"Человека делают счастливыми три вещи: любовь,

интересная работа и возможность путешествовать…”

(Иван Бунин)

   Испания – страна гор, живописных бухт и песчаных пляжей, старинных замков, величественных соборов и древних городов, родина корриды, фиесты, пламенного фламенко и знаменитых красных вин… Она была кельтской и греческой, римской и готской, арабской и, наконец, христианской. Испания сумела слить воедино самые разные традиции и образовать великую и прекрасную культуру. Какая она, сегодняшняя Испания? Трудно создать общий портрет, так как разные регионы страны и испанцы очень разнообразны. Побывав во всех регионах материковой Испании, пройдя путь с востока до мыса Финистерре, с севера до юга, решила для создания общего портрета страны написать отдельно о каждой области, а затем, объединив как пазлы, сложить всё в единую картину. Решила начать с Андалусии и Валенсии, так как именно с них восемь лет назад началось моё знакомство с этой прекрасной страной.

Андалусия - душа Испании, а Севилья – сердце Андалусии

   Андалусия - самая южная, самая колоритная, вторая по размерам (87 595 кв. км) и первая по населённости (около 8 млн. человек) автономная область Испании, состоящая из восьми провинций: Альмерии, Кадиса, Кордовы, Гранады, Уэльвы, Хаэна, Малаги и Севильи. Именно здесь встречаются континенты - сталкиваются и смешиваются культуры. Это самая настоящая Испания, именно такая, какой представляют её туристы по книгам и фильмам, музыке, песням и рассказам; это - мост между Европой и Африкой, место, где воды Атлантики встречают Средиземное море; это - сказочные деревни, города ЮНЕСКО и потрясающие памятники арабского искусства, которые добавляют красок испанским пейзажам; это - родина корриды и фламенко; вина Херес и холодного супа гаспачо; это - традиции и фиеста, зажигательные феерии круглый год и жизнерадостное население! Андалусию по праву можно назвать душой Испании. Название "Андалусия" происходит от арабского Аль-Андалус (так с 711 по 1492 год мусульманами назывался весь Иберийский полуостров, за исключением Астурии). В ходе Реконкисты христиане использовали это название по отношению к югу полуострова, позже название закрепилось за последней захваченной территорией.

   Столицей и сердцем Андалусии является Севилья - город на юге Испании, четвёртый по количеству населения город Испании (700 тысяч жителей). Расположена на плодородной, хорошо освоенной равнине, по обе стороны реки Гвадалквивир, которая судоходна до Севильи также и для морских кораблей. История возникновения города уходит корнями в далёкое прошлое, когда в 3-м тысячелетии до н. э. на территории Севильи возникло финикийское поселение Сефеле («низменность»), а как город был основан тартессами в далёком VIII веке до н. э. под названием Испалис. Арабы завоевали город в 712 году и первое, что они делают, - приспосабливают название города к своему языку и называют его Ишбилией, от которой происходит современное название Севильи. В 1248 году Севилья была завоёвана испанцами. Спустя некоторое время король Фердинанд III Кастильский приказал в городе построить судостроительную верфь. Именно с этого момента инфраструктура города начала стремительно развиваться. 3 августа 1492 года известный мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб вывел корабли из гавани испанского города Палос-де-ла-Фронтера, который входит в провинцию Уэльва в составе автономного сообщества Андалусия, и начал своё долгое путешествие к берегам Индии, которое стало знаменитым открытием Нового Света. Это время стало началом расцвета экономики города, так как именно только Севилья имела право осуществлять торговлю с недавно открытыми странами. Город стал портом мирового значения, где можно было увидеть сокровища, привезенные из разных уголков света. Арабский историк Ал Сакунди писал об этом необыкновенном городе: «Кто не бывал в Севилье, тот не видел чуда», а Федерико Гарсия Лорка называл Севилью «Башенка в зазубренной короне».

   Жители Севильи, которые называются по-испански «севильянос», известны своим остроумием и блеском, а сам город поражает своей жизнерадостностью. Горожане - выдающиеся актёры, и дают свои яркие представления на ежегодной апрельской ярмарке Feria de Abril. Это недельный праздник танца, пищи и вина, который продолжается днём и ночью и становится поводом для пошива многочисленных традиционных народных костюмов и их деталей – мантильи, мантоны и кастаньюэлы, что позволяет мужчинам в красочных национальных костюмах показать своих прекрасных лошадей на параде всадников, а женщинам - танцевать в своих ярких платьях.

   Начинаем своё знакомство с достопримечательностями этого прекрасного знойного города с Золотой башни (Торре дель Оро), расположенной на набережной реки Гвадалквивир. Это мавританская двенадцатигранная башня с бойницами, построенная в 1220 году при господстве Альмохадов для защиты гавани Севильи. Башня составляла часть исчезнувших ныне укрепленных стен, которые охватывали древний центр арабской Севильи. Когда-то на другом берегу реки стояла такая же сторожевая башня и протянутая между ними огромная цепь в военное время закрывала вход в гавань. Торре дель Оро сравнительно мало перестроена, лишь верхняя часть с куполком и полукруглые окна относятся к XVIII веку. Происхождение названия этой башни является предметом споров. Одни утверждают, что название произошло от золотистого цвета покрывающих её изразцов, а другие - что в ней хранилось привезённое из Нового Света золото. За прошедшие столетия Золотая башня не раз меняла своё назначение: служила тюрьмой, часовней, некоторое время здесь хранились сокровища короля Педро Жестокого, у её стен разгружались корабли, прибывшие из Нового Света. Позднее башня стала принадлежать городскому совету. В XX веке в этой башне расположился небольшой Морской музей.

   Недалеко от Золотой Башни находится арена для боя быков Маэстранса, которая представляет собой овальный амфитеатр, в котором умещаются 18 тысяч человек. Она была построена в 1763 году и является второй по величине ареной в Испании после мадридской.

   Посещаем дворец-крепость Алькасар - маленькое «государство в государстве», стоящее посреди города, с дворцами в мавританском стиле, галереями, мощенными мрамором двориками, фонтанами, водопадами, скульптурами, садами.

   Алькасар - один из самых древних в Европе королевских дворцов. От первоначально построенной в Севильи крепости Алькасар, созданной мусульманским племенем абадиес, сохранилась крепостная стена и дворик Патио дель Йесо, находящийся в продолжении дворика Патио де Бандерас. В дальнейшем Алькасар был перестроен доном Педро Жестоким и реформирован Хуаном II, Изабеллой и Фердинандом и Карлом V.

   Часть Алькасара, выполненная в стиле мудехар, - работа арабских и севильских зодчих совместно с декораторами из Толедо, 1326 года, производит неизгладимое впечатление по своему колориту – голубые, золотые, красные и зелёные тона в сочетании с филигранной штукатуркой и эмалью. Главный фасад при входе со стороны дворика де ла Монтерия - один из самых прекрасных примеров искусства мудехар в Испании.

   На главном этаже дворца, куда ведёт лестница XVI века, находятся: часовня католических королей с интересным алтарём, выполненным из изразцов, работа Фрасиско Никулосо Писано 1504 года, спальня короля дона Педро, с великолепным резным деревянным потолком и прекрасными ставнями работы стиля мудехар, столовая, детская комната и музыкальный салон. Несмотря на величественность всех этих помещений, они воспринимаются как уютные и интимные, напоминая нам о былых временах.

   Расположенный рядом с Алькасаром Кафедральный собор является самым большим храмом в Испании и третьим по величине в христианском мире, его превосходит только Базилика Святого Петра в Риме и Собор Святого Павла в Лондоне. Собор знаменит также тем, что здесь находятся останки Христофора Колумба, захоронение которого находится в правом крыле трансепта. 

   Строительство Собора началось в 1401 году на месте, где ранее находилась самая крупная в Испании мечеть. Собор построен в позднем готическом стиле на основе гигантского прямоугольника длиной в 116 метров и шириной в 76 метров. В его интерьере отражены самые разнообразные стили и здесь представлены ценности, неподдающиеся материальному выражению: образцы искусства мудехар, решётки стиля платереско, готические резные фигуры, медные изображения, иконы, драгоценности, произведения живописи и прочее. В общей сложности потребовалось 4 века для того, чтобы Собор обрёл свой современный вид.

   В качестве отдельной достопримечательности Севильи принято рассматривать колокольню Кафедрального собора Башню Хиральду высотой почти в 100 метров. Башня была построена в XII веке в стиле мудехар. На высоте 93 метра есть смотровая площадка, на которую можно подняться по лестнице.

   Чтобы прочувствовать жизнь севильцев, посещаем квартал Санта Крус, бывший Еврейский квартал Худерия. Сюда можно попасть пройдя через так называемые Сады Мурильо, или через арку, находящуюся рядом с Двориком Бандерас, это как бы прихожая, ведущая в крепость Алькасар. Структура и названия улиц здесь не случайны, почти каждое имеет свою историю и легенду: улица Жизни, улица Смерти, улица Вздохов, улица Баррабаса – все они носят индивидуальный характер. 

   Здесь как бы переносишься в мир фантазии. Всё здесь дышит чистотой и одурманивает ароматами. Улочки маленькие и узкие, они обрамлены очаровательными домами с белыми фасадами, утопающими в зелени вьюнов и в зелёно-белом очаровании жасминов, насыщающих воздух своим характерным ароматом. Санта-Крус – истинное сердце Севильи. Типичность квартала вдыхается на улице Вздохов романтическим ореолом, оставленным походами дон Жуана Тенорио. В квартале можно увидеть дом, в котором он жил, а также дом одной из его возлюбленных. Путешествие по кварталу поможет перенестись в прошлое, узнать и увидеть много интересного, познакомиться с таинственными легендами, которыми овеяно это старинное загадочное место.

   Знаменита Севилья и своей необыкновенной площадью Испании, возведенной к Международной выставке «Ибероамерикана». Площадь в полукруглой форме украшена многочисленными изразцами и фонтанами. Эта площадь имеет полукруглую форму в обрамлении колоннады, она просторная и как бы олицетворяет севильское изящество. Площадь Испании окружают здания, где размещены Военное губернаторство, Гражданское и Военное Правительства. Площадь выходит в сторону Гвадалквивира, а Парк находится в центре. Под балюстрадами колоннады привлекают внимание любопытные мозаики с аллегорическими изображениями, представляющими самые важные для каждой из испанских провинций события, с соответствующими гербами и картой на полу. Грациозные мостики, придающие площади некий романтический венецианский дух, нависли над полукруглым прудом, параллельно колоннаде.

   К площади Испании ведёт красивая авенида Изабеллы Католической, проходящая через самое сердце Парка Марии Луизы - самого известного и крупного парка Севильи. Дата его основания 1893 год, когда герцогиня, вдова Монтпенсьер, подарила городу половину садов дворца Сан Тельмо. 

   На территории парка расположен Павильон Мудехар, в здании которого размещён Музей народного искусства. Здание было первоначально построено для проведения Иберо-Американской выставки 1929 года. На двух этажах музея можно увидеть огромную коллекцию, среди экспонатов которой представлены национальная одежда XIX века, народные искусства и ремёсла, мебель, предметы обихода и т. п.

   Парк был реконструирован французским инженером Жан-Клодом Николасом Форестьером, который также придал романтичности садам Альгамбры и Алькасара в Севилье.

   На границе с парком расположена площадь Америки с тремя бывшими выставочными зданиями.

   В Севилье также находятся такие культурные сокровища Севильи, как дом Пилата, Мэрия, Архив Индий, где хранятся исторические записи об американском континенте, Музей искусств (вторая по величине картинная галерея Испании), а также монастыри, приходские церкви и дворцы. Собор, Алькасар и Архив Индий объявлены ЮНЕСКО «Мировым наследием человечества». Приезжая в Севилью оказываешься в самом центре андалузской культуры, в центре боя быков и музыки фламенко. В Севилье родился огненный "севильянас" - народный танец, без которого, говорят, не было бы легендарного фламенко. В этом городе хочется относиться к жизни легко, так, как привыкли андалусийцы, чтобы в полной мере насладиться его очарованием.

Кордова – бывшая столица Кордовского халифата

   В течение восьми веков на территории современной Испании существовала мусульманская страна - не страна, государство - не государство — «сказочная земля аль-Андалус», а центром её был город Кордова, в 711 году завоёванный арабскими войсками. С 756 года была столицей Кордовского эмирата, а с 929 года - Кордовского халифата. В X веке достигла своего расцвета, имела до 1 млн. жителей, множество дворцов, мечетей, караван-сараев и была центром арабской науки, поэзии и искусства. Пока в остальной части континента правили в основном неотесанные тираны, а народ пребывал в суеверии и невежестве, здесь процветали науки и искусства, имелось уличное освещение, работали общественные бани (с утра мылись мужчины, вечером - женщины), использовались столовые приборы и стеклянные стаканы. Ко двору халифов стекались астрономы и врачи, философы и музыканты, историки и просто мудрецы. Тут мирно сосуществовали три веры: исламская, иудейская и христианская - так всегда бывает в просвещённых обществах. С распадом в 1031 году Кордовского халифата Кордова сохраняла самостоятельность лишь до 1070 года, когда была подчинена эмиром Севильи. В период Реконкисты Кордова в 1236 году перешла под власть кастильского короля Фердинанда III и историческая судьба её переплелась с судьбами Кастилии, а затем Испании. В январе 1492 года испанцы разгромили последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Трофейные богатства этой земли достались испанским королям, которые после победы снарядили на эти средства экспедицию Колумба. В октябре того же года великий мореплаватель открыл Америку, и началась совсем другая история. В этой новой истории блеск и слава Кордовы - центра некогда мощной исламской империи - если не забылись, то затёрлись.

   Сегодня Кордова - современный город средних размеров с населением 321 тыс. человек. Начинаем знакомство с городом с древнего моста, построенного римлянами в I веке н. э. для торговых перевозок по древней дороге Августа (из Рима в Кадис) во времена императора Октавиана Августа. Мост служил важным стратегическим пунктом, так как он был единственным средством перебраться через реку Гвадалквивир по суше с юга на север. Позднее он был реконструирован маврами в VIII веке. Длина моста 250 метров и конструктивно выполнен виде 16 арок. Находится в центре исторической части города и соединяет районы Святого поля мучеников и Кафедрального собора. С 1 мая 2004 года мост был сделан пешеходным и проезд транспорта по нему был запрещён.

   На левом (южном) берегу реки Гвадалквивира у Римского моста возвышается оборонительная башня Торре-де-ла-Калаорра - старейшая в городе крепость, построенная в XIV веке. В основании башня имеет форму латинского креста с тремя крыльями, центральная часть сооружения создана в форме цилиндра. Сейчас в здании башни расположено 140 залов Музея трёх культур, выполненных в разных стилях и повествующих нам об истории развития Кордовы. Во внутренних залах сооружения присутствует большое количество декоративных элементов, созданных в мавританском стиле. С помощью 3D-презентаций можно узнать многое об истории Кордовы, а также о современной повседневной жизни этого города.

   На Римском мосту находится изваяние, изображающее покровителя Кордовы - Архангела Рафаила. У подножия этого великолепного памятника всегда много цветов и свечей.

   В противоположном конце моста расположена Пуэрта дель Пуэнте, построенная архитектором Германом Руисом в XVI веке на месте древнеримских въездных ворот по случаю посещения города Филиппом II. Пуэрта дель Пуэнте ошибочно называют Триумфальной аркой. По сути, она была просто входом в древнюю крепостную стену. В 1931 году ворота Пуэрта дель Пуэнте, а также Римский мост и башня Караолла, находящаяся с его противоположной стороны, были объявлены архитектурно-историческим памятником.

   Пройдя по мосту и через ворота Пуэрта дель Пуэнте, подходим к ещё одному памятнику покровителю Кордовы - «Триумф архангела Рафаила». С XVII века архангел Рафаил считается святым покровителем города, поскольку именно тогда во время эпидемии чумы, опустошавшей Кордову, он явился больному священнику во сне и объявил о том, что спасет город. После того, как эпидемия схлынула, в честь небесного спасителя на частные средства на площадях и улицах Кордовы начали ставиться скульптуры, а имя «Рафаэль» стало самым распространенным среди местных уроженцев. Всего в Кордове насчитывается около десяти подобных монументов, из которых самыми известными являются статуи на Римском мосту и на Пуэрта дель Пуэнте.

   В архитектуре здешних домов чувствуется характерное арабское влияние.

   Визитной карточкой города является мечеть Мескита (785-985 г. г.) - вторая по величине после Каабы в Мекке. Строительство Мескиты началось приблизительно в 600 году и строилась она как вестготская церковь Викентия Сарагосского. Позже стала мечетью (первоначально «Мечеть Аль-Джама»), в 711 году она была разрушена, а в 784 году Абд ар-Рахман I построил на её фундаменте мечеть в почитание своей жены. После этого мечеть подверглась многочисленным последующим изменениям и стала самой великолепной из более чем 1 000 мечетей в городе. Красота и гармоничность сооружения настолько потрясли христиан, покоривших город, что никто не решился её разрушить, однако, к комплексу был пристроен христианский собор, превративший мечеть в церковь Успения Богородицы (Кордовский собор), а минарет был видоизменён и превращён в 60-метровую колокольню Торре де Альминар, которую отлично видно с любой площади Худерии, старого еврейского района Кордовы.

   Значимость и уникальность Мескиты, а ныне кафедрального собора Кордовы, заключается в том, что в этом прекрасном архитектурном памятнике старины сочетаются многие архитектурные стили. 

   Попадая внутрь собора оказываешься словно в райском лесу, образованном из сплетения двойных арок из жёлтого и розового кирпича, а в самом центре - величественный барочный хор и алтарь. Сегодня в этом архитектурном комплексе можно увидеть фрагмент древнего храма вестготов, мусульманскую мечеть, бывшую главным религиозным объектом Кордовского Халифата, а также христианский кафедральный собор. Это архитектурное сооружение настолько уникально, что оно отнесено ко Всемирному Наследию Человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.

   Алькасар (с арабского языка переводится как «крепость», «укреплённый замок») - название испанских городских крепостей, резиденций местных правителей, которых по всей стране насчитывается несколько. Один из них - Алькасар христианских королей, который также называют Кордовским Алькасаром, находится в городе Кордова. Алькасар христианских королей был построен в Кордове в 1328 году по приказу Альфонсо XI, называемого также Альфонсо Справедливым, и с тех пор был резиденцией христианских королей во время их пребывания в Кордове. Алькасар был построен на фундаменте старой мавританской крепости, которая, в свою очередь, была возведена на фундаменте римского бастиона. В XIV и XV века территория резиденции была расширена и к ней добавились сады и арабские бани. Крепость переделали по велению короля Фердинанда и королевы Изабеллы. В этой резиденции они и проживали, и готовили стратегию для военных действий, которые привели к захвату Гранады. В этом дворце был принят с гостевым визитом сам Христофор Колумб. В период с 1490 по 1821 годы в здании была расположена Святейшая инквизиция. В настоящее время тут выставлены различные предметы и вещи Древнего Рима, памятки, и искуснейшие мозаики. Сам дворец представляет собой почти правильный квадрат. Созданный под влиянием арабской архитектуры, он в то же время несёт черты европейской готики, а также стилей позднейших эпох. По замыслу его создателей, Алькасар должен был стать символом победы христианства над мусульманством. Башня Уважения является главной башней дворца и сохранилась в первозданном виде со времён постройки Алькасара. Здесь располагается приёмный зал, а на самом верху восьмиугольной башни в прежние времена приносились клятвы защищать Кордову от врага до последней капли крови и отсюда же зачитывались королевские указы. Созданная под явным влиянием французского стиля той поры, Башня Уважения отличается тонкими, парящими готическими сводами и украшающими помещения резными растительными орнаментами.

   Рядом с ней расположена пристроенная христианскими монархами в XV веке Башня Инквизиции или Башня Садов – самая высокая во дворце, открытый балкон которой служил местом публичных казней через повешение. Внутри этой башни на протяжении веков хранились различные архивы и ценные королевские документы. Башня Голубя или Башня Ночного Караула была разрушена в XIX веке и реконструированной в XX веке. В северо-западной части Алькасара находится Башня Льва, названная так по одной из украшающих её верхнюю площадку горгулий. Это самая старая башня дворца, в сечении имеющая форму квадрата, со стрельчатыми окнами и зубцами, удивительно сочетающими мавританский и готический стиль. 

   Кордовский Алькасар христианских королей по сравнению с иными испанскими замками считается невзрачным, но славится садами и красивым видом на город. За суровыми и прочными стенами скрываются очаровательные сады с бассейнами и фонтанами. Сады Алькасара – подлинный шедевр садово-паркового искусства. Если сам дворец занимает площадь в 4100 кв. м, то его сады раскинулись на пространстве в 55000 кв. м. Христианские садовники унаследовали мавританские традиции, и хотя сады Алькасара были за прошедшие века значительно перепланированы (особенно в XVIII-XIX веках), они по-прежнему сохранили восточный колорит. В них растут пальмы и кипарисы, лимонные и апельсиновые деревья, цветут пёстрые клумбы. 

   Между искусственными прудами и фонтанами стоят статуи всех испанских королей и королев, чья нога хотя бы раз переступала порог дворца.

   У самого входа гостей встречает памятник Альфонсо XI Справедливому. В конце аллеи находится небольшая площадь со скульптурной композицией, запечатлевшей встречу Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского с Христофором Колумбом. Именно здесь, в Алькасаре христианских королей, знаменитый мореплаватель имел в 1492 году аудиенцию у монархов, которые дали ему разрешение на плавание и спонсировали его путешествие. С 1994 года крепость Алькасар христианских королей включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Альгамбра – бывшая резиденция Гранадского эмирата

   Знакомство с Андалусией продолжаем в Гранаде, которая известна как иберское и финикийское поселение Илиберра ещё с 500 до н. э. Мавры, завоевавшие Испанию в VIII веке, дали ему его современное имя – Гранада. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230-1492 г. г.), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра - их резиденцией. В настоящее время Гранада с населением 250 тысяч человек – столица одноимённой провинции. Но наше внимание привлекает прежде всего не сам город, а шедевр мавританского зодчества Альгамбра – архитектурный комплекс из дворцов и садов, построенный в XIV веке. Мавританские эмиры пожелали на покорённых землях солнечной Испании создать кусочек земного рая - так среди тенистых садов Гранады возникла Альгамбра, которая стала резиденцией эмиров-завоевателей.

   Этот грандиозный ансамбль, включающий в себя летний дворец Хенералифе с его фонтанами и садами, расположен на вершине скалистого плато в восточной части города Гранада у подножия самой высокой в Испании горной гряды Сьерра-Невада, свысока взирающей на город и плодородную долину Гранады. Средневековые поэты описывали это сооружение как «изумрудную жемчужину», отмечая выразительное строение на фоне зелёных лесов, голубого неба и горных пейзажей с заснеженными вершинами Сьерра Невада. Название Альгамбра буквально переводится с арабского, как «красный замок», связывая это с цветом высушенной солнцем глины, из которой построены дворцы.

   Альгамбра состоит из основных частей: военная зона или Алькасаба (от арабского слова аль-касба - «крепость»); дворцы – Алькасар; город или Медина и сельскохозяйственное поместье Хенералифе. В состав Алькасабы - цитадели Альгамбры входит много башен, как оборонительных, являющихся частью крепостной стены, так и внутренних, служащих для мирных целей. Одни их названия: Кубическая, Адарве, Дозорная, Оммажа, Идальго, Сломанная, Щитоносца, Пороховая, Оружейная, Султанши - чего стоят!

   Начинаем осмотр Алькасара с расположенного в центре Альгамбры Дворца Карлоса V, построенного в XVI веке по приказу римского короля Карла V. Квадратное строение скрывает в себе круговой внутренний двор с ионической колоннадой на верхнем этаже и тосканскими колоннами на нижнем. Его ренессансная архитектура в духе итальянского маньеризма (архитектор Педро Мачука долго жил в Италии) резко контрастирует с соседними постройками. В дворце два этажа, на фасадах которых пилястры чередуются с парами окон - прямоугольным и сверху круглым. На втором этаже здания находится Музей изящных искусств Гранады, в южном крыле первого этажа - Музей Альгамбры, музей исламского искусства, где экспонируются в основном археологические находки, сделанные в самой Альгамбре.

   Направляемся к площади Водоёмов, которая расположена между Алькасабой, с одной стороны, и дворцами Насридов и дворцом Карла V - с другой. Площадь получила название от подземных цистерн, выкопанных в этом месте графом де Тендилья в 1494 году. С неё мы вошли в Алькасабу через Ворота Правосудия или Ворота Эспланады, которые были во времена мавров главным входом в резиденцию Альгамбра. На огромных арках ворот в форме подковы сохранились надписи арабской вязью: «Хвала Богу. Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет - пророк его. Нет иной власти, кроме Божьей». Над внешними воротами есть арабское изображения руки (возможно, руки Фатимы, дочери пророка), над внутренними - ключа, а также статуя Мадонны в нише, сделанная Роберто Алеманом уже по указанию Католических королей.

   Одно из самых красивейших мест Альгамбры – Дворец Львов - частные покои эмира, в центре которого расположен одноимённый внутренний дворик площадью примерно 440 кв. м. Он был построен во времена Мухаммеда V и отличается необычной красотой: по всему периметру возвышаются 124 стройные колонны. 

   В центре расположен Фонтан Львов с двенадцатью каменными хищниками, которые поддерживают каменную чашу. На фонтане арабской вязью сделана надпись: «Это сад, в нём постройки так прекрасны, что Аллахом не разрешена существовать другая красота, могущая с этой сравниться».

   Современный вход в Мавританский дворец - это небольшая дверь, от которой идёт коридор в Миртовый дворик - центр композиции всего дворца, почти самое знаменитое место Альгамбры. Двор размером 42х22 м, посредине которого находится мраморный водоём размером 34×7,1 м, куда подаётся вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда. В центре находится большой пруд с золотыми рыбками, а вдоль берегов растёт мирт. По длинным сторонам дворика расположены богато украшенные входы в женские покои.

   Хенералифе («сад архитектора») - бывшая загородная летняя резиденция эмиров династии Насридов - расположена к востоку от собственно крепости и соединена с ней несколькими дорогами. Хенералифе включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «бесценный пример королевских арабских резиденций средневекового периода». Он носит статус самого старого из маврских садов, которые сохранились до наших времён, и является истинным шедевром садоводческого искусства, воссоздающим образы рая из Корана. В состав комплекса входят дворец, сады и ряд второстепенных сооружений. Его фасад сделан намеренно простым и скромным, контрастируя с богатым интерьером в стиле дворцов Альгамбры. Из всех загородных садов, некогда находившихся на Холме Солнца, сохранился только этот. Это место служило укромным приютом, куда султаны любили удаляться, чтобы отдохнуть в уединении от дворцовых забот. Близость Альгамбры позволяла им наслаждаться природой, чувствовать себя в полном отрыве от дворцовой суеты и, вместе с тем, быть в любой момент в курсе всех срочных и непредвиденных дел.

   Самое сильное впечатление в нём производит Дворик Оросительного канала, через который проходил тот же канал, следы которого видны в Альгамбре. 

   Здесь он обрамлен двумя рядами водяных струй, а вдоль берегов посажены цветы, кусты и деревья.

   Он выводит к смотровой площадке (мирадору), открывающему прекрасный вид на город. 

   Восточней дворца на холме расположены Верхние сады, разбитые в XIX веке.

   В Патио де ла Асексия бьющие вверх струи воды на итальянский манер устроили в эпоху романтизма. Они образуют арки над каналом, который пересекает патио вдоль его средней оси. Падая в канал, струи с шумом разбиваются о водную поверхность. При маврах она была зеркально гладкой. В старинку вода текла только из фонтанчиков, находящихся по одному у каждого края канала. Вода из них текла в канал, как из родников, тихая и прохладная. Её постоянное журчание действовало успокаивающе и не мешало умственному средоточию.

   Нижние сады с каналами, фонтанами и искусно подстриженными деревьями и кустами появились только в начале ХХ века, в 1952 году в них построили открытый театр для проведения фестивалей музыки и танца.

   От первоначальных Садов сохранились лишь сами террасы, на которых они были разбиты. Террасы поднимались ступенями до самой вершины холма. Если смотреть вниз в сторону садов, поверхность многочисленных террас как бы сливаясь в одну, переливаясь цветами, плодовыми и декоративными растениями. Сегодняшние сады не имеют ничего общего со средневековыми мусульманскими. В них цветы и плодовые растения смешивались без особого порядка. Мусульмане той эпохи находили декоративными и простые перцы, и артишоки и другие огородные растения. В садах, переполненных тонким благоуханием и беспрестанным журчанием воды, всё было создано для радостного созерцания. Это, однако, не мешало наслаждаться и сочными плодами, которые любили есть прямо с дерева во время прогулок.

   От сада открывается вид на дворец Алькасар и парк с зелёным лабиринтом.

   Закончив осмотр Альгамбры и Хенералифе, быстро спускаюсь, чтобы хотя бы немного познакомиться с самим городом. Дорога из Альгамбры в Гранаду идёт по склону Куэста де Гомерес через чудесную парковую зону.

   Знакомство с городом продолжаю по самому старому кварталу Гранады – Альбайсину. Этот белый квартал с его извилистыми улочками и узкими лестницами расположен на одноимённом холме напротив Альгамбры. Встретить наездника на лошади и конные экипажи – привычное для города дело. Подхожу к зданию Королевской канцелярии, расположенному на Пласа Нуэва (Новой площади), строительство которого было начато в 1531 году по приказу короля Испании Карлоса I. Это было первым зданием в Испании, построенным целенаправленно для размещения здесь судебного органа.

   Недалеко от здания Канцелярии находится церковь Святого Эгидия и Святой Анны. Строительство церкви началось в 1537 году по проекту знаменитого архитектора Диего де Силое на месте мечети Al-jama Almanzora, от которой сохранился минарет, превращённый в колокольню в правой части фасада. Ренессансный портал церкви создан с помощью арки, фланкированной коринфскими колоннами и увенчанный скульптурами. Он был начат Себастьяном де Алькантара в 1542 году и закончен его сыном Хуаном в 1547 году с использованием скульптур работы Диего де Аранда.

   К сожалению, на знакомство с городом было отведено совсем мало времени. В Гранаде чувствуется настоящий колорит южной Андалусии - страстной неугомонной и жгучей испанской души. Прощаясь с Андалусией в Гранаде, приобрела для своей внучки полный наряд настоящей андалузки.

Валенсия – древний город будущего

   На территории сообщества Валенсия в 23255 кв. км расположилось три провинции: Кастельон, Валенсия, Аликанте, в которых проживает более 5 млн. человек. Здесь очень живописна природа, которая полностью соответствует средиземноморской экосистеме, имея побережье длиной 518 км. Проездом «заскакиваем» на часок в город Аликанте – столицу одноимённой провинции. 

   Удалось только походить по набережной, но и этого было достаточно, чтобы влюбится в этот белоснежный город. Основные его достопримечательности: арабская крепость и крепость Святой Барбары, откуда просматривается весь город с высокими финиковыми пальмами.

   Особо впечатлила прибрежная Эспланада со знаменитой пальмовой аллеей и мозаичной мостовой – символ морской души города, т. к. город находится на побережье Коста-Бланка – одном из главных туристических центров Испании.

   В сообществе Валенсия говорят на каталонском языке, который местные жители называют валенсийским. На самом деле, валенсийский язык – всего лишь диалект каталонского и различаются они только произношением.

   Столицей сообщества является одноимённой город Валенсия - третий по количеству жителей (800 тысяч) город Испании после Мадрида и Барселоны. Название города происходит от латинского слова, означающего «смелая». Расположен у впадения частично осушенной реки Турия в Средиземное море. Город основан римлянами в 138 году до н. э., хотя на месте города и раньше существовали поселения греков и карфагенян. Римский период истории Валенсии завершился в 413 году, когда Валенсия была захвачена вестготами. В 714 году город завоевали мавры, включив его в состав Кордовского халифата. В 1094 году легендарный испанский полководец Родриго Диас де Вивар, более известный как Сид Кампеадор, смог взять Валенсию и освободить её от мавров, после чего правил ею вплоть до своей гибели в 1099 году. 

   За период своего правления Сид превратил Валенсию из мусульманского города в один из крупнейших христианских центров Испании того времени, к 1096 году все мусульманские мечети Валенсии были либо уничтожены, либо переделаны в церкви. В период с 1099 по 1102 год Валенсией правила жена Сида Химена, однако впоследствии она была вынуждена оставить город маврам. При отступлении христиане сожгли Валенсию. В 1102 году в городе вновь установилось исламское владычество. Как и для всей Испании того времени, этот период характеризуется мирным сосуществованием христиан, мусульман и иудеев в условиях религиозной терпимости. Город был окончательно отвоёван христианами лишь в 1238 году, когда король Хайме I Арагонский провёл успешный штурм города и оттеснил мавров с прилегающих к Валенсии территорий.

   Одной из самых больших достопримечательностей города считается Кафедральный собор Санта Мария, построенный на месте мечети в XIII-XV веках, в зале капитула которого хранится агатовая чаша Святого Грааля. Кафедральный собор Валенсии - грандиозное сооружение в самом центре города, являющееся главным храмом всего Валенсийского сообщества и настоящей энциклопедией архитектурных стилей. Его многовековая история и архитектура отражают культурную и духовную жизнь валенсийских христиан. Возникший на месте древнего римского храма, превращенного затем в вестготскую церковь, а впоследствии в мечеть, собор начал строиться в XIII веке. Поскольку храм неоднократно достраивали, он не может считаться чистым образцом какого-либо стиля - здесь собраны образцы разных направлений: от романского искусства и готики до ренессанса, барокко и неоклассицизма.

   Чаша Святого Грааля - чаша, из которой, по преданию, апостолы причащались на Тайной вечере, и в которую позднее была собрана кровь распятого на кресте Иисуса Христа. В отличие от мистической чаши, обладателями которой являлись тамплиеры, данная чаша, доставка которой в Валенсию в 1437 году способствовала укреплению могущества города, была официально признана Ватиканом как одно из Орудий Страстей.

   Самой красивой площадью считается площадь Девы Марии, с которой, можно сказать, и начинается город. Здесь, уютно устроившись за столиком летней террасы одного из ресторанов в ожидании заказанной паэльи, мы любовались видами на Кафедральный Собор Валенсии, базилику Девы Отверженных и находящимся в центре площади изумительны фонтаном, представляющим собой скульптурную группу, в центре которой в окружении семи дев находится выразительная фигура. Этот фонтан символизирует реку Турию с отходящими от неё оросительными каналами.

   Отправляемся на Рыночную площадь Валенсии - одну из самых красивых и значимых ансамблей города, образованным зданиями трёх разных стилей: готической Шёлковой биржей, барочной церковью Сантос-Хуанес и модернистским Центральным рынком. Шедевр валенсийской готики Лонха-де-ла-Седа или Шёлковая биржа находится в историческом центре города, на Рыночной площади. Здание биржи - одна из важнейших достопримечательностей Валенсии и один из лучших памятников позднеготической гражданской архитектуры в Испании и всей Европы. Поразительное здание с красивыми историческими интерьерами и богатой историей, отражающей процветание Валенсии как крупного торгового города в период XV-XVI веков. Здесь можно увидеть несколько великолепных залов с готическими потолками и затейливыми резными деталями из камня, а также очаровательный Апельсиновый дворик. Очень интересное и необычное место, где обязательно стоит побывать во время поездки в Валенсию. Настоящее чудо в камне, Шёлковая биржа Валенсии с 1931 года носит статус историко-культурного памятника национального значения, а в 1996 году была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и признана «исключительным образцом гражданской архитектуры в стиле поздней готики, великолепно демонстрирующим могущество и богатство одного из величайших торговых городов Средиземноморья». Шёлковая биржа - самое известное и красивое здание Валенсии и единственный во всем Валенсийском сообществе объект, находящийся под охраной ЮНЕСКО.

   Напротив комплекса зданий Шёлковой биржи расположен исторический комплекс Сан-Хуан-дель-Оспиталь, включающий самую древнюю церковь Валенсии. Комплекс был основан в 1238 году Странноприимным Орденом Святого Иоанна (Мальтийским орденом) - старейшим в мире рыцарским религиозным орденом. В благодарность за помощь, оказанную госпитальерами в ходе отвоевания Валенсии у мусульман, король Хайме I пожаловал этому духовно-рыцарскому ордену бывшую мечеть, а также некоторые земли и дома, принадлежавшие ранее мусульманам. Орден госпитальеров учредил здесь целый комплекс с больницей, кладбищем, жилыми зданиями и церковью. Последняя дошла до наших дней, сохранив своё первоначальное название. Она была построена на месте разрушенной арабской мечети в 1240 году. На протяжении своей истории церковь не раз перестраивали, поэтому сейчас она являет собой сочетание нескольких архитектурных стилей. Построенная в XIII веке готическая церковь значительно пострадала в результате пожаров в XIV и XVI веках и претерпела ряд изменений. Только к началу XVIII века церковь приобрела свой окончательный барочный облик.

   Прямо напротив знаменитой Шёлковой биржи, рядом с церковью Сантос-Хуанес, находится Центральный рынок Валенсии - один из старейших продуктовых рынков в Европе, хотя нынешнее его здание было построено не так уж давно. Во время прогулок по Валенсии сюда стоит заглянуть, чтобы полюбоваться любопытной архитектурой в стиле валенсийского модерна, а заодно - ощутить местный колорит, порадоваться ярким краскам и аппетитным запахам, накупить каких-нибудь вкусностей или даже полноценно пообедать. Помимо собственно лотков с рыбой, колбасами, овощами, фруктами, специями и т. п., на огромном валенсийском рынке и его окрестностях есть множество кафе, ресторанов, сувенирных магазинчиков, тапас-баров). Всего рынок насчитывает 959 торговых мест.

   Как и все испанские города, город впечатляет своими цветами и цветочными композициями.

   Валенсия – древний город, но нас поразил не своими средневековыми достопримечательностями, которых мы насмотрелись в других испанских городах, а современным Городом искусств и наук - грандиозным комплексом музеев и выставочных залов, открытых в 1998 году в канун третьего тысячелетия. Город многократно страдал от разливов протекающей через него реки Турия. В конце концов, было принято решение пустить реку по новому руслу к югу от города, другими словами «вытурили» Турию из города. Земли прежнего русла реки отдали под постройку городка искусств и наук. Здания расположены в новом парке протяженностью десять километров. Часть территории украшена прудами и бассейнами. По мосту с каменными Драконами направляемся к этому фантастическому городу будущего.

   Главные проектировщики комплекса - Сантьяго Калатрава и Феликс Кандела, благодаря которым на осушенном дне реки Турия появился этот суперсовременный архитектурный комплекс будущего из шести сооружений: Дворец искусства королевы Софии; гигантский планетарий с кинотеатром IMax и Лазериумом - театром лазерных постановок; галерея – сад; Музей Наук Принца Филиппа; океанографический парк на открытом воздухе с самым большим в Европе аквариумом; Agora – место проведения разнообразных мероприятий (спортивные, fashion показы и т. п.). Комплекс окружён парками, ручьями и бассейнами, его территория - популярное место отдыха жителей и гостей города, здесь работают бары и кафе.

   Очень интересный Музей науки и техники (Музей Наук Принца Филиппа), напоминающий скелет кита, адаптированный для школьников, которым предлагается обязательно трогать и приводить в действие его экспонаты.

   Ещё один удивительный объект этого Города - L'Umbracle - благоустроенная галерея-сад с многочисленными видами растений, характерных только для этой местности, которая мне особо приглянулась.

   Внешне импозантно выглядит L'Hemisfèric - кинотеатр IMAX, планетарий, театр лазерных постановок, выполненный в виде гигантского моргающего глаза, но внутри не побывала.

   За L'Hemisfèric расположился Дворец искусств королевы Софии, посетив который культурно отдохнуть и прикоснуться к искусству может любой человек. В нём расположены три зала: оперный зал на 1750 мест, зал конгрессов и театральный зал на 450 мест. В зале налажена великолепная акустика, превращающая звучащие здесь симфонии в чистую гармонию звуков.

   Все здания Города Искусств и Наук грациозно выступают над уровнем воды в небольших бассейнах. В этом городе будущего футуристический мост El Puente de l'Assut de l'Or, соединяющий южную сторону Города с улицей Менорки, также выглядит устремлённым ввысь, в светлое будущее. Рядом Agora - место проведения разнообразных мероприятий в Валенсии, которых в этом городе почти столько, сколько дней в году.

   Пообедали в одном из ресторанов на площади Санта Мария, заказав паэлью, ведь Валенсия – её родина и здесь это блюдо готовят во всех возможных вариациях. Плохо, что заказ пришлось ждать довольно долго, официанты явно не торопились, а нам очень хотелось как можно больше увидеть за один день пребывания в этом волшебном городе. Когда наконец принесли заказанные каждому из нам сковордки с паэлью, мы поняли, что вполне можно было заказать это блюдо на двоих, а то и на троих человек, т. к. осилить такое количество сытной и вкусной паэльи каждой из нас было не под силу. К нашей радости, официант запаковал неосиленную нами паэлью, так что ужин в гостинице нам был обеспечен. Что же это за блюдо и почему местные жители с трепетом относятся к нему? Паэлья - национальное валенсийское блюдо из риса, подкрашенного шафраном, с добавлением оливкового масла. Кроме этого в паэлью могут добавляться морепродукты, овощи, курица, колбаса и т. п. Название происходит от валенсийского слова «paella» - «сковорода». Существует множество рецептов приготовления паэльи. Сами испанцы утверждают, что их свыше трёхсот. Классическая паэлья, помимо риса, включает в себя 6-7 видов рыбы и морепродуктов, курицу, белое вино, зелень и специи. Рядом с Кафедральным собором на летней террасе попробовали ещё один чисто валенсийский продукт орчату. Это местный освежающий напиток из тигрового ореха, по цвету напоминающий молоко, который подают летом вместе с фартонами - бисквитами в виде длинных трубочек. Очень вкусно и сытно!

   Знакомство с этим удивительным городом заканчиваем у старинных северных городских ворот Торрес де Серрано, построенных в 1398 году на месте прежних римских сооружений и отреставрированных в 1930 году. С их массивных башен открывается превосходный вид на город. В башнях размещается Морской музей, где представлены различные древности, найденные в море.