектора Рикардо Гарсиа Гуэрета. Дворец называют самым лучшим в Испании зданием в стиле неоготики.

   Впечатляюще оформлен интерьер дворца.

   Ныне во дворце размещается музей паломничества с интересными экспозициями, выставленные в его залах и комнатах.

   Во дворе епископского дворца выстроены в ряд скульптуры ангелов.

   Дальше просто прошлись по городу, благо расстояния тут небольшие.

   В центре площади Сантосильдес установлен одноимённый фонтан-мемориал. Во время войны с наполеоновской армией Асторга была занята французами под командованием Жюно. Но затем войска генерала Хосе Мария Сантосильдеса (1771-1847) освободили город. Монумент представляет собой льва (Испания-Леон), который раздавливает орла (Франция). Автор композиции - Энрике Марин Игуэро (1876-1951).

   Главная городская площадь - площадь Испании - располагается примерно в 500 м от Кафедрального собора. На площади стоит позднеренессанское здание городской мэрии. Мэрию венчает интересная колокольня.

   Обогнув ратушу, мы попали в самую южную часть старого города. Находящийся на холме исторический центр Асторги представляет собой небольшую территорию площадью около 25 гектаров. Это бывшая столица римской провинции и центр военных операций императора Августа. 

   Здесь объединялись шесть древнеримских дорог, город надёжно был защищён благодаря окружавшим его хорошо сохранившимся и до наших дней крепостным стенам. Неплохо сохранились старинные церкви, монастыри и множество других зданий, связанных с римской эпохой Асторги, а также несколько памятников. Весь квартал выдержан в одной красной цветовой гамме, т. к. кирпич и черепица зданий сделаны из местной красной глины, поэтому город часто называют красным.

   Подходим к старинной церкви Сан-Бартоломей XI века, которая в течение веков несколько раз существенно перестраивалась. Результатом этих достроек стал необычный несимметричный вид церкви. Судя по гигантским трещинам, здание церкви неуклонно разрушается.

   В средние века город стал транзитной остановкой тысяч паломников, направляющихся в Сантьяго-де-Компостела. Обязательным пунктом посещения паломников была церковь Санта-Мария-дель-Камино, где и сегодня можно увидеть статую Богоматери - покровительницы паломников. Здесь во «Французский путь» вливается «Серебряная дорога» - ещё один путь в Сантьяго, пересекающий Испанию с юга на север. С интересом наблюдаем, как к нему долго-долго приближаются пилигримы, а потом, пройдя через разрушенные готами Ворота Солнца, так же бесконечно долго поднимаются по его улицам. В Асторге 24 приюта для паломников. Заходим в один из них, наблюдаем как размещаются паломники и чем их кормят. У входа в центр паломников стоит памятник, скорее напоминающего переселенца, чем пилигрима.

   Ещё одна достопримечательность Асторги, мимо которой вряд ли пройдёт любой сладкоежка, – Музей шоколада, открытый в 1994 году. Производство и продажа шоколада в XVIII - XIX веках приносило жителям города основной доход. К 1914 году в Асторге насчитывалось 49 шоколадных фабрик. Экспонаты четырёх залов Музей шоколада расскажут о том, с помощью какой техники производили шоколад, как развивалась культура потребления сладкого лакомства на севере Испании. Шоколад в Европу завезли испанцы во времена исследования и покорения американского континента. Говорят, что в середине XVI века учёный-монах Бенцони представил королю Испании доклад о полезных свойствах жидкого шоколада. Доклад тут же засекретили, а шоколад объявили государственной тайной. Жители Асторги уверяют, что первый шоколад в Испании появился именно в их городе. Город прочно хранит традицию и до сих пор существуют шоколадные фабрики, в которой его производят по старинным рецептам. По дороге в Музей шоколада не меньше искушений - фабрики и магазины шоколада с великолепными витринами и заманчивыми ароматами.

   Театр кукол в витрине одного из магазинов торгующего местной выпечкой.

   Асторга – небольшой, но очень приятный город. Вместе с хорошо сохранившимися старинными зданиями пригоже выглядят и современные дома горожан.

Бургос - бывшая столица Кастилии

   Прогулку по Бургосу начнём с начала, т. е. с того места, на котором город был основан - с большого зелёного холма чуть севернее исторического центра. Здесь в 884 году граф Кастилии Диего Родригес Порселос основал крепость. Занимая привилегированное географическое положение, Бургос приобрёл важное место в торговле шерстью, которая отсюда направлялась через порты Кантабрии во Фландрию.

   Возвышаясь на 800-метровом холме над живописными кастильскими равнинами, этот небольшой (180 тысяч жителей) уютный средневековый город, расположенный в сердце области Кастилия-Леон, считается одним из красивейших испанских городов.

   Город был основан в 884 году по приказу короля Альфонса III графом Диего как один из бастионов на пути арабского вторжения. Почти весь Пиренейский полуостров в те времена принадлежал маврам, они не смогли завоевать только северные края на побережье Бискайского залива. Там, на границе между христианским и арабским мирами, для защиты испанских земель строится в конце IX века крепость Бургос. Через пару веков укрепленный и защищённый город становится столицей, и в нём начинают короновать кастильских королей. 

   В исторический центр Бургоса можно попасть через городские ворота Арко де Санта-Мария, расположенные напротив моста Санта-Мария, и украшенные статуями кастильских королей.

   Сразу за воротами открывается квадратная площадь, за которой высится грандиозный собор Санта-Мария - один из наиболее значительных средневековых памятников в Испании, внесенный во Всемирный Список наследия ЮНЕСКО. Это внушительное здание поражает своей неожиданной воздушной лёгкостью, противоречащей его огромным размерам. Так как город стоит на пути Святого Иакова, то никуда не деться без скульптуры усталого паломника, которая стоит на площади перед собором.

   Собор был заложен в 1221 году королём Фернандо III Кастильским (1217-1252) и епископом Маурисио. Прототипами храма стали знаменитые французские соборы в Реймсе и Бурже. Автором проекта является испанский архитектор Энрике, строитель собора в Леоне. Не смотря на то, что сооружение собора растянулось на три столетия, и над его строительством трудились, сменяя друг друга, несколько поколений архитекторов, он выглядит удивительно гармоничным. Каждая его часть имеет значение и вносит свой вклад в красоту всего ансамбля. Дополнением к храму служит Музей собора, где посетители имеют возможность узнать об истории сооружения и полюбоваться на старинные полотна. «Золотая лестница» в Кафедральном соборе Бургоса.

   Бургосский собор - один из лучших храмов в Испании. Каждый уголок, каждая капелла собора - это произведение искусства. 

   Под сводами Бургосского собора покоится вместе со своей женой Хименой легендарный Сид Кампеадор - национальный герой Испании. Многие думают, что история о Сиде - лишь красивая легенда. На самом деле, Сид, живший в XI веке и носивший имя Родриго Диас де Бивар, появился на свет в окрестностях Бургоса. Его облик, воплощённый в лице каменного всадника, сегодня украшает одно из центральных мест Бургоса.

   А ещё городу удалось разбогатеть из-за дороги, так как он оказался на перекрестке важнейших путей: он превратился в транзитный пункт на торговой средневековой трассе, соединявшей юг Пиренейского полуострова с севером, и стал одним из городов популярнейшего паломнического маршрута "Путь Сантьяго", по которому пилигримы двигались с востока на запад. В прежние времена в Бургосе было около трёх сотен приютов для них, один, отмеченный особым опознавательным знаком - ракушкой морского гребешка, - до сих пор сохранился в центре города.

   Многие страницы испанской истории связаны с Бургосом. Так, во дворце Касса-дель-Кордон католические короли Изабелла и Фердинанд встретились с прибывшим из Америки Колумбом. Благодаря экспедициям в Новый Свет, Бургос стал ещё богаче, и потому в XV веке были построены самые красивые соборы и здания. В историческом квартале Бургоса сосредоточены уникальные средневековые здания, особо надо отметить Главную площадь (Plaza Mayor). Окружённая со всех сторон яркими разноцветными домами, она выглядит очень привлекательно. Здесь же расположена Ратуша - красивое здание, украшенное часами.

   В центре площади - памятник королю Карлосу III.

   Дворец генерал-капитанства расположен в центре исторической части Бургоса, в 400 метрах к северо-востоку от Кафедрального собора, на площади plaza de Alonso Martínez. Здание было возведено в 1904-1907 г. г. на месте дворца XVI века, известного под названием Дворца четырёх башен. В 1908-1931 г. г. здесь располагалось генерал-капитанство - канцелярия VI военного округа Испании. Дворец построен в неоготическом стиле. Особенно интересен нарядный фасад с многочисленными стрельчатыми арками, а также парадная лестница с художественными витражами. Фасад примечателен также и тем, что вплоть до 2010 года здесь можно было увидеть две мемориальных доски периода франкистской диктатуры. Первая доска сообщала, что 1 октября 1936 года в этом здании состоялась церемония передачи верховной власти генералиссимусу Франсиско Франко. Вторая надпись говорила о том, что в этом дворце, ставшем колыбелью «славного мятежа» 1936 года, «в эти героические дни жил выдающийся генерал, благодетель Родины Эмилио Мола, отсюда руководивший первыми военными операциями, кульминацией которых стала блестящая кампания в Бискайе». Сейчас эти таблички, вызывавшие негодование многих жителей Бургоса, сняли, а на их месте появились две новых, повествующих об истории строительства дворца и его судьбе на протяжении XX века. С 2006 года здание принадлежит военной комендатуре Бургоса. В настоящее время парадные салоны и прочие помещения дворца стали частично доступны для осмотра: здесь проводятся выставки, посвященные истории вооруженных сил, а в будущем планируется разместить Военно-исторический музей.

   Обращают на себя внимание многочисленные скульптурные композиции, которые в центре города встречаются на каждом шагу. Они словно живые, в них чувствуется душа и мне, честно говоря, они милее, чем помпезные памятники монархам. 

   У такой продавщицы я не прочь была бы купить жареные каштаны или орехи.

   Так хочется подсесть к этим милым старикам и поговорить с ними о жизни.

   А эта девушка под зонтиком очень напоминает нас в эти мокрые дни.

   Вдоль реки Арлансон проходит живописный пешеходный проспект Эсполон, окружённый деревьями.

   Этот проспект с аллеей декоративно подстриженных деревьев - идеальное место для прогулки.

   Прощаясь с этим прекрасным городом, можно пройтись по мосту Санта-Мария через реку Арлансон, которая разделяет город на две части, бросив на него прощальный взгляд.

   Бургос считается одним из наиболее ярких и очаровательных городов области Кастилия-Леон, восхищая гостей своей утончённостью и элегантностью архитектурного стиля. Он отражает в себе многие достоинства региона и позволяет получить массу позитивных впечатлений от пребывания в этих живописных местах Испании. Особо он интересен для тех, кто хочет увидеть "самые испанские" земли.

Саламанка – город-рай для студентов

   В предыдущей поездке мне посчастливилось побывать ещё в одном городе области Кастилия-Леон - Саламанке. Город существовал ещё во времена иберов. Упоминается как ваккейский город Гельмантика при захвате его в 217 до н. э. Ганнибалом. Христианское население сменило арабов в ходе Реконкисты 1087-1102 годов, а в 1178 году король Фердинанд II собрал в Саламанке свои кортесы и предоставил городу (как второму по величине в королевстве) особые привилегии (фуэро).

   «Под небом голубым есть город золотой» - это о Саламанке. Она построена из золотистого песчаника, который добывается неподалеку, в селенье Вильямайор де Арунья. Мокрый камень очень мягок в обработке, поэтому фасады здесь буквально кружевные, будто выполненные рукой ювелира.

   Этот средневековый город, не большой город, но и не маленький - более 160 тысяч жителей. расположен в западной части области Кастилии-Леон, по праву считается жемчужиной студенческой жизни Испании. Здесь находится крупнейший, и к тому же старейший (основан в 1218 году) университет Испании, известнейший в Европе, куда каждый год приезжают тысячи и тысячи иностранцев. Помимо государственного университета здесь есть ещё и крупнейший католический – Pontificia. Не зря практически 40 % населения города составляют именно студенты. Здесь есть всё для весёлой и удобной студенческой жизни. Саламанка - неофициальная столица испанского языка, безусловный лидер этой формы туризма в Испании и, пожалуй, один из мировых лидеров этого направления. Язык Саламанки - это не только образцовый испанский, но и язык города, его устоев, его стен, башен, крыш, улыбок его обитателей.

   Здесь находится церковь Сантьяго, являющаяся важным пунктом на пути паломников в Сантьяго-де-Компостела.

   Главная городская площадь - Пласа-Майор - оформлена (в 1729-1733 г. г.) в стиле радикального барокко его крупнейшим представителем, Чeрригерой. На площади, окружённой аркадами с изображениями испанских королей и генерала Франко (в годы гражданской войны избравшего своей резиденцией епископский дворец в Саламанке), высится ратуша в стиле чурригереско.

   В значительной степени сохранился древнеримский мост через Тормес, давший начало современному городу. От снесённых стен средневекового города уцелела только Гвоздичная башня конца XV века. Из сохранившихся готических особняков прославлен Дом украшенный ракушками (Каса де лас Кончас), построенный в 1514 году канцлером богатейшего ордена Святого Иакова Талавера Мальдонадо, который украсил фасад своего дома многочисленными створками раковин - символами ордена. Необычный декор замечателен ещё и тем, что в зависимости от угла падения солнечных лучей свет и тень создают эффект изменения узора. На окнах особняка установлены изящные решётки. Посетители могут пройти вокруг дома и полюбоваться на его изумительный двухъярусный внутренний двор, лестницу и чудесный кессонный потолок.

   В небольшом городе много различных церковных сооружений: церковь августинцев в стиле барокко (1636-1687) с «Непорочным зачатием» кисти Риберы; доминиканский монастырь Святого Стефана с ренессансным собором (1524-1610) и останками зала, где перед богословами в 1486 году выступал Колумб; монастырь кармелиток, основанный в 1570 году Терезой Авильской; романская церковь Святого Фомы Кентерберийского (перестроена в XV веке); церковь Святого Мартина (XII век); церковь Святого Киприана с пещерой под ней, где, по преданию, сам дьявол проповедовал чёрную магию. Из многочисленных храмов Саламанки наиболее примечательны старый собор в романском стиле (заложен в 1140 г.) и новый собор (заложен в 1513 г. и строился больше 200 лет). Комплекс собора состоит из двух соборов, неотделимых друг от друга, но каждого со своей индивидуальной идентичностью – в них мастерски сочетаются готика, ренессанс и барокко. 

   Университет Саламанки - самый древний университет Испании, который вместе с Болонским, Оксфордским и Сорбонной входит в четвёрку старейших университетов Европы. Портал главного корпуса университета, выстроенного в 1415-1433 г. г., обращён фасадом к Новому собору. Особенно славится его западный фасад в стиле платереско (1494 год). Над главным входом можно видеть изображения его основателей Изабеллы и Фердинанда и надпись: "Короли университету - университет королям".

   Рядом - дом-музей ректора Мигеля де Унамуно. Чуть южнее собора - коллегиумы Анайя (1760-1768 г. г.) и Фонсека (1527-1578 г. г.), который также называют Ирландским.

   Cаламанка находится под защитой ЮНЕСКО как народное достояние. Мы убедились, что город просто уникальный по красоте. Средневековая архитектура сохранена практически полностью.

   Даже современные здания города выдержаны в том же стиле, что и средневековые. Древние улицы и фасады абсолютно естественно вписываются в ежедневную деловую жизнь города, здесь просто нет других зданий. Саламанка - это небольшой город с долгой историей и молодым взглядом на жизнь. В Саламанке нет фабрик, она добывает свой хлеб только умственным трудом. Столетиями город жил тем, что растил, образовывал, кормил молодых интеллектуалов, давал им кров и дарил любовь.

Толедо – столица Кастилии - Ла-Манча

   Мы продолжаем своё знакомство с Испанией и переезжаем в самый центр страны, где расположена автономия Кастилия - Ла-Манча – одна из самых больших автономий Испании, на территории 87 595 кв. км которой проживает почти 2 млн. человек. Автономия имеет в своём составе 5 провинций: Гвадалахара, Куэнка, Альбасете, Сьюдад-Реаль, Толедо. Название La Mancha имеет арабское происхождение и означает «Сухая земля», что соответствует действительности, так как большая её часть – бесплодна и засушлива. Кастилия - Ла-Манча простирается к югу от Мадрида и занимает южную часть древнего Королевства Кастилия, включая большой район, называемый Ла-Манчей. Это родина Дон Кихота и, кажется, даже воздух пропитан его "печальным образом". Узнаваемые символы этого региона - ветряные мельницы. Вдоль дороги нас встречает огромный чёрный железный бык - один из 90, установленных по всей Испании. Некогда это было рекламным щитом шерри-бренди "Veterano" компании Осборн. На чёрном силуэте белой краской было написано - Veterano. C тех пор рекламу вдоль дорог запретили, однако могучие силуэты полюбились испанцам, и быков было решено оставить, замазав чёрной краской рекламную надпись. Теперь этот бык - неформальный символ Испании и его часто располагают на флаге.

   Знакомство начинаем с города Толедо - столицы автономного сообщества Кастилия - Ла-Манча, расположенного на высоком берегу реки Тахо. Толедо с населением 85 тысяч жителей когда-то называли «Корона Испании и свет всего мира», т. к. город был столицей страны до 1561 года, пока Филипп II не перенёс свою резиденцию на 71 км в Мадрид, лежащий ровно в центре Пиренейского полуострова. Здесь сохранены памятники почти всех эпох испанского искусства: арабские, стиля мудехар, еврейские (синагоги Трансито и Санта Мария Ла Бланка); готические (кафедральный собор), и памятники эпохи Возрождения. В XVI веке здесь поселился Эль Греко, картины которого во множестве хранятся в Толедо, как "Похороны графа Оргаса", одно из лучших его произведений, хранящееся в церкви мудехар Санто Томе. Среди других музеев особенно примечателен музей, размещённый в старинной Больнице Санта Крус. Город объявлен национальным заповедником старинного зодчества, современное строительство здесь практически не ведётся, а в 1986 году исторический город Толедо был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

   Это древний город, первые упоминания о котором относятся к 192 году до н. э., когда римлянин Марк Фульвий Нобилиор сломил отчаянное сопротивление жившего здесь племени карпетанов и основал форпост Толетум. Благодаря залежам железной руды вблизи города, Толедо превратился в значимый посёлок, чеканящий собственные монеты. После первых нападений варваров античные стены были укреплены. В 411 году город кратковременно захватили аланы. В 418 году он перешёл к вестготам и оставался их столицей до 711 года. За это время Толедо сделался центром католического архиепископства. В Средние века толедские архиепископы имели собственное войско и принимали участие в Реконкисте и в других военных операциях испанских королей. Мавры завоевали столицу государства вестготов в 712 году. Расцвет Толедо под именем Толайтола пришёлся на время их правления. Альфонс VI Кастильский завоевал город в 1085 году и начал укреплять стены города. Крепость возникла в изгибе реки Тахо, обрывистые берега которой обеспечивали городу естественную защиту с юга. Наиболее мощные защитные сооружения крепости испокон века возводились с северной стороны. От старой крепости в Толедо до наших дней сохранились крепостные стены, восемь ворот и два моста. Въезжаем в старинный город через Новые ворота Бисарга.

   Старые ворота Бисагра или ворота Альфонсо VI (IX век) находятся рядом с Новыми воротами Бисагра и известны тем, что под их сводами 25 мая 1085 года прошёл король Альфонсо VI во главе своего войска.

   Мост Святого Мартина был построен в XIII веке и восстановлен в XIV после того, как центральный пролёт моста был разрушен в ходе войны между Педро I Жестоким и его сводным братом Энрике. Мост имеет пять пролётов: изящный свод центрального пролёта обрамлён с каждой стороны парой более узких сводов. По обеим сторонам моста стоят ворота-башни, самая поздняя из которых датируется XVI веком. На внутренней башне моста помещён гранитный барельеф с гербом города, на внешней - установлена статуя архиепископа Святого Юлиана.

   До XIII века единственным мостом, ведущим в город, являлся мост Алькантара. Первое сооружение на месте современного моста было возведено маврами в 866 году всего в нескольких метрах от старого римского моста, построенного во времена Римской империи по приказу императора Траяна. Нзвание моста происходит от арабского Al Cantara, означающего арка или мост. Этому мосту не повезло и он был сметён наводнением 1257 года. Следующий мост был построен при кастильском короле Альфонсо X и именно он сохранился до наших дней. Мост длиной 194 метра имеет два арочных пролёта, под главным и красивейшим из которых протекает река Тахо. По обе стороны моста в X-XI веке были возведены две башни. С него открываются потрясающие виды на город. Ворота моста долгое время выполняли функцию защиты и служили главным входом в город. Движение на автомобилях по нему запрещено, мост предназначен только для пеших прогулок.

   Из любой точки города виден Алькасар – Королевский дворец. Как только ни использовалось это громадное квадратное сооружение за многие века своего существования. Построенный на месте древнеримского форта, замок служил надёжным укрытием от врагов и банкетным залом кастильских королей: здесь они принимали дорогих гостей из других стран, устраивали пышные балы и приёмы. Позже Алькасар превратился в тюрьму для политзаключенных, а в гражданскую войну в его подвалах укрывались местные путчисты, поддерживающие генерала Франко (эти подземные комнаты доступны для посещения). Замок много раз разрушался, осаждался и даже несколько раз горел, но всегда восставал из пепла и продолжал украшать своим величием Толедо. В наши времена в замке разместился Музей вооружённых сил.

   Одна из главных достопримечательностей Толедо - ворота Пуэрта-дель-Камброн - великолепное монументальное сооружение, расположенное в западной части города. Своё название ворота получили благодаря колючему растению Cambroneras, произрастающему у его основания. Фасады постройки украшены рельефными изображениями герба Толедо и личного герба короля. Ворота украшают четыре великолепные угловые башни, выполненные из кирпича. Главный вход выполнен в виде большой триумфальной арки.

   В 1226 году по инициативе Хименеса де Рада, архиепископа Толедо, начали возводить величественный готический собор, строительство которого продолжалось более двух веков. По своим размерам собор в Толедо уступает только соборам в Милане и Севилье, а по роскоши превосходит все храмы Европы. С течением веков в нём накопилось столько произведений искусства, что это сказочное богатство приводит в изумление. Этот прекрасный католический храм в форме креста можно назвать международным творением, поскольку к его строительству приложили руку и французы, и голландцы, и немцы, и итальянцы. Продолжался этот архитектурный марафон целых 300 лет. Получились внушительные размеры: высота - 44 метра, длина - 112 метров, ширина - 56 м, и характерное смешение стилей - готики, Ренессанса, барокко и чисто испанского "мудехара", когда в готике угадываются мавританские особенности зодчества: узорчатые стены, своды в форме звезды, арки-подковы, цветная плитка на стенах и полу и всё время повторяющиеся абстрактные рисунки. У входа в центральный хор Trascoro стоит Белая Дева и жизнерадостно улыбается всяк сюда входящему. 

   В сокровищнице собора хранятся бесценные сокровища, среди которых трёхметровая башня из 18 кг золота и почти 200 кг серебра, а в ризнице собора висят на стенах бесценные сокровища мирового художественного искусства - произведения великих Рафаэля, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Рубенса и других живописцев.

   Среди других архитектурных памятников Толедо осматриваем монастырь ордена францисканцев Сан-Хуан-де-лос-Рейес, возведенный в честь Святого Иоанна. Он строился по заказу католических монархов Фердинанда и Изабеллы, которые хотела видеть монастырь как памятник своей победы над португальским монархом Альфонсом V при Торо (1476 год). Изначально предполагалось, что Сан-Хуан-де-лос-Рейес должен стать королевской усыпальницей, чем объясняется великолепие сооружения и многочисленные гербы и геральдические щиты, но потом они были погребены в Гранде, а монастырь, ставший одной из самых известных в стране построек в стиле испанской готики – исабелино, передали ордену францисканцев. Рядом со скульптурами святых висят цепи узников-христиан, освобождённых из мавританского плена после захвата Толедо войсками Альфонса VI.

   Главный храм обители разнообразно декорирован: святые, геральдические звери, химеры, всевозможные эмблемы, гербы, надписи, фантастические узоры. Клуатр монастыря - один из самых красивых в Толедо.

   Практически в центре еврейского квартала Толедо расположена маленькая, простенькая и малоприметная, на первый взгляд, церковь Сан-Томе. Как и многие другие, эта церковь была перестроена из мечети после освобождения Толедо от арабских завоевателей королём Альфонсо VII. Построенная в стиле мудехар, церковь Сан-Томе примечательна своей оригинальной, выложенной из кирпича колокольней, сохранившей вид мусульманского минарета. Церковь имеет в плане три нефа, пересекающиеся трансептом. Прекрасные церковные алтари выполнены в стилях барокко и платереско. Главной достопримечательностью этой церкви, увидеть которую сюда приезжают туристы и ценители искусства со всего мира, является размещённая в одной из капелл великолепная картина "Погребение графа Оргаса", написанная рукой выдающегося художника Эль Греко. Этот шедевр мировой живописи является одной из главных работ художника. Полотно было написано в 1576 году специально для церкви Сан-Томе и никогда не вывозилось за её пределы. Сюжетом для картины послужила легенда о погребении дона Гонсало Руиса де Толедо, графа Оргаса, святыми Стефаном и Августином. Картина примечательна и тем, что живописец в большинстве её персонажей изобразил своих современников. В образе рыцаря в левой части полотна изображен сам художник, а в нарисованном рядом маленьком паже мы узнаём его десятилетнего сына Хорхе Мануэля, из кармана которого выглядывает платок с написанной на нём датой рождения мальчика. С другой стороны картины в профиль изображён знаменитый архитектор того времени Алонсо Коваррубиас.

   Гуляя по старинному городу, увидела столько красивых мест, столько раз восхищённо смотрела и радовалась, когда передо мной открывался захватывающий дух вид, показывался интересный памятник или просто уютный, укромный уголок старого города.

   Улочки средневековых городов Испании нередко очень узки, а улицы в Толедо к тому же коротки и запутаны, найти дорогу без карты очень непросто. Город очень уплотнён.

   Подходим к муниципальной администрации (мэрии), расположенной в здании XVI века.

   Перед нами – центральная площадь, которая здесь называется Сокодовер (от арабского Suk-aldawad – рынок скота), в отличие от центральных площадей в любом городе Испании, которые обычно носят название «Пласа Майор». На неё обычно попадают туристы, которые потерялись в переулках песчано-розового Толедо. Треугольная площадь в окружении симпатичных особняков с балконами, кажется, не изменилась с позапрошлого века. В левой части площади можно пройти через Кровавую Арку - под ней находится церковь Христа на Крови, где в последний раз каялись смертники. Ведь в давние времена на площади Сокодовер не только продавали скот, но ещё и казнили осуждённых. За аркой, ближе к реке, можно найти Постоялый двор севильца, где бывал сам дон Мигель де Сервантес.

   Из городских памятников запомнился памятник поэту XVI века Гарсиласу де ла Вега, который родился и вырос в Толедо и служил в близкой ко двору семье дворян.

   А это скульптура Сириака Мария Санча-и-Эрваса, кардинала и епископа Толедо XIX века. Он помогал обездоленным и сиротам, за что и получил второе имя "отец бедных".

   Скульптура расположена рядом с церковью иезуитов Святого Ильдефонсо.

   Толедо прославился своими клинками и доспехами, которые во все времена ценились не ниже дамасских и сегодня Толедо – признанный мировой центр производства сувенирного оружия. В этом мы убедились, посетив одну из оружейных мастерских и многочисленные сувенирные магазины.

   Прощаемся с древним Толедо, в котором живёт и бьётся сердце не только Кастилии, но и всей Испании. Ведь династическое объединение королевств Кастилии и Арагона в 1469 году, когда Фердинанд Арагонский женился на Изабелле I Кастильской, привело к формальному созданию Испании как единого государства в 1516 году. Кастильский стал основным языком Испании - известный многим, кто говорит на нём, как кастельяно или просто испанский язык. Территория, традиционно считавшаяся кастильской, сейчас административно поделена на испанские автономные сообщества Кастилия-Леон, Кастилия - Ла-Манча, Риоха и Мадрид, с которым мы встретимся в следующей части нашего путешествия.